Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT Дела o64.1261 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
6
Места проживания
    Места проживания
    Москва 
    Год окончания 1927 
    Отказался сотрудничать с митрополитом Сергием (Страгородским), не одобряя его
    Декларацию, содержащую далеко идущие уступки Советской власти.
    Позже на допросе в ОГПУ в 1932г. он говорил о митрополите Сергии:
     "Считал неправильным его утверждение в его известном заявлении, что "наша
      радость — ваша радость", ибо интересы церкви не совпадают с интересами государства
      и Советской власти. Советскому государству не нужна религия, а верующий человек
      только и живет религией". [Д2].
    В октябре 1927г. по прошению уволен от управления Тамбовской епархией
    Владимирская губ., г.Муром, Красноармейский пер., д.12 
    Год начала 1927 
    Год окончания 1932 
    По данным [Д1] "проживал в Муроме как административно высланный". [Д1, Л.18–21]
    Осенью 1927г. поселился в Муроме, вел уединенный образ жизни, встречался только
    с очень близкими людьми, преимущественно с монахинями Дивеевского монастыря.
    В соседнем доме поселилась игумения Дивеевского монастыря Александра Траковская,
    а в доме епископа схимонахиня Дивеевского монастыря Долгинцева.
    Помогал архиепископу его келейник Иона (Небогатов Яков Михайлович).
    В двух соседних домах поселились и другие монахини Дивеевского монастыря,
    всего 16 человек. Жили они тихо, в городские церкви на службу не ходили,
    богослужения совершалось в доме. Столовались в складчину,
    продукты покупали на материальную помощь, получаемую из разных мест.
    Из показаний епископа на допросе в 1932г. [Д1, стр.22]:
     "...В моей квартире было много икон... В своей квартире я совершал ежедневно богослужения для себя, совершал
      по большей части молча. Под большие праздники и в воскресные дни я совершал
      всенощные и литургии вслух, вполголоса. Для служения у меня был антиминс,
      сосуды и полный комплект архиерейского облачения, кадило, аналой.
      Облачения были и сшиты, и вышиты в г.Муроме...
      За моими богослужениями, совершаемыми вслух, присутствовала игумения Александра,
      схимонахиня Серафима, послушницы — Анна Баринова, которая помогала мне в
      богослужении,... Пятакова. Означенные лица были
      моими духовными детьми — игумения Александра и Анна Баринова с 1928г. — а
      схимонахиня Серафима и послушница Пятакова с 1929г.".
    Из материалов дела [Д1, стр.37]:
     "Во всех ...квартирах, как в д.12, так и в д.14, было много икон, три аналоя
      для богослужения. В комнате епископа было кадило, епископское облачение, книги
      Священного Писания, антиминс, церковная утварь... ".
    Из показаний монахини Анны Бариновой [Д1, стр.204]:
     "...Находившиеся в нашем доме иконы, различные богослужебные книги, аналой и др.
      церковная утварь взяты из наших келий при ликвидации Дивеевского монастыря...
      В доме N 12, я думаю, тоже — то, что у них имелось из церковной утвари, получено
      из монастыря... ".
    Из показаний епископа на допросе в 1932г. [Д1, стр.26]:
     "...Благотворительное пособие мне оказывали тамбовцы — деньгами и вещами...
      Помогала мне регулярно Евгения Матвеевна Козлова — деньгами и посылками.
      Изредка слала понемногу, рублей по 15–20, Прасковия Мякишева... В последнее
      время к этим лицам присоединились Антонина Смирнова, Николай Самарский.
      Небольшими посылками помогала Наталья Дмитриевна Бенедиктова..."

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ