Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Москва, Арбат, Денежный пер., 152 Год окончания1924 День окончания10 Месяц окончания12
О послереволюционных годах
жизни И.В.Попова пишет С.Волков: "Пожилой мужчина, с аскетическим строгим,
худым, окаймленным небольшой бородой лицом, на первый взгляд не привлекал
внимания, и только приглядевшись, можно было увидеть в его глазах глубокую
сосредоточенность и внутреннюю силу. Последнюю он вполне мог проявить
позднее, когда в крайне трудных условиях жизни не терял стойкости и бодрости
духа, перенося лишения с мужеством мученика древних времен, как мне
рассказывали об этом живые свидетели его подвигов. Свои лекции он читал
интересно... чувствовалось, что за его словами скрывается глубокое содержание
и прекрасное знание своей дисциплины... Позже после закрытия Академии, я не
раз бывал у него на квартире. Мы разговаривали с ним на философские темы,
однако больше о церковно-общественных вопросах современности... Он поразил
меня своей живостью и свежестью в отношении к проблемам современности... он
активно откликался на все современное, причем не только по вопросам церковной
жизни. В нем не было повального осуждения того нового, что шумело и кипело
вокруг. Напротив, он старался понять смысл совершавшихся перемен, понять
причины, породившие их именно в данной форме, пытаясь предсказать то, что
последует в дальнейшем... В обстановке тяжелых мучительных 19191920 годов
он пытался провидеть более светлое и отрадное будущее, веря в душевную доброту
и коренимую ясность мудрости народной, в которой разуверились многие из
тогдашних писателей и мыслителей... В целом его прогноз был положительный,
хотя тогда он предвидел много мрачного и тяжелого в судьбах Русской Церкви на
последующие годы".
В 1924г. И.В.Попов по поручению Святейшего Патриарха Тихона составил ответ
Константинопольскому патриарху Григорию VII, признавшему обновленцев и
предложившему Патриарху Тихону удалиться от дел управления Церковью.
Кроме того, св.Патриарх Тихон, как показал он на своем допросе, "думал послать
на ожидаемый 8 Вселенский Собор профессора И.В.Попова, как церковного
историка, в связи с этим поручил ему подготовиться по всем вопросам, которые
должны были обсуждаться на Соборе, в частности по вопросу о живоцерковном
расколе. Попов И.В. в связи с Собором беседовал со мной всего один раз, а
может два, точно не помню. Попов занялся этой работой, но она была прервана в
связи с его арестом" [7, с.400]
Москва Год ареста1924 День ареста10 Месяц ареста12
Иван Васильевич был арестован в связи с хождением списков арестованных и
ссыльных архиереев, которые составлялись в 1924г. в Москве в церковных кругах.
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 19/06/1925 Обвинение"названный гражданин составлял сведения о репрессиях, применяемых соввластью по отношению к церковникам, беря их из недостоверных источников, имея целью дискредитировать соввласть" Статьяст.73,59 УК РСФСР Приговор3 года ИТЛ Групповое дело"Дело профессора И.В.Попова. Москва, 1925г."
Как показал на допросе И.В.Попов, "списки епископата составлялись с целью учета
высланных и заключенных соввластью".
На вопросы следователя, от кого он получил эти списки, Иван
Васильевич категорически отказался отвечать [на всех допросах, имеющихся в
трех следственных делах, И.В.Попов ни разу не дал показаний, которые могли бы
кому-нибудь чем-либо повредить, иногда категорически отказываясь называть
имена]. По существу дела интересны его показания на допросе: "Я, как
христианин, не сочувствую в современном порядке вещей антирелигиозному и
аморальному уклону; последний момент отчасти вытекает из первого. Кроме этого
в Советском государстве мне не нравится отсутствие некоторых институтов,
имеющихся в других государствах, как-то: свободы слова, неприкосновенность
личности и т.д.; вообще я принципиальный противник какой бы то ни было
диктатуры. Я считаю, что для разрешения социальных проблем метод эволюции
предпочтительнее методу революции, и что задачи социальной революции были бы
вернее разрешены первым путем. В общем же я безусловно подчиняюсь соввласти".
О списках репрессированных архиереев И.В.Попов показал следующее:
"Месяц, приблизительно, назад один из моих знакомых, назвать фамилию которого
я не решаюсь, ввиду нежелания подвергнуть его напрасному подозрению, принес
мне список, имеющий следующее заглавие: "Список канонических архиереев, проживающих в России"
с подразделением "Список архиереев, находящихся в обновленческом расколе",
с обозначением цифрой (арабской) 1 архиереев, посвященных до
освобождения Патриарха Тихона и цифрой 2 архиереев, находившихся в
обновленческом расколе, потом раскаявшихся. Список этот мне принес без моей
просьбы, как к человеку, интересующемуся церковными вопросами; относительно
этого списка у меня явилась мысль дополнить его фамилиями епископов, которых
там не было. Несколько позднее я решил его дополнить этот список графой о
судимости, привлечениях к ответственности и ограничениях в административном
порядке, которые применялись соввластью к епископату за последнее время, чтобы
иметь ясную картину положения епископата [к сожалению, в деле этих списков не
оказалось]. Эта мысль явилась у меня в связи с ожидаемым собором
представителей всех Православных Церквей на Востоке в 1925 году по поводу
какового собора слухи уже ходили уже давно и относительно которого я слышал
подтверждение от самого Патриарха Тихона. Не упомню, когда именно, до того,
как я внес в свой список последнюю графу, или вернее, до появления у меня мысли
о ней, был разговор о предстоящем соборе с Патриархом Тихоном, или после.
Утверждаю, однако, что мысль об этой графе уже явилась у меня независимо от
этой беседы. Подтверждает это хотя бы то, что на мои слова, что к
приближающемуся собору надо готовиться, он мне ничего не возразил. Я имею
основание думать, что если бы вопрос о подготовке встал перед Патриархом то
он обратился бы ко мне, как к одному из немногих уже оставшихся в живых
профессоров Академии. Мне казалось, что для работ собора по ликвидации
обновленческого раскола и информации его же о взаимоотношениях церкви этот
список мог быть полезен... Главным образом список составился только мной, по
личным сведениям, из прессы, в порядке частной информации от некоторых лиц,
припомнить которых затрудняюсь, так сведения эти слагались у меня в голове в
течении нескольких лет... Как эти списки были бы использованы для Собора я
не знаю: может быть, как материал для делегатов, может быть, для посылки на
собор, в случае разрешения выезда, может быть, для написания и посылки
какого-либо доклада". На следующем допросе Иван Васильевич заявил, что "если
бы интересы Церкви того потребовали я бы на Вселенском Соборе огласил списки
полностью". 27 апреля 1925г. И.В.Попову было предъявлено
обвинение в том, что он "виновен в сношениях с представителями иностранных
государств с целью вызова со стороны последнего интервенции по отношению к
советской власти, для каковой Поповым доставлялась последним явно ложная
информация о гонениях со стороны советской власти по отношению к церкви и
епископата". На бланке постановления собственной рукой Иван Васильевич
написал: "С формулировкой обвинения не согласен. Возражения свои изложу после
того как мне будет дана возможность прочесть формулировку предъявляемых статей
в Кодексе законов"
Москва, внутренняя тюрьма ОГПУ на Лубянке Год начала1924 День начала10 Месяц начала11 Год окончания1925 Месяц окончания6
Во время следствия содержался во внутренней тюрьме ОГПУ Соловецкий лагерь Год начала1925 Год окончания1927 Месяц окончания11
Находясь на Соловках, принимал активное участие в составлении послания
соловецких епископов.
Владыка Иларион (Троицкий) отмечая исключительную ученость профессора
И.В.Попова говорил о нем на Соловках: "Если бы, отцы и братия, все наши с вами знания сложить вместе, то это будет ничто перед знаниями Ивана Васильевича".
По многим воспоминаниям о Соловках, профессор И.В.Попов был среди наиболее
известных и авторитетных соловецких заключенных периода второй половины 1920-х
годов