Православный Свято-Тихоновский гуманитарный Университет

Святейший Патриарх Тихон в заточении в Донском монастыре

Святой Тихон — великий иерарх, «первый среди равных» в сонме выдающихся епископов — исповедников Русской Церкви периода гонений в XX веке. Он — избранник Божий, Промыслом Божиим возведенный на Патриарший Престол после двухсотлетнего перерыва в необычайно трудный исторический период, когда на церковный корабль обрушились жесточайшие волны гонений, массовых кровавых расправ, грандиозных провокаций. Он во всем равен своим великим предшественникам, первоиерархам — исповедникам митрополиту Филиппу, Патриархам Иову и Ермогену, образы коих помещены в иконе вверху, в деисусном чине. Выбранный для иконного изображения момент его жизненного подвига позволяет с наибольшей полнотой отразить две основные стороны его служения: исповедничество и духовное попечение о спасении вверенного ему православного народа. Святитель находился под арестом с мая 1922 года по июнь 1923 года, примерно в то же самое время, когда разворачивалось <дело> митрополита Вениамина Петроградского. На иконе изображено, как святитель преподает благословение народу со стены, куда ему разрешалось выходить из келий. Духовенство и народ снизу молитвенно обращаются к Патриарху. В их лице Патриарх благословляет весь православный русский народ. В клейме отражена конкретная действительность: верующие люди собирались под стеной, ожидая выхода и благословения Святейшего. Но эти реальные исторические факты оказались прообразом его общецерковного почитания и прославления в лике святых. В композиции он изображен как прославленный святой, а молящийся народ является образом Церкви, прославляющей святителя. Пространственная среда композиции представлена только в виде монастыря. Храм, стена и башня максимально заполняют поле клейма, как ни в одном другом клейме, оставляя лишь узкую полосу позема. Линия верха стены монастыря делит композицию пополам по горизонтали, а левое прясло стены храма и фигура мальчика делят ее по вертикали, смещенной от центра немного влево, фигура святителя Тихона, склоняясь, вписывается в левое прясло стены храма. Это придает композиции особенно строгий стиль и увеличивает моральную значимость архитектуры. Церковь — здание всегда есть символ Церкви как Тела Христова. Храм изображен в одном плане со стеной. Пересечение основных линий образует скрытый крест, совпадающий с образом святителя Тихона. Молящийся народ изображен внизу, перед храмом, а святитель Тихон — вплотную с храмом. В такой системе знаков образ святителя Тихона становится выражением церковности в наибольшей полноте. Изображение святого Тихона в данной композиции находится также на пересечении двух воображаемых диагональных линий: от фигуры воина внизу слева к куполам храма и от группы народа справа к крыше башни. Такое расположение фигуры Патриарха делает его четким композиционным центром. По стилю его образ напоминает московских святителей Петра и Алексия на иконах знаменитого иконописца Дионисия начала XVI века. Преобладающий розовый цвет напоминает о реальном цвете стен Донского монастыря. Но в системе больших обобщений иконописного искусства он становится символом. В античности и затем в искусстве Византии розовый цвет ассоциировался с цветом зари. Здесь он может рассматриваться как обозначение духовной зари, никогда не гаснущей, невзирая на мрак гонений.