Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous]
NIKA_ROOT Дела o60.19
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
3
    Рукоположение
      диакон 
      1900 
      День 10 
      Месяц 7 
      Кто рукоположил епископ Рязанский Полиевкт (Пясковский) 
      священник 
      1900 
      День 11 
      Месяц 7 
      Кто рукоположил епископ Рязанский Полиевкт (Пясковский) 
    Служение
      Рязанская губ., Зарайский у., с.Нижний Белоомут, Преображенская церковь 
      священник 
      Год начала 1900 
      День начала 11 
      Месяц начала 7 
      Год окончания 1902 
      День окончания 23 
      Месяц окончания 6 
      Москва, Староконюшенный пер., Предтеченская церковь 
      священник 
      Должность  законоучитель 
      Год начала 1902 
      День начала 23 
      Месяц начала 6 
      Год окончания 1906 
      День окончания 10 
      Месяц окончания 7 
      Одновременно служил законоучителем гимназии им.Медниковых.
      10 июля 1906г. о.Христофор был переведен в храм мученика Иоанна Воина, в котором
      и прослужил до своей мученической кончины
      Москва, церковь Иоанна Воина 
      протоиерей 
      Должность  настоятель, благочинный Замоскворецкого Сорока 
      Год начала 1906 
      День начала 10 
      Месяц начала 7 
      Год окончания 1922 
      До 1917г. ревностно нес послушание законоучителя, сначала в женской гимназии
      Ломоносова, а впоследствии в женской гимназии Гельбик. Кроме священнических
      обязанностей, в течение 1915–1916гг. отец Христофор проводил внебогослужебные
      беседы с народом, на которых присутствовало иной раз до трехсот человек. Всего
      приход храма мученика Иоанна Воина насчитывал в то время около 2-х тысяч человек.
      3 января 1921г. о.Христофор был назначен благочинным.
      4 марта 1922г. священник произнес в храме проповедь, в которой сказал, что
      наступившая разруха есть следствие нравственного падения народа, а также прочел
      12 марта в храме воззвание Патриарха Тихона об изъятии церковных ценностей.
      Вменив батюшке в вину эту проповедь и чтение воззвания, безбожные власти арестовали
      о.Христофора
    Аресты
      Москва 
      Год ареста 1922 
      День ареста 23 
      Месяц ареста 3 
    Осуждения
      Московский Революционный Трибунал 
      08 /05 /1922 
      Обвинение "противодействие изъятию церковных ценностей" 
      Приговор  высшая мера наказания — расстрел 
      Групповое дело "Московский процесс об изъятии церковных ценностей (I этап), май 1922г." -> 
      На допросе священник так отвечал следователю:
          "Виновным себя в агитации против постановления ВЦИК об изъятии церковных
         ценностей не признаю. Моя проповедь 4 марта за всенощным бдением — это
         объяснение церковного названия наступающего воскресного дня — Недели Православия.
         К чему приводит практически непослушание Церкви? — К разрухе, которую мы и
         наблюдаем в нашей современной жизни. До такой степени мы упали нравственно
         теперь, что справедливо грядет на нас суд Божий, этот суд выражется, может быть,
         и в предполагаемом изъятии церковных ценностей для оказания помощи голодающим
         и в том, что изъятые вещи могут не попасть на помощь голодающим...".
          "Воззвание Патриарха Тихона я огласил и считаю его религиозным. Контрреволюционного
         я в нем ничего не вижу".
      Кроме того о.Христофор обвинялся в хранении обращения "К православному населению
      города Москвы" и обращения во ВЦИК, которое подписали сотни православных людей.
      На предварительном следствии о.Христофор виновным себя не признал и отказался
      назвать, через кого получил послание Патриарха Тихона.
      7 мая о.Христофор произнес в зале суда последнее слово:
          "Я никогда не старался возбуждать мою паству, я старался внести успокоение".
      11 подсудимых, проходивших по делу были приговорены к расстрелу по обвинению в
      том, что: "...они перекладывали свою вину на вышестоящую иерархию, ссылаясь
      на существующую между ними дисциплину, а частью скрывая свои политические
      цели, подобно "книжникам и фарисеям", оправдывая свое сопротивление "ложью о
      Боге и якобы установленных им законов, воспрещающих отдавать церковные
      предметы не только на дела милосердия вообще, но даже спасения жизни умирающих
      от голода... несмотря на то, что приглашенная на суд судебная экспертиза из
      группы верующих христиан категорически признала такое изъятие вполне отвечающим
      христианскому учению..."
      После того, как было рассмотрено заявление обновленческого епископа Антонина
      (Грановского) во ВЦИК с просьбой о помиловании приговоренных к расстрелу, 18 мая
      на заседании Политбюро слушали заключение Троцкого по приговору.
      По делу об изъятии церковных ценностей в Москве было решено: "Относительно ниже
      перечисленных лиц —
      (московских благочинных священника о.Христофора Надеждина и о.Александра
      Заозерского; священника Василия Соколова, иеромонаха Макария Телегина и мирянина
      Сергия Тихомирова) — необходимо прийти к заключению, что по обстоятельствам дела
      по характеру их личности не имеется данных, могущих повлиять в сторону смягчения
      приговора, поскольку: "Надеждин Христофор, кроме непосредственного участия...
      совместно с другими благочинными определенно и сознательно... под религиозным
      флагом активно призывал (к сопротивлению изъятию церковных ценностей) и
      произносил проповеди..." Политбюро утвердило предложение Троцкого — расстрелять,
      шестерых из 11 решено было помиловать
    Места заключения
      Москва, тюрьма ГПУ 
      Год начала 1922 
      День начала 22 
      Месяц начала 3 
      Год окончания 1922 
      День окончания 8 
      Месяц окончания 5 
      Москва, Бутырская тюрьма, камера смертников 
      Год начала 1922 
      День начала 8 
      Месяц начала 5 
      Год окончания 1922 
      День окончания 26 
      Месяц окончания 5 
      После утверждения приговора заключенных перевели в камеру смертников, где они
      пребывали до своей мученической кончины

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ