База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в." (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Места заключения Соловецкий лагерь особого назначения Год начала1929
Когда епископ Василий был в лагере его духовные дети обратились к митрополиту
Сергию с просьбой о принятии епископа Василия, в котором говорили, что
"епископ Василий человек глубоко религиозный, неоднократно терпевший гонения
за свои убеждения (настоящее заключение является 6-м по счету заключением во
время его пастырской деятельности), который он безбоязненно выказывал на
диспутах с антирелигиозниками, причем нам известны факты обращения под
влиянием его бесед, людей абсолютно неверующих" Пермская о., г.Чердынь, Вишерский концлагерь N2, тифозная палата
Последнее письмо епископом Василием было отправлено из Вишерского лагеря
16.04.1929. "Заявление. Находясь еще на свободе, я возбуждал вопрос о моем
объединении со Святой Православной Русской Церковью, но я так и остался
невоссоединенным. Ко времени предполагавшегося нами в ноябре 1928г.съезда я
был лишен свободы. Здесь, в изгнании, я исполнял священные обязанности (и
добровольно) брата милосердия, видимо, заразился и слег в постель. Смерть не
страшна при твердой вере в бессмертие н кошмарно умирать вне единения с
Православной Церковью... Я преступник, раздирающий хитон Христа, но горячо
любящий Веру Православную простите и отпустите меня с миром, если Богу будет
угодно переселить меня в обители вечные. На ссылку и на свою тяжелую болезнь я
смотрю, как на горнило, очищающее мою святительскую совесть. Поспешите на
помощь, дайте спокойно умереть... От прежних заблуждений я категорически
отказываюсь и их категорически порицаю. Лгать епископ, смотрящий в глаза
возможной смерти, я полагаю, не может" К письму было приложено: "В цензуру.
Убедительно прошу пропустит по адресу это заявление и тем самым выполнить быть
может, последнюю просьбу. Я нахожусь здесь исключительно за свои убеждения. К
Соввласти с самого начала ее бытия я добросовестно относился. Но это не значит,
что я должен разделять и материалистическую идеологию, да и среди преподанных
свобод есть и священная свобода индивидуальных убеждений. Я не враг власти и
приветствую ее мероприятия, направленные к улучшению народа, и только борьба с
индивидуальными убеждениями меня смущает... Лебедев." На письме подпись
красным карандашом рукой митрополита Сергия: "Синод". Надпись зеленым
карандашом (той же рукой): "Принять, обсудить потом". Этим документом
кончаются все сведения об епископе. (По сведениям М.Е.Губонина был принят в общение
в сане пресвитера)