Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ФИО Павел (Троицкий Петр Васильевич) Дела obr.15 => obr.15
    [print version]
    Павел (Троицкий Петр Васильевич) 
    Фамилия Троицкий 
    Год рождения 1894 
    День рождения 11 
    Месяц рождения 1 
    Место рождения Тверская губ., Новоторжский у. (Каменский р.), с.Тысяцкое 
    иеромонах 
    Родился в семье священника Христорождественской кладбищенской церкви г.Торжка
    Василия Иосифовича Троицкого. Имя матери — Анна Ивановна.
    Был наречен в честь святого апостола Петра (день ангела его праздновался
    16/29 января, когда совершается поклонение честным веригам Первоапостола).
    В семье было четверо детей. Старший брат — протоиерей Михаил Васильевич Троицкий,
    младший брат — Александр Васильевич Троицкий (впоследствии епископ Вениамин).
    Сестра — Елена Васильевна Троицкая
    Родство Фотографии[1] [2] [3] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1923г.] [1923-1933гг.] [1933-1937гг.] [1937-1944гг.] [1944-1991гг.]
      Образование
        Тверская Духовная Семинария
        Окончил Тверскую Духовную Семинарию. В 1915г. поступил в Императорскую Петроградскую
        Духовную Академию
        Императорская Петроградская Духовная Академия
        Год поступления 1915 
        Закончил первый курс Академии и, будучи студентом педагогическо-исторической группы,
        15 октября 1916г. был призван на военную службу Новоторжским уездным воинским
        присутствием. В начале января 1917г. зачислен в армию в 1-й подготовительный
        Нижегородский учебный батальон и направлен во 2-ю Московскую школу подготовки
        прапорщиков пехоты. 25 февраля 1917г. он принял присягу и 27 мая был произведен
        в прапорщики и назначен в 57-й пехотный запасной полк в Твери
      Места проживания
        Тверь 
        Год начала 1917 
        День начала 25 
        Месяц начала 5 
        Был переведен в 289-й полк в Вязьме
        Смоленская губ., г.Вязьма 
        Год начала 1917 
        День начала 25 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1918 
        День окончания 9 
        Месяц окончания 12 
        16 сентября 1917г. переведен в 51-й пехотный полк в 11 роту. В это время командир
        полка вызвал к себе офицеров и предложил ехать на Дон, на территорию, принадлежавшую
        белым, чтобы воевать против большевиков. Некоторые офицеры тогда уехали из Вязьмы,
        не пожелав переходить на сторону советской власти. Петр Васильевич отказался
        куда-либо ехать, на стороне белых он против советской власти не выступал, но и за
        красных тоже не воевал.
        В Вязьме Петр Васильевич был выбран в Совет солдатских депутатов, но вскоре был
        освобожден от службы как имеющий звание учителя, 9 декабря 1918г. был вновь
        мобилизован и назначен командиром взвода в 3-й стрелковый пехотный запасной батальон
        7-й дивизии в Осташкове
        Тверская губ., г.Осташков 
        Год начала 1918 
        День начала 9 
        Месяц начала 12 
        За три дня до отправки на фронт был переведен в хозчасть полка интендантом и казначеем,
        получил благодарность приказом по армии за хорошую постановку отчетности в боевой
        обстановке. В военных действиях не участвовал
        Тверь 
        Год окончания 1923 
        В 1923г. в Твери Петр Васильевич был в школе комсостава делопроизводителем.
        В этом же году демобилизовался. Еще в 1922г. Петр Васильевич высказывал желание
        принять монашество. Он был близко знаком с епископом Феофилом (Богоявленским).
        Епископ Феофил тесно общался с архиепископом Феодором (Поздеевским), настоятелем
        Данилова монастыря в Москве, и в 1923г. желание Петра Васильевича исполнилось
      Рукоположение
        монах 
        Павел 
        1923 
        Место Москва, Данилов монастырь 
        Пострижен в мантию с именем Павел в честь преподобного Павла Фивейского,
        память 15/28 января в Московском Даниловом монастыре
        иеромонах 
      Служение
        Москва, Данилов монастырь 
        иеромонах 
        Год начала 1923 
        Год окончания 1928 
        Имел послушания управлять хором и исповедовать.
        В Даниловом монастыре в то время братия была совсем небольшая: монастырь был бедный.
        У о.Павла был друг — Митя, с которым они вместе проходили начало монашеского пути.
        Впоследствии он стал митрополитом Сергием (Воскресенским). О.Павел обладал прекрасным
        баритоном, поэтому на всенощных его вместе с Митей, у которого был великолепный
        тенор, благословили читать паремии. Время было тяжелое: все ширилось и усиливалось
        гонение на Церковь, то и дело совершались аресты духовенства, многие епископы, священники
        и миряне совращались в организованное советской властью обновленчество. Данилов
        монастырь явился одним из наиболее твердых оплотов православия, в особенности
        после ареста Патриарха Тихона. К архиепископу Феодору постоянно приезжали епископы,
        вскоре почти все ставшие исповедниками и мучениками, чтобы обсудить труднейшие
        проблемы церковной жизни, — владыка пользовался большим авторитетом благодаря своей
        твердости и высоко-духовной аскетической жизни. Духовником в монастыре был замечательный
        старец архимандрит Георгий (Лавров), к нему обращались многие из московского
        духовенства и мирян, его духовному руководству был вручен и о.Павел. Послушаниями
        о.Павла были управление хором и исповедь. Уже в те годы о.Павел иногда удивлял
        своей прозорливостью. Например, однажды, ему передали банку с маринованными грибами,
        не говоря, от кого. О.Павел велел выбросить ее в нужник. Впоследствии на исповеди
        открылось, что некая женщина наколдовала на этих грибах, желая привлечь к себе
        сердце о.Павла
      Аресты
        Москва, Даниловский монастырь 
        Год ареста 1929 
        День ареста 28 
        Месяц ареста 10 
        Еще до закрытия монастыря о.Павел был впервые арестован. Архиепископ Феодор был
        арестован уже давно, в монастыре все время менялись наместники, их тоже арестовывали,
        ссылали, но была группа близких владыке Феодору епископов, которые нередко приезжали
        и служили в Даниловом монастыре. Один из них епископ Парфений, после службы
        обратился к прихожанам с призывом мирными способами сохранить и защитить монастырь
        (в частности, монастырский храм, который хотели превратить в склад), т.к. то и дело
        стали приходить разные комиссии, ищущие повода, чтобы его закрыть. За это он был
        арестован, и с ним целый ряд монахов и мирян
      Осуждения
        Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 
        23/11/1929 
        Приговор 3 года ссылки 
        Групповое дело "дело об иноческом братстве Данилова монастыря во главе с еп.Парфением (Брянских). Москва, 1929г." 
        По "Делу об иноческом братстве Данилова монастыря" проходили: архимандрит Стефан
        (Сафонов), архимандрит Тихон (Баляев), епископ Парфений (Брянских), игумен
        Кассиан (Валерианов), иподиакон Голубцов Серафим Александрович и несколько мирян,
        всего 11 человек.
        Дело о.Павла очень короткое, содержит только один короткий протокол допроса
        14 ноября 1929г. Когда о.Павла спросили о том, что говорил в проповеди епископ
        Парфений, он ответил: "Я — или управляю хором, или исповедую, потому я не обращаю
        внимания на то, что говорит тот или иной проповедник. Мне некогда. Служу я очень
        редко: раз в полтора-два месяца".

        В качестве одного из обвинений арестованным вменялось то, что монастырь из общебратской
        кружки посылал денежные суммы ранее арестованным архиепископу Феодору, архимандриту
        Георгию (Лаврову) и др.
      Места заключения
        Москва, Бутырская тюрьма 
        Год начала 1929 
        День начала 28 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1929 
        Месяца полтора после ареста о.Павел провел в Бутырках, затем был выслан этапом
        в Казахстан. Когда был объявлен приговор, то архимандрит Симеон (Холмогоров)
        вызвал к себе Марию Феоктистовну Кутомкину, мать 28-ми летней девушки — Агриппины,
        которая была духовным чадом о.Павла, и спросил: "Вы не согласитесь послать свою
        дочь за о.Павлом? Если с ним никто не поедет, он там погибнет". Мария Феоктистовна
        согласилась. Тогда о.Симеон вызвал Агриппину и благословил ехать с о.Павлом.
        Агриппине Николаевне пришлось дежурить на Казанском вокзале, чтобы уследить, когда
        привезут о.Павла вместе с другими заключенными и посадят в вагоны. После долгого
        ожидания она увидела о.Павла в колонне заключенных, их посадили в столыпинские
        вагоны. Ей удалось сесть в другой вагон этого же состава и поезд двинулся на восток.
        На каждом полустанке надо было следить, не высадят ли заключенных на остановку в
        какой-либо пересыльной тюрьме. Первый раз колонну высадили в Самаре. Агриппина также
        вышла из поезда и проследила путь заключенных до тюрьмы. Ей нужно было дежурить там,
        чтобы уследить за отправляемой колонной и вскочить в тот поезд, в котором повезут
        о.Павла. Так они прошли четыре тюрьмы. Потом этап прибыл в Казахстан. На станции
        Кокчетав колонну высадили и повезли в санях в г.Акмолинск. Агриппину в сани не посадили
        и она бежала долго за санями пока конвоиры не сжалились и не посадили ее у ног о.Павла
        Казахстан, г.Акмолинск 
        Год начала 1929 
        Год окончания 1933 
        В Акмолинске о.Павел и Агриппина поселились в маленьком домике. Через некоторое
        время они познакомились с местным священником о.Игнатием Кондратюком, который
        помогал заключенным, которых в Акмолинске было очень много. Вскоре о.Павел
        стал тайно совершать литургию. Агриппина пекла просфоры, пела, читала.
        О.Павел с Агриппиной Николаевной пробыли в ссылке 3 года, но срок продлили и они
        остались в Акмолинске еще на 1 год.
        Потом в 1970-е годы о.Павел описал эту ссылку в письмах: " В Акмолинске я очень
        болел, у меня было очень плохо с желудком. Вшей было сплошь: все белье в них.
        Морозы 50 градусов, и жара тоже 50 градусов, бураны песочные, снежные. Самые
        трудные работы Агриппина Николаевна прекрасно выполняла, не зная черной работы,
        не имея к ней навыка. Она меня выхаживала от всяких болезней, которых у меня было
        очень много. Все ею испытано: и холод, и голод, и вши, от которых она очищала
        и меня, и себя. Нас в дома не пускали, боялись"
      Места проживания
        Калининская (Тверская) о., г.Каменка 
        Год начала 1933 
        Ярославская о., г.Ростов 
        Калужская о., г.Малоярославец 
        Год начала 1936 
        Год окончания 1938 
        О.Павел вернулся из Казахстана в 1933г. и жил полулегальным образом в г.Каменке,
        в Ростове, в Малоярославце, в деревнях: Брянцево, Нездылово, наконец, в Завидово.
        Агриппина Николаевна рассказывала, как о.Павел вдруг посылал ее искать новую
        квартиру, и она уезжала туда, куда говорил о.Павел, и каждый раз все устраивалось
        по его слову. Он был прозорливым: предчувствовал опасность и знал, когда и куда
        надо было ехать.
        В 1937г. было возбуждено дело "контрреволюционного "Иноческого братства Даниловского монастыря",
        возглавляемого схиархимандритом Симеоном (Холмогоровым) и архиепископом Феодором (Поздеевским)".

        По этому делу было арестовано много ссыльных епископов и духовенства.
        Иеромонаха Павла (Троицкого) также привлекли к этому делу, но арестовать его
        не смогли, т.к. он от ареста скрывался.
        Арестованных разделили на несколько групп
        (дело П-5328 архива УФСБ по Владимирской обл., дело П-8151 того же архива и др.).
        В материалах этих дел имеются неоднократные упоминания о иеромонахе Павле (Троицком).
        Из дела П-5328 (по нему были осуждены 16 человек):
           
        "...Установлено, что на территории Московской обл. и ряде районов Ивановской обл.
           существовала подпольная к/р организация церковников и монашества, т.н.
           "Всероссийское Иноческое братство", возглавляемая архиепископом Поздеевским и
           архимандритом Холмогоровым с группой своих послушников из бывшего Московского
           Даниловского монастыря на основе к/р платформы ссыльных епископов, известной
           под именем "Истинно Православная Церковь"...
           Были созданы к/р группы — ячейки организации, объединенные в т.н,
           "домашние нелегальные церкви" ("скиты", "обители" и т.д.)...
           В г.Малоярославце и в Зарайске имелись к/р группы, которые возглавлялись
           архимандритами Соловьевым Поликарпом, Сафоновым Стефаном и иеромонахом
           Троицким".

        Также в этом деле имеется справка:
          "Составлено:
           15/IV -1937г.
           г.Иваново.
                            СПРАВКА
             " 1). На проходящих по делу Холмогорова М.М., Поздеевского А.В., Коренченко П.С.,
                   Бекренева Г.И., Селифонова А.И., Каретникову А.И., Алексеева А.А.,
                   Ставицкого В.С., и Голубцова С.А. — материалы выделены в особое производство.
               2). Соловьев Поликарп, Сафонов Стефан и Троицкий Павел — привлекаются
                   к ответственности по самостоятельному делу УНКВД Калининской обл.
               3). Вещественные доказательства по делу — переписка к/р содержания
                   приобщается особым пакетом.
               Нач. 3 отделения IV отдела УГБ
                  Лейтенант госбезопасности /Новиков/ ".

        В деле П-8151 иеромонах Павел назван "руководителем к/р группы послушников
        епископа Поздеевского в Москве и Малом-Ярославце".

        Указано также, что "специально для обсуждения вопросов создания
        к/р организации" в 1934г. он приезжал в Зарайск из Ростова к епископу
        Феодору (Поздеевскому), где "встретился с архимандритами Соловьевым, Сафоновым".
        Архимандрит Симеон (Холмогоров) и др., проходившие по делу П-8151 были расстреляны
      Места проживания
        Калининская (Тверская) о., с.Завидово, Новая ул., 16 
        Год окончания 1939 
        В начале июня 1939г. о.Павел уехал в Москву, и в это время за ним пришли из органов.
        Агриппина Николаевна сказала, что о.Павла дома нет, и как только сотрудники НКВД
        ушли, сразу же поехала в Москву, нашла о.Павла и попросила, чтобы он не возвращался.
        о.Павел сказал: "Если я не вернусь, то тебя арестуют", и поехал в Завидово
      Аресты
        Тверская о., с.Завидово 
        Год ареста 1939 
        День ареста 7 
        Месяц ареста 6 
      Осуждения
        Особое Совещание при НКВД СССР 
        29/10/1939 
        Статья ст.58–10 ч.2, 58–11 УК РСФСР 
        Приговор 8 лет ИТЛ 
        Причиной ареста о.Павла стали показания епископа Мануила (Лемешевского), которого
        к нему привели против его воли. Эта встреча оказалась роковой.
        О.Павел последовательно отвергал обвинения в антисоветской политической деятельности
        и старался не назвать ни одного имени: "Что же касается лиц, которые были со мной
        связаны, то я еще раз подтверждаю свои прежние показания о том, что назвать этих
        лиц я не могу по своим религиозным убеждениям"
      Места заключения
        Москва, Внутренняя тюрьма ГУГБ НКВД СССР 
        Год начала 1939 
        День начала 8 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1939 
        День окончания 23 
        Месяц окончания 8 
        Москва, Лефортовская тюрьма 
        Год начала 1939 
        День начала 23 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1939 
        День окончания 10 
        Месяц окончания 11 
        Москва, Бутырская тюрьма 
        Год начала 1939 
        День начала 10 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1939 
        День окончания 17 
        Месяц окончания 11 
        Был переведен в Бутырскую тюрьму, как осужденный ОСО НКВД, для объявления постановления.
        17 ноября о.Павел отбыл по этапу в Ивдельлаг НКВД под усиленным конвоем
        Ивдельлаг НКВД 
        Год начала 1939 
        День начала 28 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1944 
        Если при отправлении в лагерь о.Павел был признан годным к легкому труду, то в июле
        1940г. он смог отработать только один день на расчистке баржи. Далее сразу заболел
        и до нового года отмечен как "инвалид неработающий". Впоследствии он говорил, что
        остался живым только благодаря тому, что был взят на работу в лагерную санчасть.
        в 1942 и 1943 годах в дело о.Павла поступали медицинские справки, свидетельствующие
        о его тяжелом состоянии здоровья: "Страдает тяжелым неизлечимым недугом в форме
        декомпенсированного порока сердца, стойкая отечность, печень увеличена, отечность
        в легких на обоих базах — хрипы застойного характера". О.Павел находился в стационаре
        по два-три месяца, имел инвалидность то первой, то второй группы. В 1942г. вышло
        постановление об освобождении осужденных, страдающих неизлечимым недугом. Однако
        о.Павла освобождать не торопились. Об его освобождении хлопотала сестра Елена
        Васильевна. Очевидно, каким-то образом ей удалось спасти брата — может быть
        лагерное начальство пожалело его, а может быть, за деньги оформили документы о
        его смерти, т.е. списали его как умершего и отпустили с какими-то другими документами.
        С этого времени и начинается самый таинственный период в жизни о.Павла
      Места проживания
        Калининская о., г.Кувшинов (около города) 
        Год начала 1944 
        Место жительства для своих духовных чад (за исключением Агриппины Николаевны и
        двух-трех из Санкт-Петербурга), как потом и место погребения, о.Павел захотел оставить
        неизвестным.
        О.Павел был великим аскетом, постником, всегда молился, жил очень строгой жизнью,
        ничего не имел. Даже литургию совершал он, используя в качестве чаши стеклянную
        рюмку. Все подарки, присылавшиеся ему, он обычно сразу кому-нибудь отсылал — передаривал.
        В начале Великого Поста всегда писал: "Я теперь ухожу в затвор". Весь Великий Пост
        он не отвечал на письма. О.Павел категорически запрещал говорить о себе: очевидно,
        он жил нелегально или, скорее всего, под другим именем. Все силы он отдавал молитве,
        службе и писанию писем.
        Агриппина Николаевна была прихожанкой храма свт.Николая в Кузнецах. В 1951г.
        настоятелем храма стал протоиерей Всеволод Шпиллер, вернувшийся из болгарской
        эмиграции в Россию. Агриппине Николаевне понравилось его благоговейное служение
        и она рассказывала о нем о.Павлу. Около 1970-х годов начинаются удивительно
        близкие, особенные отношения о.Павла с о.Всеволодом, их переписка и духовная связь.
        О.Всеволод считал о.Павла святым старцем, своим духовником, хотя ни разу его
        не видел. В это время и в последующие годы по благословению о.Павла устанавливается
        через Агриппину Николаевну его письменная связь с целым рядом молодых священников
        и их семьями. Письма (их сохранилось примерно 300–400), содержавшие указания
        о воле Божией, и духовные наставления о.Павла воспринимались как письма "с неба",
        становились святыней и руководством к жизни для его учеников. Они свидетельствуют
        о том, что о.Павел — удивительный подвижник, обладавший такими поразительными
        духовными дарами, которые всегда соединяются в нашем представлении с великой святостью.
        Он был совершенно прозорлив, знал, где что происходит, кто что думает и делает,
        предсказывал будущее, отвечал на письма, еще не полученные и даже еще ненаписанные.
        Переписка с ним осуществлялась через посыльных, и нередко бывало так, что передается
        посыльному письмо для о.Павла, а посыльный вручает его ответ, который написан
        раньше, чем то письмо, которое передается, — и тем не менее, в ответе отвечено
        на все, о чем спрашивается в письме. О.Павлу была свойственна удивительная свобода,
        он никогда не говорил того, чего не думал или не знал. Главным принципом его
        подвижнической жизни было следование воле Божией, и он в письмах часто писал:
        "Такова воля Божия". Те, кто с ним переписывался, хорошо знали, что если послушаться
        благословения о.Павла, то все будет так, как он говорит, все будет хорошо. И горе
        тому, кто спросил и не послушался. Агриппина Николаевна говорила, что о.Павел
        живет в доме, хозяйкой которого является некая Мария Николаевна. У нее была
        дочь Галина. Мужа Галины звали Анатолием. Галя и Толя часто ездили в Москву,
        привозили письма о.Павлу и отвозили его ответы, записывали в Николо-Кузнецком
        храме проповеди о.Всеволода на магнитофон или получали чьи-то записи и очень
        быстро доставляли их о.Павлу, который очень дорожил этими проповедями и часто
        их слушал.
        В период восстановления Московского Данилова монастыря, в 1985г. архимандрит
        Герман (Красильников), служивший в с.Шеметово под Сергиевым Посадом и знавший
        о.Павла еще до его ареста в 1939г. , предлагал наместнику Данилова монастыря
        архимандриту Евлогию (Смирнову) съездить с ним к о.Павлу в Кувшинов, но внезапно
        скончался, не оставив адреса старца.
        В своем письме в 1989г. о.Павел писал: "Очень прошу обо мне никому не говори.
        Я никого не боюсь, но хочу умереть тихо, без всяких почестей, как миллионы людей
        умирали в лагерях без всякой вины. У меня нет зла на всю эту страшную жизнь и на
        этих людей с 1917г. Теперь как будто стали понимать всю прожитую жизнь — все
        развалили, разгромили, расстреляли, уничтожили, а теперь пожинают всходы своего
        посева за 72 года..."
    Кончина
      1991 
      День 6 
      Месяц 11 
      Не дожив двух с половиной месяцев до 98 лет, втайне, также как и жил,
      скончался о.Павел в начале ноября 1991г. Точный день своей кончины, и место
      погребения он не позволил сообщить, уподобляясь в этой строгости своему древнему
      святому покровителю, преподобному Павлу Фивейскому.
      Духовные чада о.Павла приняли считать днем его кончины 6 ноября в день празднования
      иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" и каждый год в этот день собираются
      на службу в Николо-Кузнецком храме множество священнослужителей и мирян
    Публикации ->
      1.Шпиллер И.В. Воспоминания об о.Всеволоде Шпиллере// М., Изд-во ПСТБИ, 1995. 95с.
      2.Иеромонах Павел Троицкий. Жизнеописание/ Сост.прот.Владимир Воробьев. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 2003.
    Заявители ->
      1. Протоиерей Владимир Воробьев
    Документы ->
      1. Архив УФСБ по Владимирской обл. Д.П-5328.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ