Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Семиреченская о., Пржевальский у., Иссык-Кульский Свято-Троицкий мужской миссионерский монастырь иеромонах Год начала1914 Год окончания1916
Летом 1916г. в Семиречье началось восстание киргизов, они напали на монастырь и
потребовали к определенному дню приготовить монастырские ценности и пригрозили
расправой в случае отказа. Тогда часть монахов, в числе которых был о.Пахомий,
ушла из монастыря кто в горы, кто в ближайшие селения. Монахи преклонного
возраста остались, положившись на волю Божию. Приехавшие в назначенный день
киргизы выбили монастырские двери, иконы побили, забрали церковную утварь и
устроили над монахами казнь: не пощадили никого, всех порубили саблями.
Вечером вернулись ушедшие монахи и на следующее утро похоронили всех убиенных
в общей могиле. После этого события о.Пахомий ушел в г.Верный
(В 1919г. монастырь был закрыт большевиками) Семиреченская о., Заилийское Алатау, Аксайское ущелье, скит на Кызыл-Жарской горе (недалеко от г.Верного) иеромонах Год начала1916 Год окончания1921 День окончания11 Месяц окончания8
С 1916г. о.Пахомий поселился в Кызыл-Жарском скиту в горах около Аксая
с монахами Феогностом, Серафимом, Анатолием и Ираклием.
В августе 1921г. все пятеро монахов, живших в скиту, пошли в г.Верный
в Никольскую церковь на праздник целителя Пантелеимона. Двое из них, в том числе
о.Пахомий, остались в городе, а трое вернулись в скит.
11 августа 1921г. в скиту случилась трагедия: иеромонахи Серафим и Феогност были
застрелены красноармейцами-грабителями.
Оставшиеся в живых о.Пахомий, о.Ираклий и о.Анатолий после всего случившегося
жить в скиту не остались
Семиреченская о., скит на горе Горельник в районе Медео Год начала1921 Год окончания1923
После 1921г. некоторое время о.Пахомий тайно жил вместе со странником Виктором и
схимонахом Тихоном в скиту на горе Горельник в районе Медео. Он изредка приходил
в город Верный, останавливался у монахинь, был очень молчалив.
Монахини вспоминали: "Придем, бывало, с всенощной, чаю попьем. Матушка Евфалия просит его: "Отец Пахомий, скажите два-три слова, скажите живое слово для спасения души!" А он: "Кхе, кхе... Сестры, молитесь. Читайте Иисусову молитву...", и все. Или служит в келье на Медео. Сестры просят: "Отец Пахомий, сегодня такой праздник, ну скажите несколько слов!" Он только и скажет: "Сестры, молиться надо, истинно молиться надо. Иисусову молитву не нужно забывать"".
Из воспоминаний монахини Магдалины (Халиной Ф.С.) [2]: "Мы много странствовали в то время по горам: о.Пахомий, Виктор, я и Саня Нагибина. От самого Каскелена до Тургеня пешком по горам ходили. Через горные реки о.Пахомий нас переправлял. Он сильный был, крепкий. Встанет посреди реки и нас, и Виктора перекинет с берега на берег. А бывало, сидит Виктор в своей келье, потом встрепенется, побежит к о.Пахомию: "Бери скорее чайник, бежим туда, далеко по щеле в горы, там есть святое место, там чайку попьем. Там святое место! Там Ангелы!...". С о.Пахомием они много странствовали. Куда бы ни шел Виктор, все с Пахомием...".
В конце 1920-х и начале 1930-х гг. церковная жизнь в Алма-Ате терпела особые
потрясения. В городе происходили поголовные аресты духовенства, монашествующих
и просто православного люда. В горах облавы на пустынников... В горах монахи
жить уже не могли. Те, кто не был арестован, спустились в город.
О.Пахомий тоже покинул свою келью. За ним велась слежка, и он ходил из дома в дом,
избегая ареста.
Он ушел в г.Верный (ныне Алма-Ата).
Впоследствии на следствии в 1935г. о.Пахомий свою жизнь в этот период описывал так: "В 1921г. этих монахов [отцов Серафима и Феогноста] убили, жить в горах стало страшно. Я прожил еще год, а в 1923г. ушел в город Алма-Ату..." Семиреченская о., г.Верный (Алма-Ата) Год начала1923 Год окончания1926
В г.Алма-Ата о.Пахомий жил у разных людей, тайно служил, венчал, отпевал на дому.
Часто ходил с монахинями закрытого в 1922г. Иверско-Серафимовского монастыря
в Аксайское ущелье на могилу убиенных иеромонахов, служил панихиды
Из воспоминаний монахинь: "Как поднимемся на гору, перво-наперво панихиду отслужим. Потом отдохнем, поужинаем и сядем у могилы на поваленные ели. И, сколько я помню, всегда были ясные ночи. Сидим мы на бревнышках, и поют сестры. Долго поют. А певчие были еще монастырские, хорошо пели. Потом вечерние молитвы почитаем, наломаем ельника, набросаем на землю, и спим на этих лапах. Какой там сон! только вздремнешь чуть-чуть. Утром обедницу служил о.Пахомий. Проповеди говорить он не мог. Он плакал, всегда плакал. Потом прокашляется и скажет: "Господь прибрал их, а я все мотаюсь. А как было бы хорошо и мне вместе с ними... Да вот не сподобился".
Впоследствии на следствии 1935г. о.Пахомий показал: "[В Алма-Ате] изредка служил в соборе, в котором сейчас помещается Казахстанский музей. Прожил таким образом до 1926г., а затем уехал в Ташкент" Ташкент Год начала1926 Год окончания1927
"В Ташкенте я хотел устроиться на работу, но ничего у меня из этого не вышло. Прожил я там один год и снова вернулся Алма-Ату" Казахская ССР, г.Алма-Ата Год начала1927 Год окончания1928
"Жил [в Алма-Ате] на квартире, помогал в хозяйстве, изредка служил и таким образом существовал. В 1928г. в горах на Мохнатой сопке один знакомый мне монах Тихон стал строить избушку, и я тоже стал строить себе избушку, и в конце 1928г. перебрался в горы" Казахская ССР, Алма-Атинская о., келья в горах на Мохнатой Сопке Год начала1928 Год окончания1930
"Вскоре монах Тихон по неосторожности сжег наши избушки, и я вынужден был выкопать себе землянку. В ней я жил не постоянно. Часто ходил в город и жил у монахинь Магдалины, Татьяны, Александры, Евсевии, которые также были на Мохнатой Сопке. В 1930г. монахиням предложили вступить в колхоз, но в колхоз они не пошли, сдали свое имущество в лесничество и ушли в город. А я остался жить в своей землянке. В том же [1930г.] уехал с монахинями в Джагал-Абад" Киргизия, Джалал-Абадский р., в горах возле орехосовхоза Кызылынкур Год окончания1933
"...Поселились в горах. Там построил избушку, жил с Магдалиной, а Татьяна строила себе избушку отдельно, в 15 верстах от нас...".
Из воспоминаний Надежды Григорьевны Казулиной [1, С.157158]: "В 1929г. нас раскулачили, отца посадили в тюрьму г.Оша, и в тюрьме от заключенных духовного звания он узнал, что недалеко от Джалал-Абада есть орехосовхоз, который называется Кызылынкур, и в горах, недалеко от этого совхоза живут старцы-подвижники. И когда отца отпустили на свободу, то дали ему предписание вывезти семью на добровольную ссылку, куда он сам захочет, только подальше от Токтогула. И папа прямо из тюрьмы пошел в Кызылынкур искать старцев, и нашел их. Нашел он сначала на одной горе в орешниках иеромонаха Досифея... Он был очень строгой жизни. Возле него жили четыре монахини: Досифея, Дорофея, Клавдия и Мария. У них была маленькая пасека и полувырытая избушка. Через гору от него жили Калистрат Иванович и Мария Андреевна Гриневы из Алма-Аты рабы Божии, с двумя девочками, и возле них в то время жили о.Пахомий и матушка Магдалина алма-атинская, а на другой горе иеромонах Макарий (Ермоленко), который был очень стареньким. И вот, мы начали там жить, подвизаться и молиться. К нам в горы часто приезжали монахини. У монахов было строгое правило, жили они по монастырскому уставу. Батюшки служили Литургию (у всех были антиминсы). Чаще служили у Калистрата Ивановича. Там я научилась петь по нотам. Учили меня Татьяна Хахулина и Саня Нагибина они были монастырские певчие. Служили ночью. Закрывали подушкой окошечко, кто-нибудь один стоит на улице на страже, с собакой. Сделали занавесочку, за ней алтарь, а перед ней и мы стоим. Все это в такой комнате, которую и комнатой назвать нельзя, вроде погребка и сакли. И молились, и пели. О.Пахомий служил очень часто. Он был такой благостный: на него посмотришь, и сразу чувствуешь к нему расположение, до того добрый вид был у о.Пахомия. Рыжеватая бородочка, глазки голубенькие, ласковый, ласковый взгляд. Как жил отец Пахомий? У землянки, где жили Калистрат Иванович с Марией Андреевной и к которой мои дядя с тетей пристроили кибиточку, была еще маленькая лазеечка, куда отец Пахомий прятался ночью. А на день он уходил под-горку-на-горку, где была пропасть; возле нее нагибалась лоза, под лозой дверочка, которая поднималась в лазейку вроде люка, там лествичка из глины, и по ней спускаешься в пещерку, окно которой выходило на обрыв. Очень высокий обрыв, а дальше за ним горы уже без орешника. Один только раз я была в этой пещерке. Меня, десятилетнюю девочку, отец Пахомий взял с собой и разрешил зайти в пещеру через люк. Отец Пахомий прятался там весь день, а на ночь возвращался в лазеечку у землянки Калистрата Ивановича. Помню, как однажды на Пасху мы служили ночью на горке у о.Макария. Горы эти очень красивые, все в орешнике. И мы жили этими грецкими орехами. У нас там родился еще один брат, Миша, а отец Пахомий его крестил... "
Киргизия, Джалал-Абадский р., в горах возле орехосовхоза Кызылынкур Год ареста1933
О.Пахомий был арестован летом 1933г. вместе с иеромонахом Досифеем, о.Макарием (Ермоленко),
монахинями Рафаилой (Археловой), Серафимой (Домбровской), Досифеей, Дорофеей
и Клавдией.
Из воспоминаний Надежды Григорьевны Казулиной [1,С.159]: "В 1933 году, летом ночью пришли чекисты и всех забрали: отца Досифея, отца Пахомия, отца Макария, матушек Рафаилу, Серафиму, Досифею, Дорофею и Клавдию. Забрали всех в полночь и всех погнали пешочком в Джалал-Абад за 30 верст вдоль реки. Потом я слышала, что отца Макария отпустили по старости, а след отца Досифея и четырех монахинь: Досифеи, Дорофеи, Клавдии и Марии тут же исчез. Говорили, что их сразу же расстреляли. Отца Пахомия, как я слышала, расстреляли позднее в Алма-Ате, а матушек осудили... "