База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в."
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous]
NIKA_ROOT INDEX ГодОкончанияПроживания 1928 Дела o10.96 => o10.96 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
2
    Рукоположение
      схимонах 
      Ираклий 
      1916 
      После разгрома монастыря он принял Великую схиму с именем Ираклий
    Служение
      Семиреченская о., Верненский у., Аксайский скит на горе Кызыл-Жар близ г.Верного 
      схимонах 
      Год начала 1916 
      Год окончания 1921 
      Отец Ираклий, Феогност и Пахомий ушли в район г.Верного, в Аксайский скит
      на горе Кызыл-Жар.
      Там, вместе со своими сподвижниками иеромонахами Серафимом, Феогностом,
      Пахомием и Анатолием о.Ираклий нес свой молитвенный труд.
      В одной из келий подвижники совершали Божественные службы.
      По воспоминаниям их духовных чад, старавшихся при каждой возможности приходить
      в скит, службы эти были необыкновенные: пели сами монахи, и пение это оставляло
      в душах молящихся с ними благоговейный трепет и радость, как будто стояли они
      не на земле, а на небе.
      В начале августа 1921г. все пятеро насельников Аксайского скита пошли в город
      в Никольский храм на праздник великомученика Пантелеимона Целителя.
      После праздника Ираклий и Пахомий остались в городе, а трое вернулись в горный
      скит, где ночью отцы Серафим и Феогност были убиты красноармейцами, а о.Анатолию
      удалось бежать.
      После этого события оставшиеся в живых три подвижника уже не вернулись в горы.
      Схимонах Ираклий перебрался в станицу Талгар близ Алма-Аты
    Места проживания
      Семиреченская о., Верненский у., ст-ца Талгар 
      Год начала 1921 
      Год окончания 1927 
      В Талгаре старец поселился в семье старосты талгарской Никольской церкви И.Д.Дмитриева.
      В доме жить отказался и построил себе келью в саду.
      Очень любил детей Дмитриева. По воспоминаниям, бывало, играет с ними,
      забавляется, потом закроет лицо руками: "Прости, Господи! — и смеется.
      К нему иногда приходили верненские монахини Евфалия, Дорофея, Магдалина
      и инокини Александра, Феодора, Мариамна, Татьяна. Любили все вместе сидеть
      вечерами в саду под яблонями и петь псалмы и духовные канты.
      Отец Ираклий часто надолго уходил в горы молиться.
      В 1928г. семью Дмитриева арестовали и отправили в ссылку на Аральское море.
      Перед их арестом о.Ираклий ушел на побережье Иссык-Куля
      Киргизия, Иссык-Кульская о., келия в горах около озера Иссык-Куль 
      Год начала 1927 
      Год окончания 1928 
      О.Ираклий построил на берегу озера Иссык-Куль в горах келию, в которой прожил
      некоторое время в полном уединении.
      В начале зимы 1928г. житель с.Сазоновка (ныне Ананьево) Мирон Николаевич
      Дубинин ехал в горах верхом на лошади.
      Услышав стон, он поехал на звуки и обнаружил келию, а в ней старца Ираклия
      в обветшавшей разорванной монашеской одежде. Стонал старец оттого, что у него
      сильно болела рука. Мирон, видя его в таком бедственном положении, с трудом
      уговорил поехать в село
      Киргизия, Иссык-Кульская о., с.Сазоновка (Сазановка) (Ананьево) 
      Год начала 1928 
      Год окончания 1937 
      День окончания 10 
      Месяц окончания 6 
      Мирон Дубинин собрал в узелок все вещи и книги преподобного, посадил старца
      на лошадь и привез домой.
      За ночь жена Мирона сшила Ираклию новую одежду из холста, а наутро его отвезли
      к фельдшеру, который обработал рану.
      После выздоровления преподобный сказал, что жить в доме у них он не может.
      Тогда Мирон помог старцу устроить келию в саду, в сарае, служившем кухней.
      Поселок Сазановка был расположен в 10 км от разоренного Свято-Троицкого монастыря,
      Живя у Дубининых, старец продолжил свои аскетические подвиги.
      Схимонах Ираклий непрестанно молился. Ежедневно читал полунощницу, утреню,
      часы, обедницу, вечерню и повечерие.
      Спал мало и урывками, в постель не ложился, но почти все время проводил
      в молитве стоя. Изнемогая, сидя на лавке, засыпал ненадолго, и затем снова
      вставал на молитву.
      Молва о том, что в Сазоновке живет старец-схимник, быстро разнеслась по округе.
      К старцу стали приходить люди, просить совета и молитв.
      Все, что приносили ему, он отдавал супруге Мирона. Из келии выходил редко.
      Ходил в местный храм и в храм соседнего села Семеновки. Противостоял обновленчеству.
      В 1929г. в Сазоновке началась кампания по раскулачиванию, и большевики стали
      доискиваться о том, кто такой старец Ираклий. Мирон Дубинин вначале назвал его
      своим дядей. Когда власти выяснили, что это не так, Мирон Николаевич проводил
      старца к своему двоюродному брату Андрею Дубинину, а сам вскоре был арестован
      и посажен в тюрьму, откуда уже не вернулся.
      У Андрея Дубинина за домом стояла деревянная избушка, где и поселился старец.
      С утра до вечера чета Дубининых работала в поле, а их девять детей оставались
      на попечении старца. Он их кормил, когда проголодаются, и снова принимался
      за молитву.
      Вскоре на Дубининых стали давить, чтобы они вступили в колхоз, старца забрала
      к себе семья Бочарниковых, а Андрея Дубинина вскоре посадили на 10 лет.
      Бочарниковы жили очень бедно, в ветхой однокомнатной избе с печью, на которой
      они и спали.
      Сергий Феодотович Бочарников хотел построить для старца Ираклия келию, но он не
      дал на то согласия, а поселился в бывшем у них закроме, сколоченном из досок,
      в котором одна доска отодвигалась и служила дверью. Вместо кровати ему служил
      длинный стол, вместо постели — две дерюжки, свитые из конопли — на одной спал,
      другой укрывался. Печку преподобный тоже не разрешил поставить.
      Зимой, когда жена Сергия в избе печь топила, она собирала в ведро горячие угли
      и относила старцу. Это было все его отопление. Только в последние годы в его
      келии поставили чугунную печь.
      Иногда он нарушал свое уединение и общался с Бочарниковыми, но только
      исключительно на духовные темы.
      Схимонах Ираклий часто вел душеполезные разговоры, рассказывал Бочарниковым о
      вере и церковных праздниках.
      Люди продолжали ехать к нему из всех поселков, и Бочарниковы всех привечали.
      Вскоре волна раскулачивания коснулась и этой бедной семьи — за то, что они
      тоже не пожелали вступать в колхоз.
      Главу семейства связали, увели, но к вечеру отпустили. Из дома же забрали все,
      что можно было унести, оставив лишь голые доски. Когда преподобный увидел,
      что Бочарниковым и спать не на чем, он принес из келии своей две дерюжки,
      укрыл детей и сказал:
        
      "Ну вот, ребятушки, ложитесь, спите, а мы посидим. А завтра — что Бог пошлет,
         помогут люди".

      До утра он просидел с ними, укрепляя их молитвами и рассказами из житий святых,
      об их терпении, незлобии и кротости. Наутро пришли родственники Бочарниковых
      и другие односельчане и принесли им всего понемногу.
      О.Ираклий вел строгую подвижническую жизнь, старчествовал.
      К нему постоянно ходили верующие просить совета и молитвенной помощи.
      Всю жизнь старец был крайне прост и доступен, так что при всем благоговении
      к нему, люди не могли в полноте ощутить его величия.
      По своему смирению преподобный почти ничего о себе не рассказывал

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ