База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в."
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ДеньСмерти 3 Дела ozr.30 => ozr.30 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
3
Места проживания
    Места проживания
    Югославия (Хорватия), г.Копривница 
    Год начала 1921 
    Занимаясь преподавательской работой, Мошин продолжал свои научные исследования.
    В годы, проведенные в Кропивнице, им были написаны три большие сочинения:
    "Древнейшая этнология Восточной Европы" (осталась неопубликованной),
    "Варяжский вопрос" и "Черноморская Русь". Написание этих работ стало возможным
    в результате изучения им фондов хорватских библиотек и архивов, сотрудничеству
    с профессором Степаном Ившичем из Загреба и профессором Райко Нахтигалем из
    Любляны, сделавшими доступными для В.Мошина "сокровища Югославской Академии Наук
    и люблянского славистического семинария".

    Весной 1928г. Владимир Алексеевич Мошин защитил в Загребском университете
    докторскую диссертацию о норманской колонизации на Черном море.
    С середины 1920-х гг. В.Мошин установил постоянные и плодотворные контакты с
    белградским и пражским научными кругами, вел активную научную переписку.
    Одним из первых, кто вовлек его в работу Белградского круга историков,
    был выдающийся представитель русского славяноведения А.Л.Погодин.
    Из воспоминаний В.Мошина:
         
    "Вскоре после наших бесед о моих научных занятиях в России по его предложению,
          я стал членом Археологического общества..., и наши дружеские отношения
          продолжались до его смерти 16 мая 1947г.".

    Проблемы, которыми интересовался В.А.Мошин, — взаимоотношения Древней Руси,
    Византии и Хазарии — относились к тому кругу исследований, которые понесли
    сильнейший урон в результате кризисных процессов в русской исторической науке
    XX века, расколовшейся на две части — советскую и зарубежную и вынужденной
    преодолевать объективные и субъективные трудности.
    Русское научное сообщество было трагически и искусственно разорвано, и это
    нанесло непоправимый урон науке и судьбам самих ученых.
    Из переписки корифея византинистики В.Н.Бенешевича (из СССР, расстрелян по обвинению
    в шпионаже в 1938г.), который откровенно писал о состоянии византологии,
    протестуя против развала блестящей научной школы:
         "Византиноведение вообще находится под каким-то запретом!...
          Стремятся уничтожить ту область науки, в которой русские ученые по праву
          заняли почетное положение и этого положения имели бы силы не сдавать и
          теперь, сидя у первоклассных сокровищ и обладая еще такими средствами
          работы и мыслями, что даже младшее поколение — ученики, эмигрировавшие
          за границу и потому лишенные многого, как Вернадский, Острогорский и др.,
          выдаются среди византинистов Европы".

    Византинисты из СССР были заинтересованы в получении оттисков статей В.А.Мошина,
    В.Н.Бенешевич писал в семинар Кондакова в Прагу письма с просьбой:
         "Порекомендуйте меня Мошину, чтобы он прислал мне оттиски своих работ,
          названия которых мне известны, а сами они мне не доступны совсем...".

    Не менее заинтересованы были в продолжении контакта и белградские ученые, в т.ч.
    и В.Мошин, о чем свидетельствовали его письма Бенешевичу:
          "Пожалуйста, как будет возможно, присылайте нам Ваши работы —
           каждое получение для нас является большим праздником... Знаем о том,
           как много интересного делается у Вас, и нет возможности прочесть это...
           Я, например, не смог прочесть еще книгу Коковцева о хазарских письмах,
           которая меня очень интересует, не читал также статей Рыдзевской...
           К сожалению, в последнее время мне пришлось почти оставить и хазар, и
           варягов, и русские древности вообще, о которых собрано много материала
           и наблюдений. Приходится писать о чистой Византии и о южных славянах".
          "...Вы меня, конечно, не помните, когда я в 1913г. был студентом в Петербургском
           университете. Хотя я в то время уже интересовался Византией, но больше
           всего работал по русской истории и не думал, что придется стать византологом".

    Наиболее тесные связи В.Мошин поддерживал с семинаром Н.П.Кондакова в Праге, его
    постоянным корреспондентом был известный ученый А.В.Флоровский, их переписка длилась
    более 20 лет. В "Анналах" семинара были опубликованы статьи и рецензии В.А.Мошина.
    В 1929г. В.А.Мошин присутствовал на I Международном конгрессе славистов в Праге,
    где русские историки-эмигранты находились в центре научного внимания.
    В 1929г. Флоровский приезжал с лекциями в Белград. В.А.Мошину на этот
    же период Научный институт предоставил "для научных занятий стипендию на два семестра",
    однако в гимназии, где он преподавал, его не отпустили, и белградская встреча
    ученых не состоялась.
    К началу 1930-х гг. В.А.Мошин значительно "перерос" место преподавателя в гимназии,
    да и научные интересы уже не удавалось реализовать в хорватской провинции.
    Отрыв от научного сообщества все сильнее давал о себе знать.
    Из его письма А.В.Флоровскому:
        "Мы истосковались по интересному человеку, здесь [в Кропивнице] почти
         совсем нет русских".

    Наиболее близкая связь у В.А.Мошина установилась с русскими учеными в Белграде и
    с русским обществами в соседнем г.Панчево.
    Около 1930г. В.А.Мошин заговорил с А.Л.Погодиным о возможности научной и
    преподавательской работы для себя в Белграде, спрашивая для себя о месте
    ассистента в Белградском университете.
    Однако Погодин сообщил В.А.Мошину о возможности получить место доцента
    византоведения на философском факультете в Скопье

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ