Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT Дела o61.85
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
    Места проживания
      Рязанская губ., Касимовский у., дер.Анемнясево 
      Год начала 1864 
      День начала 6 
      Месяц начала 11 
      Год окончания 1935 
      Родители Матреши были едва ли не самыми бедными людьми в деревне и кое-как
      вели свое крестьянское хозяйство. По внешнему виду они были людьми хилыми, и
      казались какими-то недоразвитыми. Отец слыл в деревне пьяницей. У них было
      большое семейство — шесть дочерей и два сына. Три сестры умерли в детстве,
      Матреша была четвертой. До семи лет Матреша была обычным нормальным ребенком.
      С самого раннего детства родители почему-то невзлюбили ее. Нерадостна была
      жизнь ребенка в родной семье. В семилетнем возрасте Матреша заболела оспой.
      После этой болезни девочка выздоровела, но навсегда осталась слепой. Теперь ее
      обязанностью было нянчить своих младших сестер и братьев. Три года едва
      справлялась слепая девочка с этим делом.
           
      Однажды, когда ей было уже десять лет, она нянчила по обыкновению
      сестренку, а мать ушла на речку. Матреша нечаянно уронила девочку с крыльца на
      землю, страшно испугалась, заплакала, и сама со страха прыгнула за ней туда
      же. В этот момент как раз подошла мать, она схватила Матрешу и начал бить.
      Девочке так стало тяжело от побоев, что в этот момент ей привиделась Царица
      Небесная, о чем она сказала матери, но та ее еще сильнее стала бить. Так
      видение повторилось три раза, и она все говорила об этом матери, а мать после
      каждого раза все больше и больше била ребенка. С этого момента началась для
      Матреши более тяжелая жизнь. Слепая изувеченная девочка навсегда лишилась
      возможности ходить и что-либо делать. Она стала совершенно беспомощной, могла
      только лежать, и уже не вставала с кровати во всю свою дальнейшую жизнь. Это
      была жизнь, мученицы, пригвожденной к одру. Сначала Матреша лежала в своем
      родном доме, потом перешла в свой собственный домик, где жила вместе со своею
      сестрой, и в последнее время лежала у своего племянника. Сколько в течении
      своей жизни вытерпела Матреша обид и горя, сказать мудрено, но она терпеливо
      несла свой тяжелый крест, дарованный ей Богом.
           Казалось бы, что родные должны были облегчить ей страдания, но на деле
      этого не было. Напротив, своими неродственными отношениями они еще больше
      усиливали и без того невыносимые тяжелые страдания.
           "Я видела во сне три креста на себе, — говорила Матреша, — один от
      скорбей и болезней всю жизнь, другой крест от родных, третий от всей
      вселенной, от народа, который ходил ко мне всюду..."
           Так лежала Матреша в родительском доме до 17 лет, терпеливо перенося
      всякие скорби и обиды, и только в молитве находя себе утешение и отраду.
           Односельчане знали о страдальческой жизни девочки и относились к ней с
      чувством благоговейного уважения. Однажды к ней пришел заболевший крестьянин:
      "Матреша, — сказал он, — вот уж как ты лежишь несколько лет, ты небось Богу-то
      угодна. У меня спина болит.. Потрогай-ка спину-то, может быть и пройдет от
      тебя..." Матреша исполнила его просьбу — и он выздоровел. С тех пор все больше
      и больше стали ходить люди со своими нуждами и болезнями. С течением времени
      эти посещения приняли характер настоящего паломничества: к Матреше шли жители
      не только окрестных мест, но жители и дальних, и иногда и самых отдаленных
      мест нашего Отечества. Причем, шли они беспрерывным потоком на протяжении
      более пятидесяти лет в количестве нескольких десятков, а иногда и сотен
      ежедневно.
           По внешнему своему виду Матреша была настолько мала, что казалась
      десятилетним ребенком. Но в крайне тяжелых и стеснительных условиях Господь
      даровал Матреше увидеть другой мир — мир чрезвычайно богатый, полный
      внутреннего содержания, интереса и смысла. С нашей обычной житейской точки
      зрения это явление кажется удивительным и почти необъяснимым. Матреша является
      особенной и оригинальной подвижницей. Очевидно, беспрерывная цепь испытаний и
      горя, переживаемых Матрешей с необыкновенным терпением с самого раннего
      детства, была для нее школой, тем великим подвигом, в горниле которого
      очистилась ее душа, мысль и сердце отрешились от всего земного, утвердилось и
      окрепло постоянное стремление в мир другой, высший, который постоянно
      предносился ее духовному взору. Душа ее преисполнилась живой верой и надеждой
      на Бога, сердце ее зажигалось деятельной любовью ко всем и каждому. отозвалась
      полным состраданием и сочувствием на всякое несчастье, горе, беду, на всякую
      немощь человеческую. И Бог дал ей силу достигнуть не только личного высокого
      духовного совершенства, но и сделаться центром и источником
      религиозно-нравственной жизни для многих и многих верующих, которые шли к ней
      со своими сомнениями, нуждами, скорбями и болезнями, и получали от нее то, что
      нужно для их духовного роста, для их духовного руководства на трудном и
      тяжелом пути человеческой жизни.
           Матреша отличалась необыкновенной отзывчивостью. С каждым, кто к ней
      приходил, она говорила, давала советы, делала то или иное указание. Мужчины и
      женщины, старые и молодые, люди разных положений, профессий, состояний одинаково
      шли к ней, и каждый встречал с ее стороны одинаково глубокое сочувствие.
           Никто не знает как она молилась Богу. Известно только, что она знала
      наизусть очень много молитв, многие акафисты и песнопения, которые она
      мгновенно запоминала после первого ей прочтения вслух. В беседе с одной из
      своих глубоких почитательниц Матреша говорила о том, что "молиться нужно
      беспрестанно", что "беспрестанная молитва все сделать может". При том она
      сказала о себе, что и она сама старается молиться беспрестанно. Матреша часто
      причащалась Святых Христовых Тайн, каждый месяц обязательно. С этой целью она
      приглашала к себе своего духовника — приходского священника, и день принятия
      Св.Тайн был для нее самым радостным днем. Пять раз в течении своей жизни она
      соборовалась. Особенно строго она соблюдала посты. В церковные посты почти
      ничего не ела или ела очень мало. Своих посетителей Матреша учила тому, как
      надо жить, чтобы помнить о будущей жизни, чтобы к ней готовиться, а не
      привязываться к земному. Учила жить "по-Божьи": исполнять закон Божий,
      молиться Богу, любить Бога и на Него только надеяться. Твердо и безропотно
      нести свой крест, ниспосланный Богом, — вот основная мысль ее бесед и
      наставлений. В своих беседах с посетителями Матреша очень часто приводила
      тексты Священного Писания, и Особенно много из Евангелия. Часто ссылалась на
      факты и события из Священной истории, полагая их в основу своих наставлений и
      научений. Не менее часто приводила Матреша примеры из житий святых, ставя их
      высочайшим образцом и примером религиозно-нравственной жизни, учила молиться
      им и стараться подражать в своей жизни. Молиться советовала различно, каждому
      сообразно с его положением. Беседы и наставления Матреши с посетителями были
      чрезвычайно разнообразны в зависимости от разнообразия тех обстоятельств,
      среди которых ей приходилось вести эти беседы и давать свои наставления.
      Матреша, как будто видя человека насквозь, обычно указывала на самое больное
      его место, требующее врачевания, и тем заставляла его осознать свою болезнь, о
      существовании которой он до сих пор, может быть, и не подозревал, встать на
      путь исправления. При этом Матреша указывала именно только на один порок, одну
      болезнь, заставляя тем человека сосредоточить свое внимание на одном
      недостатке, а не распыляться во многих направлениях, что затрудняет борьбу с
      собой и не всегда приводит к желательным результатам. Матреша постепенно вела
      человека по пути исправления.
           И нужно сказать, что руководство это выходило далеко за пределы личной
      жизни того или иного из ее посетителей. Указания, советы, наставления Матреши,
      сделанные ей одному лицу, делались достоянием многих и многих. Здесь у
      Матреши, как говорили ее почитатели один учился у другого.
           Многие из почитателей Матреши на себе испытали это систематическое
      благодатное ее руководство и потому старались возможно чаще пользоваться ее
      советами и наставлениями, прибегая к ней в минуты сомнений, несчастий и
      скорбей душевных, в те тяжелые минуты, когда колеблется почва под ногами, и
      человек, чувствуя свое бессилие, сильнее нуждается в твердой опоре, твердом
      руководстве духовном. В окрестностях Анемнясева очень многие не только
      посещали Матрешу в трудных обстоятельствах своей жизни, но жили всецело "по
      благословению Матреши" — ни одного дела не начинали без ее благословения, так
      что духовное руководство простиралось на всю их жизнь
    Аресты 
    Осуждения 
    Места заключения 
[1]

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ