Служение
Московская губ., Коломенский у. (Московская о., Ступинский р.), с.Мещерино, церковь Рождества Пресвятой Богородицы
протоиерей
Должность настоятель
Год начала 1925
Год окончания 1938
День окончания 27
Месяц окончания 2
В семье о.Вениамина было двое детей: сын и дочь. Сын Серафим (1909г.р.), больной
от рождения, умер в 1934г. Дочь (1911г.р.) жила отдельно. Супруга его давно
умерла. О.Вениамин жил одиноко, и все свое время и всего себя посвящал служению
Церкви.
В 1936г. Мещеринский сельсовет запретил о.Вениамину ходить с молебнами по домам
прихожан. Ранее для этого требовалась справка из Мещеринской амбулатории,
что в селе нет эпидемических заболеваний. С 1936г. амбулатория отказалась
давать церковному совету такие справки.
Тогда прихожане обратились в сельский совет с просьбой, что если нельзя ходить
с иконами и крестами, к которым прихожане прикладываются, то пусть разрешат
ходить хотя бы с кружкой, к которой никто не прикладывается и куда люди могут
опускать деньги на содержание храма, после того как священник поздравит
их с праздником. Но и этого сельсовет не разрешил, мотивируя тем, что "в селе
эпидемия скарлатины", хотя на самом деле всего лишь несколько жителей болело
ангиной.
7 марта 1936 года прихожане направили заявление во ВЦИК:
"Приходской совет постановил обратиться за разрешением этого вопроса
ввиду предстоящей Пасхи в постоянную центральную культкомиссию при ВЦИКе.
Если нельзя ходить с иконами и крестом, к которым прикладываются, то
нельзя ли ходить безо всего, поздравляя с праздником и собирая священнику
на прожитие и уплату налогов...
Внутрицерковные приходы слишком малы, потому что народ, занятый в колхозах,
не всегда имеет время ходить в церковь, следовательно, остается главным
доходом требоисправление (крестины, похороны), которых также много,
и хождение в праздники по приходу.
Приходской совет просит культкомиссию дать то или иное разъяснение по этому
вопросу".
Ответа на письмо не последовало, а с лета 1937г. гонения на Русскую Православную
Церковь резко усилились. 26 ноября 1937г. в районной газете "Вперед" появилась
статья под названием "Совещание селькоров и редакторов стенгазет", в которой,
как пример подрывной деятельности "церковников", сообщалось:
"Мещеринский поп всеми способами пытается "подружиться" с колхозниками и
"приблизиться" к ним. Он не прочь прочитать газету колхозникам,
"побеседовать" с ними о выборах, написать какое-либо заявление и т.д.
В каждом таком случае любой факт, любую газетную заметку он пытается
истолковать в выгодном для себя свете, клевеща на советскую власть,
ведя контрреволюционную агитацию".
Прочитав эту возмутительную ложь, о.Вениамин отправился к начальнику местной
Мещеринской почты узнать, кто автор этой статьи, чтобы лично объясниться с ним
и спросить, на основании чего она написана. Но начальник почты отвечать
отказался, сказав, что, мол, "это секрет". О.Вениамин только рукой махнул,
услышав такой ответ и в сердцах сказав, что "советской власти больше писать
не о чем, как только собирать эти кляузы", и вышел.
В начале 1938г. сотрудники НКВД потребовали от секретаря Мещеринского сельсовета,
чтобы тот составил соответствующую интересам НКВД "характеристику" на
о.Вениамина. Секретарь написал:
"Священник занимается эксплуатацией ребятишек, заставив их однажды колоть
дрова, а также проводил незаконно таинства крещения, не спросив на это
разрешение сельсовета, и ходил по некоторым домам, где люди настроены
антигосударственно, и вел с ними работу, что отражается на работе и
настроении колхозников".
Стали вызываться лжесвидетели. Один из них, девятнадцатилетний учитель
Мещеринской школы, показал, что о.Вениамин:
"Сагитировал одного из преподавателей. Тот стал читать Евангелие и ходить
в храм, за что был уволен из школы и уехал из села неизвестно куда.
По этому поводу священник сказал:
"Вот видите, большевики спохватились, стали переходить в православную
веру. Образованный учитель перешел в православную веру, а говорят все:
"Бога нет".
Скоро все коммунисты креститься будут"