База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в."
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Первая страница
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ГодОкончанияПроживания 1928
Дела o04.317
    Анна (Саблина Анна Александровна) 
    Фамилия Саблина 
    Год рождения 1896 
    Место рождения Самарская губ., Бугурусланский у. (Оренбургская о., Матвеевский р.), с.Сарай-Гир 
    монахиня 
    Родилась в 1896г. в с.Сарай-Гир Бугурусланского уезда Самарской губ. в крестьянской
    семье. Отец был хлебопашцем, после его смерти мать жила в батрачках.
    Анна в 1906г. (в возрасте 10 лет) уехала к тетке — Саблиной Прасковье Кузьминичне,
    с 1896г. подвизавшейся в Ключегорском Казанско-Богородицком женском монастыре
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1906-1928гг.] [1929-1931гг.]
      Служение
        Самарская губ., Бузулукский у. (Оренбургская о., Грачевский р.), с.Таллы, Ключегорский Казанско-Богородицкий женский монастырь 
        монахиня 
        Должность послушница 
        Год начала 1906 
        Анна окончила церковно-приходскую школу и осталась в обители.
        Несла разные послушания -сначала на простых, "черных" работах, а потом и в канцелярии.
        Приняла монашеский постриг с именем Анна.
        В 1920–1921гг. одновременно с послушанием в монастыре работала переписчицей
        в Исполкоме с.Таллы.
        В 1920-е годы монастырь был формально закрыт, но фактически существовал в
        в виде сельхозартели.
        Монахиня Анна (Саблина) стала членом правления монашеской сельхозартели,
        а председателем — ее тетка Прасковья Саблина.
        В эти годы Анна была лично знакома и состояла в переписке и в духовном общении
        с иеромонахом Поликарпом (Золотых) — бывшим насельником Задонского Тихоновского
        мужского монастыря Воронежской епархии, который в 1920-е годы служил
        в Казанской церкви с.Беседино Бугурусланского уезда Самарской губ.
        Монахини помогали о.Поликарпу и по бытовым вопросам, например, шили ему облачение.
        Впоследствии, по свидетельству на допросе одной из насельниц,
        проживавшей в обители в 1924–1928гг., "иеромонах Поликарп из с.Беседино
        приезжал в сельхозартель Ключегорского монастыря к председательнице артели
        Саблиной П.", ведавшей хозяйственными делами.
        В последние месяцы 1927г. о.Поликарп неоднократно вызывался на допросы в ОГПУ,
        в четверг 8 декабря н.ст. 1927г. он приехал из ОГПУ после очередного допроса,
        о чем в декабре 1927г. написал монахине Анне (Саблиной):
            
        "Матушка Анна! Меня затаскали по ГПУ. Вот не прошло два месяца, уже обратно
             пришлось являться мне в ГПУ. Прошу слезно: молися, молися за меня.
             Страшно ослаб душевно, а главное — телесно, сердце никуда [не годится].
             Врач городской удивился моей слабости. Еще прошу: молися за меня Богу.
             Матушка Анна! Меня владыка Павел, бывший Бузулукский, назначил благочинным
             староцерковным, а враги-то православия и не могут терпеть. И поэтому меня
             и треплют, как им хочется.
             Матушка Анна! Мне хочется послать тебе шерсти, но не с кем...
             Матушка Анна! Заговорился и забыл спросить, как твое драгоценное здоровье?
             Желаю Вам быть доброю невестою Христовою и многая лета служить Господу Богу...
             Я много просил матушку Ирину, чтобы она мне исшила камилавку, но она наверно,
             боится, что устанет, у нее бока болят... Я отдал и материалу... Прошу, возьми
             у нее и отдай матушке Марине, пусть матушка Марина теплую и попросторнее
             сошьет мне камилавку, а то страшно в храме холодно.
             Затем, матушка Анна! Прости меня в чем я виноват перед Вами.
             Писать много не могу, потому что весьма болен...
             Остаюсь пока. Слава Богу за все, во слезах радуюсь. Ваш доброжелатель,
             грешный иеромонах Поликарп Золотых. Аминь.
             Матушка Анна! Буду ждать от Вас ответ с нетерпением. Пиши побольше"

        В 1928г. иеромонах Поликарп был арестован и отправлен на Соловки
      Места проживания
        Самарская губ., Бузулукский у. (Оренбургская о., Грачевский р.), с.Таллы 
        Год начала 1928 
        Год окончания 1928 
        В 1928г. монастырь был полностью ликвидирован, монахиня Анна работала в детском
        доме, размещенном в помещениях закрытой обители, и в кредитном товариществе
      Аресты
        Оренбургская о., Грачевский р., с.Таллы 
        Год ареста 1928 
        В 1928г. арестована в числе семи членов правления монашеской сельхозартели,
        вместе с последней игуменией Ключегорского монастыря Тамарой (Чекряковой).
        Через три недели матушка Анна была освобождена
      Служение
        Средне-Волжский край, Абдулинский р. (Оренбургская о., Матвеевский р.), с.Сарай-Гир, Михаило-Архангельска церковь 
        монахиня 
        Должность псаломщица, член приходского совета 
        Год начала 1929 
        Год окончания 1931 
        День окончания 18 
        Месяц окончания 2 
        В 1929г. вернулась в родное село Сарай-Гир.
        Вместе с бывшими насельницами Ключегорского монастыря: со своей теткой — монахиней
        Саблиной Прасковьей Кузьминичной, с монахиней Фонаковой Александрой Ефимовной,
        а также с Саблиной Варварой купила дом, где проживала вместе с ними и со своей
        матерью. Они продолжали вести монашеский образ жизни.
        Занималась сельским хозяйством, подрабатывала шитьем на заказ.
        В селе проживали и другие бывшие насельницы ликвидированных монастырей.
        Впоследствии на допросе Анна показала:
            "Из нашего [Ключегорского] монастыря в Сарай-Гире живут монашки Саблина
             Марфа и Саблина Мария, мои двоюродные сестры. Из бугурусланского монастыря
             живут две старушки-монашки".

        Анна трудилась псаломщицей в приходской Михаило-Архангельской церкви с.Сарай-Гир, где
        настоятелем являлся иеромонах Виталий (Гостев), несла послушание в церковной лавке,
        продавая просфоры, свечи и т.д.
        Состояла членом приходского совета храма.
        Была лишена права голоса "как монашка".
        По показаниям свидетелей, среди верующих монахиня Анна говорила:
            "Вот по Писанию все сбывается — Антихрист пришел, гонение на веру сейчас.
             Подходит все к концу жизни. Бог безбожия не потерпит. По Писанию был потоп
             при Ное, вот и теперь — ожидай что-либо".
      Аресты
        Средне-Волжский край, Абдулинский р. (Оренбургская о., Матвеевский р.), с.Сарай-Гир 
        Год ареста 1931 
        День ареста 18 
        Месяц ареста 2 
        Монахиня Анна (Саблина) была арестована 18 февраля 1931г. Абдулинским РО ОГПУ
        в группе верующих с.Сарай-Гир.
        В тот же день раскулачена: отчуждено все имущество, дом и корова.
        Заключена в арестный дом г.Абдулино.
        На момент ареста из родственников указала мать (60 лет) и сестру, живущую
        в другом поселке
      Осуждения
        тройка при ПП ОГПУ Средне-Волжского края 
        03/09/1931 
        Обвинение "участие в поповско-кулацкой контрреволюционной организации на территории Абдулинского р-на" 
        Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
        Приговор 5 лет концлагерей 
        Архив УФСБ РФ по Оренбургской обл. Д.18058-п.
        Вместе с иеромонахом Виталием (Гостевым) и группой церковников с.Сарай-Гир обвинялась
        "в участии участие в поповско-кулацкой контрреволюционной организации", якобы
        существовавшей на территории Абдулинского р-на и "ставившей своей целью подрыв
        колхозного строительства и свержение Советской власти".

        Согласно обвинительному заключению, большинство священников, "входивших в эту
        организацию", были "ярыми тихоновцами", а также "являлись явными или скрытыми
        иосифлянами". Из показаний монахини Анны на допросе:
             "За Сергия перестали молиться в 1929г. Почему — не знаю".
        При обыске у монахини Анны была изъята рукописная копия "Послания монахам и
        мирянам", составленного преподобным Анатолием Оптинским Младшим
        (Потаповым; 1855–1922), а также письмо на имя почившей в 1923г. игумении
        Ключегорского монастыря Ермионии (Литвиновой) (некоторые места в тексте были
        подчеркнуты следователем):
            "Чадо мое! Знай, что в последние дни, как говорит апостол, наступят времена
             тяжкие (2 Тимоф. 3, 1). И вследствие оскудения благочестия пойдут в Церкви
             ереси и расколы и не будет тогда, как предсказывали Св. Отцы, на престолах
             Святительских и в монастырях людей опытных и искусных в духовной жизни.
             От этого ереси будут распространяться всюду и прельщать многих.
             Враг рода человеческого действовать будет с хитростию, чтобы если возможно
             склонить к ереси и избранных. Он не станет грубо отвергать догматы о
             Святой Троице, о Божестве Иисуса Христа и о Богородице, а незаметно станет
             искажать Предание Св.Отцов от Духа и учение Церкви, самый дух его и уставы.
             Эти ухищрения врага заметят очень немногие, наиболее искусные в духовной
             жизни.
             Еретики возьмут власть над Церковью, всюду будут ставить слуг своих, и
             благочестие будет в небрежении. Но Господь не оставит своих рабов без защиты
             и в неведении. Он сказал, по делам их узнаете их... Господь именует их
             разбойниками (Иоанн,10,1). Действительно, первым делом их будет гонение
             истинных пастырей, заточение их, ссылка их...
             Узнавай сих волков в овечьей шкуре по их горделивому нраву... Это будут
             клеветники, предатели...
             Большое поношение будет от еретиков монахам, и жизнь монашеская будет
             тогда в поношении, оскудеют обители, сократятся иноки, а те, которые
             останутся, будут терпеть насилие...
             Но Господь Бог сильнее врага, и никогда не покинет Он рабов своих,
             истинные монастыри будут пребывать до скончания века, только избирать
             будут для этого уединение и пустынные места.
             Не бойся же скорбей, а бойся пагубной ереси, ибо она обнажит человека
             от благодати и разлучит со Христом. Почему и повелел Господь считать
             еретика за язычника и мытаря (Матф.18,17).
             Итак, укрепляйся, сын мой, в Благодати Иисуса Христа, с радостию спеши
             к подвигам исповедничества и переноси страдания, как добрый воин Иисуса
             Христа (2 Тимоф.2,1–3), рекшаго: "Буди верен до смерти, и дам ти венец
             живота" (Откр. Иоан. Богосл.). Ему же честь и слава со Отцем и Св.Духом".
        По этому поводу на допросе монахиня Анна пояснила следующее:
            ""Послание монахам и мирянам" я получила от игумении Ермионии (Литвиновой),
             она умерла еще в 1923г. А после ее смерти осталась библиотека, эта библиотека
             была разделена между монашками, и мне досталось три книги. В этих книгах
             оказалось это послание и письмо на имя игумении из Екатеринослава
             от Зориной (жены секретаря Самарской консистории). Они приезжали в 1914г.
             к нам в монастырь как на дачу; я нянчила их детей... Когда они прислали
             это письмо, то игумения мне сказала и дала мне это письмо, и оно у меня
             осталось. Это письмо было написано, наверное, в 1917г. Где сейчас Зорины
             и что делают, я не знаю, связи с ними не имею.
             "Послание монахам и мирянам" я не писала, писала его, наверное, игумения
             Ермиония. Оно у меня лежало без всякой цели, я даже совершенно про него
             забыла, лежало в книгах".

        В результате обыска у монахини Анны также были найдены адресованные ей
        письма от иеромонаха Поликарпа (Золотых) и его послушника Иоанна Реброва.
        Отвечая на вопросы следователя, матушка попыталась скрыть истинные сведения
        об отце Поликарпе (к тому времени заключенному в Соловецкий лагерь). Несмотря
        на то, что в письмах упоминалось о неоднократных вызовах отца Поликарпа в ГПУ
        и указанную в одном из них дату — декабрь 1927г., она заявила:
            "Письмо от иеромонаха Поликарпа по фамилии Золотых, наш сельский, мой
             крестный, он еще в 1921 году уехал в Сибирь и сейчас как будто помер.
             Об этом мне сказал гражданин, живущий в Сибири Иван, фамилии его не знаю".

        3 сентября 1931г. тройкой при ПП ОГПУ по Средне-Волжскому краю приговорена
        к 5 годам концлагерей
      Места заключения
        Средне-Волжский край (Оренбургская о., Матвеевский р.), г.Абдулино, Арестный дом 
        Год начала 1931 
        День начала 18 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1931 
        Месяц окончания 2 
        Самара, Домзак 
        Год начала 1931 
        Во время следствия находилась в Домзаке г.Самары.
        Дальнейшая судьба неизвестна
    Реабилитация
      Дата 27/07/1989 
      Кем реабилитирован Прокуратура Оренбургской обл. 
      По году репрессий 1931 
    Публикации ->
    Заявители ->
      1. Зимина Нина Павловна, исследователь
    Документы ->
      1. Архив УФСБ РФ по Оренбургской обл. Д.18058-п. Т.3. Л.199.; Т.4. ЛЛ.106об.,123–123об.,124–124об.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ