База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в."
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ОписаниеДокумента Архив КНБ по Южно-Казахстанской обл. Д.2041. Дела o10.97 =>
o10.97 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
    Места проживания
      Семиреченская о., Верненский у., Мохнатая сопка 
      По воспоминаниям А.С.Нагибиной [2]:
         
      "Построил себе келью на самой вершине Мохнатой сопки, но проведя там одну зиму,
          по причине глубокого снега на вершине горы, не имея возможности общения с другими
          подвижниками, спустился ниже на гору Горельник"
      Семиреченская о., Верненский у., гора Горельник 
      По воспоминаниям А.С.Нагибиной [2]:
         "Там тоже поставил себе келью — маленькую рубленую избушку, в ней печка
          глиняная, кровать — три горбылины, устланные соломой, — да стол. Так и жил.
            "Семиречье, — говорил он, — лучше всех мест. И народ очень хороший в Семиречье,
             добрые и верующие люди".

      В 1923г. из Аксайского ущелья пришел на эту же гору иеромонах Пахомий (Русин).
      Скит на Мохнатой сопке, где жили монахини, находился неподалеку.
      Из воспоминаний А.Нагибиной [2]:
          "Виктор ходил к нам часто, и мы к нему часто ходили... И в город он приходил
           на каждый праздник и в каждый пост говеть и причащаться. Этот Виктор — на весь
           город был! Это чудной жизни старичок. Как увидят его: "Виктор идет к нам!" — и
           каждый старается дать ему кто сахара, кто сухарей, кто чая. Больше он не брал
           ничего и денег не принимал, не любил деньги... Спрячет все подаяние за пазуху
           своего зеленого брезентового плаща, кушаком подвяжется и уходит в горы.
           Круглый год ходил он в брезентовом плаще, зимой и летом...
           Он был маленького роста, сухощав, быстр, но не резок в движениях, с негустой
           темно-русой бородкой и темными, прямыми и длинными волосами, лежащими на
           прямой пробор. Говорил он быстро, чуть надтреснутым голосом...
           На Горельнике жил огромный медведь. Иногда он спускался с горы и садился
           неподалеку от Викторовой кельи. Но Виктора он никогда не трогал и, когда
           подвижник говорил ему: "Иди, мишка!" — медведь вставал и уходил".
      Из воспоминаний монахини Магдалины (Халиной Ф.С.) [2]:
          "Мы много странствовали в то время по горам: о.Пахомий, Виктор, я и Саня
           Нагибина. От самого Каскелена до Тургеня пешком по горам ходили...
           А бывало, сидит Виктор в своей келье, потом встрепенется, побежит к
           о.Пахомию: "Бери скорее чайник, бежим туда, далеко по щеле в горы, там
           есть святое место, там чайку попьем. Там святое место! Там — Ангелы!...".
           С о.Пахомием они много странствовали. Куда бы ни шел Виктор, все с Пахомием...
           Отец Пахомий молился много. Виктор тоже был сильный молитвенник. Но как и
           когда он молился, я не знаю. Иногда он по неделе жил на Медео в скиту,
           в Саниной келье, а Саня ко мне переходила... ".

      Из воспоминаний А.Нагибиной [2]:
          "О сокровенной жизни его внутреннего человека мы знали мало. Но не могли
           не чувствовать, что за внешним его чудачеством и юродством кроется
           самоотверженный подвиг, за неназойливым ворчанием — любовь к нам, как к детям
           немощным и неискусным, за видимой общительностью — великая тишина и тайна
           созерцания невидимого мира...
           Это было в конце 1920-х годов, летом. Мы с инокиней Мариамной ходили по горам.
           Пришли на Горельник в келью к Виктору. Неподалеку под горой была яма, в которой
           он молился. Был поздний вечер... Не помню зачем, я вышла из кельи и пошла
           в сторону ямы. И вдруг вижу — Виктор стоит на коленях в воздухе, примерно
           в метре от земли и еще в 1,5 м от дна ямы и молится с воздетыми к небу
           руками. Я была потрясена, мне стало страшно не потому, что он стоял на воздухе —
           я читала жития святых и знала о такой молитве — а потому, что своим приходом
           мы мешаем ему молиться, нарушаем его тишину. И тихо-тихо, чтобы веточка не
           хрустнула, я попятилась назад, а, зайдя за гору, побежала что есть сил к
           Мариамне, рассказала о том, что видела, и мы ушли, оставив его... ".

      В конце 1920-х и начале 1930-х гг. церковная жизнь в Алма-Ате терпела особые
      потрясения. В городе происходили поголовные аресты духовенства, монашествующих
      и просто православного люда. В горах — облавы на пустынников... В горах монахи
      жить уже не могли. Те, кто не был арестован, спустились в город.
      О.Пахомий тоже покинул свою келью.
      Лишь Виктор оставался на Горельнике, но жил тихо, втайне от чужих.
      Он по-прежнему приходил к сестрам-монахиням в Никольскую церковь и в его поведении
      не было особых перемен... После ареста о.Александра Скальского и о.Стефана Пономарева
      10 декабря 1931г. Виктор перестал бывать в Никольском храме. А.Нагибина с инокиней
      Мариамной заходили к нему на гору Горельник
       
    Аресты 
    Осуждения 
    Места заключения 
[1] [2]

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ