База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в." (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Семиреченская о., Верненский у., Аксайский скит на горе Кызыл-Жар близ г.Верного схимонах Год начала1916 Год окончания1921
Отец Ираклий, Феогност и Пахомий ушли в район г.Верного, в Аксайский скит
на горе Кызыл-Жар.
Там, вместе со своими сподвижниками иеромонахами Серафимом, Феогностом,
Пахомием и Анатолием о.Ираклий нес свой молитвенный труд.
В одной из келий подвижники совершали Божественные службы.
По воспоминаниям их духовных чад, старавшихся при каждой возможности приходить
в скит, службы эти были необыкновенные: пели сами монахи, и пение это оставляло
в душах молящихся с ними благоговейный трепет и радость, как будто стояли они
не на земле, а на небе.
В начале августа 1921г. все пятеро насельников Аксайского скита пошли в город
в Никольский храм на праздник великомученика Пантелеимона Целителя.
После праздника Ираклий и Пахомий остались в городе, а трое вернулись в горный
скит, где ночью отцы Серафим и Феогност были убиты красноармейцами, а о.Анатолию
удалось бежать.
После этого события оставшиеся в живых три подвижника уже не вернулись в горы.
Схимонах Ираклий перебрался в станицу Талгар близ Алма-Аты
Семиреченская о., Верненский у., ст-ца Талгар Год начала1921 Год окончания1927
В Талгаре старец поселился в семье старосты талгарской Никольской церкви И.Д.Дмитриева.
В доме жить отказался и построил себе келью в саду.
Очень любил детей Дмитриева. По воспоминаниям, бывало, играет с ними,
забавляется, потом закроет лицо руками: "Прости, Господи! и смеется.
К нему иногда приходили верненские монахини Евфалия, Дорофея, Магдалина
и инокини Александра, Феодора, Мариамна, Татьяна. Любили все вместе сидеть
вечерами в саду под яблонями и петь псалмы и духовные канты.
Отец Ираклий часто надолго уходил в горы молиться.
В 1928г. семью Дмитриева арестовали и отправили в ссылку на Аральское море.
Перед их арестом о.Ираклий ушел на побережье Иссык-Куля Киргизия, Иссык-Кульская о., келия в горах около озера Иссык-Куль Год начала1927 Год окончания1928
О.Ираклий построил на берегу озера Иссык-Куль в горах келию, в которой прожил
некоторое время в полном уединении.
В начале зимы 1928г. житель с.Сазоновка (ныне Ананьево) Мирон Николаевич
Дубинин ехал в горах верхом на лошади.
Услышав стон, он поехал на звуки и обнаружил келию, а в ней старца Ираклия
в обветшавшей разорванной монашеской одежде. Стонал старец оттого, что у него
сильно болела рука. Мирон, видя его в таком бедственном положении, с трудом
уговорил поехать в село Киргизия, Иссык-Кульская о., с.Сазоновка (Сазановка) (Ананьево) Год начала1928 Год окончания1937 День окончания10 Месяц окончания6
Мирон Дубинин собрал в узелок все вещи и книги преподобного, посадил старца
на лошадь и привез домой.
За ночь жена Мирона сшила Ираклию новую одежду из холста, а наутро его отвезли
к фельдшеру, который обработал рану.
После выздоровления преподобный сказал, что жить в доме у них он не может.
Тогда Мирон помог старцу устроить келию в саду, в сарае, служившем кухней.
Поселок Сазановка был расположен в 10 км от разоренного Свято-Троицкого монастыря,
Живя у Дубининых, старец продолжил свои аскетические подвиги.
Схимонах Ираклий непрестанно молился. Ежедневно читал полунощницу, утреню,
часы, обедницу, вечерню и повечерие.
Спал мало и урывками, в постель не ложился, но почти все время проводил
в молитве стоя. Изнемогая, сидя на лавке, засыпал ненадолго, и затем снова
вставал на молитву.
Молва о том, что в Сазоновке живет старец-схимник, быстро разнеслась по округе.
К старцу стали приходить люди, просить совета и молитв.
Все, что приносили ему, он отдавал супруге Мирона. Из келии выходил редко.
Ходил в местный храм и в храм соседнего села Семеновки. Противостоял обновленчеству.
В 1929г. в Сазоновке началась кампания по раскулачиванию, и большевики стали
доискиваться о том, кто такой старец Ираклий. Мирон Дубинин вначале назвал его
своим дядей. Когда власти выяснили, что это не так, Мирон Николаевич проводил
старца к своему двоюродному брату Андрею Дубинину, а сам вскоре был арестован
и посажен в тюрьму, откуда уже не вернулся.
У Андрея Дубинина за домом стояла деревянная избушка, где и поселился старец.
С утра до вечера чета Дубининых работала в поле, а их девять детей оставались
на попечении старца. Он их кормил, когда проголодаются, и снова принимался
за молитву.
Вскоре на Дубининых стали давить, чтобы они вступили в колхоз, старца забрала
к себе семья Бочарниковых, а Андрея Дубинина вскоре посадили на 10 лет.
Бочарниковы жили очень бедно, в ветхой однокомнатной избе с печью, на которой
они и спали.
Сергий Феодотович Бочарников хотел построить для старца Ираклия келию, но он не
дал на то согласия, а поселился в бывшем у них закроме, сколоченном из досок,
в котором одна доска отодвигалась и служила дверью. Вместо кровати ему служил
длинный стол, вместо постели две дерюжки, свитые из конопли на одной спал,
другой укрывался. Печку преподобный тоже не разрешил поставить.
Зимой, когда жена Сергия в избе печь топила, она собирала в ведро горячие угли
и относила старцу. Это было все его отопление. Только в последние годы в его
келии поставили чугунную печь.
Иногда он нарушал свое уединение и общался с Бочарниковыми, но только
исключительно на духовные темы.
Схимонах Ираклий часто вел душеполезные разговоры, рассказывал Бочарниковым о
вере и церковных праздниках.
Люди продолжали ехать к нему из всех поселков, и Бочарниковы всех привечали.
Вскоре волна раскулачивания коснулась и этой бедной семьи за то, что они
тоже не пожелали вступать в колхоз.
Главу семейства связали, увели, но к вечеру отпустили. Из дома же забрали все,
что можно было унести, оставив лишь голые доски. Когда преподобный увидел,
что Бочарниковым и спать не на чем, он принес из келии своей две дерюжки,
укрыл детей и сказал: "Ну вот, ребятушки, ложитесь, спите, а мы посидим. А завтра что Бог пошлет, помогут люди".
До утра он просидел с ними, укрепляя их молитвами и рассказами из житий святых,
об их терпении, незлобии и кротости. Наутро пришли родственники Бочарниковых
и другие односельчане и принесли им всего понемногу.
О.Ираклий вел строгую подвижническую жизнь, старчествовал.
К нему постоянно ходили верующие просить совета и молитвенной помощи.
Всю жизнь старец был крайне прост и доступен, так что при всем благоговении
к нему, люди не могли в полноте ощутить его величия.
По своему смирению преподобный почти ничего о себе не рассказывал