Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ФИО Новоселов Михаил Александрович Дела oal.13 => oal.13 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
4
    Служение
      Москва 
      Должность православный издатель, член религиозно-философского общества, почетный член МДА, организатор христианского кружка 
      Год начала 1902 
      Михаил Новоселов участвовал в Религиозно-философских собраниях 1901–1903 годов.
      Являлся автором статей на церковные темы, публиковался в "Миссионерском обозрении"
      и "Церковных ведомостях".
      В 1902г. он опубликовал брошюру "Забытый путь опытного Богопознания".
      Этим выпуском началось издание М.А.Новоселовым "Религиозно-философской библиотеки"
      (РФБ), в которой публиковались многие известные российские православные мыслители
      (многие из книг серии были написаны самим Новоселовым или при его участии).
      Главной целью РФБ было привлечь внимание к великим духовным сокровищам,
      добытым святыми отцами и подвижниками, обращаясь к истокам христианства и
      выводя читателя на просторы духовного познания через Благодать Божию.
      В 1905г. М.А.Новоселов выступал противником планов поспешного избрания
      Патриарха, сторонником проведения собора Русской Православной Церкви,
      а для его подготовки — образования Соборного подготовительного Совещания
      из нескольких епископов, представителей духовенства и мирян.
      В 1905–1918 годах он участвовал в работе Московского религиозно-философского
      общества памяти Владимира Соловьева.
      В 1907г. организовал в Москве строго православный
      "Кружок ищущих христианского просвещения в духе Православной Христовой Церкви".
      В состав кружка входили его ближайшие друзья — священники Павел Флоренский
      и Иосиф Фудель, а также Ф.Д.Самарин, В.А.Кожевников, С.Н.Булгаков,
      П.Б. и С.Б.Мансуровы, Н.Д.Кузнецов, Ф.К.Андреев.
      По словам В.В.Розанова,
          
      "Суть связи этого кружка — личная и нравственная; высшее его качество —
           не выявляться, не спорить; печататься как можно меньше.
           Но взамен этого — чаще видеться, общаться; жить некоторою общею жизнью,
           или — почти общею.
           Без всяких условий и уговоров они называют почти старейшего между ними,
           Михаила Александровича Новоселова, "авва Михаил". И хотя некоторые из них
           неизмеримо превосходят почтенного и милого М.А.Новоселова ученостью
           и вообще "умными качествами", но, тем не менее, чтут его, "яко отца",
           за ясный, добрый характер, за чистоту души и намерений и не только
           выслушивают его, но и почти слушаются его".

      Кружок обычно собирался по четвергам ("новоселовские четверги") на квартире
      Михаила Александровича, который жил вместе с матерью напротив храма Христа Спасителя.
      Двери его квартиры были открыты для всех, здесь можно было
      встретить всю Россию — от странника-мужика и студента-богоискателя до
      знаменитого литератора или профессора Московского университета.
      Здесь кипела и ладилась работа при небольшом числе помощников.
      Главное, что отличало этот кружок — его строго церковное направление. Он
      пользовался покровительством ректора МДА еп.Феодора (Поздеевского) и
      духовно окормлялся старцами Зосимовой пустыни.
      Основной идеей кружка была мысль, что изменить жизнь к
      лучшему можно только на основе внутреннего изменения человека, которого
      можно достигнуть на основе совместного соборного изучения Св.Писания и Св.Предания.
      Люди стремились к интимному духовному общению, чтобы реализовать идею
      соборного богопознания. Михаила Александровича почитали за ясный и добрый характер,
      за чистоту души и намерений. По воспоминаниям члена кружка К.С.Родионова:
         "Это было чисто православное общество, а М.А.Новоселов был идейным
          руководителем Православия в Москве".

      Михаил Александрович снискал себе не только всеобщее уважение, но и любовь.
      За аскетическую жизнь, проводимую в мирской обстановке, за светлый характер
      его называли в Москве "белым старцем".
      В.В.Розанов подарил М.А.Новоселову свою книгу "Опавшие листья" с дарственной
      надписью: "Дорогому Михаилу Александровичу Новоселову, собирающему травы на ниве
      церковной и преобразующему их в корм для нашей интеллигенции. С уважением, памятью
      и любовью В.Розанов".

      М.А.Новоселов резко негативно относился к деятельности Григория Распутина,
      выпустил в своем издательстве брошюру
      "Григорий Распутин и мистическое распутство" (М., 1912), которая была
      запрещена и конфискована в типографии. Газета "Голос Москвы" была оштрафована
      за публикацию выдержек из нее.
      В 1912г. он был избран почетным членом Московской Духовной Академии
      за свою деятельность в области духовного просвещения и христианской апологетики.
      Являлся членом Училищного совета при Святейшем Синоде.
      Автор работ в защиту имяславия — учения об имени Божием.
      После 1916г. он занял профессорскую кафедру классической филологии
      в Московском Университете
      Московская губ., монастырь 
      Должность послушник 
      Михаил Новоселов некоторое время был послушником в одном из монастырей
      Москва 
      Должность издатель "Религиозно-Философской библиотеки" 
      Год окончания 1917 
      Вернувшись из монастыря, он занялся делом составления и издания
      "Религиозно-Философской библиотеки" для народа. Темы его изданий не ограничивались
      одними узкоцерковными вопросами, но сводились к Православию как "Столпу и
      утверждению Истины".

      Его издательская деятельность продолжалась до 1917г. Всего вышло 39 выпусков
      "РФБ", кроме этой серии вышло около 20 непронумерованных книг, в которых
      разбирались более специальные вопросы. Новоселов издавал еще и "Листки
      РФБ", которые выходили двумя сериями: первая ("Семена царствия Божия") состояла
      из писаний святых отцов; вторая ("Русская религиозная мысль") содержала
      размышления о вере и религиозной жизни выдающихся русских писателей и
      ученых (всего вышло более 80 листков).
      Серия издавалась в Вышнем Волочке, а затем в Москве и в Сергиевом Посаде.
      В составлении популярных книг по святоотеческой литературе и церковным вопросам
      ему помогала дочь московского священника и сама знаток церковной литературы
      М.А.Викторова (В 1930-е годы она попала в лагеря, где приняла монашеский
      постриг).
      Москва 
      Должность член Временного Совета объединенных приходов г.Москвы 
      Год начала 1918 
      Год окончания 1918 
      В 1918г. М.А.Новоселов был членом Временного Совета объединенных приходов города Москвы.
      В феврале 1918г. Советом объединенных приходов г.Москвы была выпущена листовка,
      призывающая верующих защищать храмы от посягательств богоборческой власти.
      Священный Собор Российской Православной Церкви 1917–1918гг. 
      Должность делегат Священного Собора 
      Год начала 1917 
      День начала 15 
      Месяц начала 8 
      Год окончания 1918 
      М.А.Новоселов входил в состав отдела о духовно-учебных заведениях
      Поместного собора Русской православной церкви 1917–1918 годов
      Москва, Богословские курсы 
      Должность преподаватель 
      Год начала 1918 
      Год окончания 1920 
      М.А.Новоселов продолжал работать в области духовного просвещения, предоставив
      свою квартиру для занятий созданных весной 1918г. по благословению
      Патриарха Тихона Богословских курсов, преподавал на этих курсах

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ