Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ДеньОкончанияСлужения 6 Дела ob4.11 =>
ob4.11 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
    Рукоположение
      протоиерей 
      1918 
      День 20 
      Месяц 6 
    Служение
      Лифляндская губ., г.Юрьев (ныне г.Тарту), Успенский собор 
      протоиерей 
      Должность настоятель 
      Год начала 1918 
      День начала 20 
      Месяц начала 6 
      Год окончания 1919 
      День окончания 2 
      Месяц окончания 1 
      Профессор Юрьевского университета Иван Лаппо, староста Успенского собора,
      говорил об о.Михаиле, что это был человек тихий и скромный, с тем кротким и
      чистым взглядом ясных глаз, который бывает у людей, живущих глубоко духовной
      жизнью. Однако, несмотря на свою скромность и даже некоторую застенчивость: он
      обладал твердым характером, и, где это было необходимо: без долгих колебаний,
      просто и естественно шел на самопожертвование. Вот почему приходской совет
      Успенского собора обратился к епископу Платону в 1918г. с просьбой назначить о.Михаила
      настоятелем собора.
      Тяжелы были последние годы о.Михаила. В 1917г. духовенство лишилось жалованья.
      С этого же года в Юрьеве стали сменяться власти: сначала революционная русская
      власть, затем немецкая оккупация, большевики. О.Михаил очень страдал за свою
      паству и вообще за русских людей, потерявших родину. Эти душевные переживания
      вылились у него в проповедях-стихах, в которых он старался ободрить и утешить
      прихожан Юрьевского Успенского собора. "Никогда не одной жалобы, ни одного
      резкого слова о ком-либо я не слышал от о.Михаила за все это время. Его
      истовое, подлинно прекрасное в своей простоте и молитвенной чистоте
      богослужение, его вдохновенная проповедь никогда не отражали на себе
      усталости. А она была велика. В этот самый период о.Михаил приобрел дар
      поэтического слова. Свои некоторые проповеди он начал облекать в стихотворную
      форму.
      Он видел, что больному,
      расколовшемуся на два враждебных лагеря обществу избавления от своих бед
      следует искать не от победы одних над другими, а действии исцеляющей силы
      Божества:
                 
      "Твоею Божескою силой
                 Святой любви и всепрощенья
                Коснись сердец людей безумных", — писал он в своих стихах.
      Он понимал, что только в обращении ко Христу и тех и других заключается залог
      будущего единства народа:
                "Пусть белые и красные сольются
                В одну семью великой той страны..."

      В атмосфере всеобщего отступления от Истины, помрачения и безнадежности
      он учил не терять всецелого упования на Бога, твердо пребывать в правде Божией.
      О.Михаил бесстрашно вскрывал суть большевизма, указывал на гибельность и
      бесперспективность революционных путей и в противовес кровавому переделу мира
      выставлял незыблемые идеалы христианской жизни. Вместе с тем, в революционных
      событиях своего времени он прозревал высший, скрытый смысл происходящего:
      красный террор, развернувшийся широким фронтом, должен был, по его мысли,
      произвести необходимое отделение веры от неверия, пшеницы от плевел, очищение
      того зерна, которое в предреволюционное время пребывало в перемешанном
      с различным сором состоянии. Он пророчески указывал, что усиление гонений не
      только не уничтожит Церкви Христовой, но породит только укрепление веры и
      откроет новую жизнь в народе Божием.
      В конце ноября 1918г. в Юрьев на смену германской оккупационной власти пришли
      большевики, а вместе с ними пришло и время, когда делом надлежало исполнить все
      то, о чем о.Михаил говорил в своих стихах. Поначалу новая власть не
      предпринимала ничего враждебного по отношению к духовенству, но через 2 недели
      было запрещено богослужение в церквах. Как страдали в это время прихожане
      собора и как особенно должен был страдать о.настоятель! Он ежедневно
      несколько раз ходил к собору, обходил его вокруг и печальный возвращался
      домой. Скоро начались аресты. 20.12.1918/02.01.1919 арестовали епископа
      Платона (Кульбуша). Арест Владыки произвел на о.Михаила такое сильное
      впечатление, что он ни о чем больше не думал, как только о том, что пойдет к
      коменданту Юрьева, отдаст себя в заложники и освободит епископа Платона. На
      все уговоры домашних куда-нибудь уехать, скрыться, он так возмущался, что
      невозможно было с ним об этом говорить. Возмущаясь о.Михаил говорил: "Вы
      говорите сами не зная что. Могу ли я, здоровый, прятаться в то время, когда
      полубольной Владыка арестован!". Два дня после ареста Владыки о.Михаил
      лихорадочно заканчивал служебные дела, делал необходимые распоряжения по дому,
      словом, готовился идти в заложники...
    Аресты 
    Места заключения 
[3]

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ