Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ДеньОкончанияСлужения 6 Дела ob4.11
    ( * ) Блейве Михаил Иванович 
    Год рождения 1873 
    День рождения 29 
    Месяц рождения 10 
    Место рождения Лифляндская губ., Феллинский у., Оллустфере 
    протоиерей 
    Сын псаломщика при Оллустферской церкви
    Фотографии[1] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1900г.] [1900-1918гг.] [до 1919г.]
      Образование
        Рижское духовное училище 
        Рижская Духовная Семинария 
        Год окончания 1894 
        После окончания Семинарии, как обладатель красивого тенора, остался в Риге
        певчим Архиерейского хора и псаломщиком при Иоанно-Предтеченской церкви
      Служение
        Рига, Иоанно-Предтеченская церковь 
        Должность псаломщик 
        Год начала 1894 
        Год окончания 1896 
        Рига, церковь Рижской женской общины 
        Должность псаломщик 
        Год начала 1896 
        Год окончания 1900 
      Рукоположение
        иерей 
        1900 
        День 1 
        Месяц 1 
        Кто рукоположил епископ Рижский и Митавский Агафангел (Преображенский) 
      Служение
        Лифляндская губ., Верроское благочиние, Гарьельский приход, Петропавловская церковь 
        священник 
        Год начала 1900 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1908 
        С большой энергией принялся молодой о.Михаил трудиться на благо своего
        прихода. Он заботится о церковном пении, произносит прочувствованные
        проповеди, занимается в школе, помогает бедным людям в тяжелом положении,
        особенно вдовам. В 1905г. во время действий карательных отрядов берет под свою
        защиту невинно осужденных на смертную казнь
        Лифляндская губ., Верроское благочиние, Ниггенская церковь 
        священник 
        Должность благочинный Юрьевского округа (с 1910г.) 
        Год начала 1908 
        Год окончания 1915 
        День окончания 22 
        Месяц окончания 6 
        Будучи священником Ниггенской церкви организовывает сбор средств в пользу
        храма, украшает его. Во время военных действий проводит особые вечерние
        богослужения, дабы совершать сугубую молитву за ушедших на фронт, посещает и
        утешает плачущих матерей и жен
        Лифляндская губ., Верроское благочиние, Рингенская церковь 
        священник 
        Должность благочинный Юрьевского округа 
        Год начала 1915 
        День начала 22 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1916 
        День окончания 6 
        Месяц окончания 10 
        Лифляндская губ., г.Юрьев (ныне г.Тарту), Успенский собор 
        священник 
        Должность третий священник 
        Год начала 1916 
        День начала 6 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1918 
        День окончания 20 
        Месяц окончания 6 
      Рукоположение
        протоиерей 
        1918 
        День 20 
        Месяц 6 
      Служение
        Лифляндская губ., г.Юрьев (ныне г.Тарту), Успенский собор 
        протоиерей 
        Должность настоятель 
        Год начала 1918 
        День начала 20 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1919 
        День окончания 2 
        Месяц окончания 1 
        Профессор Юрьевского университета Иван Лаппо, староста Успенского собора,
        говорил об о.Михаиле, что это был человек тихий и скромный, с тем кротким и
        чистым взглядом ясных глаз, который бывает у людей, живущих глубоко духовной
        жизнью. Однако, несмотря на свою скромность и даже некоторую застенчивость: он
        обладал твердым характером, и, где это было необходимо: без долгих колебаний,
        просто и естественно шел на самопожертвование. Вот почему приходской совет
        Успенского собора обратился к епископу Платону в 1918г. с просьбой назначить о.Михаила
        настоятелем собора.
        Тяжелы были последние годы о.Михаила. В 1917г. духовенство лишилось жалованья.
        С этого же года в Юрьеве стали сменяться власти: сначала революционная русская
        власть, затем немецкая оккупация, большевики. О.Михаил очень страдал за свою
        паству и вообще за русских людей, потерявших родину. Эти душевные переживания
        вылились у него в проповедях-стихах, в которых он старался ободрить и утешить
        прихожан Юрьевского Успенского собора. "Никогда не одной жалобы, ни одного
        резкого слова о ком-либо я не слышал от о.Михаила за все это время. Его
        истовое, подлинно прекрасное в своей простоте и молитвенной чистоте
        богослужение, его вдохновенная проповедь никогда не отражали на себе
        усталости. А она была велика. В этот самый период о.Михаил приобрел дар
        поэтического слова. Свои некоторые проповеди он начал облекать в стихотворную
        форму.
        Он видел, что больному,
        расколовшемуся на два враждебных лагеря обществу избавления от своих бед
        следует искать не от победы одних над другими, а действии исцеляющей силы
        Божества:
                   "Твоею Божескою силой
                   Святой любви и всепрощенья
                  Коснись сердец людей безумных", — писал он в своих стихах.
        Он понимал, что только в обращении ко Христу и тех и других заключается залог
        будущего единства народа:
                  "Пусть белые и красные сольются
                  В одну семью великой той страны..."
        В атмосфере всеобщего отступления от Истины, помрачения и безнадежности
        он учил не терять всецелого упования на Бога, твердо пребывать в правде Божией.
        О.Михаил бесстрашно вскрывал суть большевизма, указывал на гибельность и
        бесперспективность революционных путей и в противовес кровавому переделу мира
        выставлял незыблемые идеалы христианской жизни. Вместе с тем, в революционных
        событиях своего времени он прозревал высший, скрытый смысл происходящего:
        красный террор, развернувшийся широким фронтом, должен был, по его мысли,
        произвести необходимое отделение веры от неверия, пшеницы от плевел, очищение
        того зерна, которое в предреволюционное время пребывало в перемешанном
        с различным сором состоянии. Он пророчески указывал, что усиление гонений не
        только не уничтожит Церкви Христовой, но породит только укрепление веры и
        откроет новую жизнь в народе Божием.
        В конце ноября 1918г. в Юрьев на смену германской оккупационной власти пришли
        большевики, а вместе с ними пришло и время, когда делом надлежало исполнить все
        то, о чем о.Михаил говорил в своих стихах. Поначалу новая власть не
        предпринимала ничего враждебного по отношению к духовенству, но через 2 недели
        было запрещено богослужение в церквах. Как страдали в это время прихожане
        собора и как особенно должен был страдать о.настоятель! Он ежедневно
        несколько раз ходил к собору, обходил его вокруг и печальный возвращался
        домой. Скоро начались аресты. 20.12.1918/02.01.1919 арестовали епископа
        Платона (Кульбуша). Арест Владыки произвел на о.Михаила такое сильное
        впечатление, что он ни о чем больше не думал, как только о том, что пойдет к
        коменданту Юрьева, отдаст себя в заложники и освободит епископа Платона. На
        все уговоры домашних куда-нибудь уехать, скрыться, он так возмущался, что
        невозможно было с ним об этом говорить. Возмущаясь о.Михаил говорил: "Вы
        говорите сами не зная что. Могу ли я, здоровый, прятаться в то время, когда
        полубольной Владыка арестован!". Два дня после ареста Владыки о.Михаил
        лихорадочно заканчивал служебные дела, делал необходимые распоряжения по дому,
        словом, готовился идти в заложники...
      Аресты
        Лифляндская губ., г.Юрьев, Успенский собор 
        Год ареста 1919 
        День ареста 5 
        Месяц ареста 1 
        Обвинение при аресте совершение богослужения вопреки наложенному запрету 
        Арестован в алтаре Успенского собора с о.Александром Брянцевым во время
        всенощной под предлогом запрета на совершение богослужения, хотя это было
        разрешено комендантом города
      Места заключения
        Лифляндская губ., г.Юрьев, помещение бывшего Дворянского кредитного банка 
        Год начала 1919 
        День начала 5 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1919 
        День окончания 14 
        Месяц окончания 1 
        Десять дней о.Михаил провел в заключении. За это время он перенес унижения и
        издевательства, скорбь за церковь и за семью, его одолевали тяжелые мысли о
        расстреле. Без сомнения самым главным его утешением было близкое общение с
        Владыкой Платоном и о.Николаем Бежаницким
    Кончина
      1919 
      День 14 
      Месяц 1 
      расстрел 
      Место Лифляндская губ., г.Юрьев, подвал бывшего Дворянского кредитного банка 
      Место захоронения Эстония, г.Тарту (бывший Юрьев), Успенский собор, левый придел 
      Зверски расстрелян вместе с епископом Ревельским Платоном (Кульбушем) и
      протоиереем о.Николаем Бежаницким утром Нового года по старому стилю. В канун
      Нового года епископ Платон собрал своих близких заключенных на молитву. Через
      некоторое время стали отчетливо слышны звуки приближающейся канонады: белые
      занимали город. Всем заключенным было ясно, что спасение близко... Утром
      Нового года в страшной спешке вызвали Владыку с вещами, потом стали вызывать
      другие фамилии, преимущественно самые интеллигентные, в том числе протоиереев
      о.Михаила и безобидного, беспомощного старца о.Николая Бежаницкого. Остальных
      заключенных построили на утреннюю поверку. Все предчувствовали какую-то
      страшную катастрофу. Простояв минут 20, все получили приказ разойтись.
      Незаметно исчезла стража, заперев снаружи дверь в тюрьму на ключ. Вдруг
      раздался стук и кто-то извне выломал дверь, крикнув заключенным: "Свобода!
      Белые в городе!". Спустившиеся в подвал заключенные были потрясены ужасной
      картиной расстрела вызванных утром узников: гора еще теплых окровавленных
      трупов с раздробленными черепами, изуродованными лицами — стреляли разрывными
      пулями... Всего насчитали 19 трупов. У о.Михаила от выстрела в затылок
      разрывной пулей от лица ничего не осталось, оно было все вывернуто. Ужаснее
      всех выглядело тело Владыки — ему было нанесено 11 ран: 7 штыковых и 4
      пулевых...
    Канонизация
      Священномученик протоиерей Михаил Блейве 
      Дата 20/08/2000 
      Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. 
      Дни памяти
        1
          Собор новомучеников и исповедников Российских 
          Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
        2
          Старый стиль 01.01 
          Новый стиль 14.01 
          день мученической кончины (1919г.) 
    Публикации
      1 Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949–1957гг. (Джорданвилль). Ч.1. 
      С.83. 
      2 Милютина Т. Протоиерей Николай Бежаницкий// Вестник РХД. 1993. N 168. 
      С.181–196. 
      3 Памяти новых мучеников за веру, пострадавших в Юрьеве 14 января 1919г. Юрьев: Изд. Приходского совета Юрьевского Успенского собор [1930?]. 
      С.5–9,17,18,21,25–27. 
      4 Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000г. 
      5 http://www.orthodoxy.ru/tallinna-sobor/in_emchk.htm (Православие в Эстонии. Священномученики Эстонской Церкви) 
      6 http:www.fond.ru/ (сайт Регионального общественного фонда мучеников и исповедников Русской Православной Церкви). 
      С сайта взята только икона

(*Биографический справочник "За Христа пострадавшие", ПСТГУ, М. 1997г., 698с.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ