База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в." (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Львовская и Тернопольская епархия архиепископ Год начала1956 День начала23 Месяц начала7 Год окончания1960 День окончания31 Месяц окончания5
Назначен на Львовскую и Тернопольскую кафедру, где стал одним из организаторов
церковного сопротивления на Западной Украине в начале хрущевских гонений.
Пребывая на Львовской кафедре, архиепископ Палладий главной своей целью считал
сохранение существующей церковной жизни.
Вопреки распоряжениям гражданской власти владыка препятствовал закрытию
женского Кременецкого монастыря и Духовского скита Почаевской лавры
в Тернопольской области.
Борьба монашествующих и мирян продолжалась несколько месяцев и стала большой
проблемой для республиканских и союзных органов государственной власти.
Однако через десять дней Совет Министров УССР принял постановление о закрытии
монастыря в Кременце и скита близ Почаева.
Владыку Палладия лично вызвали в Киев для ознакомления с вышеуказанным
постановлением. Но у него оставалась надежда на ходатайство Патриархии и лично
Его Святейшества Алексия I, поэтому он призвал верующих: "Приезжайте ко мне во Львов с заявлениями и подписями, и мы поедем к Патриарху".
Даже после официальных приказов от антицерковной власти и от Патриархии
архиепископ Палладий не терял надежды сохранить монастырь и скит.
Историки указывают, что он вводил в заблуждение местного уполномоченного
У.У.Краглика, обещая ему скорейшее выселение монахов, но при этом отдавал
тайные распоряжения монахам оставаться на своих местах.
Архиепископ Палладий очень надеялся на помощь со стороны Патриарха,
и Святейший Владыка все-таки нашел возможность обратиться к властям, что их,
безусловно, насторожило и предостерегло от дальнейших нежелательных действий.
Высшее руководство УССР приостановило действия Тернопольского уполномоченного,
направленные против монастырей.
Архиепископ Палладий хоть и на короткое время, но сумел отстоять эти обители.
Он, несмотря на принятые постановления о ликвидации обителей,
тайно отдавал распоряжения наместникам монастырей проводить богослужения и
плановые ремонтные работы.
Кроме отчаянной борьбы за существование монастырей в пределах своей епархии,
владыка поддерживал церковную жизнь на обычных приходах.
Так, уполномоченный по Львовской области отмечал, что кафедральный собор
переполнен верующими.
Кроме того, иерарх, по свидетельствам современников, имел особое попечение
об организации церковных хоров.
После закрытия этих обителей архиепископ Палладий продолжал оказывать
сопротивление властям при проведении антицерковных мероприятий.
Чиновник Сивенков писал: "Палладий не признает и игнорирует уполномоченного по Тернопольской обл. тов.Краглика. Болезненно воспринимает правильные требования уполномоченного к духовенству, открыто заявляя, что "контроль со стороны светской власти является большим нарывом на теле Церкви"".
Владыка был очень активен в управлении епархией и часто собирал духовенство и
мирян для решения важных церковных вопросов.
Один из таких съездов состоялся с 1 по 3 октября 1957г. в Почаевской лавре,
где Высокопреосвященный Палладий призвал к пополнению кадров духовенства
из псаломщиков, которые проходили специальный курс подготовки при Лавре.
Безусловно, такого рода событие не осталось без внимания со стороны государственных
органов и летом 1958 года вызвало возмущение уполномоченного Совета
по делам Русской Православной Церкви по УССР Г.П.Пинчука, который заявил,
что "Львовский епископ выступает за необходимость подготовки высокообразованных
кадров православного духовенства, укрепление положения Церкви, настойчиво
добивается открытия духовной семинарии, поднимает вопрос об организации
издания религиозной литературы, в частности пособий для духовенства".
В 1959г. в составе делегации Русской Православной Церкви архиепископ Палладий
совершил поездку в Польшу.
Владыка стал одним из первых архиереев Русской Православной Церкви, подвергшихся
административному наказанию за сопротивление антирелигиозным мероприятиям властей
в своей епархии. Под давлением Совета по делам РПЦ при Совете министров СССР он
был смещен с занимаемой кафедры Оренбургская и Бузулукская епархия архиепископ Год начала1960 День начала31 Месяц начала5 Год окончания1963 День окончания14 Месяц окончания5
31 мая 1960г. назначен на Оренбургскую и Бузулукскую кафедру.
В Оренбурге владыка страдал сердечным заболеванием, болел по полгода.
Служил редко, по приходам не выезжал. В епархиальном управлении также бывал
изредка.
При нем в епархии было закрыто пять церквей, за что верующие негодовали на него.
Духовенство отзывалось о владыке как об умном и волевом человеке Рязанская и Касимовская кафедра архиепископ Год начала1963 День начала14 Месяц начала5 Год окончания1965 День окончания5 Месяц окончания2 Воронежская и Липецкая епархия архиепископ Год начала1965 День начала5 Месяц начала2 Год окончания1968 День окончания8 Месяц окончания2
Будучи архипастырем Воронежской епархии, сократил отчисления в фонд Мира,
за что преследовался в прессе и Уполномоченным Совета по делам религий Житомирская и Овручская епархия архиепископ Должностьархиепископ Житомирский и Овручский Год начала1968 День начала8 Месяц начала2 Год окончания1977 День окончания6 Месяц окончания10
В последний период своей жизни, будучи очень больным, он все свои сил отдал на
служение Богу и людям на Житомирской кафедре.
Современники владыки свидетельствуют о многих христианских добродетелях,
которыми обладал иерарх. Он очень любил богослужения и совершал их
с глубоким умилением.
Его образованность была приобретена благодаря постоянному чтению как духовной,
так и светской литературы.
По отзывам близко знавших его, был человеком простым, скромным, добросердечным,
приветливым и гостеприимным. Большой знаток церковного пения и Устава, хороший
проповедник Слова Божия, умелый церковный администратор.
Его любили и уважали верующие и все, кто с ним общался.
Много труда он прилагал к тому, чтобы привести в благолепие приходские храмы.
Из отчета заместителя председателя Совета по делам РПЦ В.Г.Фурова известно
о существовании интересной официальной классификации архиереев и о том,
к какой группе власти относили владыку Палладия.
Первая группа, согласно документу, это те епископы, которые лояльны
во всех отношениях к советской власти, вторая те иерархи, которые
подчиняются законам, однако строят церковную жизнь, а третья группа,
"самая опасная", это те владыки, которые всячески пытаются обойти "законы
о культах" и обеспечивают активное развитие церковной жизни.
В последнюю группу и входил архиепископ Палладий. Все церковные дела в епархии
исполнялись только с ведома архиерея и с его благословения, а постановления и
решения горисполкома часто им игнорировались. Местный уполномоченный отмечал: "Архиепископ Палладий и настоятель собора постоянно вмешиваются в финансовые и официальные дела".
Органы государственной власти неоднократно писали докладные на архиепископа
Палладия, вот одна из них: "Горисполком вынужден дать распоряжение, что позволяет в рамках закона навести порядок в общине, но и архиепископ, и настоятель должных выводов не сделали и продолжают вести закулисную борьбу. Нами совместно с горисполкомом разрабатываются соответствующие меры по наведению законного порядка".
У уполномоченных владыка Палладий числился как человек "двуликий",
"неискренний", "реакционный" епископ, способный в любой момент нанести урон
авторитету советской власти.
Силы иерарха были подорваны беспрестанной борьбой с антицерковными
мероприятиями советской власти, здоровье не позволяло выполнять свои обязанности должным образом,
и в октябре 1977г., согласно поданному прошению, владыка Палладий был
почислен на покой с пребыванием в Свято-Успенском монастыре г.Одессы
Одесса, Свято-Успенский мужской монастырь Год начала1977 День начала6 Месяц начала10 Год окончания1978 День окончания6 Месяц окончания6
Братия обители и прихожане с любовью встретили владыку и относились к нему
с уважением, как к архиерею-исповеднику, прошедшему трудный жизненный путь.
Болезнь его была тяжелой и продолжительной.
Любимым занятием владыки в свободное время было столярное и ювелирное дело.
Он сам изготовил гробничку для мощей свт.Митрофана Воронежского
право ношения креста на клобуке Год награждения1959 День25 Месяц2 орден св. равноап. кн.Владимира I степени Год награждения1963 медаль "За доблестный труд в Великой Отечеств. войне 19411945 гг."