Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT Дела
o60.1002
    ( * ) Кобранов Николай Яковлевич 
    Фамилия Кобранов 
    Год рождения 1893 
    День рождения 22 
    Месяц рождения 5 
    Место рождения Смоленская губ., Дорогобужский у., с.Благовещенье (Смоленская о., Дорогобужский р., с.Полибино) 
    протоиерей 
    Николай Яковлевич Кобранов родился в семье диакона местной
    Благовещенской церкви Якова Федоровича Кобранова (ок.1869г.р.), принявшего
    сан диакона в 1890г., а до того — сельского учителя местной школы.
    Церковь была деревянной, трехпрестольной: холодный придел — Благовещения
    Пресвятой Богородицы, 2 теплых — во имя свт.Николая и св.Димитрия Ростовского.
    Николай Яковлевич Кобранов — брат ученого-востоковеда, епископа Ростовского,
    викария Ярославской епархии Евгения (Кобранова)
    Родство Фотографии[1] [2] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1920г.] [1920-1922гг.] [1922-1925гг.] [1925-1932гг.] [1932-1935гг.] [1935-1936гг.] [1936-1937гг.] [1937г.]
      Образование
        Смоленское духовное училище
        Год окончания 1907 
        В 1907г. по I разряду окончил Смоленское духовное училище
        Смоленская Духовная Семинария
        Год поступления 1907 
        Год окончания 1913 
        В 1913г. по I разряду окончил Смоленскую Духовную Семинарию
        Варшавский университет, юридический факультет
        Год поступления 1913 
        Год окончания 1916 
        Окончил юридический факультет Варшавского университета.
        Во время Первой мировой войны Варшавский университет был переведен в Ростов-на-Дону
        Московский университет
        Был переведен в Московский университет из Донского в 1922г.
      Служение
        Мелитопольская губ., г.Симферополь, Крестово-архиерейская церковь 
        Должность певчий архиерейского хора, иподиакон у Таврического архиерея 
        Год начала 1916 
        Год окончания 1920 
        В 1916–1920гг. служил певчим Крестово-архиерейской церкви в г.Симферополе
        Мелитопольсой губернии, а затем иподиаконом у Таврического архиерея.
        Во время отступления армии генерала П.Н.Врангеля в ноябре 1920г. остался
        в России
      Рукоположение
        диакон 
        1920 
        В 1920г. Николай Яковлевич был рукоположен во диакона
        иерей 
        1921 
      Служение
        Таврическая (Запорожская в 1920–1922гг.) губ., Мелитопольский у., с.Колги, Покровская церковь 
        диакон, иерей (с 1921г.) 
        Год начала 1920 
        Год окончания 1922 
        День окончания 28 
        Месяц окончания 4 
        С 1920г. по 28 апреля 1922г. служил в Покровском храме в с.Колги
        Мелитопольского уезда Запорожской губернии, где был рукоположен во священника
      Аресты
        Москва 
        Год ареста 1922 
        День ареста 5 
        Месяц ареста 5 
        Обвинение при аресте "соучастие в антисоветской деятельности Патриарха Тихона" 
        Арестован 5 мая 1922г. в момент, когда пришел на Троицкое подворье просить
        Патриарха Тихона о месте священника в Ново-Спасском монастыре, в котором
        служил наместником его брат.
        При аресте обвинен в "соучастии в антисоветской деятельности Патриарха Тихона"
      Осуждения
        10/05/1922 
        Приговор из-под стражи освободить 
        Групповое дело "Дело Троицкого подворья. Москва, 1922г." 
        Проходил по делу как "взятый в засаде на Троицком подворье".
        Освобожден
      Места заключения
        Москва, камера предварительного заключения при ГПУ 
        Год начала 1922 
        День начала 9 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1922 
        День окончания 10 
        Месяц окончания 5 
        9–10 мая 1922г. находился в камере предварительного заключения при ГПУ
      Служение
        Москва, Новоспасский монастырь 
        иерей 
        Год начала 1922 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1923 
        В течение полугода служил в Новоспасском монастыре, где его брат, архимандрит
        Евгений (Кобранов), был наместником
        Московская губ., Можайский у. (Московская о., Рузский р.), с.Воскресенское, церковь Воскресения Словущего 
        иерей 
        Год начала 1923 
        Год окончания 1925 
        В 1923г. был направлен служить в храм Воскресения Словущего в с.Воскресенское
        Можайского уезда Московской губернии (ныне в черте городского округа г.Рузы)
        Москва, храм Святой и Живоначальной Троицы в Кожевниках 
        иерей 
        Должность настоятель 
        Год начала 1925 
        В 1925г. священноначалие направило о.Николая настоятелем в храм Святой и
        Живоначальной Троицы в Кожевниках в Москве.
        Троицкий храм, построенный еще в 1689г., в XIX веке со всех сторон оказался
        окруженным фабричными и заводскими постройками. В 1920-е годы резко уменьшилось
        число прихожан, и в храме стал ощущаться недостаток средств, так что
        назначавшиеся сюда священники старались как можно быстрее перейти на другой
        приход. В 1925г. храм был закрыт. Две недели храм простоял без богослужений,
        когда в него был назначен отец Николай
      Рукоположение
        протоиерей 
        1925 
        Место Москва 
        Был возведен в сан протоиерея
      Служение
        Москва, храм Святой и Живоначальной Троицы в Кожевниках 
        протоиерей 
        Должность настоятель 
        Год начала 1925 
        Год окончания 1929 
        День окончания 28 
        Месяц окончания 10 
        Священник начал с того, что создал вокруг этого храма живой приход.
        Понимая, что поддержание благолепия храма — это дело самих прихожан,
        он обратился к ним с обращением, в котором писал:
            
        "Пусть придет на помощь... общехристианское безгранично-великое милосердие.
             Помогите на ремонт храма. Гибель святыни — есть гибель чести нашей славной
             и благочестивой веры".

        О.Николай устраивал богословские беседы, приглашая на них известных и
        авторитетных профессоров.
        В храм по просьбе батюшки приносились из других храмов для сугубых молений
        чудотворные иконы Богоматери и святого мученика и чудотворца Трифона.
        Из числа прихожан было создано общество постоянных жертвователей на ремонт
        и благоукрашение храма.
        Было заведено, что настоятель храма ежегодно отчитывался перед собранием
        прихожан о сделанном в приходе и потраченных средствах.
        Но власти пристально следили за ревностным пастырем
      Аресты
        Москва 
        Год ареста 1929 
        День ареста 28 
        Месяц ареста 10 
        28 октября 1929г. протоиерей Николай был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму
        по обвинению в "антисоветской агитации"
      Осуждения
        Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 
        20/11/1929 
        Обвинение "антисоветская агитация" 
        Приговор 3 года концлагерей 
        Из показаний о.Николая на допросе:
            "Я являюсь священником Троицкой церкви, которая представляет из себя
             историческую ценность ... и приходится принимать усиленные меры
             к изысканию средств на ее поддержание...
             Сестричество организовано мной в начале моего назначения в этот храм,...
             на него возложена главная забота о храме, чем оно и занимается...
             Для этой же цели были введены членские взносы от верующих, которые
             поступают и вносятся в книги прихода...
             Я, как молодой священник, сознательно цели борьбы с советской властью
             не ставил, и если обращался к верующим, то только в силу своих религиозных
             убеждений для поддержания храма".

        20 ноября 1929г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ постановило заключить
        протоиерея Николая на три года в концлагерь
      Места заключения
        Москва, Бутырская тюрьма 
        Год начала 1929 
        День начала 28 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1929 
        О.Николай был отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения.
        Архангельская о., Соловецкий лагерь особого назначения 
        Год начала 1929 
        Год окончания 1932 
      Осуждения
        тройка при ПП ОГПУ по ЛВО 
        ././1932 
        Обвинение "контрреволюционная агитация" 
        Приговор 3 года высылки в Казахстан 
        В 1932г., по окончания заключения в Соловецком лагере, о.Николай был сослан
        на 3 года в Казахстан
      Места заключения
        Казахстан 
        Год начала 1932 
        Год окончания 1935 
        Наказание отбыл
      Места проживания
        Московская о., Можайский р., д.Кукарино 
        Год начала 1935 
        Год окончания 1936 
        После освобождения батюшка поселился в д.Кукарино Можайского района.
        Бывая в Москве, встречался с монахинями и игумениями, иногда совершал
        в квартире богослужения, что впоследствии ему и было поставлено в вину
      Служение
        Москва, церковь Троицы Живоначальной в Кожевниках 
        протоиерей 
        Должность настоятель 
        Год начала 1936 
        Год окончания 1936 
        День окончания 27 
        Месяц окончания 4 
        В 1936г. о.Николай — настоятель церкви Троицы Живоначальной в Кожевниках.
        Брат отца Николая, епископ Муромский Евгений (Кобранов) приезжал по праздникам
        служить в этом храме.
        Прихожане с большой любовью вспоминают о.Николая, как он служил и каждую среду
        проводил беседы, раздавал в письменном виде послания о помощи и милосердии,
        т.к. храм не отапливался и не убирался.
        Сам же он с женой — матушкой Людмилой, дочерью Надеждой 5-ти лет и сыном 8-ми лет
        жил в этом же храме под колокольней
      Аресты
        Москва 
        Год ареста 1936 
        День ареста 27 
        Месяц ареста 4 
        27 апреля 1936г. о.Николай был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму
      Осуждения
        Особое Совещание при НКВД СССР 
        31/05/1936 
        Обвинение "контрреволюционная агитация и контрреволюционная клевета" 
        Статья ст.58–10 УК РСФСР 
        Приговор 5 лет ИТЛ 
        Из протокола допроса в день ареста, который вел следователь Байбус:

           "— Признаете ли вы себя виновным в том, что, вернувшись из ссылки в 1935г.
              начали организовывать нелегальный монастырь?

            — Нет, не признаю. Я не организовывал никаких нелегальных монастырей.

            — Вы устраивали нелегальные богослужения на квартире игуменьи?

            — Да, устраивал. Я совершил молебное пение.

            — На этом собрании вы вели контрреволюционные беседы?

            — Нет, не вел.

            — Вы говорите неправду. Следствию известно, что Вы высказывали контрреволюционные
              взгляды и допускали выпады против руководимого Советской властью
              государства...

            — Это я отрицаю. Я ни с кем на эту тему не говорил. Мое личное отношение
              к Советской власти заключается в несогласии с ней по религиозному вопросу,
              так как она разрушает... храмы и репрессирует невинно верующих и духовенство".

        Следствие продолжалось в течение месяца.
        Из протокола одного из допросов:

           "— Признаете ли вы себя виновным в предъявленном вам обвинении в том, что,
              являясь активным участником контрреволюционной группы, участвовали
              в нелегальных собраниях группы и вели антисоветскую агитацию?

            — Виновным в предъявленном мне обвинении себя не признаю.

            — Вы признаете, что организовали нелегальные группы, вернувшись из ссылки?

            — Нет, не признаю.

            — С какой же целью вы устраивали нелегальные собрания на квартире?

            — На квартире я нелегальных собраний не устраивал, а совершал богослужение.

            — Вы зарегистрированы как служитель религиозного культа в административном
              отделе?

            — После возвращения из ссылки я в административном отделе не регистрировался,
              также не регистрировался и в Синоде.

            — Вы на нелегальных собраниях группы распространяли контрреволюционную
              клевету! Это вы признаете?

            — Нет, не признаю.

            — Вы говорите неправду. Известно, что на нелегальных собраниях Вы
              распространяли контрреволюционную клевету о том, что "в Советском Союзе
              жить стало совершенно невозможно, такого рабства, насилия и репрессий
              нигде нет". Вы это подтверждаете?

            — Это я отрицаю. Контрреволюционной клеветы я не распространял.
        Во время допроса Байбус, желая уязвить священника, заявил, что "даже жена
        священника считает его помешанным на религиозной почве и вскоре пришлет ему
        развод. "Но не беспокойтесь, святым вас не сделаем", — зло сказал он.
        16 мая 1936 года отец Николай подал заявление прокурору по надзору за органами
        НКВД с объявлением, что он "начинает бессрочную голодовку до освобождения".
        20 мая 1936 года следствие было закончено.
        Следователь, вызвав отца Николая на допрос, спросил, желает ли он чем
        дополнить следствие, на что тот сказал, что "не желает", и подал следователю
        заявление, в котором писал, что "просит считать его голодовку не протестом
        против советской власти, а средством для обретения внутреннего равновесия
        в условиях крайнего насилия".

        Переносить тюрьмы и репрессии в обстановке крайней несправедливости он может,
        только прибегая к крайним средствам, могущим вернуть ему самообладание,
        каковым и является для него голодовка-пост...
        Он писал, что просит вести его дело без задержек, но не настаивать на отказе
        от голодовки.
            ""Мы не терзаем, не казним, но вместе жить мы не хотим".
              Насилия не переношу всякого",

        — писал в своем заявлении о.Николай.
        В тот же день 20 мая, администрация тюрьмы, пригласив известных профессоров,
        освидетельствовала священника на предмет его психического здоровья и дала
        заключение, что "душевным заболеванием о.Николай не страдает, а в его
        поступках проявляется его личный характер и фанатичная вера".

        Начальник СПО НКВД Тимофеев в свою очередь пообещал священнику, что лагерь
        ему заменят ссылкой.
        21 мая 1936г. Особое Совещание при НКВД приговорило о.Николая к 5 годам ИТЛ
      Места заключения
        Москва, Бутырская тюрьма, камера 48 
        Год начала 1936 
        День начала 27 
        Месяц начала 4 
        Год окончания 1936 
        Коми АО, ст.Чибью (г.Ухта), Ухтпечлаг, ОЛП-1 
        Год начала 1936 
        День начала 29 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1936 
        29 июня 1936г. о.Николай прибыл этапом в Ухтпечлаг на ст.Чибью (ныне г.Ухта)
        Коми АО (Коми АССР), Печорский р., Ухтпечлаг, ОЛП-4 ("Кедровый Шор") 
        Год начала 1936 
        Год окончания 1936 
        День окончания 17 
        Месяц окончания 12 
        Затем отправлен на лагпункт "Кедровый Шор".
        1 декабря 1936г. вновь о.Николай объявил голодовку, требуя заменить лагерь
        тюремной одиночкой или ссылкой.
        9 декабря 1936г. начальник лагпункта отправил своему начальству сообщение
        об о.Николае:
            "Находясь за неимением отдельного помещения для его изоляции среди массы
             этапников в общем бараке, своими выступлениями и проповедованием явно
             антисоветских идей разлагающе действует на массу".

        17 декабря 1936г. о.Николай был освидетельствован врачами. Состояние его
        здоровья было найдено крайне тяжелым, и он был помещен в лазарет
        Коми АО (Коми АССР), Печорский р., Ухтпечлаг, ОЛП-3, 3-я часть, лазарет 
        Год начала 1936 
        День начала 17 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1937 
        День окончания 16 
        Месяц окончания 8 
        21 января 1937г. о.Николай отправил заявление, адресованное через Наркома НКВД
        Ежова начальнику СПО НКВД Тимофееву:
            "Сегодня 260 дней моего третьего заключения... Сегодня 130 дней моей
             голодовки... Причины в Вас и в Байбусе... Байбус так поставил вопрос,
             что совершение литургии мной на дому есть государственное преступление.
             Не изменяя клятве священства и Деснице Всевышнего до смерти, не могу
             согласиться, что литургия в какой бы то ни было обстановке может быть
             преступлением.
             Не соглашусь с Байбусом, что я должен домашнюю молитву регистрировать
             у гражданской власти после отделения Церкви от государства.
             Я законный священник, избранный народом, в этой области подчиняюсь только
             признаваемому мной епископу. Грубо нарушены принципы веротерпимости
             и законы отделения Церкви от государства.
             Здоровьем и жизнью, мукой крайней вынужден в революционной среде защищать
             неприкосновенность убеждений".

        Заявление было "оставлено без удовлетворения".
        4 февраля 1937г. протоиерей Николай направил еще одно письмо на имя Ежова,
        прося заменить заключение в лагере на тюремную одиночку, но и оно осталось
        без последствий.
        Однако отец Николай продолжал требовать если и не освободить его,
        то по крайней мере поместить в тюремную одиночку, и прокурор под обещание
        снять голодовку заявил, что требование священника будет выполнено.
        15 июля 1937г. о.Николай снял голодовку.
        Его состояние здоровья было столь тяжелое после длительного голодания, что
        врачи оставили его в стационаре.
        С этого времени последовал целый ряд доносов в оперативную часть лагеря
        от начальника учетно-распределительной части Читадзе, бывшего
        члена партии, осужденного на десять лет заключения за воровство:
            "Перед принятием пищи заключенный Кобранов демонстративно крестился,
             а по утрам, становясь в угол, молился.
             На себе он носил крест. В лазарете он пользовался большим вниманием
             со стороны администрации...".

        23 июля 1937г. начальник 3-й части 3-го отделения распорядился, чтобы
        о.Николай был переведен из лазарета на общие работы, о чем было уведомлено
        начальство лазарета 1-го промысла, в котором находился священник.
        Заведующий лазаретом ответил, что этого сделать нельзя, так как состояние
        здоровья Николая Кобранова после длительной голодовки очень тяжелое.
        16 августа 1937г. о.Николай все же был выписан из лазарета и переведен
        на общие работы
        Коми АО (Коми АССР), Печорский р., Ухтпечлаг, ОЛП-4 ("Кедровый Шор") 
        Год начала 1937 
        День начала 16 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1937 
        День окончания 27 
        Месяц окончания 8 
      Аресты
        Коми АО, Печорский р., Ухтпечлаг, следственный изолятор 
        Год ареста 1937 
        День ареста 27 
        Месяц ареста 8 
        27 августа 1937г. о.Николай был заключен под стражу в следственный изолятор.
        В рамках "операции по приказу 00409" (массовый политический террор в лагерях)
        ему было предъявлено обвинение в "проведении антисоветской агитации".
        Отец Николай заявил, что отказывается подписывать это постановление, а также
        и давать показания
      Осуждения
        Особая тройка пр НКВД СССР по Северному краю 
        29/09/1937 
        Обвинение "антисоветская агитация" 
        Статья ст.59–10 УК РСФСР 
        Приговор высшая мера наказания — расстрел 
        27 августа 1937г. в лагере началось новое и последнее следствие по делу о.Николая
        Поскольку значительную часть заключения он пробыл в лазарете, то с начальника
        лазарета была запрошена характеристика на священника. Тот написал об о.Николае:
           "Лазаретному режиму подчинялся. Религиозен. По мере возможности старался
            соблюдать религиозные обряды (посты, молитвы)".

        Допрошенная медсестра лазарета показала:
           "В отношении состояния его здоровья я как медсестра должна сказать, что он
            был не здоров — у него были отеки на ногах, а это свидетельствовало
            о расстройстве сердечной деятельности.
            Царапины на его теле заживали очень медленно и осложнялись гнойными
            воспалениями. Это говорит о его болезненности как, очевидно, результате
            его голодовки.
            Об антисоветских проявлениях заключенного Кобранова я ничего не знаю
            и ни от кого не слышала. Знаю, что он священник".

        28 августа в три часа утра протоиерея Николая вызвали для медицинского осмотра
        О.Николай заявил, что "медицинское освидетельствование он производить не желает, так как голодает,
        и с представителями 3-го отдела и медицинскими работниками разговаривать
        не желает".

        11 сентября 1937г. во время допроса о.Николай сказал:
           "Я не переношу современной суматохи жизни, и для меня совершенно безразлично,
            дадут ли мне бессрочное заключение, смертный приговор. Я готов принять все,
            но на волю я не хочу, то есть определяю себя оторванным от настоящей жизни.
            Я с прибытием в Ухтпечлаг все время голодал по той причине, что в Москве
            начальник секретного политического отдела Тимофеев дал мне слово
            не направлять меня в лагерь, но, однако, я вопреки этому обещанию был
            направлен.
            Я очень признателен администрации Ухтпечлага за внимательность ко мне
            во время моей голодовки, которая является не протестом, а видом самообладания
            в чуждой обстановке.
            Конкретно я прошу для себя тюремного одиночного заключения, обещанного мне
            прокурором прокуратуры СССР Седовым, и прошу этот процесс ускорить".

        От подписи в постановлении в предъявленном ему обвинении о.Николай отказался,
        и следователями был составлен акт:
           "На поставленные ему вопросы по существу доказанности его виновности...
            заявил, что он
               "категорически отказывается отвечать на такого характера вопросы,
                а в противном случае прекратит всякий разговор по его делу",
            а также отказался от производства очных ставок.
            Кроме того, заявил, что он
               "человек своих убеждений — иного мира воззрений, о своих убеждениях".
            Заявил, что он
               "открыто говорил в свое время на Лубянке, что с убеждениями можно
                бороться только или смертью, или терпимостью".
            И что его, Кобранова, "может исправить только могила".
        В этот же день следствие было закончено, и следователь спросил священника,
        желает ли тот ознакомиться с материалами следственного дела и что-либо добавить
        к следствию. Взяв ручку, о.Николай написал:
            "С материалами следствия ознакомиться желания не имею.
             Все мое мировоззрение и отношение к Власти изложено начальнику секретного
             политического отдела Тимофееву и в заявлениях в органы Власти.
             Комментарии показателей отвожу, как излишне участвующих в ясной
             договоренности".

        29 сентября 1937г. протоиерей Николай Кобранов тройкой при УНКВД Северной области
        был приговорен к расстрелу
      Места заключения
        Коми АССР, Ухтинский р., Ухтпечлаг, ОЛП "Новая Ухтарка" 
        Год начала 1937 
        День начала 27 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1937 
        День окончания 31 
        Месяц окончания 12 
        Был отправлен в особо-режимный лагерный пункт "Новая Ухтарка".
        Там содержались заключенные, приговоренные к расстрелу
    Кончина
      1937 
      День 31 
      Месяц 12 
      расстрел 
      Место Коми АССР, Ухтинский р., Ухтпечлаг, ОЛП "Новая Ухтарка" 
      Место захоронения Коми АССР, Ухтинский р., Ухтпечлаг, ОЛП "Новая Ухтарка" 
      31 декабря 1937г. протоиерей Николай Кобранов был расстрелян на ОЛП "Новая Ухтарка"
      и погребен в безвестной могиле.
      На предполагаемом месте нахождения этого лагпункта в настоящее время установлен
      памятный крест "Жертвам Ухтарки".
      И когда был на свободе, и из заключения отец Николай посылал своим духовным
      детям и прихожанам стихи, и одно из них было такое:
        "Молись в день радужного счастья,
        Пред трудным подвигом — молись!
        Молись, когда грозит несчастье,
        Когда смущаешься — молись!
        Молись, когда обиду сносишь,
        Когда в опасности — молись!
        Молись, когда за милых просишь,
        За злого недруга молись!
        Молись, когда слабеют силы,
        Когда возносишься — молись!
        Молись у дорогой могилы,
        За жизнь рожденную — молись!
        Молись в минуту искушенья,
        Коль победил себя — молись!
        Молись в печальное мгновенье,
        Чтоб Бог простил тебя — молись!"
    Канонизация
      Священномученик протоиерей Николай Кобранов 
      Дата 01/10/2004 
      Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. Священный Синод, Определение от 1 октября 2004г. 
      Кто представил Московская епархия 
      Дни памяти
        1
          Собор новомучеников и исповедников Российских 
          Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02
        2
          Старый стиль 13.12 
          Новый стиль 31.12 
          день мученической кончины (1937г.) 
    Реабилитация
      Дата 23/11/1989 
      По году репрессий 1937 
    Публикации ->
    Заявители ->
      1. Кузьмичева Нина Яковлевна
      2. игумения Сергия (Ежикова)
    Документы ->
      1. ЦА ФСБ РФ. Д.Н-1403. Л.54–55.

(*Биографический справочник "За Христа пострадавшие", ПСТГУ, М. 1997г., 698с.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ