Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][prev][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ФИО Новоселов Михаил Александрович
    Новоселов Михаил Александрович 
    Год рождения 1864 
    День рождения 1 
    Месяц рождения 7 
    Место рождения Тверская губ., Вышневолоцкий у., Домославская вол., с.Бабье 
    Специальность кандидат богословия, православный деятель, духовный писатель 
    По данным [6],[7],[9] в 1920г. принял тайный постриг с именем Марк
    и в 1923г. хиротонисан во епископа Сергиевского.
    Родился 1/13 июля 1864г.
    Дед — Григорий Алексеевич Новоселов (1812-после 1891) был протоиереем погоста
    Заборовье Вышневолоцкого уезда.
    Отец — Александр Григорьевич Новоселов (1834–1887) окончил Санкт-Петербургский
    университет, был директором тульской, а затем 4-й московской классической
    гимназии. Действительный статский советник. В 1882 году был признан с семьей
    в потомственном дворянстве и внесен в родословную книгу Тверской губернии.
    Мать — Капитолина Михайловна, урожденная Зашигранская, дочь священника
    с.Бабье Вышневолоцкого уезда Михаила Васильевича Зашигранского
    Родство Фотографии[1] [2] [3] [4] [5]
       
      Мученик Михаил Новоселов. Икона. 
       
      Новоселов М.А. (фото из дела) 
       
      Новоселов М.А. 
       
      Новоселов М.А. 
       
      М.А.Новоселов и свящ.П.Флоренский 
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1882г.] [1882-1888гг.] [1888-1902гг.] [1902-1920гг.] [1920-1923гг.] [1923гг.] [1923-1931гг.] [1931-1937гг.] [1937-1938гг.] [1938г.]
      Места проживания
        Тула 
        В начале жизни жил с родителями в Туле.
        Его отец был известным педагогом, директором Тульской гимназии, в которой
        учился и Миша. Под руководством отца Михаил получил хорошее образование
        Из воспоминаний В.Д.Пришвиной:
        "По семейному преданию, когда на квартиру Новоселовых по поводу своих сыновей
        приехал Л.Н.Толстой, он увидал восьмилетнего Мишу и сказал его отцу:
        "Вот удивительный ребенок — в нем сохранилось дитя, ему по душе действительно
        восемь лет, это очень редко бывает!"
        В 1882г. Михаил Новоселов окончил 4-ю Московскую гимназию с золотой медалью
        и поступил в Московский университет
      Образование
        Московский университет, историко-филологический факультет 
        Год поступления 1882 
        Год окончания 1886 
      Места проживания
        Москва 
        Год начала 1882 
        Год окончания 1888 
        Месяц окончания 2 
        К моменту окончания историко-филологического факультета Московского Университета
        Михаил был горячо увлечен идеями Л.Н.Толстого, с которым был знаком еще
        с детских лет через своего отца. В дневниках и письмах Л.Н.Толстого часто
        встречается фамилия Новоселова, который был любимым учеником писателя.
        Будучи идеалистически настроенным, искренним и восторженным, Михаил отдался
        его делу, практическому осуществлению толстовских идей: устройство столовых для
        голодающих и организацию толстовских колоний.
        Михаил решил на практике осуществить пропагандируемый Толстым образ жизни —
        жить на земле трудом своих рук
      Аресты
        Москва 
        Год ареста 1887 
        День ареста 27 
        Месяц ареста 12 
        Обвинение при аресте организация нелегального кружка и издание нелегальной литературы 
        Часто собиравшаяся у Новоселова молодежь и размножение гектографическим
        способом брошюры Толстого "Николай Палкин", найденной при обыске, грозило ему
        ссылкой в Сибирь. Этого удалось избежать благодаря вмешательству Л.Н.Толстого.
        В начале февраля 1888г. он был выпущен под гласный надзор полиции без
        права проживания в столицах
      Места проживания
        Тверская губ., с.Дугино 
        Год начала 1888 
        Год окончания 1890 
        Получив наследство после смерти отца, в 1888 году основал в селе Дугино
        Тверской губернии одну из первых в России толстовских земледельческих общин.
        Община просуществовала только два года, показав нежизнеспособность толстовских
        идей: ее участникам-интеллигентам было трудно и непривычно заниматься
        физической работой
        Тверская губ., г.Вышний Волочек 
        Год окончания 1892 
        Москва 
        Год начала 1892 
        Год окончания 1902 
        В 1892г. Михаил Новоселов пересмотрел свои взгляды, став приверженцем
        Православной Церкви.
        К тридцати годам Новоселов преодолел соблазн толстовства и вернулся в
        Православную Церковь. Этому способствовала дружба с В.С.Соловьевым.
        Михаил Новоселов был автором "Открытого письма" Толстому, в котором,
        в частности, говорилось:
            "Служить вы хотите не Господу, Которого знает и признает вселенское
             христианство... а какому-то неведомому безличному началу, столь чуждому
             душе человеческой, что она не может прибегать к нему ни в скорбные,
             ни в радостные минуты бытия своего".
        Разойдясь с Толстым, М.А.Новоселов прервал с ним всякое общение.
        Последнее в жизни письмо из Оптиной пустыни было написано Л.Н.Толстым
        М.А.Новоселову. Михаил Александрович не успел уже на него ответить,
        но много позже говорил, что "наверное, и не ответил бы, если бы даже
        Л.Н.Толстой остался жить": Михаил Александрович не принимал толстовского
        отношения к Личности Христа, в чем и заключался их непримиримый спор.
        В ходе своего дальнейшего духовного развития Михаил Новоселов сблизился с
        о.Иоанном Кронштадтским, со старцами Оптиной и Зосимовой пустынь.
        Его духовником стал игумен Герман из Зосимовой пустыни.
        Обретя Истину и Бога в лоне Православной Церкви, он всю свою дальнейшую
        кипучую деятельность посвятил служению ей
      Служение
        Москва 
        Должность православный издатель, член религиозно-философского общества, почетный член МДА, организатор христианского кружка 
        Год начала 1902 
        Михаил Новоселов участвовал в Религиозно-философских собраниях 1901–1903 годов.
        Являлся автором статей на церковные темы, публиковался в "Миссионерском обозрении"
        и "Церковных ведомостях".
        В 1902г. он опубликовал брошюру "Забытый путь опытного Богопознания".
        Этим выпуском началось издание М.А.Новоселовым "Религиозно-философской библиотеки"
        (РФБ), в которой публиковались многие известные российские православные мыслители
        (многие из книг серии были написаны самим Новоселовым или при его участии).
        Главной целью РФБ было привлечь внимание к великим духовным сокровищам,
        добытым святыми отцами и подвижниками, обращаясь к истокам христианства и
        выводя читателя на просторы духовного познания через Благодать Божию.
        В 1905г. М.А.Новоселов выступал противником планов поспешного избрания
        Патриарха, сторонником проведения собора Русской Православной Церкви,
        а для его подготовки — образования Соборного подготовительного Совещания
        из нескольких епископов, представителей духовенства и мирян.
        В 1905–1918 годах он участвовал в работе Московского религиозно-философского
        общества памяти Владимира Соловьева.
        В 1907г. организовал в Москве строго православный
        "Кружок ищущих христианского просвещения в духе Православной Христовой Церкви".
        В состав кружка входили его ближайшие друзья — священники Павел Флоренский
        и Иосиф Фудель, а также Ф.Д.Самарин, В.А.Кожевников, С.Н.Булгаков,
        П.Б. и С.Б.Мансуровы, Н.Д.Кузнецов, Ф.К.Андреев.
        По словам В.В.Розанова,
            "Суть связи этого кружка — личная и нравственная; высшее его качество —
             не выявляться, не спорить; печататься как можно меньше.
             Но взамен этого — чаще видеться, общаться; жить некоторою общею жизнью,
             или — почти общею.
             Без всяких условий и уговоров они называют почти старейшего между ними,
             Михаила Александровича Новоселова, "авва Михаил". И хотя некоторые из них
             неизмеримо превосходят почтенного и милого М.А.Новоселова ученостью
             и вообще "умными качествами", но, тем не менее, чтут его, "яко отца",
             за ясный, добрый характер, за чистоту души и намерений и не только
             выслушивают его, но и почти слушаются его".
        Кружок обычно собирался по четвергам ("новоселовские четверги") на квартире
        Михаила Александровича, который жил вместе с матерью напротив храма Христа Спасителя.
        Двери его квартиры были открыты для всех, здесь можно было
        встретить всю Россию — от странника-мужика и студента-богоискателя до
        знаменитого литератора или профессора Московского университета.
        Здесь кипела и ладилась работа при небольшом числе помощников.
        Главное, что отличало этот кружок — его строго церковное направление. Он
        пользовался покровительством ректора МДА еп.Феодора (Поздеевского) и
        духовно окормлялся старцами Зосимовой пустыни.
        Основной идеей кружка была мысль, что изменить жизнь к
        лучшему можно только на основе внутреннего изменения человека, которого
        можно достигнуть на основе совместного соборного изучения Св.Писания и Св.Предания.
        Люди стремились к интимному духовному общению, чтобы реализовать идею
        соборного богопознания. Михаила Александровича почитали за ясный и добрый характер,
        за чистоту души и намерений. По воспоминаниям члена кружка К.С.Родионова:
           "Это было чисто православное общество, а М.А.Новоселов был идейным
            руководителем Православия в Москве".
        Михаил Александрович снискал себе не только всеобщее уважение, но и любовь.
        За аскетическую жизнь, проводимую в мирской обстановке, за светлый характер
        его называли в Москве "белым старцем".
        В.В.Розанов подарил М.А.Новоселову свою книгу "Опавшие листья" с дарственной
        надписью: "Дорогому Михаилу Александровичу Новоселову, собирающему травы на ниве
        церковной и преобразующему их в корм для нашей интеллигенции. С уважением, памятью
        и любовью В.Розанов".
        М.А.Новоселов резко негативно относился к деятельности Григория Распутина,
        выпустил в своем издательстве брошюру
        "Григорий Распутин и мистическое распутство" (М., 1912), которая была
        запрещена и конфискована в типографии. Газета "Голос Москвы" была оштрафована
        за публикацию выдержек из нее.
        В 1912г. он был избран почетным членом Московской Духовной Академии
        за свою деятельность в области духовного просвещения и христианской апологетики.
        Являлся членом Училищного совета при Святейшем Синоде.
        Автор работ в защиту имяславия — учения об имени Божием.
        После 1916г. он занял профессорскую кафедру классической филологии
        в Московском Университете
        Московская губ., монастырь 
        Должность послушник 
        Михаил Новоселов некоторое время был послушником в одном из монастырей
        Москва 
        Должность издатель "Религиозно-Философской библиотеки" 
        Год окончания 1917 
        Вернувшись из монастыря, он занялся делом составления и издания
        "Религиозно-Философской библиотеки" для народа. Темы его изданий не ограничивались
        одними узкоцерковными вопросами, но сводились к Православию как "Столпу и
        утверждению Истины".
        Его издательская деятельность продолжалась до 1917г. Всего вышло 39 выпусков
        "РФБ", кроме этой серии вышло около 20 непронумерованных книг, в которых
        разбирались более специальные вопросы. Новоселов издавал еще и "Листки
        РФБ", которые выходили двумя сериями: первая ("Семена царствия Божия") состояла
        из писаний святых отцов; вторая ("Русская религиозная мысль") содержала
        размышления о вере и религиозной жизни выдающихся русских писателей и
        ученых (всего вышло более 80 листков).
        Серия издавалась в Вышнем Волочке, а затем в Москве и в Сергиевом Посаде.
        В составлении популярных книг по святоотеческой литературе и церковным вопросам
        ему помогала дочь московского священника и сама знаток церковной литературы
        М.А.Викторова (В 1930-е годы она попала в лагеря, где приняла монашеский
        постриг).
        Москва 
        Должность член Временного Совета объединенных приходов г.Москвы 
        Год начала 1918 
        Год окончания 1918 
        В 1918г. М.А.Новоселов был членом Временного Совета объединенных приходов города Москвы.
        В феврале 1918г. Советом объединенных приходов г.Москвы была выпущена листовка,
        призывающая верующих защищать храмы от посягательств богоборческой власти.
        Священный Собор Российской Православной Церкви 1917–1918гг. 
        Должность делегат Священного Собора 
        Год начала 1917 
        День начала 15 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1918 
        М.А.Новоселов входил в состав отдела о духовно-учебных заведениях
        Поместного собора Русской православной церкви 1917–1918 годов
        Москва, Богословские курсы 
        Должность преподаватель 
        Год начала 1918 
        Год окончания 1920 
        М.А.Новоселов продолжал работать в области духовного просвещения, предоставив
        свою квартиру для занятий созданных весной 1918г. по благословению
        Патриарха Тихона Богословских курсов, преподавал на этих курсах
      Рукоположение
        монах 
        Марк 
        1920 
        В 1920г. Михаил Александрович принял тайный монашеский постриг с именем Марк [6],[7],[9]
      Служение
        Москва 
        монах 
        Должность член "Братства ревнителей Православия" 
        Год начала 1920 
        Год окончания 1922 
        С 1922г. входил в "Братство ревнителей Православия".
        Из воспоминаний В.Д.Пришвиной [5], относящихся к началу 1920-х годов:
        "При первой встрече с ним за столом в квартире моего институтского друга у меня
        было то же, что много лет назад "толстовское" впечатление: ребенок в облике
        молодого старика. Ему не было тогда и 60 лет, но из-за седой его бороды и из-за
        моей собственной юности я его сразу отнесла к старикам. На свежем лице светились
        мыслью и весельем голубые глаза. Юмор не изменял "дяденьке" (так звала его вся Москва)
        в самые тяжкие минуты жизни. Если бы мне поставили задачу найти человека, ярко
        выражающего русский характер, я бы без колебания указала на Михаила Александровича.
        Был он широко сложен, но благодаря воздержанной жизни легок и подвижен.
        От природы он был одарен большой физической силой и в молодости славился в Туле
        как кулачный боец, о чем любил с задором рассказывать. В его существе разлита была
        гармония физической и нравственной одаренности, без тени болезни и надрыва.
        Шла ему любовь к цветам, к природе, к красивым вещам, которые он не приобретал,
        не хранил, но умел ими любоваться... Около М.А. все оживлялось, молодело, дышало
        благожелательством и бодростью, как будто в своей бесприютной, нищей и зависимой
        ото всех жизни он все-таки был ее господином и повелителем...
        Большая квартира Михаила Александровича походила скорее на книжный склад
        Над его постелью висел большой портрет его матери, умершей незадолго до этого.
        Он сказал мне: "Вас прошу, всех прошу: поминайте иногда рабу Божию Капитолину!""
        М.А.Новоселов боролся с "Живой Церковью". Он рассылал доступно изложенные послания к
        мирянам и духовенству, направленные против обновленчества. Эти послания
        переписывались и распространялись добровольцами в разных концах страны
      Аресты
        Москва 
        Год ареста 1922 
        День ареста 12 
        Месяц ареста 8 
        Обвинение при аресте сопротивление обновленцам 
        Против него 11 июля 1922г. было возбуждено уголовное дело по обвинению
        в "антисоветской агитации", в ночь на 12 июля того же года в его квартире
        был произведен обыск. Была произведена попытка ареста, ордер был подписан
        зам пред.ГПУ Генрихом Ягодой. Но Михаил Александрович находился в тот момент
        в Оптиной Пустыни, и ему в тот раз удалось избежать ареста.
        Он был арестован 12 августа 1922г. и до 19 марта 1923г. находился под арестом.
        Дело против него было прекращено в связи с тем, что при обыске не было найдено ничего
        компрометирующего (был изъят лишь орден Святого Станислава)
        19 марта 1923г. дело было прекращено и сдано в архив
      Места проживания
        Тверская губ., г.Вышний Волочок 
        Год начала 1923 
        Год окончания 1923 
        После освобождения из-под ареста М.А.Новоселов уехал в Вышний Волочек,
        где и поселился, жил на нелегальном положении
      Рукоположение
        епископ 
        1923 
        Место Москва, Данилов монастырь 
        Кто рукоположил архиепископ Феодор (Поздеевский), епископ Арсений (Жадановский), епископ Серафим (Звездинский) 
        В 1923г. он был тайно хиротонисан во епископа Сергиевского
        архиепископом Феодором (Поздеевским), епископами Арсением (Жадановским) и
        Серафимом (Звездинским) [6],[7],[9]
      Места проживания
        Тверская губ., г.Вышний Волочок 
        Год начала 1923 
        В 1922–1927гг. он написал свое основное сочинение — "Письма к друзьям",
        посвященные актуальным вопросам церковной жизни.
        В нем он резко критиковал обновленческое движение, рассуждал о причинах гонений
        на Церковь в России, рассматривался вопрос о конечных судьбах Церкви и мира,
        значительное внимание уделялось эсхатологическим рассуждениям, анализировал
        различия между православием, католицизмом и протестантизмом, отдавая
        безусловное предпочтение первому.
        Принадлежал к традиции мистического богословия.
        (В 1970–1980-е годы отдельные "Письма к друзьям", ранее распрострнявшиеся
        в самиздате, были опубликованы в зарубежном "Вестнике РХД" и в нелегально
        издававшемся альманахе "Надежда" (1984))
        Москва, дом Ковригиной 
        Год окончания 1929 
        День окончания 23 
        Месяц окончания 3 
        До ареста в 1929г. Новоселов жил в Москве и под Москвой на нелегальном
        положении у разных друзей, не сняв бороды, хотя она и выдавала его.
        Часто он находил приют у одной самоотверженной женщины, Клавдии Владимировны
        Назаровой. Иногда жил в квартире В.Д.Пришвиной (Валерии Лиорко) и ее матери.
        Летом 1925г. жил под Москвой на ст.Пески на высоком берегу Москвы-реки в
        заброшенном доме своих друзей.
        Летом 1927г. жил у друзей на ст.Лобня под Москвой. Тем летом у него были
        сердечные приступы.
        Иногда он уезжал в другие города, где у него были единомышленники.
        Из воспоминаний В.Д.Пришвиной [5]:
        "Сейчас такое время, — сказал мне однажды Михаил Александрович, — когда
        праведность человека перед Богом определяется не столько его личным
        поведением, грехами или добродетелью, сколько его твердостью в вере — в
        верности церковному сознанию, решимостью стоять в этой верности до смерти
        и мученичества".
        М.А.Новоселов не признавал "Декларацию" митрополита Сергия (Страгородского).
        Однако он был против возможного раскола Церкви по этому вопросу.
        Из воспоминаний В.Д.Пришвиной [5](1929г.):
        "Вокруг шли аресты священников и мирян, не признававших митрополита Сергия.
        Михаил Александрович приходил к нам усталый, грустный. Люди, дававшие ему
        кров, начинали его побаиваться... Вокруг исчезали все лучшие... Я спросила
        Михаила Александровича: "Как нам быть, если не останется священников
        старого посвящения?" — "Не надо создавать новый раскол, — ответил Михаил
        Александрович. — У нас единая Церковь, внутри которой ведется борьба. Если
        никого не останется — идите с ними, только не забывайте крови мучеников и
        пронесите свидетельство до будущего Церковного Собора, который нас рассудит,
        если только не кончится история и не рассудит уже Сам Господь".
        После Декларации 1927г. он стал видным деятелем "иосифлянского" движения.
        Вместе с протоиереем Федором Андреевым он составил обращение к Заместителю
        Патриаршего местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) с предложением
        изменить церковно-политический курс
      Аресты
        Москва 
        Год ареста 1929 
        День ареста 23 
        Месяц ареста 3 
        23 марта 1929г. был арестован на московской улице
      Осуждения
        Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 
        17 /05 /1929 
        Обвинение "руководитель антисоветских церковников" 
        Приговор 3 года тюремного заключения 
        Из обвинения:
            "Руководитель антисоветских церковников, ведущий их к переходу
             на нелегальное положение, распространяющий своеобразные циркуляры
             идеологического антисоветского характера с призывом к "мученичеству"".
        23 мая 1929г. был приговорен к трем годам лишения свободы,
        По другим данным, дата приговора — 23 мая 1929г.
      Места заключения
        Владимирская о., г.Суздаль, Суздальский политизолятор 
        Год начала 1929 
        Год окончания 1929 
        Отбывал наказание сначала в Суздальском политизоляторе, затем переведен
        в Ярославский политизолятор
        Ярославль, Ярославский политизолятор 
        Год начала 1929 
        Год окончания 1930 
        Как особо опасный "элемент", находился не в лагере, а в тюрьме (политизоляторе)
        в одиночном заключении.
        В 1930г. был перевезен в Москву
        Москва, Бутырская тюрьма 
        Год начала 1930 
        Год окончания 1931 
        В Москве находился в заключении в Бутырской тюрьме
        Был привлечен по делу "Всесоюзного Центра "Истинное Православие""
      Осуждения
        Коллегия ОГПУ СССР 
        03 /09 /1931 
        Обвинение "активный участник церковно-политического центра всесоюзной к/р организации "Истинно-Православная Церковь"" 
        Статья ст.58–11 УК РСФСР 
        Приговор 8 лет лишения свободы в места, подведомственные ОГПУ, считая срок с 23/03/1929г. 
        Групповое дело "Дело Всесоюзного центра Истинного Православия, 1931г." 
        М.А.Новоселов был обвинен в том, что
            "Играл решающую роль в идеологическом объединении духовенства,
             оппозиционного митрополиту Сергию (Страгородскому)".
        3 сентября 1931г. получил новый срок — 8 лет лишения свободы.
        В приговоре 1931г. было указано:
            "В отношении М.А.Новоселова постановление Особого Совещания от 17/05/1929г.
             считать поглощенным настоящим постановлением"
        Из обвинительного заключения:
            "На протяжении ряда лет являлся участником "Церковно-Политического Центра"
             всесоюзной к/р организации "Истинно-Православная Церковь", находился на
             нелегальном положении.
             По поручению этого центра вместе с реакционными церковниками в Ленинграде
             создал "Всесоюзный церковно-административный центр" этой организации и
             руководил последним по заданиям центра в к/р направлении, требуя
             от организации активной к/р деятельности. Разъезжая систематически по
             периферии, создал ряд филиалов этой организации — в Твери, в Серпухове и
             в ряде других местностей и направлял их к/р деятельность.
             Составлял контрреволюционные документы и руководил их распространением"
      Места заключения
        Ярославль, Ярославский политизолятор 
        Год начала 1931 
        Год окончания 1937 
        День окончания 26 
        Месяц окончания 6 
        Срок заключения М.А.Новоселов отбывал в Ярославском политизоляторе.
        Существует информация, что, находясь в изоляторе, Новоселов обратил
        в православие одного из заключенных, турка Ахмета Ихсана.
        По воспоминаниям Ихсана, Новоселов пользовался уважением узников,
        которые называли его аввой и богословом (хотя сам он возражал против того,
        чтобы его именовали богословом).
        Из воспоминаний В.Д.Пришвиной:
             "Старушки, посылавшие М.А.Новоселову передачи в тюрьму, потеряли его след
              ... посылки стали возвращаться обратно без объяснения.
              Только однажды получили о нем живое свидетельство: к старушкам пришел
              освободившийся из заключения и высылавшийся на родину незнакомый турок. Он
              выполнял данное Новоселову обещание — передать от него благословение и
              благодарность. Турок встретил Михаила Александровича в тюремной больнице, где
              тот обратил его в христианство. Он говорил о Михаиле Александровиче как о
              святом"
      Осуждения
        07 /02 /1937 
        Обвинение "контрреволюционная деятельность" 
        Приговор 3 года тюремного заключения 
        7 февраля 1937г., находясь в Ярославской тюрьме, М.А.Новоселов получил еще
        один срок — — три года тюремного заключения.
        29 июня 1937г. он был перевезен в Вологодскую тюрьму
      Места заключения
        Вологда, тюрьма 
        Год начала 1937 
        День начала 26 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1938 
      Осуждения
        тройка при УНКВД Вологодской обл. 
        17 /01 /1938 
        Обвинение "распространение среди сокамерников клеветы по адресу руководителей ВКПб" 
        Приговор высшая мера наказания — расстрел 
        В Вологодской тюрьме против него было возбуждено уголовное дело.
        Из обвинения:
            "Систематическое распространение среди сокамерников клеветнических
             сведений по адресу руководителей ВКПб и Советского Правительства
             с целью вызвать недовольство и организованные действия против
             установленных тюремных правил и продолжение борьбы в условиях тюрьмы".
        17 января 1938г. он был приговорен к расстрелу постановлением Вологодского УНКВД;
    Кончина
      1938 
      День 20 
      Месяц 1 
      расстрел 
      Место Вологда, тюрьма 
      Погребен в общей безвестной могиле
    Канонизация
      Мученик Михаил Новоселов 
      Дата 20/08/2000 
      Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. 
      Кто представил Московская епархия 
      Дни памяти
        Собор новомучеников и исповедников Российских 
        Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
    Труды
      книга: "Письма к друзьям" 
      1994 
    Публикации
      1 Полищук Е.С. Михаил Александрович Новоселов и его "Письма к друзьям"// Новоселов М.А. Письма к друзьям. М.: Изд-во ПСТБИ, 1994. 
      2 Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949–1957гг. (Джорданвилль). Ч.2. 
      С.135–136. 
      3 Емельянов Н.Е. За Христа пострадавшие// Татьянин день. 1998. Февраль. N 19. 
      С.13. 
      4 Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000г. 
      5 Пришвина Валерия. Невидимый град: Библиотека мемуаров. М.:Молодая гвардия, 2003. 
      С.193–198,259–263,302,349,368–369,374,400,412,424–425,506. 
      6 http://ru.wikipedia.org/wiki/ (Википедия — Свободная энциклопедия. Михаил Александрович Новоселов). 
      7 http://azbyka.ru/days/sv-mihail-novoselov-1 (Православный Церковный календарь. Азбука веры. Мученик Михаил (Новоселов). Житие). 
      8 Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Январь. Тверь:"Булат", 2005. 
      С.69–91. 
      9 http://vvprav.ru/index.php/2013/04/ekklesiologiya-svyatogo-muchenika-mixaila-novoselova-v-kontekste-sobytij-20-x-godov-xx-veka/ikona/ (Экклесиология святого мученика Михаила (Новоселова) 
    Документы
      ЦА ФСБ РФ. Д.П-7377. 
      Т.2. 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ