База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в."
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ГодОкончанияПроживания 1886
Дела o63.18
    Каллист (Павлов Константин Егорович) 
    Фамилия Павлов 
    Год рождения 1861 
    Место рождения Казанская губ., Ядринский у. (Чувашия, Моргаушский р.), с.Тиуш 
    архимандрит 
    Сын крестьянина
    Фотографии[1] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1886г.] [1886-1889гг.] [1889-1901гг.] [1901-1912гг.] [1912-1924гг.] [1924-1930гг.]
      Образование
        Казанская учительская семинария
        Год окончания 1880 
      Места проживания
        Симбирская губ., Буинский у., с.Киять 
        Год начала 1880 
        День начала 1 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1886 
        По окончании учительской семинарии 1 октября 1880г. был назначен сельским
        учителем в школе с.Киять, был также учителем в земской школе.
        Во время прохождения служения в учительской должности, за усердное исполнение
        служебных обязанностей и обучение мальчиков церковному хоровому пению ежегодно,
        по представлению училищного начальства, получал от Земства и Министерства
        Народного Просвещения денежную награду.
        Одновременно с исполнением обязанностей сельского учителя был домашним учителем
        детей симбирского губернатора действительного статского советника
        Н.П.Долгово-Сабурова в его имении в с.Киять
      Служение
        Симбирская губ., Буинский у., с.Киять, Богоявленская церковь 
        Должность псаломщик, учитель земской школы 
        Год начала 1886 
        День начала 31 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1889 
        День окончания 12 
        Месяц окончания 2 
        31 октября 1886 года указом Симбирской Духовной Консистории определен
        сверхштатным псаломщиком к Богоявленской церкви с.Киять
        12 декабря 1888г. симбирским епархиальным начальством по приготовлении и сдаче
        экзамена был принят в духовное звание
      Рукоположение
        иерей 
        1889 
        День 12 
        Месяц 2 
        Место Симбирск 
        Кто рукоположил епископ Симбирский и Сызранский Варсонофий 
        12 февраля 1889г. Его Преосвященством, Преосвященным Варсонофием,
        епископом Симбирским и Сызранским, рукоположен во священника к
        Успенской церкви, что в Детском Симбирского Губернского Попечительства
        Приюте учреждения Императрицы Марии
      Служение
        Симбирск, Успенская церковь при Мариинском детском приюте учреждения императрицы Марии 
        иерей 
        Должность законоучитель 
        Год начала 1889 
        День начала 12 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1901 
        День окончания 17 
        Месяц окончания 3 
        Состоял законоучителем и учителем. К этому времени о.Константин овдовел.
      Награды
        набедренник 
        Год награждения 1896 
        День 23 
        Месяц 12 
        скуфья 
        Год награждения 1899 
        День 17 
        Месяц 12 
      Рукоположение
        иеромонах 
        Каллист 
        1901 
        День 18 
        Месяц 3 
        Место Симбирская губ., Карсунский у., Жадовская Казанско-Богородицкая пустынь 
        Вероятно, мирская жизнь начала тяготить батюшку. 18 марта 1901г.
        о.Константин был пострижен в монашество в Жадовской Пустыни с наречением
        имени Каллист в честь мученика Амморейского
      Служение
        Симбирская губ., Карсунский у., Жадовская Казанско-Богородицкая пустынь 
        иеромонах 
        Должность казначей и делопроизводитель, управляющий Жадовской пустынью (с 16.01.1906г.) 
        Год начала 1901 
        День начала 18 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1912 
        День окончания 21 
        Месяц окончания 5 
        Новопостриженному иеромонаху доверили управление экономической деятельностью
        монастыря, назначив на должность казначея, а также исправление обязанностей
        делопроизводителя. Усердие о.Каллиста в заботах о благолепии обители были
        отмечены церковноначалием.
        В 1905г. Святейшим Синодом он был награжден наперсным крестом.
        Жадовская пустынь была основана в начале 18 века на месте чудесного обретения
        иконы Казанской Божией Матери. Эта чудотворная икона была помещена
        в Казанскую церковь монастыря
      Награды
        наперсный крест 
        Год награждения 1903 
        День 6 
        Месяц 5 
        Награжден за образцовое исполнение обязанностей казначея и делопроизводителя
      Рукоположение
        архимандрит 
        1912 
        День 21 
        Месяц 5 
        Место Симбирская губ., Карсунский у., Жадовская Казанско-Богородицкая пустынь 
        21 мая 1912г. года батюшка был возведен в сан архимандрита
      Служение
        Симбирская губ., Карсунский у., Жадовская Казанско-Богородицкая пустынь 
        архимандрит 
        Должность управляющий Жадовской пустынью, благочинный женских монастырей Сызранского уезда (с 21.05.1912г.) 
        Год начала 1912 
        День начала 21 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1912 
        День окончания 12 
        Месяц окончания 7 
        После почисления на покой прежнего архимандрита о.Каллист, который приобрел
        заслуженный авторитет и любовь братии обители, был назначен
        на должность управляющего Жадовской Пустынью.
        На него, как на опытного духовного наставника и заботливого попечителя о благе
        Церкви, были возложены обязанности благочинного женских монастырей Сызранского
        уезда.
        Всеобщая любовь и уважение к архимандриту Каллисту как ревностному пастырю и
        искреннему молитвеннику наглядно видны в единственном сохранившемся до наших дней
        письме на имя отца архимандрита от игуменьи одного из женских монастырей Арсении,
        которая просит, чтобы батюшка
           
        "самолично совершил постриг послушниц ее обители, желая придать совершению
            сего обряда глубоко умилительный и торжественный характер, чем именно и
            отличается совершаемое Вами...
            Смиренно повергаюсь к стопам Вашим, испрашивая Вашего благословения и
            святых молитв, и благоговейно лобзаю Вашу благословляющую десницу.
            Молитвенно желаю — да продлит Господь Вашу жизнь и подкрепит Ваши душевные
            и телесные силы к дальнейшему служению и прохождению тернистого пути —
            на благо Св. Его Церкви и на пользу Вашим пасомым на много-много лет".

        Отец Каллист заканчивал шестой десяток лет своего земного бытия, и силы ему нужны
        были немалые — для хождения по истинно тернистому пути.
        Письмо датировано 1920 годом.
        Но силы управляющего Пустынью подкреплялись самым главным — предстательством и
        заступничеством Царицы Небесной, пред чьим святым чудотворным образом о.Каллист
        молился постоянно, к Чьей помощи прибегал и на Которую все упование свое возлагал.
        Симбирская губ., г.Сызрань, Вознесенский мужской монастырь 
        архимандрит 
        Должность наместник, благочинный Жадовской пустыни 
        Год начала 1912 
        День начала 12 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1916 
        Симбирская губ., Карсунский у., Жадовская Казанско-Богородицкая пустынь 
        архимандрит 
        Должность настоятель 
        Год начала 1916 
        Год окончания 1924 
        В апреле 1918г. архимандрит Каллист от лица братии монастыря обратился с заявление
        в Ушаковский земельный комитет:
           "... Состоящий при Жадовской пустыни участок земли в количестве
           72 десятин, как ближайший к земле Ушаковского сельского общества, должен
           состоять в ведении Ушаковского сельского земельного комитета.
           Поэтому братия монастыря обращается к Ушаковскому сельскому земельному комитету
           с покорнейшей просьбой оставить монастырю сей пустыни бывший у него с давнего
           времени до сих пор участок земли... в 72 десятин... Монастырь без этой земли
           существовать не может и в случае отбирания этой земли... должен упраздниться"

        21/8 апреля 1918г. был получен положительный ответ от Ушаковского сельского
        земельного комитета:
           "...Мы, как истинно верующие христиане, и не желая посягнуть на святыню
           означенной пустыни, ... разрешаем братии... пользоваться земельными и луговыми
           угодьями так же, как пользовались и ранее...
           Твердо веруя в Бога и чудоявленную Божию Матерь, мы, Ушаковское общество,
           желаем постоять в защиту означенной пустыни, дабы не упал дух православного
           христианина, и будем надеяться на помощь чудотворной Казанской Богородицы".

        В 1920г. Губисполком запретил традиционные крестные ходы с чудотворной иконой
        Казанской Божией Матери по окрестным деревням и селам
      Аресты
        Симбирская губ., Карсунский у., Жадовская Казанско-Богородицкая пустынь 
        Год ареста 1924 
      Осуждения
        08/08/1924 
        Обвинение "недоносительство" 
        Приговор 2 года тюремного заключения (условно) 
        По делу проходили 26 человек.
        Из материалов дела:
           "В конце 1919г. в селе Жадовка был организован союз, именуемый "Союз спасения
            родины", цель которого — борьба с властью Советов и свержение рабоче-крестьянского
            правительства. О существовании "Союза" в числе прочих знали архимандрит
            Каллист (Павлов), настоятель Жадовской пустыни и школьная работница с
            Румянцевской фабрики Дейхман. Первому было предложено... о вступлении в
            организацию, ... второй подброшено в класс анонимное письмо с подобного
            рода предложением. .... Павлов Константин Егорович виновным себя признал
            и в свое оправдание приводит свою политичность как служителя культа... ".

        Из 26 обвиняемых особо опасными признали троих, и среди них архимандрита Каллиста
        Из епархиальной хроники того времени [Зв1]:
           "Архимандрит Каллист, настоятель Жадовской пустыни Ульяновской губернии, судом
            8 августа н.ст. приговорен к 2 годам тюремного заключения условно, за участие
            в контрреволюционной организации "Союз Спасения Родины", оперировавшей
            на территории Карсунского уезда в 1919–1920гг. Всего по делу было привлечено
            около 20 человек"
           [Ульяновский епархиальный листок. 1924. N 2–2 (авг.-сент.). С.23.]
      Места заключения
        Симбирск, Губдомзак 
        Год начала 1924 
        Год окончания 1924 
        День окончания 8 
        Месяц окончания 8 
        Был освобожден из Домзака и отпущен в Жадовскую пустынь, будучи осужден
        на 2 года условно
      Служение
        Симбирская губ., Карсунский у. (Ульяновская о., Барышский р.), Жадовская Казанско-Богородицкая пустынь, Казанская церковь при пустыни 
        архимандрит 
        Должность настоятель 
        Год начала 1924 
        Год окончания 1929 
        Месяц окончания 7 
        В начале 1920-х годов монастырь был закрыт, но в обители оставалось два десятка
        насельников монастыря и происходила служба в Казанской церкви бывшего монастыря.
        Начальник местного угрозыска 30 августа 1926г. сообщил главе Карсунской милиции:
           "Всего лиц, проживающих в бывших постройках монастыря, 20 человек, из коих:
            архимандритов 2 человека (один из них настоятель Каллист (Павлов)), иеромонахов
            6 человек, иеродиаконов 2 человека, ... и послушников 8 человек...
            Занятия всех вышеупомянутых лиц, за исключением послушников, относятся к
            церковной службе по роду их званий... Послушники же, кроме церковной службы
            (пения на клиросе), работают по хозяйству, имея одну лошадь, и обрабатывают
            на ней около 7 десятин озимого и ярового хлеба. Источником проживания этой
            группы являются: означенный засев и часть поступающих в церковь доходов от
            сборов и т.д. Денежными суммами заведует сам настоятель Каллист.
            Прямого названия монастыря уже не существует, а имеется название Казанской
            церкви коллектива верующих с приходами ближайших деревень Ушаковки и Новая..."

        В ответ 08.12.1926г. поступила новая директива от губернских властей:
           " 1). На каком основании 20 человек монахов проживают в здании бывшего монастыря
               при Казанской церкви Жадовской пустыни?
             2). На каких основаниях монахи пользуются 7 десятинами пахотной земли, от
                кого она получена?
             3). Проведен ли через церковный совет наем 20 человек монахов как служителей
                культа названной церкви ...?
             4). Расследовать вопрос пользования монахами церковных сумм?"

        Вскоре у монахов за неуплату налогов конфисковали лошадь, после чего братии пришлось
        отказаться и от последних 7 десятин пашенной земли.
        После этого население пустыни сократилось до 5 человек (с настоятелем архимандритом
        Каллистом), но все еще продолжало пользоваться поддержкой прихожан.
        После этого начальник Губотдела ОГПУ отослал письмо в губернский административный
        отдел:
           "Просьба поспешить исполнением нашего N 15630 от 29/XI -26г. по вопросу
            окончательной ликвидации Жадовского монастыря".

        Однако жители Ушаковки и Новой никак не соглашались на "ликвидацию" монастыря,
        послав письмо в Жадовский волостной исполком:
           "Настоящим просим ВИК образовать в бывшем Жадовском монастыре приходскую
            церковь деревень Ушаковки и Новой Деревни со штатом:
            архимандрита Каллиста, двух иеромонахов, одного диакона и одного псаломщика...
            При этом просим оставить за нами ... всеми чтимую икону, здание церкви и
            возможное помещение под квартиры священнослужителей..."
               Председатель приходского совета И.Авдеев.
               Член приходского совета староста Гусев.
               Настоятель — управляющий бывшего Жадовского монастыря Каллист. 2.03.1927г."

        Даже после формального закрытия церковной общины оставшиеся монахи продолжали служение.
        В июле 1929г. они доставили в пустынь парализованного блаженного старца Василия из с.Копышевка.
        Это послужило поводом для возбуждения против них уголовного дела:
            "Попы и монахи Жадовского монастыря в лице архимандрита Каллиста (Павлова
            Константина Егоровича), Фокина Аркадия Кирилловича и Аристова Дамаскина Герасимовича
            в целях извлечения доходов и иного рода поборов среди населения окружающих
            сел в июле месяце 1929г. привезли в монастырь неизвестного местному населению
            больного человека, которого и стали выдавать за юродивого святого для
            популяризации и привлечения большого количества верующих, объявив, что юродивый
            человек может творить чудеса. Благодаря чему со всех сел и деревень в монастырь
            приезжали верующие для поклонения юродивому — до 500 человек ежедневно.
            Несли пожертвования деньгами и холстом. Попы и монахи служили ежедневно службу
            в церкви в честь юродивого святого. Носили его на ключ, где также служили службу.
            По их наущению верующие с целью исцеления от болезней целовали больному
            руки и лицо...
            Во время работы по коллективизации монахи имели свое влияние на верующую
            массу крестьян, благодаря чему последние отказались вступить в колхоз.
            Неоднократно после службы в церкви собирали женщин и вели с ними беседы
            на разные темы антисоветского характера...".

        Вскоре архимандрит Каллист, иеромонах Дамаскин (Аристов Дмитрий Герасимович)
        и монах (будущий иеромонах) Аркадий (Фокин Александр Киреевич)
        были арестованы
      Аресты
        Симбирская губ., Карсунский у. (Ульяновская о., Барышский р.), Жадовская Казанско-Богородицкая пустынь, Казанская церковь при пустыни 
        Год ареста 1930 
        День ареста 14 
        Месяц ареста 3 
      Осуждения
        тройка при ПП ОГПУ по Средне-Волжскому краю 
        10/04/1930 
        Приговор 5 лет концлагерей с заменой на высылку в Северный край через ПП ОГПУ на тот же срок 
        Групповое дело "Дело архимандрита Каллиста (Павлова) и др., Жадовская пустынь, 1930г." 
      Места заключения
        Белбалтлаг (строительство каналов Москва-Волга и Беломоро-Балтийского) 
        Год начала 1930 
        В лагере архимандрит Каллист повстречался с иеромонахом Жадовской пустыни
        Виссарионом (Бурдасовым Василием Никифоровичем), также отбывавшим наказание
        на строительстве каналов в 1932–1936гг.
        Под впечатлением этой встречи иеромонах Виссарион написал дошедшее до наших дней [2000г.]
        стихотворение "Прощай, обитель!", поныне поющееся в тех местах.
        Дальнейшая судьба архимандрита Каллиста неизвестна
    Реабилитация
      Дата 00/00/1989 
      По году репрессий 1930 
      Реабилитирован в октябре 1989г.
    Публикации ->
    Заявители ->
      1. Зимина Нина Павловна, исследователь
      Использованы материалы:
         Епархиальная хроника//Ульяновский епархиальный листок. 1924. N 2–2 (авг.-сент.). С.23.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ