Святейший Патриарх Тихон в заточении в Донском монастыре
Святой Тихон — великий иерарх, «первый среди равных» в сонме выдающихся
епископов — исповедников Русской Церкви периода гонений в XX веке. Он
— избранник Божий, Промыслом Божиим возведенный на Патриарший
Престол после двухсотлетнего перерыва в необычайно трудный исторический
период, когда на церковный корабль обрушились жесточайшие волны гонений,
массовых кровавых расправ, грандиозных провокаций. Он во всем равен своим
великим предшественникам, первоиерархам — исповедникам митрополиту
Филиппу, Патриархам Иову и Ермогену, образы коих помещены в иконе
вверху, в деисусном чине.
Выбранный для иконного изображения момент его жизненного подвига
позволяет с наибольшей полнотой отразить две основные стороны его служения:
исповедничество и духовное попечение о спасении вверенного ему православного
народа. Святитель находился под арестом с мая 1922 года по июнь
1923 года, примерно в то же самое время, когда разворачивалось <дело>
митрополита Вениамина Петроградского.
На иконе изображено, как святитель преподает благословение народу со
стены, куда ему разрешалось выходить из келий. Духовенство и народ снизу
молитвенно обращаются к Патриарху. В их лице Патриарх благословляет весь
православный русский народ. В клейме отражена конкретная действительность:
верующие люди собирались под стеной, ожидая выхода и благословения
Святейшего. Но эти реальные исторические факты оказались прообразом его
общецерковного почитания и прославления в лике святых. В композиции он
изображен как прославленный святой, а молящийся народ является образом
Церкви, прославляющей святителя.
Пространственная среда композиции представлена только в виде монастыря.
Храм, стена и башня максимально заполняют поле клейма, как ни
в одном другом клейме, оставляя лишь узкую полосу позема. Линия верха
стены монастыря делит композицию пополам по горизонтали, а левое прясло
стены храма и фигура мальчика делят ее по вертикали, смещенной от центра
немного влево, фигура святителя Тихона, склоняясь, вписывается в левое
прясло стены храма. Это придает композиции особенно строгий стиль и
увеличивает моральную значимость архитектуры. Церковь — здание всегда
есть символ Церкви как Тела Христова. Храм изображен в одном плане
со стеной. Пересечение основных линий образует скрытый крест, совпадающий
с образом святителя Тихона. Молящийся народ изображен внизу, перед
храмом, а святитель Тихон — вплотную с храмом. В такой системе знаков образ
святителя Тихона становится выражением церковности в наибольшей полноте.
Изображение святого Тихона в данной композиции находится также на
пересечении двух воображаемых диагональных линий: от фигуры воина внизу
слева к куполам храма и от группы народа справа к крыше башни. Такое
расположение фигуры Патриарха делает его четким композиционным
центром. По стилю его образ напоминает московских святителей Петра и
Алексия на иконах знаменитого иконописца Дионисия начала XVI века.
Преобладающий розовый цвет напоминает о реальном цвете стен Донского
монастыря. Но в системе больших обобщений иконописного искусства
он становится символом. В античности и затем в искусстве Византии розовый
цвет ассоциировался с цветом зари. Здесь он может рассматриваться как
обозначение духовной зари, никогда не гаснущей, невзирая на мрак гонений.
|