Васильев Борис Александрович 
    Год рождения 1899 
    День рождения 17 
    Месяц рождения 2 
    Место рождения Москва 
    иерей 
    Специальность этнограф, историк, антрополог 
    Родился в Москве в семье врача
    Родство Фотографии[1] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[по 1925г.] [по 1936г.] [1936-1946гг.] [1946-1976гг.]
      Образование
        Москва, частная гимназия Адольфа на Арбате 
        Год окончания 1919 
        В гимназии Борис Васильев подружился с племянником известного русского философа
        Н.А.Бердяева. Часто бывал в доме Николая Александровича
        Московский университет, физико-математический факультет 
        Год поступления 1919 
        Год окончания 1925 
        Окончил университет по специальности "народоведение".
        В совершенстве владел несколькими иностранными языками.
         В университетские годы близко сошелся с кругом студенческой молодежи, которая
        в 1921г. объединилась в студенческий религиозно-философский кружок. Душой и
        двигателем его был Владимир Чертков. Участницей кружка была и будущая жена
        Бориса Васильева, Татьяна Ивановна Куприянова — тогда студентка философского
        факультета. В своих воспоминаниях она писала: "Мы хотели заниматься русской
          культурой, русской религиозной философией, русской литературой и искусством.
          Среди нас были студенты философского отделения и словесники... Люди все молодые,
          живые, только что пережившие революцию и заново, самостоятельно вырабатывавшие
          свое мировоззрение".
         Кружковцы посещали семинар известного русского религиозного философа И.А.Ильина,
        который тогда еще преподавал в университете. Кроме того, в университете еще
        работала Вольная академия духовной культуры, организованная Н.Бердяевым и
        С.Франком. В кружок пригласили священника о.Сергия Мечева, сына известного
        протоиерея о.Алексия Мечева, служившего в храме Николы в Клениках на Маросейке.
        Борис Васильев стал прихожанином этого храма. В храме этом, кроме простого
        люда, всегда собирались представители интеллигенции. Их привлекала атмосфера
        высокой духовности, унаследованная о.Алексием Мечевым у оптинских старцев.
        Т.И.Куприянова так вспоминала маросейский храм: "...одной из самых существенных
        сторон для всех собравшихся вокруг о.Алексия духовных его детей было устроение
        своей души, уподобление его первообразу, стяжание Духа Святого..."
        Духовную жизнь, которую Борис Васильев обрел в Маросейской
        общине, он считал впоследствии важнейшей школой, которую не могут заменить
        никакие знания.
         Борис Александрович, учась в университете, работал с 1919г. служащим книжного
        склада Центросоюза, потом практикантом этнографического отдела Румянцевского
        музея. С 1924г. — практикант в музее народоведения
      Места проживания
        Москва, Староконюшенный пер., 5–36 
        Год окончания 1925 
      Аресты
        Москва, Староконюшенный пер., 5–36 
        В начале 1920-х годов у Бориса Александровича было 3 обыска.
        Арестован в 1925(1926?) году
      Места заключения
        Москва, Бутырская тюрьма 
        В 1925(1926?) году находился 4 месяца в Бутырской тюрьме
      Места проживания
        Москва 
        Год начала 1925 
        Год окончания 1929 
        После окончания университета Борис Александрович поступил в этнографический
        отдел Румянцевского музея, который в 1925г. был преобразован в Центральный музей
        Народоведения. В должности старшего помощника хранителя Сибирского отдела
        он трудился под руководством профессора Б.А.Куфтина до 1929г.
        За это время он принял участие в двух экспедициях — восточно-финской — 1925г.
        и Тунгусской — 1927–1928гг. Принимая участие в Тунгусской экспедиции, Борис
        Васильев сумел заслужить доверие орочей — небольшого народа Дальнего
        Востока, ныне почти исчезнувшего, и стал единственным человеком, допущенным
        к ритуальным "медвежьим праздникам".
        Материалы, накопленные им в этих экспедициях, хранятся в Русском музее в
        Санкт-Петербурге.
         В конце 1920-х годов община на Маросейке подверглась преследованиям, о.Сергий
        Мечев был арестован. Татьяна Ивановна Куприянова переписывалась с ним,
        пока это было возможно.
        Борис Александрович до ареста пел на клиросе церкви св.Николая на Маросейке
      Аресты
        Москва 
        Год ареста 1929 
        День ареста 28 
        Месяц ареста 10 
        Арестован в ночь с 28 на 29 октября 1929 года
      Осуждения
        Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 
        20/11/1929 
        Приговор 3 года высылки в Северный край 
        Групповое дело "дело группы "Духовные дети" о.Сергия Мечева (Москва, 1929г.)" 
      Места заключения
        Архангельская о., г.Шенкурск 
        Год начала 1929 
        Год окончания 1932 
        Находясь в ссылке в Шенкурске, Борис Александрович работал перевозчиком на реке
        Ваге. В ссылку приехала к нему его невеста, Татьяна Ивановна Куприянова.
        Здесь же они получили письмо от о.Сергия Мечева, в котором он благословлял их
        брак
        Вятка (Киров) 
        Год начала 1932 
        Год окончания 1936 
        В Вятке Б.А.Васильев совмещал работу в областном краеведческом музее научным
        сотрудником, заведующим отделом истории с преподаванием географии в Кировском
        педагогическом 3-м институте
      Рукоположение
        иерей 
        Борис Александрович был рукоположен в 1940-е годы. Точное время и место
        рукоположения неизвестны. Он принадлежал к катакомбной Церкви, однако в 1945г.,
        следуя совету епископа Афанасия (Сахарова), признал каноничность избрания
        патриарха Алексия 1.
         Жизненные обстоятельства и научная деятельность не позволяли Борису
        Александровичу открыто продолжать пастырское служение, в течение всей своей
        жизни после рукоположения он служил тайно
      Места проживания
        Москва 
        Год начала 1936 
        Год окончания 1941 
        В Москву в музей антропологии Б.А.Васильев был приглашен М.С.Плисецким на
        должность заведующего отдела научных фондов.
        Одновременно Борис Александрович преподавал географию в средней школе.
        Преподавательская работа позволяла ему делать то, что он считал своим
        долгом — он не прекращал проповеди добра и любви. Притом делал это
        не только словом, но и всей своей жизнью
      Осуждения
        ././1941 
        Приговор ссылка в Кировскую область 
      Места заключения
        Кировская о. 
        Год начала 1941 
        Год окончания 1944 
        Сразу после начала войны Борис Александрович был выслан в Кировскую область.
        В эти годы он не оставлял научных занятий: по материалам своей Тунгусской
        экспедиции занимался исследованием культуры орочей и в 1946г. защитил
        кандидатскую диссертацию по теме "Медвежий праздник у орочей".
         В ссылке Борис Александрович преподавал географию в средней школе с.Спасского
        Макарьевского р-на Кировской области.
         В отзыве на его работу директор школы отмечал прекрасную эрудицию и
        педагогический талант Бориса Александровича
      Места проживания
        Москва 
        Год начала 1946 
        Год окончания 1947 
        В связи с защитой диссертации Борис Александрович получил возможность в
        течение года работать в Москве в институте этнографии АН СССР,
        одновременно сотрудничая в издательстве "Советская энциклопедия" и
        готовя к печати Сибирский том издания "Народы мира".
         Пастырское служение он совершал тайно.
        Его священническое служение продолжало лучшие традиции Маросейской общины. Он
        совершал служение в невыносимо тяжелых условиях. Над ним постоянно висела
        угроза ареста и расправы. У Бориса Александровича была икона Святителя Николая
        (работы М.Н. Соколовой), на обороте которой был вырезан тайник, в котором
        хранился антиминс.
         Борис Александрович проводил регулярные занятия с детьми. Это требовало не
        только высокого интеллектуального и духовного уровня, но и навыков конспирации.
        Борис Александрович был продолжателем оптинских традиций, которые он воспринял
        через священническое служение отца Алексия и Сергия Мечевых.
        С каждым своим прихожанином он работал индивидуально, зная его беды и печали
        Калинин (Тверь), Калининский педагогический институт 
        Год начала 1947 
        В 1947г. жил в Калинине, преподавал в Калининском педагогическом институте
        историю Древнего мира
        Рязань, Рязанский педагогический институт 
        Год окончания 1953 
        До 1953г. жил в Рязани и преподавал историю Древнего мира в Рязанском пединституте
        Все эти годы Б.А.Васильев постоянно бывал в Москве.
         В 1990г., специально для подготовленного издания книги Б.А.Васильева
        "Духовный путь Пушкина", по просьбе издателя книги, С.Бычкова, протоиерей
        о.Александр Мень написал о Б.А.Васильеве: "Борис Александрович — старинный
          друг нашей семьи, оказал на меня большое влияние. Его приход был всегда своего
          рода праздником. Хорошо помню его высокую фигуру, внушительные интонации,
          спокойную логику его рассуждений. Трудно было поверить, что над ним постоянно
          висит дамоклов меч ареста. Это был не только человек глубокой веры, но и
          подлинный ученый. Все интересующие его проблемы он исследовал обстоятельно,
          неторопливо, придерживаясь строго вывереннных методов и фактов. Он не изменял
          своим установкам, о чем бы ни шла речь: о Древнем Востоке, этнографии или
          литературоведении. Великолепно знал культуру Египта и Вавилона и часто
          рассказывал мне, тогда еще школьнику, о связи между Востоком и Библией.
          Помню, как однажды он читал мне древнеегипетский текст и объяснял, чем он
          отличается от Священного Писанияи что у них общего...
           Борис Александрович высоко ценил наследие русских религиозных мыслителей. Именно
          он привил мне любовь к Вл.Соловьеву, и Н.Бердяеву в те далекие годы, когда о
          них у нас почти никто не знал.
          Васильева и его жену, тонкую, одухотворенную женщину, всегда окружали друзья из
          Маросейской общины. Эта община не распалась даже десятилетия спустя после
          смерти отца и сына Мечевых.
           В конце 1940-х и начале 1950-х годов у Бориса Александровича в старинном доме
          на Молчановке близ Арбата систематически устраивались чтения и семинары по
          вопросам духовной культуры, занятия для детей.
           Вспоминаются вечера, посвященные Пушкину, Чехову, раннему христианству, уроки
          Закона Божия, которые вела Татьяна Ивановна. А ведь все это происходило в
          зловещие сталинские годы! Однако Васильев и его близкие слишком ясно сознавали
          свой долг — донести эстафету до новых поколений, — чтобы не отступить под
          давлением страха. Пережив многие невзгоды, всегда ожидая новых репрессий, они,
          не колеблясь, шли по выбранному пути. И мы — младшие — обязаны им больше, чем
          это можно выразить..."
         Смерть Сталина позволила Борису Александровичу вернуться в Москву
        Москва 
        Год начала 1953 
        Год окончания 1976 
        Борис Александрович занял место заведующего антропологическим музеем МГУ.
        Протоиерей о.Александр Мень писал о нем:
          "Будучи антропологом, Васильев признавал обоснованность эволюционной теории
          происхождения человеческого тела и психики; но как богослов, он был убежден
          в особом высшем происхождении духа в человеке.
          Для него не существовало противоречия между наукой и религией, которые с его
          точки зрения лишь дополняют друг друга".
         После смерти первой жены женился второй раз после чего служить больше не мог.
         В 1960г. Б.А.Васильев вышел на пенсию.
         После выхода на пенсию Борис Александрович посвятил себя давно задуманному труду
        "Духовный путь Пушкина". В процессе работы он сделал ряд открытий, касающихся
        эволюции творческого мировоззрения А.С.Пушкина. Его доклады в Москве и
        Ленинграде были высоко оценены пушкинистами.
        Анна Федоровна Можанская, (праправнучка архитектора К.А.Тона), хорошо знавшая
        Бориса Александровича, так описывает облик его в последние годы:
        "Борис Александрович имел замечательную внешность. Особенно красив он стал в
        старости, когда побелела его борода и волосы — и еще ярче стали черные глаза и
        брови. Удивлял здоровый цвет лица. Весь его облик дышал благородством и
        одухотворенностью — его стройная высокая фигура тотчас привлекала внимание...
        Голос у него был негромкий, а выговор мягкий, московский. Он несомненно обладал
        даром слова и был прирожденный миссионер. Он умел и любил говорить с каждым, для
        него не было неинтересных собеседников. Обладал даром поднять и развить
        интересующую его тему (в последние годы это был Пушкин). Борис Александрович
        не только проповедовал, но и умел вовлечь в разговор собеседника..."
    Кончина
      1976 
      День 17 
      Месяц 11 
      Место Москва 
      Место захоронения Москва, Введенское (Немецкое) кладбище, уч.20–3 (ориентир: Эггольм) 
      До конца своих дней Борис Александрович сохранил духовное общение с пастырями
      Московской Патриархии.
       Перед смертью Бориса Александровича напутствовал и причащал священник
      о.Александр Куликов, в последствии настоятель храма святителя
      Николая (в Кленниках), на Маросейке. По просьбе Бориса Александровича о.Александр
      Куликов отпел его как чтеца.
       Дочь Бориса Александровича Мария Борисовна после смерти отца передала о.Александру
      принадлежавшую ее отцу икону святителя Николая с тайником, где хранился антиминс
    Труды
      книга "Духовный путь Пушкина" 
      1994 
      Болезнь и смерть прервали работу над вторым вариантом труда, в котором изложение
      завершается 1830 годом. Перед смертью он просил друзей завершить начатый труд.
       За последующие годы была проделана значительная работа по реконструкции
      разрозненных авторских материалов второй части книги, и труд был завершен
    Публикации
      1 Бычков С. Вместо послесловия. Пушкин глазами православного священника// Послесловие к книге: Васильев Б.А. Духовный путь Пушкина. М., 1994. 
      С.292–298. 
      2 Голубцов С., протодиак. Введенское (Немецкое) кладбище. Православно-церковный некрополь: Краткий справочник-путеводитель по захоронениям духовных и церковных лиц. 2-е доп. изд. М.:Крутицкое подворье, 2005. 
      С.14. 
    Заявители
      протоиерей Александр Куликов, настоятель храма свт.Николая в Кленниках 
    Документы
      ЦА ФСБ РФ. Д.Р-40103. 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ