БРАТСТВО ВО ИМЯ ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА

Информационный листок N 5. 1 августа, 1991 г.

        23 июля 1991 г, небывалый крестный ход множества епископов, московского духовенства и мирян, возглавляемый Святейшим Патриархом Алексием II, провожал святые мощи преподобного Серафима Саровского из Богоявленского Патриаршего собора в Дивеево. Господь судил нам стать свидетелями чуда второго обретения мощей преподобного Серафима и сбытия его пророческих предсказаний. Снова "среди лета народ запоет Пасху", снова из руин восстает Дивеевский монастырь, хранящий в себе канавку, по которой прошла Божия Матерь. Чудом возвращаются домой спасенные монахинями Дивеевские святыни - прежде всего, чудотворная икона Божией Матери "Умиление", перед которой окончил свой земной путь великий святой.

        Верим и надеемся, что вместе с мощами Преподобного, с чудотворной иконой и другими дивеевскими и саровскими святынями к нам вернется и вновь засияет серафимовская духовность, кроткий и смиренный, тихий и пламенный дух серафимова подвига любви к Богу и ближнему.

О духовности преподобного Серафима Саровского чудотворца

        Что такое духовность? Православное определение духовности дает апостол Павел в Послании к Римлянам: "Вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его". То, что преподобный Серафим имел именно такую духовность, что он явил миру необыкновенно яркий образ одушевленного храма Духа Святого, лучше всего видно из беседы его с Н. А. Мотовиловым о цели христианской жизни, состоявшейся в конце ноября 1831 года около Ближней Пустыньки Преподобного за год с небольшим до его кончины. Подробно записанная Мотовиловым, она явилась драгоценнейшим вкладом саровского подвижника в сокровищницу русских святоотеческих творений. Не имея возможности сколько-нибудь полно рассказать о ней, приведем несколько выдержек, вкратце передающих основную мысль.

        "Пост, молитва, бдение и всякие другие дела христианские, - говорил преподобный Серафим, - сколько ни хороши сами по себе, однако, не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат для достижения ее. Истинная цель жизни нашей христианской- есть стяжание Духа Святаго Божияго".

        - u Как же стяжание? - спросил Мотовилов, - я что-то этого не понимаю".

        "Вот я Вам расскажу, - отвечал Преподобный, - про себя, убогого Серафима: родом я из купцов Курских; так, когда не был я в монастыре, мы, бывало, торговали товаром, который нам больше барыша дает. Так и Вы поступайте... Примерно: дает Вам более благодати Божественной молитва и бдение - бдите и молитесь; много дает Духа Божия пост - поститесь; дает более милостыня - милостыню творите и таким образом о всякой добродетели Христа ради делаемой, рассуждайте...

        Желал бы я, Ваше Боголюбие, чтобы и Вы сами стяжали этот приснонеоскудевающий источник благодати Божиея и всегда рассуждали себя, в Духе Божием Вы обретаетесь или нет, и если - в Духе Божием, то, благословен Бог - не о чем горевать: хоть сейчас - на страшный суд Христов. Ибо "в чем застану, в том и сужду". Если же - нет, то надобно разобрать, от чего и по какой причине Господь Бог Дух Святый изволил оставить нас, и снова искать и доискиваться Его и не отставать до тех пор, покуда искомый Господь Бог Дух Святый не сыщется и не будет снова с нами Своею благодатью".

        Это простое и ясное учение о смысле и цели христианской жизни и о том, как она достигается, все еще было непонятно Мотовилову, как бывало непонятно, к сожалению, очень многим христианам во все времена. "Как же я и почему именно узнаю, что я, в Духе Божием, или нет?" - спрашивает он. Ответом было удивительное чудо. По мгновенной молитве преподобного Серафима обоих собеседников осиял Фаворский свет. Мотовилов видел лицо подвижника, сияющее, как солнце, и, будучи "в полноте Духа Святаго", испытывал невыразимую тишину, мир и радость сердечную, необыкновенную теплоту и благоухание. А преподобный Серафим пояснял различные места Священного Писания, говорящие об этих дарах Святого Духа. "Видевши явно оказанную Вам милость Божию, сообщайте все то всякому желающему себе спасения... Не для Вас одних дано разуметь это, а для целого мира", - заповедал Мотовилову святой.

        Из прочитанного ясно, что духовность преподобного Серафима есть та самая духовность, о которой говорит апостол Павел, которую явили древние святые отцы. Святой как бы послан напомнить высочайшее призвание человека, показать миру с новой удивительной силой, что означает реальное пребывание в полноте Святого Духа, возродить учение о стяжании Его.

        Так понятая духовность безусловно всегда и везде одна и та же. Если же мы говорим о духовности святых какой-то исторической эпохи, какой-нибудь национальной церкви или какого-либо отдельного святого, то подразумеваем не только само пребывание в Духе Святом, но и те дары Святого Духа, которыми преимущественно прославился святой.

        Духовный путь преподобного Серафима отмечен особой тихостью и мерностью, присущей русским святым. С детства избранный Богом, саровский подвижник без колебаний и сомнений, без внутренних кризисов и падений быстро и прямо восходит от силы в силу в своем стремлении к духовному совершенству. Кажется, что он и смолоду не испытывал страданий от обычных искушений: ни плотские страсти, ни сребролюбие, ни гордость в известном всем грубом обличьи как-будто никогда не тревожили его. Подвиги его далеко превосходят естественные человеческие возможности, но так гармонично и просто вплетаются в жизнь, что не столько удивляют, сколько вызывают радостное умиление и благоговение. Почему же создается впечатление, что подвижник с легкостью несет свой на самом деле по-человечески непосильный, распинающий его крест? И что дает силы ему?

        В основании его духовного делания лежит с детства возгреваемая, пламенная, неутолимая и незнающая преград любовь к Богу. С юности будущий святой с такой великой верой и самоотвержением устремляется на всякий подвиг, могущий очистить и приблизить его к Богу, что невозможное при содействии благодати совершается, немыслимое приводится в исполнение. С удивительной универсальностью соединив в своем делании различные подвиги древних великих мужей, преподобный Серафим однажды объяснил , при каком душевном устроении можно так уподобиться им. Один монах спросил его: "Почему мы, батюшка, не имеем такой строгой жизни, какую вели древние подвижники благочестия?" Преподобный ответил: "Оттого не проходим такой жизни, что не имеем на нее решимости: ежели бы имели решимость, то так бы жили, как и древле просиявшие подвигами и благочестием отцы, потому что благодать и помощь Божия к верным и всем сердцем ищущим Господа ныне та же, какая и прежде была, ибо, по слову Божию, "Иисус Христос вчера и днесь, той же и во веки".

        Пустынник и столпник, затворник и молчальник, добровольный мученик, молящийся за убивавших его, а впоследствии чудотворец, прозорливец и старец - таким знаем мы "убогого Серафима", как он сам называл себя.

        Есть еще одна особенная черта в жизни саровского святого. Он по праву может быть назван учеником и как бы посланцем Божией Матери. Трижды он исцелен Ею от смертельных болезней, во все важнейшие моменты жизни Она являлась ему и направляла его. В конце жизни он говорил, что, устраивая по повелению Божиеи Матери девичью монашескую общину в Дивееве, ни одного указания не давал от себя, но все делал по воле Царицы Небесной.

        В молодости он во время служения Литургии сподобился видеть Самого Спасителя, пришедшего в славе в храм и "удостоился особенного от Него благословения". Увенчанный святостью старец, подобно апостолу Павлу, был восхищен в Царство Небесное. Меньше, чем за год до кончины, в 1832 году, в день Благовещения Матерь Божия в сопровождении ангелов, Иоанна Предтечи, апостола Иоанна Богослова и двенадцати дев посетила преподобного Серафима в его келье и возвестила ему: "Скоро, любимче мой, будешь с нами; проси Меня, чего хощеши!"

        Эта особенная связь преподобного Серафима с горним миром, с редкой очевидностью и силой явленная чувственным очам свидетелей, убеждает в необыкновенном его посланничестве, в его исключительном значении для православия.

        Саровский подвижник родился в трудный для русской церкви период "угашения духа". Призванный к старчеству, он возжигал и раздувал пламя православной веры, вскоре засиявшее особенно ярко. В исторической перспективе преподобный Серафим стоит в начале удивительного взлета русской православной духовности, который в значительной степени в его жизни и духовном наследии получил свое определение и направление.

        И жизнь, и наставления святого были как бы раскрытием и дополнением откровений о стяжании Святого Духа, о славе Божией Матери. Краткие наставления, которые преподобный Серафим давал бесчисленным людям всех сословий и положений, приходящим к нему, замечательно ярко рисуют его образ и духовность. Говоря только о самом главном, можно среди поучений святого выделить две основные группы. К первой относятся наставления о правиле, которое христианин должен исполнять. Во вторую входят поучения о духовном делании добродетелей

        В первой группе наставлений легко отметить очень существенную и многозначительную особенность. Опытно пройдя всю древнюю науку самого сурового и строгого аскетического подвига, не оставляя его до самой смерти, преподобный Серафим не учил этому своему пути. Напротив, он советовал не брать на себя чрезмерно трудных правил, идти "царским (т.е. средним) путем".

        Своим духовным детям он заповедал послушание, которому сам был верен до конца жизни. А самым главным подвигом и средством к стяжанию Святого Духа считал молитву. "Всякая добродетель, Христа ради делаемая, дает блага Духа Святаго, но.. молитва более всего приносит Духа Божия, и ее удобнее всего всякому исправлять", - говорит он. Святой считал не обязательным длинные молитвенные правила и своей Дивеевской общине дал облегченное. Но при этом учил постоянно творить молитву Иисусову и напоминал, что молитва не должна быть формальной: "Те монахи, кои не соединяют внешнюю молитву с внутренней, не монахи, а черные головешки".

        Замечательное наставление дал Преподобный будущему архимандриту Моисею: " Стоя в церкви, надобно творить молитву Иисусову: тогда будет внятно слышно и церковное богослужение".

        Стало знаменитым Серафимово правило для тех мирян, которые в силу жизненных обстоятельств или по неграмотности не могли читать обычные утренние и вечерние молитвы. Оно состоит в следующем: утром, перед, обедом и вечером трижды читать "0тче наш" и "Богородице Дево радуйся", и один раз "Верую". Но с утра до обеда, занимаясь своими делами, все время творить Иисусову молитву, а от обедало вечера - "Пресвятая Богородице, спаси мя, грешного". Преподобный говорил, что исполняя это правило со смирением, можно достигнуть христианского совершенства и в мирской жизни.

        Другим обязательным правилом преподобный Серафим считал постоянное чтение Священного Писания. "Душу снабдевать надобно словом Божиим... Bceгo же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири. От сего Бывает просвещение в разуме, который изменяется изменением Божественным". Сам он постоянно прочитывал весь Новый Завет в течение недели.

        Всю жизнь каждое воскресение и каждый праздник неопустительно прибегая к таинству святого причащения, преподобный Серафим считал регулярное причащение важнейшим средством к совершенствованию. На вопрос, как часто следует приступать к Святым Тайнам, он как-то ответил: "Чем чаще, тем лучше". Священнику Дивеевской общины О. Василию Садовскому он говорил: " Благодать, даруемая нам приобщением, так велика, что как бы недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей приступал ко Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, и будет очищаться, батюшка, благодатию Христовою, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется".

        Однако, святой не всем давал одинаковые указания на этот счет. Многим он советовал говеть все четыре поста и во все двунадесятые праздники. Необходимо помнить и его предупреждение о возможной профанации таинства: "Бывает иногда так: здесь на земле и приобщаются; а у Господа остаются неприобщенными!"

        Что касается усиленных телесных подвигов, то преподобный Серафим, можно сказать, почти никому не рекомендовал их. "Выше меры подвигов предпринимать не должно, а стараться, чтобы друг - плоть наша - был верен и способен к творению добродетелей", - говорил святой. Он учил строго выполнять обычные церковные правила; соблюдать посты, трудиться, посещать храм, и тело было для него другом и как бы сподвижником. Иногда он облегчал общепринятую монастырскую дисциплину своим Дивеевским послушницам, жившим, правда, в тяжелом труде и в большой скудости, он "повелел кушать, не стесняясь, даже советовал брать кусочек хлеба и под подушку, - чтобы только не унывать".

        Говоря о второй группе наставлений преподобного Серафима, следует начать именно с уныния. "Нет хуже греха и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния", - говорил Батюшка Серафим. Побеждать его он учил трудом, рукоделием, молитвой и даже разрешал, как мы видели, съесть кусочек хлеба - простой совет подвижника, не по книгам только, а на опыте знающего, что такое духовная брань. Сам старец пребывал всегда радостным и даже веселым. "Веселость - не грех, матушка: она отгоняет усталость, а от усталости, ведь, уныние бывает, а хуже его нет. Оно все приводит с собою", - как-то сказал он одной дивеевской сестре. Легко представить, как любое жизненное бремя становилось легким вблизи светящегося тихой, мирной радостью старца, встречавшего приходящего удивительным приветствием: "Радость моя! Христос воскресе!".

        Ради краткости приведем только примеры высказываний преподобного Серафима о других добродетелях:

        "Покаяние во грехе, между прочим, состоит в том, чтобы не делать его опять".

"Помни, что истинная монашеская мантия - есть радушное перенесение клеветы и напраслины: нет скорбей, нет и спасения".
"Мы в отношении к ближним должны быть как словом, так и мыслию чисты и ко всем равны, иначе жизнь нашу сделаем бесполезною".
Проникновенно звучит завет святого архимандриту Антонию: "Матерью, будь, а не отцом к братии; и вообще ко всем... милостивым и по себе смиренным. Смирение и осторожность жизни есть красота добродетелей".
Всем известен огненный Серафимов призыв: "Стяжи мир, и вокруг тебя спасутся тысячи". К нему примыкает очень важное наставление: "Для сохранения мира душевного... всячески должно избегать осуждения других".

        Мы живем в совершенно ином по сравнению со временем преподобного Серафима мире, в эпоху удивительно быстрых изменений всего образа жизни и жизненных традиций, переоценки духовных и культурных ценностей на всем земном шаре. И духовное делание стало и не могло не стать во многом иным по форме, хотя его сущность и цель всегда останутся прежними.

        Преподобный Серафим был великим провидцем и оставил целый ряд пророчеств о будущем. Он знал, каким будет духовный путь грядущих поколений. Мы видим и чувствуем, что его духовное наследие, его наставления обращены к нам, даже как бы с учетом наших возможностей и наших проблем. Вот почему его духовность так необыкновенно дорога и близка нам.

        Замечательно влияние преподобного Серафима на главные очаги духовного подъема в Русской Церкви XIX века. История сохранила много имен замечательных людей, испытавших духовное воздействие саровского старца. Вот лишь некоторые из них. Будущий архимандрит Моисей - преобразователь и, можно сказать, основатель Оптиной пустыни в ее духовном значении - три года был послушником в Сарове и поучался у о. Серафима. Известный задонский подвижник и затворник Георгий глубоко чтил преподобного Серафима, который духом прозрел соблазнявший Георгия помысел о выходе из монастыря и через одного паломника вразумил его. Архиепископ Воронежский Антоний был в близком общении с Преподобным и даже получил от него письмо с предсказанием прославления святителя Митрофания Воронежского. Прекрасный русский писатель М.Н.Загоскин с детских лет бывал у о. Серафима. Н. А. Мотовилов имел большие знакомства с подвижниками своего времени: архиепископом Воронежским Антонием, иеросхимонахом Парфением Киевским, епископом Игнатием Брянчаниновым, епископом Феофаном Затворником и другими. Они высоко ценили саровского святого. Несомненно, Мотовилов свидетельствовал перед ними о "явлении Духа и Силы" через богоносного старца, о его благодатном учении.

        По благословению Преподобного, при его помощи кроме Дивеева устроился целый ряд женских монастырей. Множество монахов и монахинь подвизались по его благословению в разных обителях, разбросанных по всей России.

        Особенную же связь с преподобным Серафимом имела Троице-Сергиева Лавра. Ее наместнику архимандриту Антонию, впоследствии другу и духовнику митрополита Московского Филарета, саровский святой в свое время предсказал перевод в Лавру и дал заповедь принимать к себе саровских монахов и не забывать дивеевских сирот. Архимандрит Антоний исполнил этот наказ. При нем казначеем Лавры стал бывший саровский монах - архимандрит Сергий, а у мощей преподобного Сергия стоял иеромонах Авель, тоже пришедший из Сарова. Ими составлены первые жизнеописания преподобного Серафима. Благоговейным почитанием великого старца Серафима был преисполнен и митрополит Филарет. Он вместе с архимандритом Антонием много потрудился, чтобы издать первое житие преподобного Серафима, чтобы сделать Дивеевскую общину монастырем, чтобы спасти ее от злоупотреблений начальствующих.

        Величайший и первый столь прославленный русский старец стал одним из самых любимых святых в России и почти повсеместно всегда поминается вместе с преподобным Сергием Радонежским. Дай Бог, чтобы по молитвам преподобного Серафима и нам удалось положить начало подлинной духовной жизни, следуя его напоминанию: "Господь ищет сердца, преисполненного любовью к Богу и ближнему; вот престол, на котором Он любит восседать и являться в полноте Своей Пренебесной Славы. "Сыне, даждь Ми сердце твое, - говорил Он, - а все прочее Я Сам приложу тебе"; ибо в сердце человеческое Царство Божие вмещаться может". Аминь.

Протоиерей Владимир Воробьев