Места проживания
Семиреченская о., Верненский у., Мохнатая сопка
По воспоминаниям А.С.Нагибиной [2]:
"Построил себе келью на самой вершине Мохнатой сопки, но проведя там одну зиму,
по причине глубокого снега на вершине горы, не имея возможности общения с другими
подвижниками, спустился ниже на гору Горельник"
Семиреченская о., Верненский у., гора Горельник
По воспоминаниям А.С.Нагибиной [2]:
"Там тоже поставил себе келью маленькую рубленую избушку, в ней печка
глиняная, кровать три горбылины, устланные соломой, да стол. Так и жил.
"Семиречье, говорил он, лучше всех мест. И народ очень хороший в Семиречье,
добрые и верующие люди".
В 1923г. из Аксайского ущелья пришел на эту же гору иеромонах Пахомий (Русин).
Скит на Мохнатой сопке, где жили монахини, находился неподалеку.
Из воспоминаний А.Нагибиной [2]:
"Виктор ходил к нам часто, и мы к нему часто ходили... И в город он приходил
на каждый праздник и в каждый пост говеть и причащаться. Этот Виктор на весь
город был! Это чудной жизни старичок. Как увидят его: "Виктор идет к нам!" и
каждый старается дать ему кто сахара, кто сухарей, кто чая. Больше он не брал
ничего и денег не принимал, не любил деньги... Спрячет все подаяние за пазуху
своего зеленого брезентового плаща, кушаком подвяжется и уходит в горы.
Круглый год ходил он в брезентовом плаще, зимой и летом...
Он был маленького роста, сухощав, быстр, но не резок в движениях, с негустой
темно-русой бородкой и темными, прямыми и длинными волосами, лежащими на
прямой пробор. Говорил он быстро, чуть надтреснутым голосом...
На Горельнике жил огромный медведь. Иногда он спускался с горы и садился
неподалеку от Викторовой кельи. Но Виктора он никогда не трогал и, когда
подвижник говорил ему: "Иди, мишка!" медведь вставал и уходил".
Из воспоминаний монахини Магдалины (Халиной Ф.С.) [2]:
"Мы много странствовали в то время по горам: о.Пахомий, Виктор, я и Саня
Нагибина. От самого Каскелена до Тургеня пешком по горам ходили...
А бывало, сидит Виктор в своей келье, потом встрепенется, побежит к
о.Пахомию: "Бери скорее чайник, бежим туда, далеко по щеле в горы, там
есть святое место, там чайку попьем. Там святое место! Там Ангелы!...".
С о.Пахомием они много странствовали. Куда бы ни шел Виктор, все с Пахомием...
Отец Пахомий молился много. Виктор тоже был сильный молитвенник. Но как и
когда он молился, я не знаю. Иногда он по неделе жил на Медео в скиту,
в Саниной келье, а Саня ко мне переходила... ".
Из воспоминаний А.Нагибиной [2]:
"О сокровенной жизни его внутреннего человека мы знали мало. Но не могли
не чувствовать, что за внешним его чудачеством и юродством кроется
самоотверженный подвиг, за неназойливым ворчанием любовь к нам, как к детям
немощным и неискусным, за видимой общительностью великая тишина и тайна
созерцания невидимого мира...
Это было в конце 1920-х годов, летом. Мы с инокиней Мариамной ходили по горам.
Пришли на Горельник в келью к Виктору. Неподалеку под горой была яма, в которой
он молился. Был поздний вечер... Не помню зачем, я вышла из кельи и пошла
в сторону ямы. И вдруг вижу Виктор стоит на коленях в воздухе, примерно
в метре от земли и еще в 1,5 м от дна ямы и молится с воздетыми к небу
руками. Я была потрясена, мне стало страшно не потому, что он стоял на воздухе
я читала жития святых и знала о такой молитве а потому, что своим приходом
мы мешаем ему молиться, нарушаем его тишину. И тихо-тихо, чтобы веточка не
хрустнула, я попятилась назад, а, зайдя за гору, побежала что есть сил к
Мариамне, рассказала о том, что видела, и мы ушли, оставив его... ".
В конце 1920-х и начале 1930-х гг. церковная жизнь в Алма-Ате терпела особые
потрясения. В городе происходили поголовные аресты духовенства, монашествующих
и просто православного люда. В горах облавы на пустынников... В горах монахи
жить уже не могли. Те, кто не был арестован, спустились в город.
О.Пахомий тоже покинул свою келью.
Лишь Виктор оставался на Горельнике, но жил тихо, втайне от чужих.
Он по-прежнему приходил к сестрам-монахиням в Никольскую церковь и в его поведении
не было особых перемен... После ареста о.Александра Скальского и о.Стефана Пономарева
10 декабря 1931г. Виктор перестал бывать в Никольском храме. А.Нагибина с инокиней
Мариамной заходили к нему на гору Горельник
Семиреченская о., Верненский у., Аксайское ущелье
Год окончания 1935
С начала 1930-х годов вплоть до своего ареста жил в Аксайском ущелье. Имел
непрестанную умно-сердечную Иисусову молитву, в молитве поднимался от земли. В
народе пользовался авторитетом как прозорливый старец
Из воспоминаний Н.Г.Казулиной [2]:
"В 1932г. мать Рафаила возила меня в Алма-Ату. Мы приехали к матушкам
Евфалии, Марьяше, Феодоре, с которыми жила племянница матушек Феодоры
и Александры Настенька Нагибина.
Никольский собор был тогда еще открыт, там служил епископ Герман.
А в подвале собора жили матушки. Они пекли просфоры для собора и собирали
сухарики передачи для подвижников алма-атинских: отца Виктора, отца
Тавриона. Отец Таврион, когда мой папа приехал в Алма-Ату, говорил ему, что
он много лет, не посещая город, жил в горах и ел дикую картошку и траву.
Тогда же я слышала об иеромонахах Серафиме и Феогносте, которые уже были
расстреляны, за них там молились и считали их великими подвижниками
Мы с матушками Рафаилой и Феодорой, по поручению о.Пахомия, пешком,
с котомками, поднимались в горы на Медео, где по правой стороне ущелья
находилась его пещера. В пещере у него была мука в жестяных баночках.
Так мы шли с горы на гору, между елок, и вот добрались до одной елки. Корни
ее лежали на земле, матушки их раздвинули, нашли там дверку и вошли в пещеру.
В пещере пахло цвелью, в уголке был сделан из глины святой уголок и стояла
картонная иконочка. Мы помолились, взяли там муку в жестяных баночках и
пошли к отцу Виктору (Матвееву) он жил на другой горе.
Мы принесли ему сухарей. У отца Виктора был деревянный домик, сруб два метра
на два. И что я запомнила: внутри домик был красный от клопов.
Отец Виктор (вот старец был! на нем засаленная фетровая шляпа, одет в
подрясничек, сверху плащ), завел нас в свою келью и сказал: "Ночуйте здесь и
ни одного клопа не давите! Это тоже творение Божие!". В келье стоял керосин.
Матушки натерли меня керосином (клопы керосина боятся), и я ночью все-таки
спала, а они не спали. Отец Виктор ушел ночевать куда-то под елку. А утром
пришел. Я слышу, он с кем-то разговаривает и думаю: "С кем он разговаривает?"
А он приручил ворона, говорит ему: "Сейчас, сейчас тебе дам". А ворон ему
отвечает с дерева: "Кар! Кар!". Я не знаю, был ли он монахом, но мы его
называли "старец Виктор". Мы у него переночевали, он нас напоил чаем,
поухаживал за нами, и мы отправились в город... "
Аресты
Семиреченская о., Верненский у., Аксайское ущелье
Год ареста 1935
День ареста 2
Месяц ареста 9
Странника Виктора арестовали ночью, в горах. В одно время с ним в городе арестовали
Александру Нагибину. Немного позже арестовали в городе отца Пахомия Русина
и других монахов и монахинь
Осуждения
Особое Совещание при НКВД СССР
28/01/1936
Обвинение "руководитель алма-атинской части к/р группы церковников"
Статья ст.5810,5811 УК РСФСР
Приговор 5 лет ссылки в Казахстан
Групповое дело "Дело иеромонахов Макария (Ермоленко), Пахомия (Русина) и др. Казахстан, 1936г."
Из обвинения:
"Задачи к/р группы монахов сводились к следующему:
1). Переход на нелегальную ее деятельность.
2). Проведение к/р религиозной работы среди верующих с целью срыва
мероприятий Советской власти в области колхозного строительства и
агитации против сов. власти...
Руководителем алма-атинской части группы церковников был Матвеев Виктор Матвеевич.
эта часть группы, обосновавшаяся в горах Аксая, развернула свою религиозную
деятельность среди верующих Никольской церкви г.Алма-Аты.
Пользуясь репутацией "прозорливого старца", Виктор привлекал к себе массу
паломников-верующих, которые, несмотря на дальность расстояния (30км),
систематически посещали тайные кельи монахов в мест.Аксай, приносили им
продукты и участвовали в тайных богослужениях.
Связь между "талгарской" и "аксайской" группами контрреволюционеров
осуществлялась путем встречи руководителей Макария, Пахомия, Виктора, Антония
в Алма-Ате на квартирах у монашек или в Никольской церкви. Пребывание
участников группы в Алма-Ате тщательно конспирировалось...
Кроме тайной деятельности, монахи вели систематическую а/с агитацию среди
посещавших их верующих, распространяли провокационные слухи о войне, о
скорой кончине мира, агитировали против колхозов...
В июле 1935г. в горах Аксая в келье монаха Виктора обсуждался вопрос о
неизбежности войны и скором падении Советской власти... "
Места заключения
Казахстан, г.Алма-Ата, тюрьма
Год начала 1935
Год окончания 1936
Казахстан, г.Караганда
Год окончания 1936
Из Алма-Атинской тюрьмы старец Виктор был направлен в Караганду, оттуда
в 1936г. переведен в Кзыл-Орду
Казахстан, г.Кзыл-Орда, ИТЛ
Год начала 1936
Казахстан, Южно-Казахстанская о., Чаяновский р., пос.Орловка
Год окончания 1937
Находился в ссылке в пос.Орловка Южно-Казахстанской обл.