Места проживания
      Москва 
      Год начала 1946 
      Год окончания 1947 
      В связи с защитой диссертации Борис Александрович получил возможность в
      течение года работать в Москве в институте этнографии АН СССР,
      одновременно сотрудничая в издательстве "Советская энциклопедия" и
      готовя к печати Сибирский том издания "Народы мира".
       
      Пастырское служение он совершал тайно.
      Его священническое служение продолжало лучшие традиции Маросейской общины. Он
      совершал служение в невыносимо тяжелых условиях. Над ним постоянно висела
      угроза ареста и расправы. У Бориса Александровича была икона Святителя Николая
      (работы М.Н. Соколовой), на обороте которой был вырезан тайник, в котором
      хранился антиминс.
       Борис Александрович проводил регулярные занятия с детьми. Это требовало не
      только высокого интеллектуального и духовного уровня, но и навыков конспирации.
      Борис Александрович был продолжателем оптинских традиций, которые он воспринял
      через священническое служение отца Алексия и Сергия Мечевых.
      С каждым своим прихожанином он работал индивидуально, зная его беды и печали
      Калинин (Тверь), Калининский педагогический институт 
      Год начала 1947 
      В 1947г. жил в Калинине, преподавал в Калининском педагогическом институте
      историю Древнего мира
      Рязань, Рязанский педагогический институт 
      Год окончания 1953 
      До 1953г. жил в Рязани и преподавал историю Древнего мира в Рязанском пединституте
      Все эти годы Б.А.Васильев постоянно бывал в Москве.
       В 1990г., специально для подготовленного издания книги Б.А.Васильева
      "Духовный путь Пушкина", по просьбе издателя книги, С.Бычкова, протоиерей
      о.Александр Мень написал о Б.А.Васильеве: "Борис Александрович — старинный
        друг нашей семьи, оказал на меня большое влияние. Его приход был всегда своего
        рода праздником. Хорошо помню его высокую фигуру, внушительные интонации,
        спокойную логику его рассуждений. Трудно было поверить, что над ним постоянно
        висит дамоклов меч ареста. Это был не только человек глубокой веры, но и
        подлинный ученый. Все интересующие его проблемы он исследовал обстоятельно,
        неторопливо, придерживаясь строго вывереннных методов и фактов. Он не изменял
        своим установкам, о чем бы ни шла речь: о Древнем Востоке, этнографии или
        литературоведении. Великолепно знал культуру Египта и Вавилона и часто
        рассказывал мне, тогда еще школьнику, о связи между Востоком и Библией.
        Помню, как однажды он читал мне древнеегипетский текст и объяснял, чем он
        отличается от Священного Писанияи что у них общего...
         Борис Александрович высоко ценил наследие русских религиозных мыслителей. Именно
        он привил мне любовь к Вл.Соловьеву, и Н.Бердяеву в те далекие годы, когда о
        них у нас почти никто не знал.
        Васильева и его жену, тонкую, одухотворенную женщину, всегда окружали друзья из
        Маросейской общины. Эта община не распалась даже десятилетия спустя после
        смерти отца и сына Мечевых.
         В конце 1940-х и начале 1950-х годов у Бориса Александровича в старинном доме
        на Молчановке близ Арбата систематически устраивались чтения и семинары по
        вопросам духовной культуры, занятия для детей.
         Вспоминаются вечера, посвященные Пушкину, Чехову, раннему христианству, уроки
        Закона Божия, которые вела Татьяна Ивановна. А ведь все это происходило в
        зловещие сталинские годы! Однако Васильев и его близкие слишком ясно сознавали
        свой долг — донести эстафету до новых поколений, — чтобы не отступить под
        давлением страха. Пережив многие невзгоды, всегда ожидая новых репрессий, они,
        не колеблясь, шли по выбранному пути. И мы — младшие — обязаны им больше, чем
        это можно выразить..."
       Смерть Сталина позволила Борису Александровичу вернуться в Москву
      Москва 
      Год начала 1953 
      Год окончания 1976 
      Борис Александрович занял место заведующего антропологическим музеем МГУ.
      Протоиерей о.Александр Мень писал о нем:
        "Будучи антропологом, Васильев признавал обоснованность эволюционной теории
        происхождения человеческого тела и психики; но как богослов, он был убежден
        в особом высшем происхождении духа в человеке.
        Для него не существовало противоречия между наукой и религией, которые с его
        точки зрения лишь дополняют друг друга".
       После смерти первой жены женился второй раз после чего служить больше не мог.
       В 1960г. Б.А.Васильев вышел на пенсию.
       После выхода на пенсию Борис Александрович посвятил себя давно задуманному труду
      "Духовный путь Пушкина". В процессе работы он сделал ряд открытий, касающихся
      эволюции творческого мировоззрения А.С.Пушкина. Его доклады в Москве и
      Ленинграде были высоко оценены пушкинистами.
      Анна Федоровна Можанская, (праправнучка архитектора К.А.Тона), хорошо знавшая
      Бориса Александровича, так описывает облик его в последние годы:
      "Борис Александрович имел замечательную внешность. Особенно красив он стал в
      старости, когда побелела его борода и волосы — и еще ярче стали черные глаза и
      брови. Удивлял здоровый цвет лица. Весь его облик дышал благородством и
      одухотворенностью — его стройная высокая фигура тотчас привлекала внимание...
      Голос у него был негромкий, а выговор мягкий, московский. Он несомненно обладал
      даром слова и был прирожденный миссионер. Он умел и любил говорить с каждым, для
      него не было неинтересных собеседников. Обладал даром поднять и развить
      интересующую его тему (в последние годы это был Пушкин). Борис Александрович
      не только проповедовал, но и умел вовлечь в разговор собеседника..."

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ