БРАТСТВО ВО ИМЯ ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА

Информационный листок N 9. Октябрь, 1992.

        В марте 1992 гида по благословению Святейшего Патриарха Алексия был создан Православный Богословский Институт на основе вечерних Богословско-Катехизаторских Курсов, существовавших в течение двух лет. Активное участие священников и рядовых членов Братства в создании Курсов и Института определяет тесную связь Института с жизнью Братства: много трудится в нем "братских " преподавателей и студентов. Братство предоставляет Институту помещения, оказывает материальную помощь.

        Осенью этого года институт был удостоен имени святого Патриарха Тихона.

        В этом информационном листке рассказывается о встрече преподавателей и студентов Православного Богословского института с Главой Американской Православной Церкви Блаженнейшим митрополитом Феодосием, состоявшейся 2 октября в Московском государственном университете и ставшей для института своеобразной презентацией: преподавателей и студентов института приветствовали представители Лондонского Патриаршего собора. Парижского Богословского института, преподаватели и администрация МГУ, ученые.

Встреча с митрополитом Феодосием

главой Американской Православной Церкви

        Приветствуя Институт, выступающие естественно касались разных вопросов нашей жизни: значения богословского образования, истории различных духовных "предшественников" института, надежд, связанных с его появлением.

        Во вступительном слове ректор Православного Свято-Тихоновского Богословского Института протоиерей Владимир Воробьев сказал:

        "Цель и смысл нашего института трудиться над исцелением душ наших детей и молодежи, лишенных духовного стержня, духовной пищи, искалеченных безбожием и пропагандой нравственного растления. Неудивителен общий кризис в России, он является следствием отказа от Бога, потерей отчею дома. Наш народ заблудился, и возвращение его к Вере, к Небесному Отцу - дело наиболее важное сейчас, от этого дела зависит судьба России и нашего народа. Это дело духовного врачевания, духовного милосердия и любви. Не все больны телесно, но, увы все почти больны духовно.

        Почему Ученый Совет принял решение избрать Патриарха Тихона своим небесным покровителем? Патриарх Тихон без остатка отдал свою жизнь на служение Церкви и народу Божию в самый трудный, самый страшный момент его истории. Мы просим его особого предстательства и духовного попечения о нас, просим и нас укрепить на самоотверженное служение Господу, Церкви и нашему народу.

        Замечательно, что архиерейское служение Патриарха Тихона связано с Америкой, и жизнь нашего института в самом начале своем имеет особое благословение именно из Америки. Весной этого года приснопамятный протопресвитер Иоанн Мейендорф, крупнейший современный богослов, посетил институт, прочитал несколько лекций, беседовал с преподавателями и студентами, во всем выражая свое сочувственное и любовное благословение ею деятельности. Теперь глава Американской Церкви Блаженнейший митрополит Феодосии благословляет нас в начале нашего пути. В этом нетрудно видеть особенный промысел Божий. Мне кажется, что промысел Божий говорит нам о благословении Божием, о том, что наше дело угодно Богу. Уже и сейчас нашим трудам встречаются значительные препятствия, многие трудности, конечно, ждут нас и дальше и очень часто мы по человеческому рассуждению не должны были бы дерзать на те наши начинания, которые сейчас осуществляются. Потому что у нас нет ни своего помещения, ни своего бюджета, практически нет ничего. Тем ни менее, мы с упованием и с верой начали свою деятельность и вот она уже в течение третьего учебного года встречает большой энтузиазм в среде верующего народа. К нам пришло множество преподавателей, которые согласились безвозмездно, бесплатно трудиться в нашем институте, к нам пришли сотни молодых людей, желающих получить богословское образование и служить Церкви и нашему народу. Мы надеемся, что и дальше добрая деятельность наших сотрудников, наших студентов будет иметь благодатную помощь Божию. Мы надеемся на то, что и наше общество, потерявшее духовные корни и нуждающееся в духовном исцелении, и наши власти поймут значение дела духовною образования в нашем народе. Поймут, что духовные болезни, нравственное растление, которые грозят нашему народу, не менее страшны, чем болезни телесные, поймут, что наше дело- это дело спасения нашего народа".

        "Когда мы услышали об открытии института, мы возрадовались великой радостью, - сказал митрополит Феодосии. - У нас в Америке есть в студенческих городках разных университетов так называемые православные содружества (конечно, они не такие большие, как у вас). Мы пытались создать во всех крупных университетах центры, куда могут приходить священники встречаться со студентами и служить службы. В Свято-Владимирской Академии у нас есть вечерний институт и лекторий, который открыт для всех, кто хочет узнать что-либо о богословии и православии. Каждый год в конце июня у нас проводится так называемый летний Богословский институт, участвуя в котором можно получить зачет (он засчитывается и в других университетах).

        Святой Тихон, ваш небесный покровитель, очень любим и уважаем нашим народом и мы пытаемся следовать не только тому, что он проповедовал, но и его примеру. В 1905 году он открыл Свято-Тихоновский монастырь, и позже при нем открылись пастырские курсы, которые затем преобразовались в семинарию. Как вы знаете, в Нью-Йорке у нас есть Свято-Владимирская Духовная Академия, и на острове Кадьяк, что на Аляске, у нас есть семинария святого Германа Аляскинского.

        Мы небольшая Церковь, но мы пытаемся следовать примеру Русской Церкви, и, в частности, идти по стопам наших двух епископов, у которых было предвидение будущего нашей Церкви святителей Иннокентия и Тихона.

        Мы просим ваших святых молитв и помощи в борьбе против материализма и других зол, которые пытаются оторвать нас от источника жизни вечной. И мы также заверяем вас, что будем молиться о вас, чтобы Господь даровал вам силы в вашем великом начинании возрождения вашей страны".

        Священник Валентин Асмус огласил послание парижского Свято-Сергиевского Богословского Института.

        Протоиерей Лондонского патриаршего собора Михаил Фортунатто сказал: "Я хочу приветствовать очень горячо возникновение Богословского института здесь в Москве и желать ему роста, расцвета, залогом которого, конечно, является сегодняшнее замечательное собрание. Передо мной читали приветствие из Богословского Института в Париже, в котором я воспитывался и получил степень богословия. Я всю жизнь благодарен профессорам, которые прежде были профессорами старых наших отечественных Духовных Академий, за то, что они нам передали. Но надо сказать, что Богословский Институт в Париже, живя за рубежом очень бедствовал, он всегда был нищим. Не надо, чтобы этот Богословский институт стал эмигрантом в своей собственной стране. Я желаю от всего сердца отцу Владимиру и всему преподавательскому и студенческому составу многая лета."

        С приветственным словом от ректората МГУ выступил проректор профессор Кулаков М.В.: "Я бы хотел сказать, что Московский Университет очень рад, что Вы собрались в этом зале, в одном из залов старейшего Российского Университета, который широко известен у нас как храм науки. То, что вы, посвятившие свою жизнь служению в Церкви, изучению богословия, пришли в зал Университета - это есть, на мой взгляд, некий символ вечного единства устремления людей к самым светлым, к самым лучшим идеалам. Я обращаюсь особенно к сидящим здесь молодым людям, которые решили посвятить себя изучению богословия, с уверенностью, что ваша учеба в институте сделает ваши помыслы еще более цельными, ваши чувства - более чистыми, а это так необходимо сейчас нашей стране".

        Академик С.С. Аверинцев: "Я думаю ибо всех людях, которые не дожили до таких дней, которые плакали бы из глубины своего сердца счастливыми слезами, если бы увидели нечто подобное. Им Бог этого не дал. Он дает это нам недостойным. Мы это не всегда в должную меру чувствуем, как много нам дается. Я помню, как один русский из наследников первой эмиграции спросил меня: "Как, после всего, что вы пережили, у вас может быть так мало огня в богослужениях?" Я все время вспоминаю этот вопрос. Я желаю профессорам и студентам института быть среди всеобщего уныния, охватывающего детей мира сего, носителями строгой радости, даваемой Христом, той любви, которая не может быть поколеблена никаким разочарованием, никаким "отрезвляющим" жизненным опытом. Бодрость и деятельность нужны в нашей стране, как никогда.

        Сейчас, когда мы берем в руки литературные журналы, мы видим, что настроение общего уныния - это такое же насильственно распространяемое князем мира сего настроение, как бездумная комсомольская бодрость вчерашнего дня, и одно стоит другого. Только христианство может вернуть людям силу, бодрость и надежду, которая не от мира сего и которая никакими переживаниями мира сего разрушена быть не может.

        Когда я слышу, что профессора института два года преподают бесплатно в такое время, когда каждому из нас не стыдно быть озабоченными, чем прокормить свою семью, в такое время это реальность, заставляющая благодарно сказать:" Слава Богу, жертвы снова требуются. Это жертвы иного рода, гонители как государственная инстанция перестали действовать, но князь мира сего продолжает быть гонителем, и его отношение к Христовой Церкви не изменилось". Я хотел бы в заключение попросить всех о действенной помощи какими кто видит способам и институту".

        Профессор В.Н.Щелкачев (старейший из присутствующих в зале выпускников МГУ): "Мне, простому мирянину, очень дорого, что Богословский институт организован и начинает действовать. Я считаю, что организация этого института является одним из очень важных, великих событий в жизни нашей Православной Церкви, и войдет навсегда в историю Русской Православной Церкви. Я счастлив, что такое собрание происходит в стенах Московского Университета. Я сам учился с 1923 но 1928 год в Московском Университете, и, когда учился, не мечтал о том, что смогу в стенах Московского Университета, участвовать в таком собрании. Но надо сказать, что Московский Университет не впервые помогает Церкви. Иван Георгиевич Петровский, знаменитый ректор Университета, оказал огромную помощь в сохранении Оптиной Пустыни. Профессор политической экономии, выпускник и преподаватель Московского Университета отец Сергий Булгаков написал докторскую диссертацию "Философия хозяйства", а потом, отбросив свои атеистические убеждения, написал книгу "От марксизма к идеализму" и являлся одним из основателей Сергиевского Богословского Института в Париже.

        Указ об открытии Московского Университета начинался словами: "Всякое добро происходит от просвещенного разума". А что понимать под "просвещенным разумом"? Разум, просвещенный учением Христа. Поэтому понятно, что Московский Университет содействует этому.

        Желаю всем вам, студентам, чтобы вы были столь же скромны, как был святой Тихон. Мне посчастливилось, когда я был студентом третьего курса в 1925 году, когда скончался Патриарх, почтить Патриарха Тихона в Донском монастыре. Любовь народа выразилась в огромном скоплении людей, шедших в полном благоговейном молчании (без всякой милиции) почтить его намять".

        Профессор Любимов ГА. (член ректорского совета МГУ):"Очень приятно, что Богословский Институт, вновь созданный, уже имеет какие-то связи с Московским Университетом. Мне кажется, что необходимость таких связей и их плодотворность обусловлены целым рядом важных причин. Мы знаем, что русская культура, её содержание, традиции, её дух в течение веков развивались под влиянием православного мировоззрения. Это влияние привело к ряду фантастических результатов в нашей культуре и науке. Христианские заповеди и Православие как мироощущение в течение веков лежали в основе воспитания русского человека. Поэтому сейчас, после разгула атеизма, когда люди и особенно молодежь утратили православные ориентиры, особенно важно вернуть религиозные основы в систему воспитания молодежи, с целью возрождения русской национальной православной культуры. И эту работу, мне кажется, естественно начинать в Московском Университете - центре нашего высшего образования. Не менее важно осмысливание основ православного мировоззрения профессорами и преподавателями университета, которые сегодня формируют и реализуют программы воспитания студентов. В этой связи было бы очень хорошо, если бы Богословский институт сумел организовать курс лекций для преподавателей и профессоров М ГУ. Такие лекции можно было бы провести в Богословской аудитории университета, которая последние 70 лет называлась коммунистической.

        Возрождение православного духа в системе воспитания и образования студентов университета, как мне кажется, не мыслимо без возвращения университету церкви мученицы Татьяны, что на Моховой. Совместными усилиями сотрудников университета и Богословского института необходимо добиться ее нового освящения. Мне хочется пожелать всем нам успехов в совместной деятельности на этом пути. Дай Бог нам сил и умения".

        Ректор Богословского института и духовник нашего Братства протоиерей Владимир Воробьев попросил Блажснейшего Владыку Феодосия принять в знак любви и благодарности и на память об институте и Братстве икону Патриарха Тихона, фотографии, которые сделаны были во время посещения нашего института приснопамятным протопресвитером Иоанном Мейендорфом, пластинку детского хора Братства и несколько книг, изданных Братством.

        Владыка Феодосий согласился войти в состав попечительского совета института как глава Православной Церкви в Америке и как президент Свято-Владимирской академии.

        В заключении встречи преосвященный Арсений, епископ Истринский, викарий Московской епархии сказал: "Ваше Блаженство, Вы знакомились с Первой градской больницей, сестричсством Свято-Димитриевским, Центральной клиникой психиатрии, с трудностями, которые там возникают, с трудностями вот этих молодых людей, и их пастырей, которые привели этих люде и в это здание и которые не имеют сейчас крова. Сергей Сергеевич сказал, что один из зарубежных деятелей удивился отсутствию жертвенного, огненного служения. Посмотрите на этих пастырей - им лет не много, а брады их уже все белые. За огненное служение один, наследовавший подвиг духовного водительства отца Тавриона, "ушел" в далекую деревню Московской области, другие из центральных храмов были перемещены в отдаленные, но чада духовные их находили, и те приходы, которые были в запустении, начинали процветать и давать свои плоды. И вот сегодня Москва пользуется их плодами и в больницах, и в тюрьмах, и в этом Богословском институте.

        Спасибо вам большое, отцы, что, несмотря ни на что, несмотря на все прещения, вы продолжали жертвенное слу-жение, а сегодня вы, как живые ключи, вышли из земли и бьете среди нашего народа.

        Спасибо Вам, Ваше Блаженство, Вы преподали свое первосвятительское благословение на труд этих людей".