База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в." (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Места проживания Ленинград, набережная Жореса, 324 Год окончания1928
Научный сотрудник ИЛЯЗВ (Научно-исследовательского института сравнительной
истории литератур и языков Запада и Востока при ФОН Петроградского ун-та
(быв. Институт им. Веселовского), позднее Институт Речевой культуры,
преподаватель ФОН.
И.Е.Аничков был членом религиозно-философских кружков "Содружества 5-ти",
"Братства Преподобного Серафима Саровского", "кружка Тайбалина",
под руководством профессора богословия, историка Церкви Ивана Михайловича
Андреевского (в 19221925гг. профессора ФОН).
Из материалов архивного уголовного дела 1929г. ("дела А.А.Мейера"): "...В декабре 1917г. создается маленький кружок (ядро) из членов бывшего Петроградского религиозно-философского общества сотрудников Публичной библиотеки и Академии Наук: Карташева А.В., Половцевой К.А., Мейера А.А., бывшего духовного проповедника, ... Федотова Г.П.,.. и др., начинающих регулярно собираться на частных квартирах... В 1918г. в Петрограде получило начало религиозно-философское общество "Содружество"... В 1919 г. после вступления в "Содружество" новых лиц, главным образом, И.М.Андреевского и Алексеева-Аскольдова (монархистов по убеждению), "Содружество" ... стало ортодоксально-православным... В 19221923гг. И.М.Андреевский, как... человек, связанный со средней школой, обладающий организаторским талантом, начинает создавать кружки молодежи... Сперва все заинтересовываются литературными занятиями, классиками, а затем под влиянием Андреевского, члены кружка дают обещание выполнять церковные праздники, знакомиться с жизнью святых отцов, втягиваются в церковную политику, слушают доклады Андреевского и других о церковном расколе, принимают Тихоновскую позицию и переходят к обсуждению явно политических вопросов... В 1925г. к кружку Андреевского примыкает ряд преподавателей средних и высших учебных заведений: Аничков Игорь Евгеньевич (преподаватель Фонетического Института, бывший гвардейский офицер), Комарович, ... которые становятся активными помощниками Андреевского по дальнейшему развитию кружка. Вскоре доступ для новых лиц в кружок прекращается, вводятся строгая дисциплина и конспирация. В начале 1927г. на одном из собраний кружка, устраивается молебен (служит священник Тихомиров) во время которого кружок переименовывается в братство, принимая имя последнего святого Серафима Саровского... Кроме этих кружков, под руководством Андреевского существовал еще один кружок, собиравшийся в квартире... Тайбалина Г.Г. Супруги Тайбалины, заинтересованные лекциями А.А.Мейера, связавшись с руководителем "Братства Серафима Саровского" И.М.Андреевским, создают у себя самостоятельный кружок молодежи... В 1925 г. кружок этот оформляется после некоторых собраний в квартире Тайбалина в следующем составе, не считая самих Тайбалиных... [Далее следует список из 16 фамилий участников кружка, где Игорь Евгеньевич Аничков упоминается как активный его участник]. Занимаясь некоторое время отвлеченными вопросами, кружок скоро под влиянием Тайбалина, Аничкова, Кепель, Миханкова и Аполлонской-Стравинской, монархистов по убеждениям, принимает чисто монархическую окраску... Кружок Тайбалина, существовавший до 1928 г., занимался обсуждением церковных и политических вопросов в монархическом духе. Почти на каждом собрании все разговоры сводились к оценке Октябрьской революции, к утверждению, что революция с Православием не совместима, и необходимости установления государственного строя, существовавшего до революции, являющегося строем христианским. В кружке читались различные доклады, из коих выделялись особенно своим антисоветским содержанием доклады Андреевского "Оптина Пустынь" и И.Е.Аничкова "Антихрист". Последний в своем большом докладе доказывал, что Соввласть является властью Антихриста, против которой нужно всеми средствами активно бороться..."