Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT Дела o64.1261
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
6
    Рукоположение
      архиепископ 
      1927 
    Места проживания
      Москва 
      Год окончания 1927 
      Отказался сотрудничать с митрополитом Сергием (Страгородским), не одобряя его
      Декларацию, содержащую далеко идущие уступки Советской власти.
      Позже на допросе в ОГПУ в 1932г. он говорил о митрополите Сергии:
       "Считал неправильным его утверждение в его известном заявлении, что "наша
        радость — ваша радость", ибо интересы церкви не совпадают с интересами государства
        и Советской власти. Советскому государству не нужна религия, а верующий человек
        только и живет религией". [Д2].
      В октябре 1927г. по прошению уволен от управления Тамбовской епархией
      Владимирская губ., г.Муром, Красноармейский пер., д.12 
      Год начала 1927 
      Год окончания 1932 
      По данным [Д1] "проживал в Муроме как административно высланный". [Д1, Л.18–21]
      Осенью 1927г. поселился в Муроме, вел уединенный образ жизни, встречался только
      с очень близкими людьми, преимущественно с монахинями Дивеевского монастыря.
      В соседнем доме поселилась игумения Дивеевского монастыря Александра Траковская,
      а в доме епископа схимонахиня Дивеевского монастыря Долгинцева.
      Помогал архиепископу его келейник Иона (Небогатов Яков Михайлович).
      В двух соседних домах поселились и другие монахини Дивеевского монастыря,
      всего 16 человек. Жили они тихо, в городские церкви на службу не ходили,
      богослужения совершалось в доме. Столовались в складчину,
      продукты покупали на материальную помощь, получаемую из разных мест.
      Из показаний епископа на допросе в 1932г. [Д1, стр.22]:
       "...В моей квартире было много икон... В своей квартире я совершал ежедневно богослужения для себя, совершал
        по большей части молча. Под большие праздники и в воскресные дни я совершал
        всенощные и литургии вслух, вполголоса. Для служения у меня был антиминс,
        сосуды и полный комплект архиерейского облачения, кадило, аналой.
        Облачения были и сшиты, и вышиты в г.Муроме...
        За моими богослужениями, совершаемыми вслух, присутствовала игумения Александра,
        схимонахиня Серафима, послушницы — Анна Баринова, которая помогала мне в
        богослужении,... Пятакова. Означенные лица были
        моими духовными детьми — игумения Александра и Анна Баринова с 1928г. — а
        схимонахиня Серафима и послушница Пятакова с 1929г.".
      Из материалов дела [Д1, стр.37]:
       "Во всех ...квартирах, как в д.12, так и в д.14, было много икон, три аналоя
        для богослужения. В комнате епископа было кадило, епископское облачение, книги
        Священного Писания, антиминс, церковная утварь... ".
      Из показаний монахини Анны Бариновой [Д1, стр.204]:
       "...Находившиеся в нашем доме иконы, различные богослужебные книги, аналой и др.
        церковная утварь взяты из наших келий при ликвидации Дивеевского монастыря...
        В доме N 12, я думаю, тоже — то, что у них имелось из церковной утвари, получено
        из монастыря... ".
      Из показаний епископа на допросе в 1932г. [Д1, стр.26]:
       "...Благотворительное пособие мне оказывали тамбовцы — деньгами и вещами...
        Помогала мне регулярно Евгения Матвеевна Козлова — деньгами и посылками.
        Изредка слала понемногу, рублей по 15–20, Прасковия Мякишева... В последнее
        время к этим лицам присоединились Антонина Смирнова, Николай Самарский.
        Небольшими посылками помогала Наталья Дмитриевна Бенедиктова..."
    Аресты
      Владимирская о., г.Муром 
      Год ареста 1932 
      День ареста 27 
      Месяц ареста 4 
      Вместе с архиепископом арестованы были все монахини, монах Иона, всего 16 человек.
      Из постановления уполномоченного 3 отделения ОГПУ от 4 октября 1932г.:
        "...Вещественные доказательства, состоящие из "мощей", ваты... — уничтожить
         путем сожжения, а вещественные доказательства, как-то серебряные шкатулки,
         кресты и др. серебряные вещи передать коменданту ПП ОГПУ для дальнейшего
         направления".
    Осуждения
      Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 
      16 /12 /1932 
      Обвинение "к/р агитация, организатор и руководитель к/р группы церковников вокруг нелегального женского монастыря" 
      Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
      Приговор  3 года концлагерей, считая срок с 27.04.1932г. 
      Групповое дело "Дело архиепископа Зиновия (Дроздова) и др. Владимирская о., г.Муром, 1932г." -> 
      Из обвинительного заключения:
         "Осенью 1927г. в Муром прибыл и поселился в д.12 по Красноармейскому пер.
          адм.высланный за к/р деятельность епископ Зиновий — Дроздов Николай Петрович.
          Одновременно с ним в д.N 14 по тому же переулку поселилась игумения
          бывшего Дивеевского монастыря — Траковская Александра с целым штатом
          монашек и послушниц монастыря. Вскоре к Дроздову из разных городов прибыли
          приближенные ему ранее по церковным связям лица и также поселились вместе с
          ним в доме. Между Дроздовым и Траковской существовала тесная связь еще по
          совместному их пребыванию в Дивеевском монастыре. Поэтому одновременное
          их прибытие в г.Муром и устройство на квартиры в двух соседних домах
          преследовало цель сгруппировать вокруг себя реакционно-монашествующий
          элемент, высланный из монастырей в момент их закрытия...
          Поселившись в Муроме, обвиняемый Дроздов и игумения Траковская в двух домах
          по Красноармейскому пер. — 12 и 14 — организовали женский нелегальный монастырь.
          они обставили свои квартиры иконами и разной церковной утварью, необходимой
          для совершения служб по монастырским уставам, — так:
          В момент обыска в квартире Дроздова Н.П. обнаружен аналой, кадило, облачения,
          стенные иконы и проч...
          В монастыре проводились общие ежедневные моления монашек, проживающих в
          г.Муроме. Молениями руководили епископ Дроздов и Траковская.
          Там же было организовано монашеское общежитие...
          Обвиняемый Дроздов, маскируя свою к/р деятельность, объявил себя "епископом на
          покое". Оставаясь в действительности ярым сторонником монархического
          образа правления, продолжал руководить реакционными элементами из
          церковников, разделявших политические установки к/р монархической
          организации "ИПЦ".
          Обвиняемые Дроздов и игумения Траковская созданный ими нелегальный монастырь
          использовали как базу для создания разветвлений к/р организации, целиком
          разделяющей платформу ликвидированной организации "ИПЦ".
          Участники ликвидированной к/р группы в г.Муроме вполне разделяли политические
          воззрения Дроздова..., были сторонниками монархии, о чем свидетельствует
          также изъятая при обыске у обвиняемой Беляевой молитва...
          Они имели своих активных сторонников в разных городах Советского Союза,
          преимущественно из монашеского элемента и "бывших людей".
          Имели связи с к/р группами в гг. ЦЧО, ЛВО, УССР, ИПО и др.
          Вели с ними переписку через специальных связистов.
          Получали от них материальную помощь, идейно вдохновлялись на к/р борьбу с
          Советской властью...
          Все проживавшие в доме N 12 и N 14 по Красноармейскому пер., в г.Муроме —
          монашки, а также и епископ Дроздов, его келейник Небогатов и др. — имели общую
          "трапезную". Средства на свое существование они добывали путем создания вокруг
          "монастыря" целого ряда "благодетелей" из а/с лиц в разных городах Советского
          Союза, которые снабжали руководителей "монастыря" большой денежной и
          натуральной помощью...
          Свою к/р деятельность участники к/р группы тщательно конспирировали. В этих
          целях они вели свою переписку через специальных связистов. Содержание писем
          зашифровывали условными обозначениями. По почте переписывались на чужие адреса,
          имели потайные места для хранения денег и к/р документов...".
      На допросе заявил:
        "Я не согласен с политикой Советской власти в отношении религии. Я не одобряю
         действия Советской власти, направленные на гонение и преследование религии.
         Положение церкви и духовенства при Советской власти много бедственнее в том
         отношении, что духовенство лишено гражданских прав, права содержать училища,
         издавать книги, права законодательства, и стоит на постоянном подозрении в
         противоправительственной деятельности; церкви разрушаются, монастыри закрываются,
         св. мощи и чудотворные иконы изымаются. Можно ли ожидать хороших отношений со
         стороны Сов. республики к церкви при взгляде ея, что религия есть опиум для
         народа, я не думаю, пока не изменятся ея идеологические предпосылки"
    Места заключения
      Владимирская о., НФЗТК 
      Год начала 1932 
      День начала 27 
      Месяц начала 4 
      Год окончания 1932 
      Мурманская о., пос.Медвежья Гора, Свирлаг 
      Год начала 1932 
      Год окончания 1934 
      День окончания 7 
      Месяц окончания 5 
      23 апреля 1934г. Президиум ЦИК СССР удовлетворил ходатайство о помиловании
      архиепископа Зиновия. 7 мая 1934г. из концлагеря он был досрочно освобожден

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ