База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в."
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ФИО Андроник (Никольский Владимир Александрович) Дела ob4.03 => ob4.03 Кн_Статья
    АНДРОНИК (Никольский Владимир Александрович), архиепископ

     — 1870, 1 августа — родился в с. Поводнево Ярославской
    губ. в семье диакона.

     — 1885 — окончил Угличское духовное училище.

     — 1891 — окончил Ярославскую Духовную Семинарию; поступил
    в МДА.

     — 1893, 1 августа — пострижен в мантию.

     — 1893, 6 августа — рукоположен во иеродиакона.

     — 1895, 22 июля — рукоположен во иеромонаха.

     — 1895 — окончил МДА со степенью кандидата богословия
    (кандидатское сочинение на тему Древнецерковное учение об Евхаристии
    как Жертве в связи с вопросом об Искуплении); назначен помощником
    инспектора Кутаисской Духовной Семинарии.

     — 1896 — преподаватель гомилетики и соединенных с нею
    предметов, затем инспектор Александровской Миссионерской Семинарии
    (с. Ардонское, ныне г. Ардон в Осетии).

     — 1897, 3 сентября — член Российской Духовной Миссии в
    Японии.

     — 1899, 5 марта-1900, 13 января- ректор Александровской
    Миссионерской Семинарии в сане архимандрита.

     — 1900, 18 октября — ректор Уфимской Духовной Семинарии.

     — 1906, 5 ноября — хиротонисан во епископа Киотского
    назначен помощником начальника Российской Духовной Миссии в Японии
    св. архиепископа Николая (Касаткина).

     — 1907, 5 июля — согласно прошению, уволен по болезни
    от должности помощника начальника Российской Духовной Миссии в Японии.

     — 1907, 26 октября — командирован в г. Холм для
    содействия Преосвященному Евлогию (Георгиевскому) по управлению епархиальными
    делами (во время пребывания Преосвященного Евлогия по званию члена
    Государственной думы в С.-Петербурге).

     — 1908, 14 марта — епископ Тихвинский, викарий Новгородской епархии.

     — 1913, 8 марта — епископ Омский и Павлодарский.

     — 1914, 30 июля — епископ Пермский и Соликамский.

     — 1916, 1 июля — переименован в епископа Пермского и Кунгурского.
    Член Предсоборного Совета.
    Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918
    гг., председатель Отдела о правовом и имущественном положении духовенства,
    избран в заместители члена Священного Синода.

     — 1917, 9/22 августа — декабрь — находился в
    Москве, участвовал в деяниях Священного Собора.

     — 1917, 13/26 декабря — 1918, 26 января/8 февраля
    находился в г. Перми.

     — 1918, 22 апреля/5 мая — возведен в сан архиепископа
    к празднику Святой Пасхи.

     — 1918, 17 июня — арестован в Пермском Архиерейском доме.

     — 1918, 20 июня — закопан живым в землю и расстрелян.
    Место захоронения: участок у дороги из г. Перми на Мотовилиху
    (ныне район в черте г. Перми).
    Время служения епископа Андроника в г. Перми
    было периодом расцвета духовной жизни в Пермской епархии.
    Устраивались лекции, беседы, собрания духовенства и мирян, проводились
    занятия миссионерского и певческого кружков, во всех храмах города
    совершались акафисты. Пермь отличалась в то время прекрасными проповедниками,
    в подготовке которых епископ Андроник много потрудился. Владыка понимал,
    что не социальные, экономические или политические реформы грядут в
    мир, а новое язычество, которое, с особым расчетом, временно покровительствует
    всякому сектантству, всякой иной вере, только бы в России развалить
    господствующее Православие.
    На Священном Соборе Российской Православной Церкви 1917–1918
    гг. епископ Андроник вошел в состав Издательского отдела и был одним
    из энергичнейших его деятелей. Огнь пылающий — звали
    его на Священном Соборе. После захвата типографий большевиками епископ
    Андроник делал все возможное, чтобы документы Собора и его послания
    продолжали печататься. Голосу Священного Собора он придавал огромное
    значение.
    С февраля 1918 г., после опубликования декрета
    об отделении Церкви от государства, открылась широкая дорога бесчинствам
    большевиков. Отбирались храмы, начались расстрелы защитников Православия.
    Епископ Андроник вернулся в г. Пермь 24 апреля 1918 г. и сразу
    стал готовить духовенство и народ к предстоящему крестному ходу 9
    мая.
    29 апреля у Владыки был произведен обыск. Его обвиняли
    в призывании народа к вооруженному сопротивлению советской власти.
    На это обвинение епископ Андроник ответил: Моя вера и церковные
    законы повелевают мне стоять на страже веры и Церкви Христовой и ее
    достояния. Если этого не буду исполнять, то я перестаю быть не только
    архиереем, но и христианином. Посему вы можете меня сейчас же повесить,
    но я вам гроша церковного не выдам, вы через мой труп пойдете и захватите,
    а живой я вам ничего церковного не выдам. Так я верую и поступаю,
    призываю и православный народ даже до смерти стоять за веру.
    Близкие уговаривали Владыку скрыться, боясь его ареста, он
    же сказал, что готов принять смерть за Христа, но паствы не оставит.
    Ожидая ареста, вверив свою судьбу Промыслу Божию, Владыка был безмятежен,
    ежедневно исповедовался и причащался. 9 мая 1918 г. состоялся общегородской
    крестный ход во главе с архиепископом Андроником. Это было подлинное
    торжество Православия. Обращаясь к прятавшимся среди молящихся агентам
    власти, Владыка Андроник сказал: Идите и передайте вашим главарям
    что к дверям храмов и ризниц они подойдут, только перешагнув через
    мой труп, а при мне и гроша ломаного церковного не получат. Сотрудниками
    Пермской ЧК для ареста архиепископа Андроника было поднято до полутора
    тысяч красноармейцев. В три часа ночи 17 июня 1918 г. отряд чекистов
    ворвался в Архиерейский дом. Владыку посадили в пролетку и повезли
    в милицию в Мотовилиху, также арестовали всех бывших в Архиерейском
    доме. На следующий день, 18 июня, его перевезли в Пермскую ЧК; там
    он провел ночь. В третью ночь после ареста повезли Владыку на расстрел.
    Ехали по Сибирскому тракту, миновали пятую версту и повернули налево
    к лесу. Там заставили архипастыря копать себе могилу, но Владыка,
    по немощи, копал медленно, и чекистам пришлось ему помогать. Когда
    могила была выкопана, архиепископ Андроник просил дать ему время помолиться
    и, помолившись, сказал: Я готов. Тогда его начали закапывать
    живым, но потом сделали несколько выстрелов. Незадолго до ареста архипастыря
    один священник обратился к нему с просьбой о вразумлении: Как
    спасти паству от губящих ее волков и самому не впасть в уныние от
    озверения в народе и предстоящего поругания святынь? Владыка
    ответил: Поверьте, отче, все это безбожие и разбой есть вражеское
    наваждение, скверный налет на русскую добрую и богобоящуюся душу.
    За клятвопреступничество пока отнял Бог у всего народа разум и волю,
    пока не раскаются... А когда раскаются, то сначала постепенно, а потом
    целиком прозрят все духовно, почувствуют и силу, и, как Илья Муромец,

    — сбросят тот ужас, который окутал всю страну нашу. /.../ Может
    быть, меня и на свете не будет, но не покидает меня надежда и уверенность,
    что Россия воскреснет с своим возвращением к Богу.
     * Агафонов П. Н. Архиепископ Пермский и Кунгурский Андроник
    (Владимир Никольский). Пермь, 1995.
     * Архиеп. Андроник. О Церкви, России / Сост. В. Королев.
    Фрязино, 1997.
     * Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви
    1917–1918 гг. Т. 1. С. 61.
     * Иером. Дамаскин (Орловский). Кн. 2. С. 82–112.
     * Королев В. В земле Российской просиявший. Фрязино, 1995.
    С. 28–32.
     * Митр. Мануил (Лемешевский). Т. 1. С. 256–258.
     * Протопр. М. Польский. Ч. 1. С. 69–70; Ч. 2. С. 283.
     * Содружество Православный паломник, г. Фрязино.
     * Состав Святейшего Синода на 1917 г. С. 250–251.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ