Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous]
NIKA_ROOT Дела o60.17
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
3
    Образование
      Московская Духовная Академия
      Год поступления 1906 
      Год окончания 1910 
      кандидат богословия 
      По окончанию Академии о.Василия хотели оставить профессорским стипендиатом при
      Академии, но Святейший Синод не смог выделить ему казенной стипендии
    Служение
      Москва, Серебряный пер., храм Николы Явленного на Арбате 
      священник 
      Должность помощник благочинного (с 1.11.2913г.), законоучитель (с 1.10.1913г.) 
      Год начала 1910 
      День начала 26 
      Месяц начала 10 
      Год окончания 1922 
      День окончания 3 
      Месяц окончания 4 
      В 1916г. о.Василий в Казанской Духовной Академии получил степень магистра богословия за
      работу "Леонтий Византийский. Его жизнь и литературные труды. Опыт церковно-исторической
      монографии". Помимо нее имел еще публикации в журналах
      на религиозно-нравственные темы.
      С августа 1911г. о.Василий состоял членом Совета Братства свт.Николая при
      Николо-Явленском храме; с 1 ноября 1912г. — помощником благочинного Пречистенского
      сорока 1-го отделения; с 1 октября 1913г. — законоучителем Николо-Явленской
      церковно-приходской школы и частной гимназии Ломоносовой. Его дочери, Нина и
      Антонина, стали его ближайшими помощницами, разделяя с отцом педагогические труды
      в Николо-Явленской церковно-приходской школе, где они были учителями.
      7 мая 1915г. указом Святейшего Синода о.Василий был назначен ректором одного из
      отделов журнала "Московские церковные ведомости". Отец Василий мечтал об обновлении
      издания, об участии в нем пастырей Московской и других епархий, иметь больше
      корреспондентов во всех местах епархии, расширить круг сотрудников по изданию
      с привлечением столичных и провинциальных лиц, чтобы обеспечить для журнала постоянный
      приток интересного материала о местной религиозной жизни.
      Шел второй год Мировой войны. О.Василий писал в канун 1916г.:
          
      "С окончанием войны мы, несомненно, выходим на путь независимого, самобытного
         устроения и развития жизни, на путь осуществления своих национальных начал,
         на путь своей православной славянской культуры".

      Не сбылись надежды лучших русских людей на победу, неумолимым оказался ход истории,
      приведший Россию к поражению и порабощению одним из самых враждебных человеку
      учений — воинствующим безбожием и богоборчеством. По окончании к 1922г. гражданской
      войны и беспощадного ограбления народа, наступил голод, которым большевики воспользовались,
      чтобы уничтожить Церковь. 2 января 1922г. Президиум ЦИК принял постановление
      "о ликвидации церковного имущества".
      28 февраля Патриарх Тихон обратился к верующим с посланием, в котором писал:
          "ВЦИК для оказания помощи голодающим постановил изъять из храмов все
         драгоценные церковные вещи, в том числе и священные сосуды, и прочие богослужебные
         церковные предметы. С точки зрения Церкви подобный акт является актом
         святотатства, и мы священным нашим долгом почли выяснить взгляд церкви на этот
         акт, а также оповестить о сем чад наших".

      В марте 1922г. началось насильственное изъятие ценностей из храмов по
      всей стране.
      4 апреля 1922г. члены комиссии по изъятию ценностей пришли в храм Николы-Явленного;
      отец Василий просил их не изымать предметов, необходимых для богослужения, но ему
      в этом было категорически отказано. Чувство горечи и скорби налегло на сердце
      священника. И на праздник Благовещения он сказал проповедь, касающуюся не только
      содержания праздника, но и недавних событий, чтобы утешить прихожан.
      На проповеди о.Василий говорил:
      Мы "не должны скорбеть... о материальной потере, — сказал он в проповеди, — тем
      более, что вещи предназначены на нужды голодающих. Но прихожане не могут не
      скорбеть о том, что изъятые церковные сосуды могут быть превращены в предметы
      домашнего обихода...
      Положение верующих ныне подобно положению в Вавилонском плену. Иудеи обращались
      к Богу в надежде, что Он накажет тех, кто их пленил, за причиненное им зло, и
      прихожане могут надеяться, что Бог, попустивший изъятие церковных ценностей
      из храма, если таковые будут употреблены во зло, также воздаст тем, кто это
      сделал". Агент плохо расслышал и совсем не понял проповеди и для уточнения
      обратился к протодиакону храма. Тот, не придавая этому большого значения,
      свободно передал содержание проповеди, которую агент записал и подал в виде,
      нужном ему для выполнения задания. Отец Василий был арестован.
    Награды
      наперсный крест 
      Год награждения 1916 
      День 6 
      Месяц 5 
    Аресты
      Москва 
      Год ареста 1922 
      День ареста 3 
      Месяц ареста 4 
      Всего было арестовано по этому делу и привлечено к суду 54 человека, и в их числе
      протоиереи Христофор Надеждин, Александр Заозерский, иеромонах Макарий (Телегин)
      и мирянин Сергей Тихомиров.
      С 26 апреля по 8 мая 1922г. в зале Политехнического музея проходил суд московского
      Революционного Трибунала. Обвиняемые держались мужественно и с достоинством, судьи
      пытались их соблазнить облегчением участи в обмен на показания против других, но
      безуспешно
    Осуждения
      Московский Революционный Трибунал 
      08/05/1922 
      Обвинение "противодействие изъятию церковных ценностей" 
      Приговор высшая мера наказания — расстрел 
      Групповое дело "Московский процесс об изъятии церковных ценностей (I этап), май 1922г." -> 
      Клирики, проходившие по этому процессу обвинялись в том, что:
      "состоя членами организации, называемой Православной иерархией, они по
      предварительному между собой соглашению... сознательно и умышленно из корыстных
      целей: а) тайно распространили заведомо ложные сведения о деятельности должностных
      лиц администрации советской власти... возбуждающие в мещанских слоях враждебное
      к ним отношение; б) призывали к противодействию изъятию церковных ценностей...
      в) открыто вручили подчиненному духовенству... воззвание, указывающее, что
      церковные драгоценности являются неприкосновенными и не подлежащими изъятию..."

      Кроме того о.Василий Соколов обвинялся в том, что:
      "7 апреля в церкви Николы Явленного после изъятия церковных ценностей использовал
      религиозные предрассудки, призывая в своей проповеди население обратиться к Богу
      и просить последнего смести с лица земли совершивших изъятие церковных ценностей,
      в данном случае Рабоче-Крестьянскую власть, подобно тому, как некогда Бог смел с лица земли
      древний Вавилон... и это выразилось в словах: "...Дщи Вавилоня окаянная,
      блажен, кто имеет и разбивает младенцы твоя о камень".

      11 подсудимых, проходящих по делу были приговорены к расстрелу по обвинению в
      том, что: "...они перекладывали свою вину на вышестоящую иерархию, ссылаясь
      на существующую между ними дисциплину, а частью скрывая свои политические
      цели, подобно "книжникам и фарисеям", оправдывая свое сопротивление "ложью о
      Боге и якобы установленным им законов, воспрещающих отдавать церковные
      предметы не только на дела милосердия вообще, но даже спасение жизни
      умирающих от голода... не смотря на то. что приглашенная на суд судебная
      экспертиза из группы верующих христиан категорически признала такое изъятие
      вполне отвечающим христианскому учению..."

      В своем последнем слове протоиерей Василий сказал:
          "Проповедь, которая привела меня сюда, на скамью подсудимых, не заключала в
         себе ничего преступного, она была проповедью чисто религиозной... Я говорил
         свою проповедь к водворению мира и успокоению в душах моих слушателей, и думаю,
         что достиг этого... Еще раз и с полной искренностью свидетельствую перед
         революционным трибуналом, что я не сделал никакого вреда или зла моей проповедью
         ни моим слушателям, ни тем более советской власти".

      После оглашения приговора было подано прошение о помиловании, но оно было отклонено.
      В тот же день Сталин подал записку членам Политбюро:
          "Московский суд приговорил к расстрелу 11 человек, из них большинство попы...
         Каменев предлагает ограничиться расстрелом 2-х попов. Прошу голосовать "за"
         или "против" предложения... Каменева. Я лично голосую против отмены решения
         суда".

      Состоялось голосование: Ленин, Троцкий, Сталин и Зиновьев голосовали за смертный
      приговор.
      9 мая 1922г. Патриарх Тихон направил ходатайство председателю ВЦИКа Калинину о
      помиловании. 11 мая вновь состоялось заседание Политбюро относительно приговоренного
      духовенства, на котором Троцкий предложил:
          "Всемерно использовать настоящий критический момент для опубликования воззвания
         от имени прогрессивной части духовенства... разбить тем временем приговоренных
         на 2 группы, как на основании обстоятельств...дела, так и на основании отзывов
         и ходатайств лояльных священников, которые подпишут воззвание".

      Обновленцы написали характеристики на священников:
      "По обстоятельствам дела и по характеру их личности не имеется данных, могущих
      повлиять в сторону смягчения приговора поскольку: ...Соколов Василий, не
      будучи даже благочинным, тем не менее самым активным и сознательным образом
      вел прямую... агитацию в храме, употребляя весь религиозный аппарат
      доводов...".

      В тот же день лидеры обновленцев подали ходатайства во ВЦИК о помиловании приговоренных
      к расстрелу, при этом "считая приговор трибунала... в высшей степени справедливым".
      14 мая председатель ревтрибунала при ближайшем участии Троцкого исключили из списка
      осужденных к ВМН 11 человек, оставив остальным 6-ти приговор в силе.
      18 мая Политбюро приняло окончательное решение о расстреле приговоренных. Постановление
      еще должен был утвердить ВЦИК, но он все не принимал решения, и 26 мая Политбюро
      приняло постановление:
          "Указать т.т.Калинину и Енукидзе на недопустимость волокиты..., предложить
         им выполнить его (решение) в течение сегодняшнего дня".

      После этого окрика все было послушно исполнено, как и самый расстрел
    Места заключения
      Москва, тюрьма ГПУ 
      Год начала 1922 
      День начала 3 
      Месяц начала 4 
      Год окончания 1922 
      День окончания 8 
      Месяц окончания 5 
      Москва, Бутырская тюрьма, камера смертников 
      Год начала 1922 
      День начала 8 
      Месяц начала 5 
      Год окончания 1922 
      День окончания 26 
      Месяц окончания 5 
      После утверждения приговора заключенных перевели в камеру смертников, где они
      пребывали до своей мученической кончины. Из тюрьмы о.Василий написал 15 писем
      своим кровным и духовным детям. Эти письма писались на протяжении двух недель,
      предшествующих казни, приговоренным к расстрелу священником, и являются
      драгоценнейшим памятником христианской письменности нового времени, вышедшим
      из-под пера великого пастыря и святого мученика. Письма были переданы сыну
      о.Василия через надзирателя из камеры смертников. Они хранились в семье как
      великая святыня. В последний день перед казнью отец Василий писал:
          "26/V. Прошло и Вознесение Господне. Как хорошо в мире Божием даже из
         тюремного окна! Как теперь хорошо, наверное, в поле, в лесу, у нас в огороде!
         Наверное, расцвела сирень. Боже мой, как рвется душа туда, в родные места! И
         вот среди такой благодати ты не можешь мечтать ни о чем, кроме смерти, кроме
         приближающегося конца и расставания с этим прекрасным миром... Но, с другой
         стороны, если здесь так хорошо..., то как несомненно еще более прекрасен и
         привлекателен тот невидимый, небесный мир, где пребывает в славе Своей Господь
         со святыми небожителями! Какая там должна быть радость, какое восхищение, какое
         блаженство!...Христос говорит в Святом Евангелии:"Не бойтесь убивающих тело,
         души же не могущих убить!" [Мф.10,28]. Значит, просто только малодушие наше
         заставляет трепетать сердце в виду этой телесной смерти. И только этот момент,
         этот миг исхождения души из тела, только он труден и страшен — а там и сейчас
         же покой, вечный покой, вечная радость, вечный свет, свидание с дорогими сердцу,
         лицезрение тех, которых здесь уже любили, которым молились, с которыми жили
         в общении. И больше не будет тревог, не будет предательств, происков, не будет зла,
         грязи всякой, не будет мелких и крупных самолюбий, не будет ничего, что
         отравляет нам здесь и даже минуты самой чистой радости...
          ...Пред судом своей совести я считаю себя неповинным в тех политических
         преступлениях, которые мне вменяются, и за которые я казнюсь. А потому Ты,
         Господи, прими эту кровь мою в очищение моих грехов, которых у меня и лично,
         и особенно как у пастыря, очень много... Дай мне перенести и встретить
         бестрепетно смертный час мой и с миром и благословением испустить последний
         вздох. Никакого зла ни на кого нет у меня в душе моей, всем и все от души я
         простил, всем желаю я мира, равно и сам земно кланяюсь всем и прошу себе
         прощения, особенно у вас, мои дети духовные, мои дети родные, пред которыми
         я больше всего мог быть виноватым. Дайте и вы все мир душе моей, дабы я спокойно
         мог сказать теперь: ныне отпущаеши, Владыко, раба Твоего с миром.
         Благословение Господне на всех вас да пребывает во веки. Аминь.
                                                                      Прот.В.Соколов"

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ