Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Костромская губ., с.Большие Соли, церковь Рождества Богородицы диакон, священник (после 1918г.) Год начала1910 День начала4 Месяц начала4 Год окончания1930
Многие обстоятельства жизни о.Александра до революции остались неизвестными,
но в 1918г. он был священником в родном селе. К этому времени возник и первый
конфликт о.Александра с властями. Узнав, что в село прибыли работники волостного
управления для конфискации имущества у местной заводчицы Трехлетовой, священник
благословил звонить в колокол, в "набат", чтобы собрать людей для защиты
от посягательства властей. После издания декрета об отделении школы от Церкви
и запрещения преподавания Закона Божия в школах о.Александр стал учить детей Закону
Божию в своем храме, снабжая школьников своими учебниками, а детей было более
пятидесяти.
В 1930г., когда постановлением сельсовета церковь в селе была закрыта и колокола
сняты, по благословению батюшки делегация верующих отправилась в сельсовет с
требованием восстановить богослужение в церкви, вернуть колокола и облачения.
После закрытия церкви Рождества Богородицы, о.Александра, по-видимому, лишили
и дома на церковной земле, где он проживал по праву священника. Возможно, ему
даже приходилось ютиться в тех домах, где ему предлагали кров его бывшие прихожане.
Так, в протоколах Боровского РИК в 1932г. Поздеевский А.В. упоминается, как житель
Больших Солей, в октябре 1934г. его местом жительства указано уже Головино, а в
протоколах дела НКВД от 1937г. деревня Агафоново (сейчас это территория
пос.Некрасовское).
О.Александр вместе с женой и детьми в советское время были лишены избирательных
прав (начиная, примерно, с 1922г. по 1934г.)
Ярославская о., д.Агафоново Год начала1930 Год окончания1937
В 1930г. батюшке шел седьмой десяток, его семеро детей разъехались, и он в
одиночестве завершал свой исповеднический путь. В д.Алферово (в двух км от Больших
Солей) в одном из домов была устроена тайная церковь, в которой часто собирались
верующие. Служили два или три священника, среди них и о.Александр. Жители
слушали проповеди, крестили детей и отпевали умерших.
Посещение этого дома и участие в "подпольных контрреволюционных сборищах"
было поставлено о.Александру в вину во время предварительного следствия
Ярославская о., д.Алферово Год ареста1937 День ареста2 Месяц ареста10
После ареста, в милиции Больших Солей, перед отправкой в Ярославскую тюрьму,
произошла последняя встреча о.Александра со своей семьей. Он никого не обвинял,
не ругал, он нес свой крест. Прощался так, словно чувствовал, что это их последняя
встреча
тройка при УНКВД по Ярославской обл. 25/11/1937 Обвинение"участник контрреволюционной повстанческой монархической группировки церковников, распространял провокационные слухи, делал гнусные контрреволюционные выпады против сов. правительства" Приговор10 лет ИТЛ
О.Александру вменялась "антисоветская агитация, поддержка Ярославского восстания
1918г.". В обвинении говорилось, что о.Александр вместе с другими священниками
"вел активную террористическую агитацию, призывал церковников к контрреволюционному
восстанию против советской власти".
О.Александр держался твердо: выдумки о своей антигосударственной деятельности
отвергал, не сообщил никаких компрометирующих сведений о других верующих
Ярославль, тюрьма Год начала1937 День начала2 Месяц начала10 Год окончания1937 Архангельская о., г.Котлас, Котласский пересыльный пункт Год начала1937 Год окончания1939
Нет точных данных о месте заключения о.Александра Поздеевского после вынесения
приговора. Известно только, что он прибыл в Темниковский лагерь из Котласского
пересыльного пункта 15 марта 1939г. Мордовская АССР, Зубополянский р., пос.Явас, Темниковский ИТЛ Год начала1939 День начала15 Месяц начала3 Год окончания1940 День окончания25 Месяц окончания10