[Оглавление] [Предыдущий] [Следующий] [В конец]

    Маркина Т.В.
    (Бородинский музей-заповедник)

    Преосвященный Августин (Виноградский) и Отечественная война 1812 г.

    Отечественная война 1812 года - время испытания веры русского народа. В тот год искушения одна Россия противостояла стихийному нашествию французов, а с ними и других европейских народов. Военные события в Европе начала XIX века, предшествовавшие войне двенадцатого года, ясно показали, что грядет завоеватель (Священный Синод объявил его антихристом), который мечтал о мировом господстве, отрицал установленный Богом порядок, попирал алтари и престолы. И вот уже сама Россия, главный оплот православия, в опасности. По промыслу Божьему на полях нашего отечества решались жизненные вопросы: быть или не быть русской православной государственности, обретут ли свою независимость покоренные народы Европы... Предстояла война народная. Из Полоцка 6 июля император Александр I обратился ко всем сословиям с высочайшим манифестом. Самодержец Всероссийский призывал своих верноподданных "...единодушным и общим возстанием содействовать противу всех вражеских замыслов и покушений", "...соединитесь все, с крестом в сердце и с оружием в руках, никакия силы человеческия вас не одолеют" [1] .
    Русский народ, послушный воле своего избранника, восстал по первому его зову. Христолюбивые воины призваны были защищать святую Церковь, государя, Помазанника Божия на земле, Отечество, с разрушением которого пала бы отечественная власть и поколебалась бы евангельская вера. Но, обнажив меч против супостатов, защитники Отечества возлагали свои надежды на Всемилостивейшего Бога. Православное духовенство, данной ему Свыше благодатию и словом истины, укрепляло христианские души.
    Святитель Платон, митрополит Московский и Коломенский, послал в благословение императору Александру I образ преподобного Сергия Радонежского "святого поборника российских военных сил", твердо исповедуя, что "много может молитва праведнаго споспешествуема". "Отец Московского духовенства" неоднократно писал государю, не скрывая при этом "смертоносных ужасов" предстоящей войны, предвидя "реку крови человеческой". В утешение всем он пророчески предсказал конечную победу русских над силами зла: "Покусится алчный враг простерть за Днепр злобное оружие - и етот фараон погрязнет здесь с полчищем своим, яко в Чермном море". Письмо написано 23 июля 1812 года в Вифании [2] .
    Вследствие телесной немощи митрополита Московского Платона в тот тяжелый для России год Московской епархией управлял его преемник, викарий Московский и епископ Дмитровский, Августин.
    Красноречие преосвященного Августина и его способность постигать дух времени были отмечены государем. Еще в 1807 году император Александр Павлович пожаловал духовному витии драгоценную панагию. Столь сильное впечатление на государя императора произвело слово преосвященного по случаю торжества о заключении мира между Россией и Францией. В 1812 году, когда "враг восстал на ны", Александр I привлек известного церковного деятеля к составлению "молитвы в нашествии супостат".
    Жизнь преосвященного Августина (в миру Алексея Васильевича Виноградского, 1766-1819) интересна и поучительна для отечественной истории. Наше внимание к его личности было обусловлено тем, что в Государственном Бородинском военно-историческом музее-заповеднике хранятся две его книги по русской истории. На изданиях - скромный книжный знак с надписью "Из библиотеки Августина Архиепископа Московскаго". Короткий миг, 53 года земной жизни преосвященного Августина, наполнен большим количеством свершенных им дел. Сначала были годы учебы в Перервинской семинарии, затем - в Московской Духовной академии. Все это время ему сопутствовал труд в овладении науками. Юноша усердно изучал российскую словесность. Но в школе он привык больше мыслить и писать по латыни, нежели по-русски. Его латинские стихи были признаны "золотыми". В этот же период Алексей Виноградский пробовал свои силы и в написании проповедей. Талантливый воспитанник был замечен митрополитом Платоном и до конца жизни иерарха русской церкви находился в его духовном окормлении. 16 января 1794 года Алексей Виноградский по благословению духовного наставника принял постриг в Троице-Сергиевой Лавре. В монашеском чине наречен был Августином, именем одного из красноречивейших учителей церкви, вероятно, в честь Августина Аврелия, блаженного епископа Иппонского (353-430), память которого празднуется 15 июня. Творческое наследие преосвященного Августина включает в себя ученые труды: курсы богословия, толкования на апостольские послания, латинские трактаты, а также слова и речи, произнесенные в разное время и по разным случаям. Они печатались отдельно, часто на кошт автора, еще при жизни преосвященного Августина. И лишь в 1856 году, благодаря стараниям издателей Кораблева и Сирякова, слова и речи были изданы вместе [3] . Большая их часть была посвящена событиям Отечественной войны 1812 года. Такие, как "Пастырское наставление во время начавшейся войны 1812 года" (28 июля 1812 г.), "Речь по случаю возвращения хоругви, бывшей при московском ополчении, графом И.И. Марковым в Кремле" (15 августа 1813 г.), "Слово при совершении годичного поминовения по воинам за Веру и Отечество на брани Бородинской живот свой положивших" (26 августа 1813 г.), "Слово по освящении московского Успенского собора" (30 августа 1813 г.), "Слово пред начатием благодарственного Господу Богу молебствия по случаю покорения французской столицы победоносными российскими и союзными войсками" (23 апреля 1814 г.), "Слово в Пресветлый праздник Рождества Господа Богоа и Спаса нашего Иисуса Христа, и на день воспоминания избавления церкви и державы российской от нашествия галлов, и с ними двадесяти язык, произнесенное в московском Успенском соборе (25 декабря 1814 г.).
    В том же издании опубликована и сугубая молитва преосвященного Августина с издательской пометой: "Сочинена после 11 июля 1812 года". Архивные материалы позволили уточнить некоторые обстоятельства, связанные с ее составлением [4] .
    Первые четыре недели Отечественной войны император Александр I находился при действующей армии, руководя ее отступлением от Двины. В начале июля стало известно, что государь, оставив армию, прибудет из Смоленска в Москву. Все были в напряженном ожидании. Народ, забыв о предстоящей опасности, с ранней зари 11 июля двинулся к Дорогомиловской заставе. Священники, в полном облачении с крестами в руках, стояли у своих приходских церквей по той дороге, где надлежало проезжать государю. При встрече предписано было петь: "Да воскреснет Бог, и расточатся врази его...". Но государь прибыл в Москву 12 июля. Что волновало Помазанника Божьего в это тревожное время? Готовность столицы? Выбор главнокомандующего? Настроение ли русского общества? Днем 12 июля народ и духовенство с надеждой встречали своего государя в Успенском соборе Кремля. Александр I пришел в храм Божий помолиться вместе с народом и всем миром испросить помощи и благословения небесного на благие начинания по защите Отечества.
    Преосвященный Августин тогда же произнес запомнившуюся всем речь, где, наряду со словами благодарности и верноподданнической любви к государю, он, в условиях, когда завоеватель "кровавый свой меч внес во внутренность Отечества", благовествовал будущую победу над врагом: "Царю! Господь с тобой! Он гласом Твоим повелит бури, и станет в тишину, и умолкнут волны воды потопныя. - С нами Бог! Разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог" [5] .
    14 июля Александр I пригласил к себе управляющего Московской епархией и предложил ему составить молитву, читаемую в чрезвычайных обстоятельствах. 16 июля "молитва в нашествии супостат" была доставлена от владыки через графа Ф.В. Растопчина Его Императорскому Величеству и по прочтении была Высочайше одобрена. Московская Синодальная типография напечатала 1500 экземпляров молитвы. А 19 июля, в день торжеств по случаю заключения богодарственного мира между Россией и Турцией, экземпляры сугубой молитвы уже были разосланы из консистории по всем церквам Московской епархии. Молитва стала возноситься во время Божественной литургии после сугубой ектении. Эта молитва звучала в молебнах на Бородинском поле перед сражением. Вслушаемся в ее слова.
    "Владыко Господи! услыши нас молящихся Тебе: укрепи силою Твоею Благочестивейшаго Самодержавнейшаго Великаго Государя Нашего Императора Александра Павловича: помяни правду Его и кротость, воздаждь Ему по благости Его, еюже хранит ны Твой возлюбленный Израиль. Благослови Его советы, начинания и дела: утверди всемощною Твоею десницею Царства Его, и подаждь ему победу на враги, якоже Моисею на Амалика, Гедеону на Мадиама и Давиду на Голиафа. Сохрани воинство Его: положи лук медян мышцами во имя ополчившихся, и препояши их силою на брань. Приими оружие и щит, и восстани в помощь нашу: да постыдятся и посрамятся мыслящии нам злая: да будут пред лицем вернаго Ти воинства, яко прах пред лицем ветра, и ангел Твой да будет оскорбляяй и прогоняяй их: да приидет на них сеть, юже не сведают: и ловите, юже сокрыша, да обымет их: да падут под ногами рабов Твоих, и в попрание воем нашим да будут. Господи, не изнеможет у Тебе спасати во многих и в малых: Ты еси Бог, да не превозможет противу Тебе человек" [6] .
    Живое слово преосвященного Августина доходило до сердца каждого человека, независимо от силы веры. Его слова у одних вызывали чувство умиления, у других смягчали сердца, а иных смиряли и укрепляли. Бывали минуты, когда пастырь-утешитель плакал вместе с народом, проливая очистительные слезы. В дни всеобщего страха, уныния, сомнений верующие просили его молитв, жадно ловили каждое слово архипастыря. Благочестивые слушатели так оценивали силу его слов: "...иные (слова) не столько отличались глубиной мыслей, сколько силою и живостью чувствований". Красноречивый оратор "одушевленное произношение соединял с выразительным и соразмерным движением" [7] . Вот слова из пастырского наставления 1812 года преосвященного Августина: "Храбрый Российский народ...не предаждь законов отеческих; верностию к Царю посрами лесть врага, мужеством сокруши силы его - Россияне! аще будете с Господом и Господь будет с вами; дерзайте, стойте и зрите спасение, еже от Господа. Господь бо поборет по Вас! Аминь".
    Преосвященный переживал с народом каждое событие тех дней. 14 августа 1812 года владыка благословил Московское ополчение и вручил воинам хоругви, "Святые залоги церкви", из приходской церкви Спаса во Спасской.
    26 августа, в праздник Сретения иконы Владимирской Богоматери, преосвященный Августин совершал крестный ход с иконами Владимирской и Иверской вокруг стен Кремля, Белого и Китай-города, от Сретенских и до Арбатских ворот, не зная еще о том, что в то самое время в ста верстах от Москвы на полях Бородинских гремело сражение. В том сражении армия Наполеона "не превозмогла твердость духа российского солдата".
    1 сентября владыка отслужил последнюю литургию в Успенском соборе. Ночью, получив от генерал-губернатора известие о близости неприятеля, с иконами Владимирской и Иверской он был вынужден отправиться по назначению во Владимир и далее в Муром. Находясь вдали от Москвы, он состоял в деловой переписке с обер-прокурором Священного Синода князем А.Н. Голициным, главнокомандующим русской армией М.И. Кутузовым, графом Ф.В. Растопчиным. В вынужденном бездействии владыка оплакивал судьбу первопрестольной столицы, ставшей "искупительной жертвой не только любезнаго Отечества нашего, но и всех народов, порабощенных жестокому игу властолюбиваго тирана" [8] .
    Поруганный святой град ждал возвращения своего архипастыря со святынями. В переписке того времени можно было часто встретить имя преосвященного: "...Августин во Владимире и будет сюда для освящения вновь оскверненных храмов Божиих" [9] .
    Возвратившись 31 октября в Москву, владыка застает в столице "мерзость запустения". Император Александр I просит его заняться устройством духовной части Москвы: восстановить раскопанный алтари, освятить оскверненные храмы, "собрати расточенное", помочь обездоленным. Преосвященный Августин с великим усердием исполняет свой долг. Он остался в памяти народной, как "обновитель московской церкви и восстановитель ее святыни".
    Наступила годовщина Бородинской битвы. Еще не закончилась война, а русское общество уже осознало великое значение события, происшедешего под Москвой. Для поминовения погибших на место сражения, в Бородино, преосвященный Августин отправил ректора Московской Духовной академии, архимандрита Заиконоспасского монастыря отца Симеона. Панихида была совершена на остатках главного укрепления, названного батареей Раевского с духовенством города Можайска и ближних сел. С этого времени и была положена традиция ежегодного поминовения российских воинов в день Бородинского сражения. Преосвященный высказал тогда же пожелание ввести в круг церковного богослужения Бородинскую поминальную субботу, подобно Дмитриевской, и включить в Четьи Минеи сказание о нашествии на Москву в 1812 году гордых галлов.
    Сам же владыка в тот день, 26 августа, в праздник Сретения иконы Владимирской Божьей Матери, служил литургию и панихиду в Сретенском монастыре, на том месте, где "славнейший град Москва, яко зарю солнечну" восприял чудотворный Владимирский образ Богородицы. Тогда же преосвященный Августин произнес вдохновенное слово на Бородинскую годовщину. На земле Бородинской обрела утешение и душевный мир вдова невинно убиенного в великом сражении под Москвой генерала Александра Тучкова Маргарита Михайловна Тучкова, в монашестве игумения Мария.
    При этом святом месте первым памятником погибшим воинам был крест, поставленный М.М. Тучковой на месте гибели мужа вскоре после сражения. А в 1818 году по Высочайшему разрешению государя императора Александра I и по благословению преосвященного архиепископа Августина была заложена церковь. Два года спустя храм был освящен во имя Нерукотворного Образа Спасителя. В основанном игуменией Марией Спасо-Бородинском монастыре и поныне возносится "моление теплое за богохранимую страну нашу, власти и воинство ея".
    В период Отечественной войны 1812 года преосвященный Августин видел свое духовное служение в благовестническом труде во славу Божию и Отечества. Сам же он свой труд оценивал скромнее, считая себя смиренным и послушным служителем Церкви, выполняющим лишь волю Божию. Его девиз: "Gratia Dei sum quod sum". (Благодатию Божию есмь еже есмь).

    Примечания.

    1. Манифест государя Александра I о создании земского ополчения. 1812. июль 6. Лагерь близ Полоцка. Тип. оттиск. - ГБВИМЗ, ф. 2. Законодательные акты и материалы делопроизводства Высших государственных учреждений Российской Империи последней четверти XVIII - первой четверти XIX в. Д-137.
    2. Снегирев И.М. Изображение жизни и деяний Московского митрополита Платона. Ч. 1. - 2-е изд., испр., доп. М., 1822. С. 56.
    3. Литература, относящаяся к биографии преосвященного Августина:
      Словарь достопамятных людей русской земли. / Сост. Д. Бантыш-Каменский; Изд. А. Ширяев. М., 1836. С. 1-16;
      Портреты именитых мужей Российской церкви. М., 1843;
      История российской иерархии, собранная...Амвросием. Ч. 1. М., 1807;
      Розанов Н.П. История Московского епархиального управления (1721-1821). Ч. 3. Кн. 4. М., 1871;
      Снегирев И.М. Очерки жизни московского архиепископа Августина. М., 1848;
      Долгорукий И.М. Капище моего сердца или словарь тех лиц, с коими я был в разных отношениях в течение моей жизни. М., 1890. С. 7; Высокопреосвященный Августин, архиепископ Московский и Коломенский: По поводу 75-летия со дня кончины. М., 1895;
      Письма Платона, митрополита Московского к преосвященным Амвросию и Августину / С прим. С. Смирнова. М., 1870.
    4. РГИА, ф. 796, оп. 93, 1812, д. 672, д. 656.
    5. Сочинения Августина, архиепископа Московского и Коломенского / Изд. Кораблева и Сирякова. - СПБ., 1856. С. 46.
    6. РГИА, ф. 796, оп. 93, 1812, д. 672, л. 10 об., л. 11.
    7. Снегирев И.М. Очерки жизни...М., 1848. С. 98-99.
    8. Преосвященный Августин. Слово пред начатием благодарственного Господу Богу молебствия, по случаю покорения французской столицы победоносными российскими и союзными войсками, произнесенное в московском Успенском соборе 23 апреля 1814 года // Снегирев И.М. Очерки жизни...М., 1848. С. 54.
    9. Письмо А.Я. Булгакова к И.П. Оденталю, 20 октября 1812 г. // К чести России: Из частной переписки 1812 года / Сост. М.А. Бойцов. М., 1988. С. 157.

[Оглавление] [Предыдущий] [Следующий] [В начало]