Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT Дела
od2.73
    ( * ) Конюхов Семен Антонович 
    Фамилия Конюхов 
    Год рождения 1852 
    День рождения 10 
    Месяц рождения 4 
    Место рождения Пермская губ. 
    священник 
    Родился 10 апреля 1852г. в Пермской губернии в семье дъячка Антона Максимовича
    Конюхова и его жены Александры Николаевны, которые были единоверцами.
    Отец его, Антон Максимович Конюхов (ок.1824 — 22.05.1878) родился в семье пономаря
    общеправославной Входо-Иерусалимской церкви села Насадка Пермского уезда Максима
    Ильича Конюхова; в 1842г. окончил приходское училище (по другим данным, Пермское
    духовное училище и поступил на церковную службу; в 1846–1847гг. упоминается дъячком
    Иоанно-Богословской единоверческой церкви с.Верх-Буй Осинского уезда; позже
    в течение многих лет являлся дъячком (псаломщиком) сельских единоверческих приходов
    Пермской епархии; однако последним местом его служения в 1870-е годы стала
    неединоверческая Петропавловская церковь с.Москвинского Камышловского уезда.
    Помимо Семена, в семье Конюховых были и другие дети: Татьяна (род.12.01.1847г.)
    и младший, Владимир (род.20.07.1867г.).
    В мае 1861г. отец Симеона Антон Максимович получил назначение дъячком
    Михаило-Архангельской единоверческой церкви с.Ситниковское, куда и переехал
    со всем семейством.
    Здесь Симеон получил начальное образование в доме родителей и в народном (начальном)
    сельском училище.
    Он с детства помогал своему отцу в храме, учился чтению и пению по старому чину
    Родство ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1864-1877гг.] [1877-1918гг.]
      Служение
        Пермская губ., Оханский у., с.Ситниковское (Ситники), Михаило-Архангельская единоверческая церковь 
        Должность и.д.пономаря, псаломщик (с 01.03.1868г.) 
        Год начала 1864 
        День начала 28 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1877 
        28 марта 1864г., 12-ти лет от роду, назначен исполняющим обязанности дъячка
        к Михаило-Архангельской церкви с.Ситниковского и исправлял должность пономаря.
        В 1865г. его отец был перемещен на другой приход, но Семен остался в с.Ситниковском.
        1 марта 1868г. он прошел испытание у епископа Пермского и Верхотурского
        Антония (Смолина) и определен на штатную должность дъячка (псаломщика) той же
        Михаило-Архангельской церкви.
        25 января 1871г. Преосвященнейшим епископом Пермским Антонием (Смолиным) псаломщик
        Симеон Конюхов был посвящен в стихарь с вручением грамоты.
        Вступил в брак с Любовью Васильевной
      Рукоположение
        диакон 
        1877 
        День 25 
        Месяц 3 
        Весной 1877г. Симеон держал экзамен на священника у епископа Пермского и Верхотурского
        Вассиана (Чудновского) и рукоположен 25 марта 1877г. во диакона
        священник 
        1877 
        День 26 
        Месяц 3 
        Рукоположен во священника к Стефановской единоверческой церкви с.Ниинское
        Соликамского уезда
      Служение
        Пермская губ., Соликамский у., с.Ниинское (Пермский край, Карагайский р., с.Ния), Стефановская церковь 
        священник 
        Должность настоятель, заведующий и законоучитель церковно-приходской школы (1890–20.03.1916), член благочиннического совета (1900–1917) 
        Год начала 1877 
        День начала 26 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1916 
        День окончания 6 
        Месяц окончания 8 
        В Стефановской церкви о.Симеон прослужил почти сорок лет.
        Стефановская церковь располагалась в имении господ Строгановых.
        В храме имелся один престол — во имя св.Стефана Великопермского.
        Ко времени назначения о.Симеона в приход входили 17 деревень, находившихся на
        расстоянии от 1 до 16 верст от храма, и одна деревня — в 50–60 верстах,
        в приходской книге числилось 710 прихожан. Штат состоял из священника, диакона
        и псаломщика, но за неимением средств диакона не было. Церкви принадлежала
        усадебная земля с погостом, 23 десятины пахотной 10 десятин усадебной земли.
        Имелись два дома для причта, в одном из них поселился о.Симеон с семейством.
        2 октября 1879г. в семье о.Симеона и матушки Любови Васильевны родился сын
        Петр (окончил в 1896г. Соликамское духовное училище, впоследствии принял сан
        и служил на приходах Пермской епархии). Сведений о других детях не имеется.
        В семье жили также его родственники, которым он помогал встать на ноги
        и определиться в жизни после смерти Антона Максимовича Конюхова.
        С 21 сентября 1870г. по 1881г. должность псаломщика при Ниинской единоверческой
        Михаило-Архангельской церкви исправлял "псаломщичий сын" Николай Конюхов.
        Младший брат Симеона Владимир окончил сельское училище, и 28 апреля 1882г.
        был определен к Ниинской церкви церковником (причетником или пономареи); в этой
        должности упоминается еще и в 1885г.; впоследствии состоял псаломщиком
        в единоверческих церквах Пермской епархии: в 1896–1899гг. он упоминается
        псаломщиком Екатерининской единоверческой церкви с.Екатерининского Осинского уезда,
        позже — псаломщиком Покровской общеправославной церкви с.Покровского (Альняш)
        Осинского уезда.
        Широкое распространение на Урале старообрядческого раскола неизменно придавало
        служению на единоверческом приходе миссионерский характер. По официальным данным,
        из 700–800 прихожан Стефановской церкви в разные годы около половины были
        "склонны к расколу". Кроме того, на приходе проживали и раскольники.
        За годы своего подвижнического служения о.Симеон присоединил к Церкви, на правах
        единоверия, десятки старообрядцев.
        О.Симеон был заведующим и законоучителем Ниинской церковно-приходской школы (1890–20.03.1916).
        Четыре трехлетия с 1900г. по 1917г. о.Симеон являлся членом Благочиннического
        Совета Пермского единоверческого благочиния, к которому относились церкви сел
        Ниинского и Воробьевского.
        Избирался членом Ревизионной Комиссии благочиния с 1900 по 1910 год.
        Состоял депутатом по отмежеванию земли при Ниинской единоверческой церкви.
        Он много потрудился на ниве духовного просвещения.
        С 1890г. по 20 марта 1916г. был заведующим и законоучителем Ниинской
        церковно-приходской школы.
        За свои пастырские труды о.Симеон не раз получал поощрения и церковные награды
        Пермская губ., Оханский у. (Пермский край, Нытвенский р.), с.Воробьево (Воробьи), единоверческая Богородице-Введенская церковь 
        священник 
        Должность настоятель 
        Год начала 1916 
        День начала 8 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1918 
        День окончания 15 
        Месяц окончания 10 
        8 марта 1916г. о.Симеон был перемещен к Богородице-Введенской единоверческой церкви
        с.Воробьевское (Воробьи) Оханского уезда на должность настоятеля.
        В двух верстах от с.Воробьевского в Крестовоздвиженской единоверческой церкви
        с.Говырино служил священником единственный сын о.Симеона Петр Конюхов.
        О.Симеон с матушкой Любовью Васильевной поселились в доме, приобретенном
        на собственные средства.
        В штате Богородице-Введенской церкви числились священник и псаломщик.
        Прихожан насчитывалось от 200 до 300 человек.
        Настоятелем этого скромного сельского храма о.Симеон встретил Февральскую
        революцию и крушение монархии, революцию Октябрьскую и начавшуюся в 1918г.
        гражданскую войну.
        К тому времени исполнилось более полувека его служения Церкви Божией, в т.ч.
        более 40 лет в священном сане.
        Из характеристики о.Симеона в клировых ведомостях Введенской церкви (по сведениям
        благочиннического надзора о поведении священно-церковнослужителей с их семействами,
        собираемыми для епархиального начальства):
            "В походах не бывал. Под судом и следствием не состоял. В отпусках не бывал.
             За штатом или без места не был. Читает, поет, катехизис знает очень хорошо.
             Поведения отличного, по службе исправен".
        С лета 1918г. гражданская война в России приобрела широкомасштабный характер и
        охватила всю страну. Одновременно с борьбой на фронтах большевики усилили репрессии
        в тылу против своих политических противников. Усилению репрессий способствовало
        успешное наступление белых.
        В общей сложности, в сентябре-октябре в Пермской губ. погибло не менее
        20 священнослужителей, одним из которых стал о.Симеон Конюхов
      Награды
        серебряная медаль в память Императора Александра III на Алекс. ленте 
        Год награждения 1896 
        Кем награжден епископ Пермский и Соликамский Петр 
        набедренник 
        Год награждения 1900 
        День 5 
        Месяц 11 
        Кем награжден епископ Пермский и Соликамский Петр 
        скуфья 
        Год награждения 1906 
        День 21 
        Месяц 3 
        Кем награжден Преосвященнейший архиепископ Пермский и Соликамский Никанор (Надеждин) 
        медаль в память 300-летия Дома Романовых и юбилейный знак (крест) 
        Год награждения 1913 
        благословение и грамота 
        Кем награжден Св.Синод 
      Аресты
        Пермская губ., Оханский у. (Пермский край, Нытвенский р.), с.Воробьево (Воробьи) 
        Год ареста 1918 
        День ареста 10 
        Месяц ареста 10 
        Незадолго до 26 сентября/8 октября 1918г. на о.Симеона было заведено следственное
        дело.
        26 сентября/8 октября 1918г. Следственная Комиссия по Оханскому уезду при
        Пермском Ревтрибунале постановила передать дело 45 на священника Симеона Конюхова
        "на распоряжение Оханской Уездного Чрезвычайного Комитета, т.к. в нем предусматриваются
        преступления, предусмотренные пунктом ст.1-"а" Инструкции Ревтрибунала..."
        Пункт "а" ст.1 гласил, что последнему подлежат дела о лицах, "которые организуют
        восстание против власти Рабоче-Крестьянского Правительства, активно противодействуют
        последнему или не подчиняются ему, или призывают других лиц к противодействию
        или неподчинению ему".
        27 сентября/9 октября 1918г. Оханский уездный Чрезвычайный Комитет вынес
        постановление о производстве обыска и ареста о.Симеона и предложил Исполкому
        села Воробьевского "немедленно арестовать местного попа Семена Конюхова".
        Он был арестован в ночь с 27 сентября/9 октября на 28 сентября/10 октября 1918г.
        В ходе обыска обнаружены "вещественные доказательства преступления":
        Первым доказательством вины о.Симеона была найденная при обыске копия послания
        епископа Андроника (Никольского) от 25 января 1918г., направленного всем причтам
        и прихожанам Пермской епархии о действиях в ответ на предполагаемый захват
        церковного имущества.
        Преосвященный Андроник призывал православных "к защите церквей и монастырей от
        насильников и захватчиков, чтобы за попустительство вместе с ними не подвергнуться
        вечному осуждению от Бога".
        Вторым "доказательством" вины о.Симеона были циркулярные письма благочинного,
        единоверческого священника Петра Дмитриевича Вяткина (оба от 2 апреля 1918г.).
        В одном из этих писем благочинный просил о.Симеона:
            "Составить протест по поводу захвата новой властью Епархиального училища", —
        а в другом — его же просьба:
            "Сообщать в Епархиальное управление о всех случаях насилия: захвата,
             надругательства над храмами, обителями, духовенством, святынями, тем паче
             о случаях кровопролития, убийства на религиозной почве на местах".
        По завершении обыска Исполком препроводил в Оханск (предположительно, в ночь
        с 28 сентября/10 октября) "арестованного местного попа за вымышленное воззвание
        о проклятии граждан за захваченное поповское имущество, в чем бы оно ни заключалось"
      Осуждения
        Оханский уездный Чрезвычайный Комитет 
        15/10/1918 
        Приговор высшая мера наказания — расстрел 
        ПермГАСПИ. Ф.643/*. Оп.1. Д.12700.
        2/15 октября 1918г. состоялся первый и последний допрос о.Симеона, на котором он
        показал:
            "Предъявленное мне обвинение о проклятии граждан за взятое имущество —
             церковное или священнослужителей — было вывешено мной и диаконом Новиковым
             Филиппом.
             На отношение же благочинного Вяткина от 2 апреля N 340, в котором было
             прошено, чтобы священнослужители протестовали против захвата железнодорожным
             комитетом здания Епархиального училища... и на отношение его за N 341 было
             сообщено, что было взято: холсты, масло, мука и прочее, все это принадлежало
             лично мне — Конюхову".
        Из приговора Оханского Уездного Чрезвычайного Комитета от 2/15 октября 1918г.:
            "Рассмотрев дело священника с.Воробьевского Семена КОНЮХОВА, призывавшего
             к восстанию в с.Воробьях против Советской власти, а также в обращении с
             проклятием большевистской власти за отделение Церкви от государства
             и за отобрание церковной земли, и найдя это обвинение доказанным,
             Чрезвычайный Комитет единогласно ПОСТАНОВИЛ вышеуказанного КОНЮХОВА РАССТРЕЛЯТЬ".
        В исполнение приговор был приведен в тот же день
      Места заключения
        Пермская губ., г.Оханск, тюрьма 
        Год начала 1918 
        День начала 10 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1918 
        День окончания 15 
        Месяц окончания 10 
    Кончина
      1918 
      День 15 
      Месяц 10 
      расстрел 
      Место Пермская губ. 
      Расстрелян после жестоких пыток и издевательств.
      По распоряжению командира Средне-Сибирского армейского корпуса белых генерала
      А.Н.Пепеляева начальник гарнизона Перми подполковник М.В.Эпов 1 января 1919г.
      организовал комиссию "по расследованию преступных деяний большевиков и их
      сотрудников". В ее состав входил и представитель от духовенства, делегированный
      Пермским епархиальным советом. В документах комиссии особо отмечалось:
           "Духовенство вообще подвергалось всевозможным истязаниям и принимало
            мученическую кончину; многие из священников были в руках "чрезвычайной
            следственной комиссии", где практиковались пытки".
      14 марта в Омск на имя министра юстиции колчаковского правительства комиссией
      был направлен первый официальный список служителей Церкви, убитых большевиками
      в Пермской губернии, включавший 55 имен.
      Под номером 30 в нем значился священник Конюхов Симеон с указанием:
           "Место службы — село Воробьевское Оханского уезда; место убийства —
            неизвестно"
              [Зв2 (Балмасов С.С. Красный террор на востоке России. М., 2006. С.138.)],
      со ссылкой на ГАРФ: Ф.4369. Оп.5. Д.847. Л.3–4.
      В списке 56 имен, но дважды указан епископ Соликамский Феофан (Ильменский).
      Тем временем в соответствии с распоряжением Высшего Временного Церковного
      Управления, находившегося в Омске, временно управляющий Пермской епархией
      епископ Чебоксарский Борис (Шипулин) и Пермский епархиальный совет предписали
      благочинным собрать и "в самом непродолжительном времени" доставить подробные
      сведения "о фактах гонения на Церковь и насилия над исповедниками православной
      веры во время большевистской власти".
      Полученные с мест донесения позволили в первом номере возобновленных
      "Пермских епархиальных ведомостей", датированном 28 марта, напечатать
      существенно уточненный и дополненный список пострадавшего духовенства,
      включавший 101 имя. В документе сообщалось:
          "Священник единоверческой церкви с.Воробьев Оханского у. Симеон Конюхов
           расстрелян 27 сентября 1918г.".
      Все даты в списке приведены по старому стилю, поскольку по указанию епископа
      Бориса
          "В письменных сношениях с Епархиальным Архиереем и Епархиальным Советом
           и вообще, при всякого рода письме по церковному ведомству соблюдать
           старую орфографию и старый стиль, как стиль церковный"
             [Зв2 (Пермские епархиальные ведомости. 1919. N 1. С.10.)].
      Таким образом, по сведениям современников, отец Симеон был казнен 10 октября
      по новому стилю. Истинную же дату его гибели — 15 октября по новому стилю —
      позволили установить лишь подлинные документы Оханского ЧК; они же показали,
      что 10 октября является датой ареста священника, который в этот день навсегда
      расстался с паствой и был увезен из села под конвоем чекистов
    Канонизация
      Священномученик священник Симеон Конюхов 
      Дата 20/08/2000 
      Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. 
      Кто представил Пермская епархия 
      Дни памяти
        1
          Собор новомучеников и исповедников Российских 
          Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
        2
          Старый стиль 02.10 
          Новый стиль 15.10 
          день мученической кончины (1918г.) 
    Реабилитация
      Дата 20/04/1992 
      Кем реабилитирован Прокуратура Пермской обл. 
      По году репрессий 1918 
    Публикации ->
      1.Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1996. Кн.2. С.116.
      2.Ильинский П. Всемирные заговорщики. Новониколаевск, 1919. С.62.
      3.Пермские Епархиальные Ведомости. Пермь, 1919. N 1. 15(28) марта. С.15.
      4.Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000г.
      5.Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 2002. Кн.7. С.423.
      7.Простите, звезды Господни: Исповедники и соглядатаи в документах, или Зачем русскому Церковь?/ Сост. В.А. Королев. Фрязино: Содружество Православный паломник, 1999. С.11–12.
      8.Церковь св.Иоанна Богослова с.Верх-Буй Пермского края. Сост.В.Г.Бояршинов Пермь, 2013.. -&gt;<https://vitaboyarsh.ru/moi_proekty/izdaniya_i_publikacii/cerkov_ioanna_bogoslova_v_sele_verh-buj_kuedinskogo_rajona.html>
      9.Собор святых в земле Пермской просиявших/ Сост. монахиня Сергия (Королева). Пермь, 2015. С.1,2,8,14,272,277–279.
    Заявители ->
      1. Руди Татьяна Р.
      2. Зимина Нина Павловна, исследователь
      Использованы материалы:
         https://pokolenia.permkrai.ru/books/?page=905. (Метрические книги Стефановской единоверческой церкви с.Ниинского Соликамского у. за 1891 год.).;
         Государственный архив Пермского края (ГАПК). Ф.37. Оп.6. Д.272.;
         то же за 1903 год (там же. Д.844);
         то же за 1910 год (там же. Д.274).;
         Клировые ведомости Богородице-Введенской церкви с.Воробьи Оханского уезда на 1916 и 1917 гг.
         Государственный архив Пермского края (ГАПК). Ф.195. Оп.1. Д.34. Л.136 об.-138;
         Государственный архив Пермского края (ГАПК). Ф.195. Оп.1. Д.46. Л.100об.-101.
         ПермГАСПИ. Ф.643/2. Оп.1. Д.12700 (дело по обвинению священника Симеона Конюхова).
         ГАРФ. Ф.9440. Оп.1. Д.2. Л.1–1об.;
         ГАРФ. Ф.4369. Оп.5. Д.847. Л.3–4.;
         Адрес-календарь Пермской епархии на 1877 год. С.82,103.;
         Пермский епархиальный адрес-календарь на 1882 год. С.33.;
         Пермский епархиальный адрес-календарь на 1885 год. С.53,207.;
         Адрес-календарь Пермской епархии на 1894 год и справочная книжка для духовенства. С.128.;
         Памятная книжка для духовенства, изданная по случаю 500-летия блаженной кончины Святителя Стефана Епископа Великопермского, с приложением Адрес-календаря Пермской епархии на 1896 год / Сост. свящ. Шестаков Иаков. С.63,94.
         Юбилейная памятная книга для духовенства, изданная по случаю 100-летия (1799 — 16 октября — 1899 года) Пермской епархии с приложением адресов духовенства Пермской и Екатеринбургской Епархий. Пермь, 1899. С.213,245.
         Справочная книга Пермской епархии на 1912 год / Сост. диакон Петр Ершов. Пермь, 1911. С.111.
         Пермские епархиальные ведомости. 1871. N 10. С.133; 1877. N 16. С.196; 1878. N 27. С.341; 1879. N 40. С.395; 1882. N 23. С.345.;
         Список священно-церковно-служителей и монашествующих Пермской епархии, павших жертвами большевистского гонения на св. Церковь // Пермские епархиальные ведомости. 1919. N 1. С.15.
         Политические репрессии в Прикамье. 1918–1980е гг.: Сб. документов и материалов. Пермь, 2004. С.25.;
         https://vk.com/wall-198498755_373.
         Балмасов С.С. Красный террор на востоке России. М., 2006. С.137,138.;
         Зимина Н.П. Симеон Конюхов, священник, священномученик// Православная энциклопедия. М., 2021. Т.63.

(*Биографический справочник "За Христа пострадавшие", ПСТГУ, М. 1997г., 698с.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ