Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT Дела o61.1051 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
1 Осуждения
    Осуждения
    Особое Совещание при НКВД СССР 
    02/08/1935 
    Обвинение "участница контрреволюционной группировки, контрреволюционная деятельность" 
    Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
    Приговор 5 лет ИТЛ 
    Групповое дело "Дело Беляковой Матроны Анемнясевской. Рязанская о., 1935г." 
    Архив УФСБ по Рязанской обл. Д.10719.
    Из протокола допроса:

     
    "— С какого времени вы стали почитательницей могилы касимовского царевича
        Иакова и часто ли там бывали?

      — Могилу царевича Иакова я почитаю с дореволюционного времени. Я до последнего
        времени посещаю эту могилу, где молюсь и иногда участвую в панихидах,
        совершаемых на могиле царевича Иакова священником Николаем Правдолюбовым.

      — Назовите всех почитателей могилы бывшего царевича Иакова.

      — На могиле царевича Иакова я... встречала неизвестных для меня лиц...
        По их просьбе священник Николай Правдолюбов иногда совершал панихиды.

      — Давно ли вы стали почитательницей блаженной Матреши Беляковой и что вам
        известно о ее жизни и деятельности?

      — О высокой праведной жизни Матреши Беляковой я много слышала и, почитая ее
        как блаженную и праведную, послала ей посылку, но сама лично в ее квартире
        никогда не бывала, и лично ее я не знаю.

      — Назовите всех известных вам почитателей Матреши Беляковой, посещающих ее
        квартиру.

      — Матрешу, как праведницу, почитают все верующие города Касимова и окрестных
        селений.

      — Объясните подробно ваше отношение к советской власти.

      — Я не согласна с советской властью по вопросу отношения ее к религии,
        где я, как верующий человек, усматриваю открытое насилие над религией и
        верующими, проявляемое в форме насильственного — против желания верующих —
        закрытия храмов и разрушения их, кощунственного отношения к христианским
        святыням и арестов и высылки невинных духовенства и верующих.
        Также я не согласна с советской властью по вопросу отделения школы
        от Церкви, в результате чего дети не имеют возможности изучать Закон Божий
        и не получают надлежащего религиозно-нравственного воспитания.

      — Мы располагаем данными, что вы до последнего времени занимались тайным
        преподаванием Закона Божьего детям на квартирах родителей...

      — Действительно, в первые годы после революции я после ухода из школьных
        работниц занималась тайным преподаванием Закона Божьего на квартирах
        родителей.

      — Какое участие вы принимали в исцелении больных у могилы царевича Иакова?

      — Сама больных на могилу царевича Иакова я никого не приводила, но, бывая
        в часовне на могиле, встречала больных; по их просьбам молилась с ними
        вместе, мазала из лампады гарным маслом, помогала приложиться к могиле...
        В предъявленном мне обвинении по ст.ст.58... виновной себя не признаю.
        Действительно, я активно прославляла... царевича Иакова, но ничего
        контрреволюционного в этом я не вижу".

    16 июля 1935г. следствие по делу было закончено, и, хотя так и не нашлось
    никаких доказательств ее контрреволюционной деятельности, следователь
    в обвинительном заключении написал:
        "Являясь активной участницей контрреволюционной группировки, в контрреволюционных
         целях активно прославляла могилу бывшего касимовского царевича Иакова.
         Принимала участие в инсценировке на его могиле чудесных исцелений.
         Распространяла всевозможные ложные слухи...".

    2 августа 1935г. Особым Совещанием при НКВД Вера Николаевна была приговорена
    к пяти годам ИТЛ

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ