Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
1885, 25 января родился в семье священника Гавриила
Селецкого и матушки Олимпиады.
Учился в Московском университете, затем перевелся в Германию и закончил
философский факультет Геттингенского университета. Вернулся в Россию.
1914 был на фронте в первую мировую войну, имел младший
офицерский чин.
1923 рукоположен во диакона, затем во иерея в г. Елисаветграде
(г. Кировоград).
Несколько раз был арестован на короткие сроки.
Служил в церкви г. Елисаветграда.
1926 проживал в г. Харькове с подпиской о невыезде.
1927 прервал общение с митрополитом Сергием (Страгородским).
1930, 15 января арестован в день памяти преп. Серафима
Саровского за оппозицию митрополиту Сергию. Осужден по обвинению в
контрреволюции. Приговорен к 10 годам ИТЛ.
Место заключения: пос. Медвежья гора (с 1938 г. г. Медвежьегорск)
затем с. Пяльма в Карелии (Белбалтлаг).
1938 после освобождения поселился в Харьковской
обл.
1938 арестован вновь как контрреволюционер-рецидивист.
Приговор: 5 лет ИТЛ.
1940 освобожден неожиданно в первый день Пасхи.
1940 после освобождения поселился в г. Харькове
нелегально.
1940 принял монашеский постриг с именем Иоанн в честь
св. Иоанна Предтечи по-видимому от схиархиепископа Антония (Абашидзе)
в Киеве.
19411944 в оккупации в г. Полтаве. Возведен в
сан игумена епископом Полтавским Вениамином (Новицким). Некоторое
время жил в Почаевской Лавре, затем поселился в г. Кременце с
подпиской о невыезде.
1971, 24 августа скончался после тяжелой болезни.
Место погребения: кладбище в г. Кременце.
В период служения в г. Елисаветграде о. Иоанн был членом
епархиального совета, активно боролся с живоцерковниками. По поручению
елисаветградского духовенства ездил к св. Патриарху Тихону и получил
от него резолюцию о непринятии протопр. Вл. Красницкого в Высший Церковный
Совет: 26.06(09.07).1924. ь 523 Резолюция Святейшего Патриарха
Тихона о прекращении организации при нем Высшего Церковного Управления,
положенная на адресе Елисаветградского духовенства: Благодарю
за выраженные чувства верности. Прошу верить, что Я не пойду на соглашения
и уступки, которые могли бы угрожать целости Православия. Если же
переговоры с о. Красницким, особенно в газетной передаче о. Красницкого,
вместо радости возбуждают тревогу, о чем свидетельствуют многочисленные
заявления архипастырей, пастырей и мирян, то нахожу благовременным
совершенно прекратить переговоры с о. Красницким о примирении и подписи
на журнале от 8/21 мая 1924 года об учреждении при Мне ВЦУ считать
недействительными. Патриарх Тихон (Акты, с. 325326). Когда
о. Иоанн, тогда еще о. Григорий, пришел в приемную Патриарха Тихона
за ответом, его встретил радостный митрополит Петр (Полянский) примерно
такими словами: Как Вы хорошо придумали! Мы тут давно добиваемся
от Святейшего, чтобы он прервал переговоры с Красницким, и все безрезультатно,
Святейший медлит. А Вы привезли свой адрес, и Святейший должен был
дать свою резолюцию. Протоиерей Владимир Воробьев предлагал тогда
митрополиту Петру кандидатуру о. Григория Селецкого для рукоположения
в сан епископа, но о. Григорий отказался. Будучи в г. Харькове
он в 1926 г. ездил к митрополиту Сергию (Страгородскому)
с поручением епископов, собранных в г. Харькове, передать митрополиту,
что они согласны только на декларацию типа соловецкой.
Общался с епископом Глуховским Дамаскиным (Цедриком), М. А. Новоселовым
и др. Находясь во время войны в оккупации в г. Полтаве, о.
Иоанн восстанавливал женский монастырь под омофором епископа Полтавского
Вениамина (Новицкого), с которым был очень близок. При наступлении
Красной Армии игумен Иоанн вместе с епископом Вениамином и тремя
духовными дочерьми покинули Полтаву, зная, что им неминуемо грозят
сталинские лагеря, и на открытой платформе товарного поезда
эвакуировались на Запад. Немецкий военный поезд шел без остановок
в Германию. По мере приближения к границе о. Иоанн и епископ
Вениамин все больше ощущали, что не могут уехать из России.
Когда поезд проезжал ближайшее к Почаеву место, они оба, не сговариваясь
встали на колени и стали умолять Бога о том, чтобы им остаться
в Почаеве. Это было удивительное зрелище: полным ходом идет военный
состав, а на открытой платформе молятся на коленях епископ и
игумен. Бог услышал их молитву поезд стал тормозить. Тогда
женщины стали сбрасывать чемоданы на насыпь, затем все спрыгнули с
поезда на ходу, после чего поезд, не останавливаясь, стал набирать
скорость и ушел в Германию. В Почаеве их встретили с великой радостью,
т. к. епископ Вениамин до войны в течении ряда лет был наместником
Почаевской лавры. После того, как фронт ушел западнее Почаева в 1944
г., епископ Вениамин был вызван в Киев и там арестован. Игумен Иоанн
поселился на окраине г. Кременца неподалеку от Почаевской Лавры с
подпиской о невыезде и жил там до самой кончины почти в затворе. Служил
литургию дома. Имел духовных детей, почитавших его за старца. Перед
кончиной был пособорован и неоднократно причащен Святых Таин. Архиепископ
Вениамин приезжал к нему почти каждый год до самой его кончины
и благословил отпеть его в храме г. Кременца. * Архив ПСТБИ. * Прот. Владимир Воробьев.