Убийство Царской Семьи в Екатеринбурге в подвале дома Ипатьева
4 (17) июля 1918 года
Несмотря на вынужденное отречение от власти, Государь
Николай II неотъемлемо являлся Помазанником Божиим в качестве главы
русского православного Царства. Именно поэтому он и его семья вызывали
особо озлобленную ненависть врагов Церкви и России.
Благочестивый Государь был глубоко предан Церкви и Отечеству и
говорил, что готов стать жертвой Богу, если это необходимо. Пленение и
смерть Государя и его семьи были по существу добровольным согласием на эту
жертву. С высот величайшего могущества, только лишь мыслимого на земле,
они сошли, лишенные всего, в подвал дома Ипатьева. Родившись в день
праведного Иова Многострадального, Государь всю жизнь считал это особым
предзнаменованием. Действительно, попущением Божиим Россия превратилась
в гноище, а ее Государь со всей семьей, презираемые и отверженные, как
прокаженные, были изолированы и затем убиты в подвале. Семья Государя
является удивительным, благодатным примером истинно христианского
единодушия. Жизнь в условиях гонения и заключения сделала благочестивую
Царскую Семью подлинным образцом малой Церкви. Все это — истинный
пример великой святости. Государь оставил этот пример своему народу в
вечное наследство, как самую большую ценность, которая дарована каждому,
желающему принять ее.
Композиция клейма принадлежит к типу пространственных построений
переднего плана, в этом отношении она симметрична клейму с изображением
Патриарха Тихона. Подвал изображен в виде сводчатого помещения, над
которым условно обозначен дом, как указание на место, где происходило
событие. Царственные мученики изображены на лестнице, по которой их вели.
Лестница обратилась в пьедестал, на котором смиренно и величественно
возвышаются Царственные мученики. По ступеням лестницы они восходят на
небо — она стала для них лестницей Иаковлей. Убийцы в безобразных позах с
двух сторон стреляют в святых. Мученики представлены сплоченной группой,
выражающей свойственное им глубокое единство. В центре возвышается
строгая, собраннная фигура Государя с сыном Цесаревичем Алексеем на руках.
Он в форме зеленого цвета, но это совсем иной зеленый цвет, чем тот, который
обозначает убийц. У Государя это насыщенный, глубокий и сочный цвет —
символ вечности.
Рядом с ним в торжественно белом одеянии стоит Государыня
Александра Феодоровна. Цвет ее одежд напоминает о раннехристианских
мучениках. Вокруг Царственной четы стоят Цесаревны, обозначенные
одеяниями разного цвета: Ольга — в желтом, Татиана — в красно-розовом,
Мария — в зеленом, Анастасия — в розовом. Черный фон подвала означает
тьму, которая пытается поглотить святых, но «свет во тьме светит и тьма не
объяла его». Арка подвала становится триумфальной аркой Императора -
победителя. Ее цвет — желтый, но здесь он выполняет функцию золота,
свидетельствующего о вечном Божественном свете, в котором пребывают
праведники.
Клеймо с Царственными мучениками находится напротив клейма со
святым Патриархом Тихоном. Это две основные темы, композиционно
расположенные у основания средника. По вертикали композиция с Царственными
мучениками по смыслу соединена с двумя выше расположенными
клеймами с изображениями преподобномученицы Елисаветы и города
Тобольска.
|