База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в."
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ГодОкончанияПроживания 1928 Дела o29.079 => o29.079 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
5
Служение
    Служение
    Казахская ССР, г.Джамбул (Казахстан, г.Аулие-Ате (Тараз)), Покровская церковь на сахарном заводе 
    иерей, протоиерей 
    Должность настоятель 
    Год начала 1953 
    Год окончания 1987 
    Осенью 1953г. о.Нил приехал в г.Джамбул и вступил в должность настоятеля Покровского
    храма вместо прежнего настоятеля — старейшего протоиерея г.Джамбула, который служил
    в Покровском храме еще до революции 1917г., был в лагерях, потом вернулся в Джамбул,
    но у которого по старости лет отнялись ноги.
    Покровский храм к этому времени имел небольшое помещение с пристроенным алтарем.
    Службы посещали 10–16 человек. О.Нил нес заботы о благоустройстве и расширении
    территории храма.
    Своими руками о.Нил садил деревья и цветы, обустраивал клумбы, тротуары, занимался
    строительством. Со временем приход расширялся. Прихожане помогали батюшке.
    О.Нил стал привлекать людей проповедями. Так постепенно молитвенный дом стал
    приходским храмом. Прежний настоятель, протоиерей Александр Богословский жил рядом.
    О.Нил заботился о нем. Когда о.Нил служил литургию, о.Александра приносили на носилках
    в алтарь, где он причащался. В лице о.Нила Рясенского протоиерей Александр приобрел
    друга и помощника.
    Согласно инициированному Н.С.Хрущевым пересмотру дел политзаключенных и их
    реабилитации и соответствующему постановлению Особой Комиссии от 5 июля 1954г.,
    о.Нилу предоставлялась свобода и возвращались все гражданские права.
    Получив освобождение из ссылки, о.Нил не стал возвращаться в родные края, но решил
    связать свою жизнь с Казахстаном и джамбульской паствой, которую вручил ему Господь.
    Полная реабилитация его последовала 16 сентября 1956г.
    1 ноября 1956г. семью Рясенских постигло горе: умерла их старшая дочь Людмила.
    Ее похоронили рядом с о.Александром Богословским на местном кладбище.
    В 1961г. во время хрущевских гонений на Церковь власти в Джамбуле закрыли
    Успенский храм, который располагался в самом центре города на кладбище, а всех
    священников перевели в Покровскую церковь под начало о.Нила.
    Так Покровская церковь стала единственным храмом в Джамбуле, а о.Нил стал
    духовным отцом всех православных джамбульцев.
    Следствием гонений и притеснений Церкви со стороны властей стали определенные
    нестроения в церковной среде, всякого рода конфликты.
    О.Нил явил джамбульскому приходу личный пример духовного делания и молитвенного
    подвига, терпения и усердного предстояния перед Богом.
    Его трудами приходские нестроения были преодолены. Джамбульский приход стал дружным
    и сплоченным. Он смог научить прихожан взаимной выручке и христианскому милосердию.
    О.Нил служил часто и всегда проповедовал. Службы его были продолжительными и
    торжественными. Проповеди он всегда говорил сам, никогда не читал по книге или
    с листа. Говорил он тихо, но очень внятно и доходчиво, хорошо поставленным
    певучим церковным голосом. Прочитав Евангелие, он всегда разъяснял смысл прочитанного,
    учил применять евангельские наставления к современной жизни, к быту. Батюшка учил
    блюсти чистоту веры и внимательно следить за богослужением.
    Из воспоминаний игумена Амвросия (Волкова), который в 1980-е годы служил диаконом
    в Джамбуле:
       
    "Служба в храме была для него смыслом жизни. Когда же он практически потерял
        зрение и не мог читать, он все равно принимал участие в богослужении...
        Службу о.Нил знал прекрасно, его можно было назвать "ходячим Типиконом"...
        Он не только знал тропари к двунадесятым праздникам, а наизусть выдавал
        кондак какому-нибудь не очень известному святому...".

    О.Нил со скорбью отзывался о злобе людей и их ненависти к Богу и Его Святой
    Церкви, но всех прощал и за всех молился.
    С прихожанами он был очень вежлив и мягок, любил детей, каждого приходящего
    любовно приветствовал и всех помнил по именам. Но при всей такой мягкости он делал
    строгие замечания тем, кто во время службы нарушал тишину разговорами. Он воспринимал
    пропуск воскресной службы как личное оскорбление. При необходимости о.Нил давал
    строгие епитимии и даже отлучал на время от причащения. После окончания службы он
    никогда не торопился уходить сразу домой. Он подолгу задерживался в храме, беседуя
    с прихожанами и отвечая на вопросы.
    О.Нил никогда не порывал духовного общения с Ниловой Пустынью и ее подвижником
    прп.Нилом Столобенским. В 1967г. о.Нил в соавторстве с прот.Владимиром Шустой
    к 300-летию прославления прп.Нила Столобенского написал для журнала "Московская
    Патриархия" его подробное житие. О.Нил любил приезжать в Осташков, посещать закрытую
    и заброшенную тогда Нилову Пустынь. Из Осташкова он привез в Джамбул икону
    прп.Нила старинного письма и частицу его мощей.
    О.Нил был удостоен многих церковных наград, в том числе права ношения митры
    за богослужением, возведен в сан протоиерея.
    О.Нил очень много заботился о неимущих и больных. Поручал прихожанам попечение
    о больных людях и стариках, которые не могли приходить в храм. Батюшка
    распоряжался делиться с нуждающимися приношениями с панихиды. О.Нил и сам много
    ходил по домам, в корзине приносил угощения.
    В одну из ночей в дом батюшки ворвалась компания подвыпивших хулиганов. Молодые
    люди связали немощного батюшку, били его и требовали денег. О.Нил жил скромно и
    богатств никаких не накопил, но преступники не верили и требовали отдать им золото.
    Поняв, что у священника ничего нет, они изрядно поиздевались над ним и его женой
    и ушли ни с чем. Батюшка не только простил злодеев, но и призывал близких
    молиться за них. О.Нил категорически запретил рассказывать об этом инциденте
    посторонним, чтобы милиция не узнала и не наказала бандитов, "потому что тюрьма
    никого не исправляет". Батюшка сострадательно и говорил о злодеях, что "они
    потерявшиеся люди и нуждаются в сочувствии и милости".

    Возможно, именно это происшествие окончательно расстроило здоровье протоиерея Нила

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ