Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ГодСмерти 2000
Дела o87.354
    Мерцалова Мария Николаевна 
    Фамилия Мерцалова 
    Год рождения 1912 
    Место рождения Москва 
    певчая церковного хора 
    Специальность кандидат искусствоведения, профессор, историк и теоретик моды 
    Родилась в дворянской семье.
    Ее отец, Николай Иванович Мерцалов (1860–1948) — известный ученый и профессор
    Родство Фотографии[1] [2] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1933г.] [1933-1934гг.] [до 2000г.]
      Образование
        1-й Московский Государственный Университет
        Студентка 1-го МГУ
      Служение
        Москва, церковь свт.Николая у Соломенной Сторожки 
        Должность певчая церковного хора 
        Год окончания 1933 
        С 1921 года отец Марии и Надежды Мерцаловых начал читать курс теории
        пространственных механизмов на машиностроительном факультете Тимирязевской
        сельскохозяйственной академии, расположенной вблизи Никольского храма у Соломенной
        Сторожки.
        В Никольском храме у Соломенной Сторожки с 1921г. служил о.Василий Надеждин,
        духовной дочерью которого стала Мария Мерцалова.
        Приход Соломенной Сторожки в основном составляла научная интеллигенция,
        жители поселка при Сельскохозяйственном институте.
        Группа профессоров института, в том числе и профессор Николай Мерцалов —
        отец Марии и Надежды Мерцаловых, обратилась к отцу Василию с просьбой заняться
        христианским просвещением их детей, и батюшка, многие годы сознательно готовившийся
        к пастырской деятельности, с радостью принял это предложение.
        Он сумел привлечь к участию в богослужении приходскую молодежь, из которой
        составился прекрасный церковный хор; вел с духовными детьми беседы об
        основах православного вероучения; посещал с ними концерты классической
        музыки, разбирал литературные произведения.
        Просветительской деятельностью среди молодежи занимались по его благословению и
        некоторые члены общины.
        Обязанности пастыря, заботы о духовных детях отец Василий ставил выше всего.
        В 1920-е годы в доме Клушанцевых на Михалковской улице была устроена
        своего рода начальная школа для небольшой группы детей прихожан
        Никольского храма, в которой отец Василий преподавал Закон Божий и
        общеобразовательные предметы.
        Прихожане вспоминают, что крестный ход в день Святой Пасхи начинался
        с того, что батюшка выходил из царских врат и запевал:
            
        "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех..."
        За ним стихиру подхватывал весь храм.
        За год до ареста у отца Василия началось обострение туберкулеза,
        и ему пришлось уехать на лечение в Башкирию.
        По его просьбе в храме у Соломенной Сторожки в это время служил
        о.Владимир Амбарцумов.
        Письма, которые батюшка присылал своим духовным детям, они читали все вместе,
        вслух.
        По возвращении домой, 28 октября 1929 года, отец Василий был арестован и
        помещен в Бутырскую тюрьму. При обыске он сумел передать матушке
        письмо, обнаружение которого могло повлечь за собою арест его
        духовного чада. 1 ноября на допросе заключенный дал следующие
        "показания по существу дела":
              "...О близкой ко мне молодежи могу сказать следующее: пришла ко мне она
              сама. Все лица, впоследствии бывавшие у меня, были связаны между собой
              еще школой, где они вместе учились. Вероятно, поэтому они также всей
              группой и перешли ко мне.
              У меня в церкви эта молодежь пела в хоре. Собираясь у меня на квартире,
              молодежь обыкновенно пела из опер под аккомпанемент моей жены.
              Церковные спевки бывали в церкви. У меня на квартире духовного мы пели мало.
              ... Специальных вопросов по поводу существующего социального порядка
              и по поводу отдельных моментов взаимоотношения Церкви и государства,
              равно и чисто политических вопросов, мы никогда не обсуждали.
              ... Молодежь у меня принимает участие в церковных делах с 1921 года.
              Всего у меня не больше десяти человек.
              Пять девочек: две дочери Мерцалова (профессора) (одна из них в 1-м
              МГУ, по имени Мария, другая — Надежда, еще не держала экзамен),
              две дочери бывшего торговца, теперь совслужащего Целиева Василия
              Ивановича, Татьяна и Клавдия (они собираются готовиться в ВУЗ),
              Елизавета Обыдова (учится на курсах иностранных языков). Кроме того,
              есть младшие девочки, учащиеся петь в хоре...".

        Из воспоминаний Марии Николаевны Меркуловой о своих духовных руководителях —
        о.Василии Надеждине и о.Владимире Амбарцумове:
             "Время моей юности и ранней молодости было богато людьми не только
              значительными, но и исключительными. Не то, что они были многочисленны,
              нет, в это время их становилось все меньше и меньше, но каждый из них
              был светильником, озарявшим в тяжкой тьме жизненный путь людей, не забывших Бога.
              В ряду этих светочей был и отец Владимир. Впервые он появился у нас,
              когда отец Василий после продолжительной и тяжелой болезни поехал на кумыс,
              а церковь временно осталась без священника.
              По-видимому, оба они хорошо знали друг друга, имели настоящие братские
              отношения, позволявшие доверять своих духовных чад и прихожан друг другу.
              К нам отец Владимир относился доброжелательно, мягко, присматривался к
              нашей маленькой группке юных девушек, почти подростков, ревностно и
              бескорыстно исполнявших свои обязанности в церковной службе.
              Красивые юные голоса, стройность пения, музыкальность исполнения и
              крепкая дружба объединяли нас и, надо отдать справедливость, мы заметно
              выделялись среди своих сверстниц.
              В этот ранний период становления внутреннего мира юности все, что
              заложил в наши души отец Василий, уже давало плоды. Они прежде всего
              сказывались в отношении к людям, особенно к священникам.
              Глубокое уважение и благоговение перед служителями у Господнего престола
              помогали нам, несмотря на наш юный возраст, понимать значительность
              личности отца Владимира как пастыря...
              После возвращения отца Василия из отпуска по болезни отец Владимир
              стал бывать у нас редко, но теплые дружеские отношения этих двух
              настоящих христианских пастырей не прекращались..."
      Места проживания
        Москва, Дачный проезд, 9–3 
        Год окончания 1933 
        День окончания 11 
        Месяц окончания 3 
        Без определенных занятий
      Аресты
        Москва 
        Год ареста 1933 
        День ареста 11 
        Месяц ареста 3 
      Осуждения
        Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР 
        10/04/1933 
        Обвинение "член контрреволюционной организации христианской молодежи, участник нелегальных собраний, проведение антисоветской агитации" 
        Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
        Приговор 3 года ссылки в Казахстан 
        Групповое дело "Дело членов кружка христианской молодежи. Москва, 1933г." 
        Постановлением Президиума ЦИК от 07.07.1933 от высылки досрочно освобождена,
        с правом свободного проживания по СССР, кроме Москвы и области
      Места заключения
        Москва, Бутырская тюрьма 
        Год начала 1933 
        День начала 11 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1933 
        В период следствия содержалась под стражей в Бутырской тюрьме
      Места проживания
        Вологда 
        Год начала 1933 
        Год окончания 1934 
        Постановлением Президиума ЦИК от 17.03.1934 разрешено проживание в Московской обл.
      Места проживания
        Москва 
        Мария Николаевна — автор многочисленных книг о дизайне костюма и модах,
        а также пособий для кройки и шитья.
        В качестве консультанта по историческому костюму работала с киностудией
        "Мосфильм".
        Из статьи в газете "Коммерсант" (1997г. N 103):
            "В Кремле отпраздновали юбилей известного русского теоретика моды профессора
             Марии Мерцаловой, известной своими научными трудами в области моды и
             костюма, а также работой с киностудией "Мосфильм" и ведущими отечественными
             режиссерами: Сергеем Бондарчуком, Андреем Тарковским, Андроном
             Михалковым-Кончаловским, Александром Аловым и Владимиром Наумовым.
             В честь Мерцаловой пели "Многая лета", танцевали фламенко, вручали дипломы
             и даже устроили осмотр знаменитой кремлевской экспозиции исторического
             костюма.
             Торжества проходили в зелено-белых декорациях Оружейной палаты
             прямо среди витрин с серебряными и золотыми чашами, кубками и
             подносами (сюда гости по любезному разрешению кремлевской комендатуры
             были пропущены через Боровицкие ворота), отчего вся церемония была
             очень эффектной.
             Главными подарком Мерцаловой стало представление выставочного экземпляра
             3–4-го томов "Костюма разных времен и народов" — ее последнего
             многотомного труда, который в ближайшее время появится в столичных
             книжных магазинах.
             Издатель четырехтомника генеральный директор Академии моды Ирина Фадеева
             подчеркнула, что эти книги не только дают возможность широкому читателю
             проследить историю развития костюма с древних времен до наших дней,
             но и знакомят с наиболее известными историческими анекдотами об отношении
             к одежде и модникам в разные века.
             Среди многочисленных традиционных поздравлений в адрес юбиляра
             были и неформальные приветствия. Например, "Многая лета" в исполнении
             приглашенного на праздничную церемонию хора или зажигательное фламенко
             под стук кастаньет в исполнении все той же Ирины Фадеевой...
             В финале к ногам Мерцаловой была брошена алая роза...
             Мерцалова была явно тронута столь оригинальным проявлением любви и, в
             свою очередь, также выступила — спела для своих гостей припев
             из популярной русской народной песни.
             Оказалось, что консультант по костюмам кинолент "Андрей Рублев",
             "Борис Годунов", "Бег", "Дворянское гнездо" и автор ряда популярных книг
             по моде также профессионально занималась музыкой и пением и до сих
             пор сохраняет форму и голос"
    Кончина
      2000 
    Реабилитация
      Дата 22/07/1991 
      По году репрессий 1933 
    Труды ->
      1.4-х томное издание: "Костюм разных времен и народов".
      2."Поэзия народного костюма".
    Публикации ->
    Документы ->
      1. ЦА ФСБ РФ. Д.Р-40232.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ