ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ

Н. Емельянов

 

ОЦЕНКА СТАТИСТИКИ ГОНЕНИЙ НА РУССКУЮ ПРАВОСЛАВНУЮ ЦЕРКОВЬ С 1917 ПО 1952 ГОДЫ.

(По данным на январь 1999 г.)

 

1. Гонения на Русскую Православную Церковь в XX в.

В истории Вселенской Церкви никогда не было таких масштабных и всеохватывающих, таких продолжительных и непрерывных гонений, как в России в XX веке. В первые три века существования христианства гонения носили локальный характер и длились один-два года, иногда несколько лет. Даже самое страшное гонение Диоклетиана и его преемников, начавшееся в 303 г., продолжалось всего 8 лет. В ХХ в. гонения в России распространились по всей ее территории, занимавшей 1/6 часть планеты; охватили все организации: учебные, хозяйственные, административные, научные; все слои общества и все возрасты: от детей, подвергнутых безбожному воспитанию и преследованиям за веру в детских садах и школах, до глубоких стариков. Вспомним расстрел в 1918 г. детей - царственных мучеников и расстрел в 1937 г. 81-летнего священномученика митрополита Серафима (Чичагова), который по болезни уже не мог ходить. Десятки миллионов православных верующих России подверглись разнообразным притеснениям, дискриминации, гонениям - от издевательств и увольнения с работы до расстрела. Это продолжалось 70 лет, с 1917 г. до "перестройки" конца 1980-х гг.

Советская власть с первых лет своего существования поставила задачу - полное, с самой беспощадной жестокостью, уничтожение Православной Церкви. Эта установка лидеров большевиков ярко отражена в известном ленинском письме ("Членам Политбюро. Строго секретно") от 19 марта 1922 г.: "...изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно, ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше"1.

Перед началом Великой Отечественной войны после двадцатилетних усилий государства разрушение зримой структуры Церкви было близко к завершению. К 1939 г. в РСФСР оставались не закрытыми около 100 храмов2 из 55.000 действовавших в 1917 г. На свободе пребывали только 4 правящих архиерея3, причем и на них в НКВД были сфабрикованы "показания" для ареста, который мог произойти в любое время.

Изменение государственной церковной политики и восстановление церковной жизни началось только во время Отечественной войны 1941-1945 гг. и было очевидным следствием общенародной трагедии. Однако эта временная отсрочка полного уничтожения религии не означала прекращения преследования Церкви. Хотя и в меньших масштабах, чем прежде, аресты архиереев, священников и активных мирян продолжались и в послевоенный период4. Массовое освобождение из лагерей и ссылок репрессированных священнослужителей и мирян произошло только в 1955-1957 гг. А в 1959 г. началась новая страшная хрущевская волна гонений, во время которой было закрыто несколько тысяч церквей.

В настоящей работе делается попытка оценить по годам количество пострадавших за веру иерархов, клириков и мирян Русской Православной Церкви - жертв большевистского режима с 1917 по 1952 гг. С одной стороны, это только оценка количества жертв, с другой стороны, представленные в статье материалы были рассмотрены Комиссией при Президенте Российской Федерации по реабилитации жертв политических репрессий и одобрены ею 20 декабря 1995 г.5. В эту комиссию входили Главный прокурор России, руководители ФСБ, Министерства внутренних дел, Министерства юстиции и др. Следовательно, статистические данные, приводимые в статье, получили официальное подтверждение на самом высоком государственном уровне.

2. Информационная система о гонениях

Оценка статистики гонений проводилась на основе информационной системы, построенной на компьютерной базе данных. Систематический сбор материалов и разработка базы данных о гонениях на Русскую Православную Церковь начался в 1990 г. в информационной секции Братства во Имя Всемилостивого Спаса, которая была впоследствии преобразована в кафедру информатики Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. Сразу после образования Института в 1992 г. было получено благословение Святейшего Патриарха Алексия "сосредоточить работы по исследованию истории Русской Православной Церкви XX века в Православном Свято-Тихоновском Богословском Институте".

С этого времени сведения о гонениях постоянно собираются, обрабатываются, систематизируются и вводятся в базу данных, где к январю 1999 г. накоплено более 12 650 биографических справок и около 1800 фотографий. В этой работе, почти полностью выполненной энтузиастами, приняли участие в течение 7 лет более 40 человек.

Биографические материалы располагаются в базе данных по единой схеме, состоящей из последовательно заполняемых блоков: имя, священный сан или наименование церковного служения, фотографии. Далее в хронологическом порядке следуют: дата и место рождения, сведения об образовании, рукоположении, постриге, сведения о работе, о местах служения и проживания, сведения об арестах, ссылках, пребывании в заключении, сведения о кончине, погребении и о всецерковной или местной канонизации (если она проведена). В комментарии к каждому блоку может даваться рассказ о тех или иных ярких эпизодах жизни или обстоятельствах кончины пострадавшего за веру, а иногда и развернутая статья о каком-либо выдающемся церковном деятеле. В каждой анкете обязательно приводится список источников.

Подобная структура размещения данных позволяет быстро получить информацию по самым разнообразным тематическим запросам (например, выявить всех пострадавших выпускников Московского государственного университета6 или священников Воронежской епархии, расстрелянных в 1937 г.). Из базы данных регулярно выдаются справки по запросам различных организаций и частных лиц. С 1996 г. был организован доступ к базе в сети Internet7.

Результатом данной работы явилась подготовка издания биографического справочника "За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь, 1917-1956"8. Это издание представляет собой два тома по 700 страниц с многочисленными фотографиями. Издание является уникальным как по объему (в нем содержится более 9.000 имен пострадавших), так и по содержанию, поскольку в немалой степени базируется на труднодоступных и малоизвестных материалах. Списки источников приводятся в конце каждой биографической статьи.

3. Источники информации

По благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 1992 г. в ПСТБИ был передан архив данных (около 2.000 имен), собранный Синодальной Комиссией по изучению материалов о реабилитации духовенства и мирян Русской Православной Церкви, работавшей под руководством Высокопреосвященного Владимира (Сабодана), тогда митрополита Ростовского и Новочеркасского.

Помимо материалов, собранных Синодальной Комиссией и представляющих собой письма родственников и списки репрессированных, присланные из епархий, непосредственно Институтом было получено более 1.000 писем. Обращения с просьбой сообщить сведения о новомучениках были разосланы Институтом во все центральные газеты и журналы, более чем в 200 периферийных газет и во многие издательства, прозвучали по радио. И хотя зачастую имеющаяся у родственников информация оказывалась весьма скудной, в целом присланные письма являются для нас одним из важнейших источников. Именно в них можно услышать поистине драгоценные живые голоса людей, переживших те страшные времена. Ценность этих свидетельств особенно высока, так как самих свидетелей остается сейчас все меньше и меньше.

Архивные документы из Центрального Архива ФСБ РФ, ГА РФ, а также документы местных городских архивов и краеведческих музеев, других государственных и частных хранилищ. Здесь одно дело может принести сведения о десятках и сотнях пострадавших (например, по Белозерскому делу № 95221/32149 от 02.10.1937 г. было расстреляно 100 человек). В некоторых областях нашлись даже общие списки осужденных по церковным делам, составленные в свое время исполнительными сотрудниками НКВД-МВД-КГБ. В них перечислены многие сотни жертв (например, по Тверской обл. - 409, по Саратовской - 921). К сожалению, эти списки представляют собой, как правило, лишь скупые колонки дат: арестован, осужден, расстрелян.

Следующий источник, приобретающий все более важное значение, - публикуемые печатные материалы. Здесь особенно хочется выделить монографию протопресвитера Михаила Польского "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви" (содержащую около 200 имен)9, вышедший уже в двух томах труд иеромонаха Дамаскина (Орловского) "Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия" (около 550 имен)10 и книгу "История Русской Церкви, 1917-1997" протоиерея Владислава Цыпина11.

Помимо перечисленных источников в нашей работе также использовались неопубликованные рукописи, аудио- и видеозаписи, материалы, собранные сотрудниками Православного Свято-Тихоновского Богословского Института и присланные отдельными исследователями-энтузиастами.

 

4. Оценка общего количества за Христа пострадавших

Работа над базой данных и над книгой поставила вопрос об отборе лиц, которых можно считать пострадавшими за веру и Церковь. В базу данных включались сведения о представителях Русской Православной Церкви, осужденных по так называемым церковным делам (дела, связанные с вскрытием мощей, с изъятием церковных ценностей, дела о всевозможных мифических "контрреволюционных организациях церковников" и др.). Учитывались все сведения о православных клириках, в том числе осужденных и по уголовным делам, фабрикация которых была одним из способов компрометации преданных Церкви людей. Значительное число людей было казнено и вовсе без всякого суда и следствия (особенно в годы гражданской войны), причем единственной их "виной" была вера в Бога. В книгу были включены также сведения о лицах, добровольно отправившихся в ссылку вслед за своими духовными отцами, родными и близкими. Часто это были жены священников или духовные чада арестованных и сосланных духовников.

Общее количество пострадавших за Христа в годы советской власти. В дореволюционной России было около 100.000 монашествующих и более 110.000 священнослужителей. С учетом членов их семей к сословию духовенства относилось на рубеже веков 630.000 человек12. Гонениям подверглось подавляющее большинство священников и монахов, как служивших в церквах и монастырях России в канун революции, так и посвященных и постриженных в дальнейшем, вплоть до 1940-50-х гг. В брошюре "Крестный путь Церкви в России" (изд-во "Посев", 1988) говорится о 320.000 пострадавших священнослужителях.

В 1937 г. секретарь ЦК ВКП(б) Г. М. Маленков писал Сталину о существовавших религиозных объединениях как о "широко разветвленной враждебной советской власти легальной организации в 600.000 человек по всему СССР"13. И это после 20 лет кровавого террора против Церкви! И хотя здесь Маленков ведет речь о "церковниках и сектантах", очевидно, что в бывшей преимущественно православной стране большая часть из этих 600000 намеченных к скорейшему уничтожению людей - не сектанты, а православные, главным образом оставшиеся еще в живых священно- и церковнослужители и члены "двадцаток".

Таким образом, число пострадавших можно оценить в сотни тысяч: по разным оценкам их было от 500000 до 1000000 православных людей, пострадавших за Христа. Мы располагаем данными о том, что репрессиям подверглись более 400 архиереев. Из них свыше 250 архипастырей были казнены или скончались в заключении. Но даже и эти огромные цифры потерь среди православного епископата далеко не являются исчерпывающими, можно ожидать заметного увеличения этого списка. Несоизмеримо труднее будет получить относительно полную картину гонений на священников, диаконов и монахов. И практически неразрешимой задачей предстает сбор сведений о большей части пострадавших за Церковь мирян.

Сейчас в базе данных 12650 имен. Таким образом, можно говорить о том, что эта цифра составляет приблизительно от 1/80 до 1/40 части от общего количества пострадавших.

5. Построение графика репрессий (статистики гонений)

На графике репрессий (см. рисунок) по одной оси откладываются годы от 1917 до 1951, по другой - количество репрессий, зафиксированных в базе данных, умноженное на коэффициент, равный отношению общего числа репрессий к числу репрессий, введенному в базу данных. Получаем график оценки общего числа репрессий по годам. График представляет число репрессий: арестов и расстрелов, а не число репрессированных, находящихся в ссылках, лагерях и тюрьмах. Так, например, в лагерях в 1939 г. находились сотни тысяч осужденных за веру, в частности все арестованные и не расстрелянные в 1937 и 1938 гг. Часто те, кто в 20-е и 30-е гг. были арестованы по церковным делам, оставались лишенными в правах до 80-х гг.

Коэффициент, на который нужно умножать фиксированное в базе данных число репрессий, будет меняться в процессе уточнения общего числа репрессий. Если общее число репрессированных за веру людей 500000 (как мы полагаем, это нижняя граница оценки), то этот коэффициент равен (500000 / 12650) = 39.5, а если 1000000 - 79. При построении графика был выбран коэффициент 40. Например, в 1930 г., по сведениям базы данных, было 1174 пострадавших (аресты, ссылки или расстрелы) и 183 казненных или умерших в тюрьмах, поэтому на графике отложено 46.960 (верхний график) - оценка общего числа людей, подвергшихся репрессиям в 1930 г., и 7320 (нижний график) - оценка общего числа расстрелов и смертей в 1930 г.

Если бы у нас были сведения обо всех пострадавших, мы смогли бы точно отобразить по годам количество репрессий и изучить этот процесс. Мы имеем сведения только примерно об 1/40 части репрессий. Вопрос правомерности изучения процесса по этой выборке сводится к вопросу о представительности (репрезентативности), как говорят математики, этой выборки: насколько она равномерна и случайна? Ввиду разнообразия источников информации эта выборка должна быть достаточно представительной.

(Есть математические методы проверки представительности выборки, на которых, видимо, здесь неуместно останавливаться, хотя они очень интересны и убедительны. Один из главных методов проверки - расчет статистики по разным эшелонам выборки. Такие расчеты производились в 1995 г. по 3000 имен, в конце 1996 г. - по 5000 и в начале 1998 г. - по 10000 имен. Все они дали результаты, качественно близкие к нынешним, рассчитанным по 12650 именам; коэффициенты выбирались, соответственно равными 150, 100, 50 и 40).

6. Периоды гонений и связанные с ними государственные

и церковные события

После октябрьского переворота 1917 г. и захвата власти большевики ни на один год не оставляют Церковь своим жестоким вниманием. Ниже приводятся периоды гонений и происходящие в это время основные государственные и церковные события.

Первая волна гонений (1917-1920 гг.). Захват власти, массовые грабежи церквей, расстрелы священнослужителей.

15/28.08.1917 - 20.09.1918 - Поместный Собор Православной Российской Церкви.

25.10/07.11.1917 - Октябрьский переворот, захват власти большевиками.

05/18.11.1917 - избрание святителя митрополита Тихона Патриархом Московским и всея России.

07/20.01.1918 - Декрет Советской власти об отделении Церкви от государства, у Церкви изъяты все капиталы, земли, здания (включая храмы).

19.01/01.02.1918 - Послание святителя Патриарха Тихона об анафематствовании творящих беззакония и гонителей веры и Церкви Православной.

25.01/07.02.1918 - расстрел священномученика Владимира, митрополита Киевского.

17.07.1918 - расстрел императора Николая II и царской семьи.

14.02.1919 - постановление Наркомата юстиции о вскрытии мощей, что вызвало массовые сатанинские издевательства над святыми останками в 1919 г. и последующие годы.

1-я волна гонений унесла в расстрелах около 15.000 жизней только в 1918 г. (см. рис., нижняя линия). Общее число репрессий 17.000 (верхняя линия). Почти все столкновения, все аресты заканчивались расстрелами.

Вторая волна гонений (1921 - 1923 гг.). Изъятие церковных ценностей под предлогом помощи голодающим Поволжья.

21.08.1921 - образование святителем Патриархом Тихоном Всероссийского Комитета помощи голодающим, который был закрыт по распоряжению властей через неделю (27.08.1921).

23.02.1922 - декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей.

19.03.1922 - секретное письмо Ленина ("чем большее число духовенства мы расстреляем, тем лучше" и указание Троцкому тайно возглавить гонение).

09.05.1922 - арест святителя Патриарха Тихона.

Май 1922 - организация Троцким через ВЧК обновленческого раскола.

Июнь 1922 - "суд" над священномучеником Вениамином, митрополитом Петроградским и расстрел его 13.08.1922.

2-я волна гонений - около 10.000 репрессий, расстреляно около 1000 человек. Расстрелян каждый десятый, в отличие от 1918 г., когда были расстреляны восемь из девяти. В отличие от самосудов 1918 г. устраиваются показательные суды, большевики имитируют справедливость.

Гонения 1923 - 1928 гг. При поддержке ВЧК-ГПУ-ОГПУ насаждается обновленческий раскол для уничтожения Церкви изнутри.

Апрель 1923 - подготовка суда и расстрела святителя Патриарха Тихона (см. переписку Политбюро с наркомом иностранных дел Г. В. Чичериным "о нерасстреле патриарха" и Записку в Политбюро Дзержинского от 21.04.1923 (..."необходимо отложить процесс Тихона в связи с разгаром агитации за границей (дело Буткевича)" 14.

29.04.1923 - 09.05.1923 - 1-й "собор" обновленцев.

16.06.1923 - заявление святителя Патриарха Тихона ("...я отныне Советской власти не враг").

25.06.1923 - освобождение святителя Патриарха Тихона.

10.06.1924 - "Великое Предсоборное Совещание", - фактически - собор обновленцев.

07.04.1925 - кончина святителя Патриарха Тихона.

12.04.1925 - священномученик Петр, митрополит Крутицкий, приступил к исполнению обязанностей Патриаршего Местоблюстителя.

01.10.1925 - 2-й "собор" обновленцев.

10.12.1925 - арест священномученика Петра, митрополита Крутицкого.

29.07.1927 - Послание (Декларация) Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия - попытка найти компромисс с безбожной властью ("Мы хотим... сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой - наши радости и успехи").

В 1923-1928 гг. количество репрессий равно примерно половине репрессий 1922 г. Большевики не решаются провести запланированный на 11.04.1925 г. суд и расстрел святителя Патриарха Тихона. Арестовываются и ссылаются многие епископы, борьба идет за каждый храм. Обновленцы вводят женатый епископат. Обновленческих епархий и храмов к 1925 г. становится, с поддержкой ОГПУ, почти столько же, сколько православных, но все их церкви пусты - народ не ходит в храмы, где служат обновленцы. Идет постоянное давление ОГПУ на восприемников святителя Патриарха Тихона и всех священнослужителей-"тихоновцев". В 1928 г., несмотря на Декларацию, гонение усиливается.

 

Третья волна гонений (1929 - 1931 гг.). "Раскулачивание" и коллективизация, разделение Церкви и уничтожение Церкви по частям.

Начало 1929 - письмо Кагановича: "церковь - единственная легальная контрреволюционная сила".

08.03.1929 - Постановление ВЦИК о религиозных объединениях.

02.02.1930 - интервью Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского): "...нет гонений на Церковь".

05.12.1931 - в Москве взорван кафедральный храм Христа Спасителя.

 

3-я волна гонений в 5 раз сильнее, чем в 1922 г. (около 50000 арестов и 5000 казней в 1930 и 1931 гг.).

 

Гонения 1932 - 1936 гг. "Безбожная пятилетка", названная так по поставленной цели: "к 1 мая 1937 г. имя Бога должно быть забыто на всей территории СССР".

15.05.1932 - принят пятилетний план "Союза воинствующих безбожников": в первый год закрыть все духовные школы (у патриаршей Православной Церкви их давно уже не было); во второй - провести массовое закрытие храмов, запретить издание религиозных сочинений и изготовление предметов культа; в третий год выслать всех служителей культа за границу (в обстановке тех лет слово "заграница" было, конечно, своеобразным эвфемизмом); в четвертый - закрыть оставшиеся храмы всех религий и, наконец, в пятый - закрепить достигнутые успехи"15.

05.12.1936 - принятие сталинской Конституции.

22.12.1936 - акт о переходе прав и обязанностей Местоблюстителя Патриаршего Престола к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому), так как советские власти объявили о кончине в тюрьме Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (в действительности он был жив).

Несмотря на гонения, сравнимые по силе с гонениями 1922 г., провал "безбожной пятилетки": в переписи населения 1937 г. православными верующими назвали себя 1/3 городского населения и 2/3 сельского, то есть более половины населения СССР.

Четвертая волна 1937 - 1938 гг. Страшные годы террора. Стремление уничтожить всех верующих (включая и обновленцев).

05.03.1937 - завершение работы Пленума ЦК ВКП(б), санкционировавшего массовый террор.

10.10.1937 - расстрел после восьмилетнего пребывания в одиночной камере Патриаршего Местоблюстителя священномученика Петра, митрополита Крутицкого.

В 1937 г. председатель "Союза воинствующих безбожников" Емельян Ярославский заявил, что "в стране с монастырями покончено"16.

4-я волна гонений в 20 раз превышает гонение 1922 г. (арестовано в 4 раза больше, чем в 1930 г.). Расстрелян каждый второй (около 200.000 репрессий и 100.000 казней в 1937 г.).

Гонения 1939 - 1952 гг. Вторая мировая война. Преследования священнослужителей в присоединенных Прибалтике и западных областях Украины и Белоруссии, а также в освобождаемых после немецкой оккупации областях.

1939-1940 - присоединение к СССР Прибалтики, западных областей Украины и Белоруссии, Северной Буковины и Бессарабии.

30.11.1939 - начало советско-финской войны.

22.06.1941 - нападение Германии на СССР.

04.09.1943 - встреча Сталина с Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием и митрополитами Алексием и Николаем.

08.09.1943 - Архиерейский Собор и избрание Патриарха Сергия.

15.05.1944 - кончина Патриарха Сергия.

31.01.1945 - 02.02.1945 - Поместный Собор Русской Православной Церкви. Избрание Патриарха Алексия I.

К 1939 г. были закрыты все монастыри (в 1917 г. их было около 1000), почти все храмы. Но победа безбожников была недолгой, в 1939 г. с присоединением Прибалтики и западных областей Украины и Белоруссии количество православных монастырей и храмов в СССР резко увеличилось.

1939-1940 - гонения близки к 1922 г. (1100 казней в год).

1941-1942 - по казням сравнимы с 1922 г. (2800 казней).

1943-1946 - число репрессий резко сокращается.

1947, 1949-1950 - всплески репрессий (по докладу Абакумова "с 01.01.1947 по 01.06.1948 арестовано за активную подрывную деятельность 679 православных священников"17, см. [7]).

График заканчивается 1952 г., так как в 1953 - 1989 гг. репрессии носили другой характер, расстрелов было мало, арестов - сотни в год. В этот период производились массовые закрытия храмов, лишения священнослужителей государственной регистрации и тем самым средств к существованию, увольнения верующих людей с работы и т. п. Эти гонения требуют специальных методов исследования.

7. Некоторые закономерности

А) В 1927 и 1930 гг. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) пытается пойти на компромисс с большевистской властью, но эти шаги не приносят положительных результатов: гонения не ослабевают, а усиливаются.

Б) "Провалы" в гонениях 1934, 1936, конца 1938 и начала 1939 гг. совпадают с заменой шефов ОГПУ - НКВД.

Гонения явно ослабевают во время смены власти. Видимо, новые правители уничтожают аппарат предыдущих. Как только новый правитель набирает силу, гонения становятся еще более массовыми.

Следовательно, "пикам гонений" можно сопоставить конкретных комиссаров внутренних дел.

1) Дзержинский (комиссар в 1917-1926 гг.) - пик 1918 г.

2) Изъятие ценностей - пик 1922 г. Особый пик, им, как мы теперь знаем, тайно руководил сам Троцкий.

3) Менжинский (1926-1934 гг.) - пик 1930 г.

4) Пик расстрелов 1933 г. тоже особый, его естественно соотнести с деятельностью главаря Союза воинствующих безбожников Емельяна Ярославского.

5) Ягода (1934-1936 гг.) - пик 1935 г., убийство С. М. Кирова 01.12.1934 г.

6) Ежов (1936-1938 гг.) - пик 1937 г.

7) Берия (1938-1953 гг.) - пик 1941 г.

Конечно, сами по себе комиссары внутренних дел - всего лишь пешки в борьбе за власть.

В) Любому человеку с техническим образованием график (см. рисунок) с возрастающими амплитудами репрессий напоминает поведение самовозбуждающихся систем, которые, как правило, заканчивают свое существование саморазрушением. Война 1941 г. остановила этот разрушительный процесс.

Г) Все страдания, которые испытывает русский народ, разделяет и Церковь:

 

- уничтожение дворянства и офицерства 1917-1919 гг.;

- уничтожение крестьянства (раскулачивание) 1929-1932 гг.;

- уничтожение интеллигенции 1937-1938 гг.

Каждая волна геноцида русского народа начинается с гонения на Русскую Православную Церковь.

8. Заключение

Каждый (верующий или неверующий), кто знакомится с базой данных о новомучениках, не может остаться равнодушным.

Какое великое противостояние оказала Русская Православная Церковь тоталитарному сатанинскому режиму, когда все силы ада обрушились на нее! Тысячи простых сельских священников, над которыми кто только не иронизировал в России, оказались великими героями. Какие поразительно красивые и смиренные лица! С какой верой и верностью, с каким самопожертвованием прошли они свой жизненный крестный путь.

2500 поименно прославленных святых почитала Русская Православная Церковь в начале XX в., из них русских святых - 450. Собранные в Институте сведения не являются закон-

ченными материалами для канонизации. Однако несомненно то, что количество святых мучеников и исповедников, которых дала Русская Церковь в ХХ в., действительно исчисляется десятками тысяч человек.

В конце II в. христианскиq апологет Тертуллиан сказал слова, ставшие крылатыми: "Кровь мучеников - семя христианства". Век ХХ обильно засеял этим семенем Русскую землю.

 

Литература

 

1. За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь, 1917-1956: Биографический справочник. Кн.1. А-К. М., Изд-во Православного Свято-Тихоновского института. 1997.

2. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943 гг. Сост. М. Е. Губонин. М., Изд-во Православного Свято-Тихоновского института. 1994.

3. База данных по новомученикам и исповедникам Русской Православной Церкви XX века (http://www.pstbi.ccas.ru).

4. Архивы Кремля. В 2-х кн. Кн. 1. Политбюро и Церковь. 1922-1925 гг. М., Новосибирск. "Сибирский хронограф". 1997.

5. Протоиерей В. Цыпин. История Русской Церкви, 1917-1997. История Русской Церкви. Книга девятая. М., 1997.

6. СПРАВКА. Репрессивная политика РКП(б)-ВКП(б)-КПСС по отношению к религии и Церкви. 1917-1980 гг. от 20.12.95 и ПРЕСС-РЕЛИЗ. На пресс-конференции А. Н. Яковлева 25.11.95 (Архив Православного Свято-Тихоновского Богословского института).

7. Иеромонах Дамаскина (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 1, 2.

8. Протопресвитер Михаил Польский. Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви. Ч. 1, 2. М., 1994.