База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в." (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Семиреченская о., Верненский у., Мохнатая сопка
По воспоминаниям А.С.Нагибиной [2]: "Построил себе келью на самой вершине Мохнатой сопки, но проведя там одну зиму, по причине глубокого снега на вершине горы, не имея возможности общения с другими подвижниками, спустился ниже на гору Горельник" Семиреченская о., Верненский у., гора Горельник
По воспоминаниям А.С.Нагибиной [2]: "Там тоже поставил себе келью маленькую рубленую избушку, в ней печка глиняная, кровать три горбылины, устланные соломой, да стол. Так и жил. "Семиречье, говорил он, лучше всех мест. И народ очень хороший в Семиречье, добрые и верующие люди".
В 1923г. из Аксайского ущелья пришел на эту же гору иеромонах Пахомий (Русин).
Скит на Мохнатой сопке, где жили монахини, находился неподалеку.
Из воспоминаний А.Нагибиной [2]: "Виктор ходил к нам часто, и мы к нему часто ходили... И в город он приходил на каждый праздник и в каждый пост говеть и причащаться. Этот Виктор на весь город был! Это чудной жизни старичок. Как увидят его: "Виктор идет к нам!" и каждый старается дать ему кто сахара, кто сухарей, кто чая. Больше он не брал ничего и денег не принимал, не любил деньги... Спрячет все подаяние за пазуху своего зеленого брезентового плаща, кушаком подвяжется и уходит в горы. Круглый год ходил он в брезентовом плаще, зимой и летом... Он был маленького роста, сухощав, быстр, но не резок в движениях, с негустой темно-русой бородкой и темными, прямыми и длинными волосами, лежащими на прямой пробор. Говорил он быстро, чуть надтреснутым голосом... На Горельнике жил огромный медведь. Иногда он спускался с горы и садился неподалеку от Викторовой кельи. Но Виктора он никогда не трогал и, когда подвижник говорил ему: "Иди, мишка!" медведь вставал и уходил".
Из воспоминаний монахини Магдалины (Халиной Ф.С.) [2]: "Мы много странствовали в то время по горам: о.Пахомий, Виктор, я и Саня Нагибина. От самого Каскелена до Тургеня пешком по горам ходили... А бывало, сидит Виктор в своей келье, потом встрепенется, побежит к о.Пахомию: "Бери скорее чайник, бежим туда, далеко по щеле в горы, там есть святое место, там чайку попьем. Там святое место! Там Ангелы!...". С о.Пахомием они много странствовали. Куда бы ни шел Виктор, все с Пахомием... Отец Пахомий молился много. Виктор тоже был сильный молитвенник. Но как и когда он молился, я не знаю. Иногда он по неделе жил на Медео в скиту, в Саниной келье, а Саня ко мне переходила... ".
Из воспоминаний А.Нагибиной [2]: "О сокровенной жизни его внутреннего человека мы знали мало. Но не могли не чувствовать, что за внешним его чудачеством и юродством кроется самоотверженный подвиг, за неназойливым ворчанием любовь к нам, как к детям немощным и неискусным, за видимой общительностью великая тишина и тайна созерцания невидимого мира... Это было в конце 1920-х годов, летом. Мы с инокиней Мариамной ходили по горам. Пришли на Горельник в келью к Виктору. Неподалеку под горой была яма, в которой он молился. Был поздний вечер... Не помню зачем, я вышла из кельи и пошла в сторону ямы. И вдруг вижу Виктор стоит на коленях в воздухе, примерно в метре от земли и еще в 1,5 м от дна ямы и молится с воздетыми к небу руками. Я была потрясена, мне стало страшно не потому, что он стоял на воздухе я читала жития святых и знала о такой молитве а потому, что своим приходом мы мешаем ему молиться, нарушаем его тишину. И тихо-тихо, чтобы веточка не хрустнула, я попятилась назад, а, зайдя за гору, побежала что есть сил к Мариамне, рассказала о том, что видела, и мы ушли, оставив его... ".
В конце 1920-х и начале 1930-х гг. церковная жизнь в Алма-Ате терпела особые
потрясения. В городе происходили поголовные аресты духовенства, монашествующих
и просто православного люда. В горах облавы на пустынников... В горах монахи
жить уже не могли. Те, кто не был арестован, спустились в город.
О.Пахомий тоже покинул свою келью.
Лишь Виктор оставался на Горельнике, но жил тихо, втайне от чужих.
Он по-прежнему приходил к сестрам-монахиням в Никольскую церковь и в его поведении
не было особых перемен... После ареста о.Александра Скальского и о.Стефана Пономарева
10 декабря 1931г. Виктор перестал бывать в Никольском храме. А.Нагибина с инокиней
Мариамной заходили к нему на гору Горельник