База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в."
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT ГрупповыеДела "Дело Андреевского Ивана Михайловича и др., г.Ленинград, 1928г." => d01.133 СписокПострадавших Дела ol4.64 =>
ol4.64 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
2
Места проживания
    Места проживания
    Ленинград, набережная Жореса, 32–4 
    Год окончания 1928 
    Научный сотрудник ИЛЯЗВ (Научно-исследовательского института сравнительной
    истории литератур и языков Запада и Востока при ФОН Петроградского ун-та
    (быв. Институт им. Веселовского), позднее — Институт Речевой культуры,
    преподаватель ФОН.
    И.Е.Аничков был членом религиозно-философских кружков — "Содружества 5-ти",
    "Братства Преподобного Серафима Саровского", "кружка Тайбалина",
    под руководством профессора богословия, историка Церкви Ивана Михайловича
    Андреевского (в 1922–1925гг. — профессора ФОН).
    Из материалов архивного уголовного дела 1929г. ("дела А.А.Мейера"):
          
    "...В декабре 1917г. создается маленький кружок (ядро) из
          членов бывшего Петроградского религиозно-философского общества —
          сотрудников Публичной библиотеки и Академии Наук: Карташева А.В.,
          Половцевой К.А., Мейера А.А., бывшего духовного проповедника, ...
          Федотова Г.П.,.. и др., начинающих регулярно собираться на частных
          квартирах...
          В 1918г. в Петрограде получило начало религиозно-философское общество
          "Содружество"...
          В 1919 г. после вступления в "Содружество" новых лиц,
          главным образом, И.М.Андреевского и Алексеева-Аскольдова
          (монархистов по убеждению), "Содружество" ... стало ортодоксально-православным...
          В 1922–1923гг. И.М.Андреевский, как... человек, связанный со средней
          школой, обладающий организаторским талантом, начинает создавать кружки
          молодежи...
          Сперва все заинтересовываются литературными занятиями, классиками,
          а затем под влиянием Андреевского, члены кружка дают обещание выполнять
          церковные праздники, знакомиться с жизнью святых отцов, втягиваются в
          церковную политику, слушают доклады Андреевского и других о церковном
          расколе, принимают Тихоновскую позицию и переходят к обсуждению явно
          политических вопросов...
          В 1925г. к кружку Андреевского примыкает ряд преподавателей средних
          и высших учебных заведений: Аничков Игорь Евгеньевич (преподаватель
          Фонетического Института, бывший гвардейский офицер), Комарович, ...
          которые становятся активными помощниками Андреевского по дальнейшему
          развитию кружка.
          Вскоре доступ для новых лиц в кружок прекращается, вводятся строгая
          дисциплина и конспирация.
          В начале 1927г. на одном из собраний кружка, устраивается молебен
          (служит священник Тихомиров) во время которого кружок переименовывается в
          братство, принимая имя последнего святого — Серафима Саровского...
          Кроме этих кружков, под руководством Андреевского существовал еще один
          кружок, собиравшийся в квартире... Тайбалина Г.Г.
          Супруги Тайбалины, заинтересованные лекциями А.А.Мейера, связавшись с
          руководителем "Братства Серафима Саровского" — И.М.Андреевским,
          создают у себя самостоятельный кружок молодежи...
          В 1925 г. кружок этот оформляется после некоторых собраний
          в квартире Тайбалина в следующем составе, не считая самих Тайбалиных...
          [Далее следует список из 16 фамилий участников кружка, где
          Игорь Евгеньевич Аничков упоминается как активный его участник].
          Занимаясь некоторое время отвлеченными вопросами, кружок скоро под
          влиянием Тайбалина, Аничкова, Кепель, Миханкова и Аполлонской-Стравинской,
          монархистов по убеждениям, принимает чисто монархическую окраску...
          Кружок Тайбалина, существовавший до 1928 г., занимался обсуждением
          церковных и политических вопросов в монархическом духе.
          Почти на каждом собрании все разговоры сводились к оценке Октябрьской
          революции, к утверждению, что революция с Православием не совместима,
          и необходимости установления государственного строя, существовавшего
          до революции, являющегося строем христианским.
          В кружке читались различные доклады, из коих выделялись особенно своим
          антисоветским содержанием доклады Андреевского "Оптина Пустынь" и
          И.Е.Аничкова "Антихрист".
          Последний в своем большом докладе доказывал, что Соввласть является
          властью Антихриста, против которой нужно всеми средствами активно бороться..."

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ