Расстрел крестного хода в Астрахани
Крестные ходы в знак протеста
против гонений на Церковь проводились во многих городах на протяжении
1918—1919 годов. На это проявление народного протеста отвечали террором.
Один из расстрелов крестного хода показан в данной композиции. Композиция
решена как прямое столкновение двух сил. Слева направо движется процессия
праведников с хоругвями. Впереди идут дьякона, у них твердый, неустрашимый
шаг. Передний, более старший, высоко держит крест. В середине епископ.
Это архиепископ Астраханский Митрофан (Краснопольский), расстрелянный
23 июня 1919 года. Напротив крестного хода, справа от зрителя, группа солдат,
стреляющих в процессию.
Событие развертывается на фоне храма, его дверной проем служит
разделительным знаком между противостоящими силами. Напряженность
ожидания момента столкновения усиливается цветом. В группе праведников
господствует красный цвет, выражающий огненность, непреклонность веры.
Даже позем розовато-красного цвета. На уровне графического решения
— винтовки в руках солдат означают угрозу неминуемой смерти для
хоругвеносцев, епископа и всей процессии. Но на уровне цветового решения
— группа верующих имеет явное превосходство над темными фигурами солдат.
Для разработки композиции была использована икона «Чудо от иконы
Знамение в Новгороде», известная под названием «Битва суздальцев с
новгородцами» и относящаяся к первой половине XVI века. Тем не менее
создана вполне самостоятельная композиция. По силе драматизма,
выявляемого противоборством двух непреклонных сил, она выделяется из всех
прочих сцен.
|