БРАТСТВО ВО ИМЯ ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА

Информационный листок N 7. Сентябрь, 1992 г.

        Летние молодежные походы с паломничествами проводятся в общине, породившей Братство, ежегодно в течение 15 лет. За это время несколько "поколений" молодежи объехали многие святые места от Кавказа до Белого моря, научились дружить, окрепли, лучше узнали свою веру и свою страну. Многие годы походы оставались почти единственной возможностью быть вместе, вместе молиться, вместе преодолевать трудности и осваивать непростую науку "общего жития", - не говоря уже о хорошем отдыхе от учебных и служебных забот. Кроме того, каждый поход давал возможность поклониться великим русским подвижникам в местах их подвига, полюбоваться природой нашей страны, узнать ее культуру.

Молодежные и детские походы

        Историю молодежных походов нашего Братства можно отсчитывать от похода 1977 г., в котором сложился их стиль: совместная молитва, пение и чтение, дружеские христианские отношения, посещение святых мест. Руководил этим походом о. Владимир Воробьев, духовник нашего Братства (тогда еще не священник), участвовали: о. Николай Кречетов (тогда - дьякон Николо-Кузнепкого храма) с сыном Всеволодом, Николай Евгеньевич Емельянов (председатель Братства) с детьми о. Алексеем (тогда 14-летним), Иваном и Анной, Алексей Старостин. Участники похода прошли два трудных перевала: один категорийный, второй через Главный Кавказский хребет, вышли к морю, посетили могилу мученика Василиска и предполагаемое место ссылки св. Иоанна Златоуста и ап. Симона Канонита, Новый Афон. Побывали в гостях у известного археолога Юрия Николаевича Воронова, который показал раскопанную им крепость Цибилиум IV-XVII вв. В конце похода остановились в Сухуми, купались в Черном море и молились в древнем сухумском храме.

        С тех пор походы организовывались каждый год. Число участников росло: 10-20 человек в 70-х годах; 20 и более в 80-х годах; по 30-40 участников в конце 80-х - начале 90-х годов. За прошедшие годы младшие участники первых походов выросли и сами стали помогать в их организации: с 1988 г. появилась возможность (и необходимость) устраивать два похода - "взрослый" (основной возраст участников 18-23 года) и "детский" (дети старше 8 лет в сопровождении опытных руководителей).

        Хроника путешествий:

  • 1977 - Кавказ;
  • 1978 - Костромская область. Белое море;
  • 1979 - Белое море;
  • 1980 - Крым, Херсонес, Мангуп-Кале;
  • 1981 - Оптина пустынь:
  • 1982 - Вологда. Кирилло-Белозерский, Ферапонтов и Нило-Сорский монастыри;
  • 1983 - Арзамас, Дивеево; Кирилло-Белозерский монастырь;
  • 1984 - Псков, Изборск. Малы, Псково-Печерский монастырь; Рязанская обл., Вышенскпй монастырь святителя Феофана Затворника;
  • 1985 - Кавказ;
  • 1986 - Переяставль - Беклемишево; Кавказ;
  • 1987 - Каргополь, Масельга, Кенозеро, Петрозаводск; Кавказ;
  • 1988 - Сев. Двина, Пинега, Сура - родина св. Иоанна Кронштадского; Оптина пустынь; Кавказ;
  • 1989 - Водлозеро, Кенозеро, Онежское озеро; Псков, Псково-Печерский монастырь;
  • 1990 - Хибины; Валаам; Кавказ;
  • 1991 - Каргополь, Масельга, Онежское озеро, Кижи, Петрозаводск: Соловецкие острова; Дивеево;
  • 1992 - Валаам, Карельский перешеек; Соловецкие острова.

        Походами руководили: о. Владимир Воробьев (1977, 1981, 1982 гг.), Н.Е.Емельянов (1978 - 1980, 1983 гг.), Л.В.Щелкачев(1985,1986,1988,1990 гг.), В.И.Богачев (1984 - 1992 гг.). За прошедшие 15 лет состав участников полностью обновился.

        Особенное явление жизни Братства- ежегодный одно или двухдневный поход в Радонеж, на родину преподобного Сергия Радонежского. В этот поход может пойти любой желающий, в последние годы в нем бывало более 50 человек, в возрасте от 2 до 75 лет. Дети и взрослые запоминают его на всю жизнь, многие были в таком походе более 10 раз и все равно стараются его не пропускать. Походы в Радонеж начались с 1972 г. под руководством Н.Е.Емельянова (еще с 1966 г. он руководил работами по очистке Радонежского храма и его территории, занятых тогда коровником под склад).

        Обычно поход совершается в дни, близкие к 18 июля - дню памяти преп. Сергия. Походники отправляются от станции "55 км." Ярославской ж.д., идут через леса и поля, переходят вброд реки Ворю и Пажу и на берегу Вори над высоким песчаным обрывом делают привал с купанием в ледяной ключевой воде. Еще 6-7 километров пути - и появляется село Радонеж, где все дышит памятью святого отрока Варфоломея (так звали преп. Сергия до принятия монашества): река Пажа, земляные валы старого Радонежа, луга, где он пас коней, колодец, село и церковь с приделом, посвященным преп. Сергию. Именно эти места изображены на прекрасной документально точной картине М.Д.Нестерова "Видение отроку Варфоломею". До 1991 г. в Радонеже походники посещали храм, превращенный в музей, и обычно пели а нем тропарь Сергию ''Иже добродетелей подвижник". Иногда удавалось еще попеть - другие церковные песнопения. Часто служащие музея сердито запрещали "заниматься религиозной пропагандой". К 600-летнему юбилею кончины преп. Сергия этот храм стал действующим.

        С колокольни храма открывается прекрасный вид на бескрайние леса, церковь в соседнем селе Воздвиженском, луга, древний Радонеж, дорогу в Хотьково. Обед устраивается на противоположном высоком берегу р. Пажи с красивейшим видом на собор. Наступает время игры в волейбол или футбол, беготни, лазания по деревьям. Затем возвращение на станцию "55 км." или "Калистово", электричка в Москву. После того, как один из соборов Хотьковского монастыря был передан церкви, походники бывают также в Хотьково, где приняли постриг и похоронены родители преп. Сергия, ныне прославленные Кирилл и Мария. В последние годы походами в Радонеж руководили также о. Алексей Емельянов, Николай Николаевич Емельянов, Алексей Николаевич Куракин, Ксения Алексеевна Александрова. В этом году 20-летие нашего похода совпадает с юбилеем - 600-летием со дня смерти преп. Сергия.

        Невозможно представить себе верующего православного христианина, который, живя в Москве, ни разу не побывал бы в Троице-Сергиевой Лавре. Подобно этому и любой верующий человек, побывавший в Радонеже, понимает, что прожить жизнь, не побывав здесь, - невосполнимая утрата.

        Существует традиция, по которой все участники походов собираются в сентябре на просмотр слайдов, делятся своими впечатлениями. На этом собрании всегда присутствует духовник Братства о. Владимир Воробьев, многие руководители и участники прежних походов. Читают летописи, которые, к сожалению, велись не в каждом походе. Летописи очень разнообразны по стилю. Так, летопись похода 1985 года была написана в стихах гекзаметром Дарьей Делоне и Юлией Демиденко, а дневник похода 1989 года написан стилем русской летописи и является плодом совместного труда всех участников этого путешествия. Признанный летописец К.А. Александрова посвятила стихотворение походу 1988 года, маршрут которого проходил через красивейшие места Архангельской губернии к Антониево-Сийскому монастырю и родине св. праведного Иоанна Кронштадского:
Молитва старца тихий край поила,
Из зелени вознесся светлый храм.
И мы, влекомы этой древней силой,
Пришли сюда. Но что открылось нам?

Теплело прежних лет немолчное прошенье.
В стремленьи острых крон в затянутую синь.
А стройных линий хор, царя над разрушеньем,
Как эхо повторял негромкое "Аминь ".
04.08.88

        Юбилейный 15-й молодежный поход 1991 года был особым - впервые в нашем походе приняла участие русская молодежь Зарубежья. Этот контакт представлялся с самого начала очень непростым. Очевидны были бытовые проблемы (например, у нас неприемлемо курение). Но, самое главное, была боязнь встретить людей чуждых по духу. Отчасти эти опасения возникли после обсуждения с руководителями некоторых молодежных движений Зарубежья. Поэтому для нас было большой радостью встретить не просто группу молодежи, интересующуюся Россией, но обрести родных людей, хранящих в своих сердцах "частицу Святой Руси. Наших гостей отличает непосредственность, искренность, душевная простота, любовь к России (в частности, они очень любят петь русские песни). Несмотря на то, что они выросли во Франции, они считают Россию также своей родиной.

        Совместный поход дал возможность увидеть себя как бы со стороны: французская молодежь писала дневники и в двух номерах журнала "Костер" (N 176 и 177) они были опубликованы (наша молодежь, к сожалению, не писала). Приведем из них две выдержки.

        "Наша поездка в Россию была необыкновенной. Некоторые из нас никогда не были на родине. Мы поехали главным образом, чтобы общаться с людьми нашего возраста. Первый контакт был для меня необычным, потому что я никогда не разговаривал с русскими людьми из России. Но это странное чувство быстро прошло.

        Наша встреча - двухнедельный поход по северу России, в исключительно красивых пейзажах: повсюду озера, вокруг них дремучие леса до бесконечности. Жизнь иногда была трудной (в начале часто шли дожди), но дружеский дух все преодолевал. Каждый вечер, независимою от погоды, долго сидели около костра, разговаривая о разных проблемах их и нашей жизни. Много говорили о религии.

        Вернувшись в Москву накануне дня Преображения Господня, я почувствовал, как приятно вернуться в комфортабельную и цивилизованную жизнь. Думаю, что наши друзья этого не почувствовали, потому что все материальное их не интересует. Они настоящие христиане и этим живут. Мне кажется, что в этом наша главная разница.

        После нашего приезда в Москву мы были свидетелями подъема русского патриотизма (особенно когда падали памятники Дзерджинскому, Свердлову). Мы безусловно во многом отличаешься от наших соотечественников, но самое главное у нас общее: язык, вера и корни" (А. Чертков).

        "Господь Бог позволил нам открыть северный русский край. Невозможно себе представить красоту северной России. Мы две недели ходили по бесконечным лесам, не видя почти следов цивилизации, только иногда возникали перед нами древние полуразвалившиеся деревни и церкви, в которых мы молились. Но лучше всего то, что мы познакомились с настоящей русской молодежью. Нас принимала группа православной молодежи Николо-Кузнецкого храма. Мы сразу с ними подружились, как будто ничто нас не отличало. Они простые, честные и очень верующие люди. Перед ними наша витязьская гордость немного упала" (Д. и Н. Пален).

        В этом году в нашем походе (в числе сорока участников) были и те друзья из Франции, которые ходили в поход в прошлом году, и те, кто приехал, узнав об их впечатлениях (всего 16 человек). Поход был трудным и необычным - на лодках по рекам и озерам Карелии. Будем надеяться, что не только гости, но и наша молодежь поделится своими впечатлениями.