Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Служение Москва Должностьправославный издатель, член религиозно-философского общества, почетный член МДА, организатор христианского кружка Год начала1902
Михаил Новоселов участвовал в Религиозно-философских собраниях 19011903 годов.
Являлся автором статей на церковные темы, публиковался в "Миссионерском обозрении"
и "Церковных ведомостях".
В 1902г. он опубликовал брошюру "Забытый путь опытного Богопознания".
Этим выпуском началось издание М.А.Новоселовым "Религиозно-философской библиотеки"
(РФБ), в которой публиковались многие известные российские православные мыслители
(многие из книг серии были написаны самим Новоселовым или при его участии).
Главной целью РФБ было привлечь внимание к великим духовным сокровищам,
добытым святыми отцами и подвижниками, обращаясь к истокам христианства и
выводя читателя на просторы духовного познания через Благодать Божию.
В 1905г. М.А.Новоселов выступал противником планов поспешного избрания
Патриарха, сторонником проведения собора Русской Православной Церкви,
а для его подготовки образования Соборного подготовительного Совещания
из нескольких епископов, представителей духовенства и мирян.
В 19051918 годах он участвовал в работе Московского религиозно-философского
общества памяти Владимира Соловьева.
В 1907г. организовал в Москве строго православный
"Кружок ищущих христианского просвещения в духе Православной Христовой Церкви".
В состав кружка входили его ближайшие друзья священники Павел Флоренский
и Иосиф Фудель, а также Ф.Д.Самарин, В.А.Кожевников, С.Н.Булгаков,
П.Б. и С.Б.Мансуровы, Н.Д.Кузнецов, Ф.К.Андреев.
По словам В.В.Розанова, "Суть связи этого кружка личная и нравственная; высшее его качество не выявляться, не спорить; печататься как можно меньше. Но взамен этого чаще видеться, общаться; жить некоторою общею жизнью, или почти общею. Без всяких условий и уговоров они называют почти старейшего между ними, Михаила Александровича Новоселова, "авва Михаил". И хотя некоторые из них неизмеримо превосходят почтенного и милого М.А.Новоселова ученостью и вообще "умными качествами", но, тем не менее, чтут его, "яко отца", за ясный, добрый характер, за чистоту души и намерений и не только выслушивают его, но и почти слушаются его".
Кружок обычно собирался по четвергам ("новоселовские четверги") на квартире
Михаила Александровича, который жил вместе с матерью напротив храма Христа Спасителя.
Двери его квартиры были открыты для всех, здесь можно было
встретить всю Россию от странника-мужика и студента-богоискателя до
знаменитого литератора или профессора Московского университета.
Здесь кипела и ладилась работа при небольшом числе помощников.
Главное, что отличало этот кружок его строго церковное направление. Он
пользовался покровительством ректора МДА еп.Феодора (Поздеевского) и
духовно окормлялся старцами Зосимовой пустыни.
Основной идеей кружка была мысль, что изменить жизнь к
лучшему можно только на основе внутреннего изменения человека, которого
можно достигнуть на основе совместного соборного изучения Св.Писания и Св.Предания.
Люди стремились к интимному духовному общению, чтобы реализовать идею
соборного богопознания. Михаила Александровича почитали за ясный и добрый характер,
за чистоту души и намерений. По воспоминаниям члена кружка К.С.Родионова: "Это было чисто православное общество, а М.А.Новоселов был идейным руководителем Православия в Москве".
Михаил Александрович снискал себе не только всеобщее уважение, но и любовь.
За аскетическую жизнь, проводимую в мирской обстановке, за светлый характер
его называли в Москве "белым старцем".
В.В.Розанов подарил М.А.Новоселову свою книгу "Опавшие листья" с дарственной
надписью: "Дорогому Михаилу Александровичу Новоселову, собирающему травы на ниве
церковной и преобразующему их в корм для нашей интеллигенции. С уважением, памятью
и любовью В.Розанов".
М.А.Новоселов резко негативно относился к деятельности Григория Распутина,
выпустил в своем издательстве брошюру
"Григорий Распутин и мистическое распутство" (М., 1912), которая была
запрещена и конфискована в типографии. Газета "Голос Москвы" была оштрафована
за публикацию выдержек из нее.
В 1912г. он был избран почетным членом Московской Духовной Академии
за свою деятельность в области духовного просвещения и христианской апологетики.
Являлся членом Училищного совета при Святейшем Синоде.
Автор работ в защиту имяславия учения об имени Божием.
После 1916г. он занял профессорскую кафедру классической филологии
в Московском Университете