( * ) Восторгов Иван Иванович 
    Год рождения 1864 
    День рождения 30 
    Месяц рождения 1 
    Место рождения Кубанская о., ст-ца Кавказская 
    протоиерей 
    По другим данным — родился 20.01.1867г., место рождения — Ставропольская губ.,
    с.Кирпильское.
    Родился в семье священника о.Иоанна Александровича Восторгова, сына магистра
    богословия, профессора Владимирской Духовной Семинарии Александра Восторгова.
    Мать Ивана Восторгова звали Татьяной Ксенофонтовной.
    В марте 1868г. семья переехала в станицу Ново-Александровская.
    Его отец, переселившийся из Тульской губернии на Ставрополье,
    нашел здесь преданную паству и снискал любовь и уважение прихожан.
    Молчаливый и кроткий батюшка отличался добротой и отзывчивостью,
    и когда он преждевременно скончался, осиротевшая паства помогла матушке
    Татьяне Ксенофонтовне поставить на ноги троих детей: двух мальчиков и девочку.
    Поскольку скромной пенсии не хватало, матушка после смерти мужа трудилась
    на просфорне при храме, в котором служил отец Иоанн, а добрые люди помогали
    кто чем мог. Мальчиков удалось устроить в семинарию в Ставрополе
    Фотографии[1] [2] [3] [4]
       
      Священномученик протоиерей Иоанн Восторгов. Роспись в алтаре храма Всех Святых во Всехсвятском в Москве 
       
      Священномученик протоиерей Иоанн Восторгов. Икона ХХв., написана в ПСТГУ 
       
      Священномученик епископ Ефрем (Кузнецов), священномученик протоиерей Иоанн Восторгов, мученик Николай Варжанский. Икона. 
       
      Протоиерей Иоанн Восторгов 
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1889г.] [1889-1901гг.] [1901-1918гг.]
      Образование
        Ставропольская Духовная Семинария 
        Год окончания 1887 
        В 1887г. Иван окончил Духовную Семинарию по первому разряду.
        После окончания курса он хотел продолжить образование, но, уступив просьбам
        матери, решил принять сан и служить на отцовском приходе.
        Однако намерению этому тогда не суждено было осуществиться.
        Епархиальный архиерей не благословил юношу на принятие священства, разрешив
        ему лишь занять должность псаломщика, слишком уж юн был "кандидат в батюшки"
      Служение
        Ставрополь, Ставропольское духовное училище 
        Должность псаломщик, надзиратель, преподаватель русского и церковнославянского языков (с 30.09.1887г.) 
        Год начала 1887 
        День начала 15 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1889 
        Стесненное материальное положение семьи требовало от юноши поисков достаточного
        заработка, и 15 августа 1887г. Иван Восторгов был определен надзирателем в
        Ставропольское духовное училище.
        30 сентября 1887г. Иван Восторгов был назначен штатным преподавателем русского
        и церковно-славянского языков в то же училище.
        В 1887г. он написал свою первую работу:
        "Раскольничья австрийская иерархия с точки зрения церковных канонов",
        посвященную опровержению мнений старообрядцев-раскольников. В работе уже тогда
        определились его церковно-апологетические устремления.
        Младший брат Ивана Восторгова закончил семинарию и служил псаломщиком,
        сестру удалось устроить в институт за казенный счет.
        Иван Восторгов вступил в брак с Еленой Евпловной (урожденной Маковкиной).
        В 1889г. в результате несчастного случая скончался его младший брат —
        псаломщик.
        Иван Восторгов оставил учительство и принял священный сан
      Рукоположение
        диакон 
        1889 
        День 1 
        Месяц 8 
        Кто рукоположил епископ Ставропольский Владимир (Петров) 
        Был рукоположен во диакона 1 августа 1889г. в Праздник Происхождения честных древ
        Животворящего Креста Господня к Михаило-Архангельской церкви села Кирпильское
        Кубанской обл.
        иерей 
        1889 
        День 6 
        Месяц 8 
        Через несколько дней, в Праздник Преображения Господня, Иоанн Восторгов был
        возведен в сан иерея
      Служение
        Ставропольская губ., с.Кирпильское, церковь Михаила Архангела 
        иерей 
        Должность настоятель, наблюдатель церковно-приходских школ 12-го благочиннического округа Кубанской обл. 
        Год начала 1889 
        День начала 6 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1890 
        День окончания 15 
        Месяц окончания 9 
        20 августа 1889г. иерей Иоанн совершил первое богослужение в Михаило-Архангельской церкви
        С 6 ноября 1889г. он стал заведующим, законоучителем и учителем местной школы.
        В селе большую часть населения составляли раскольники, около ста лет здесь не
        было православного священника. О.Иоанн должен был создать и духовно воспитать
        приход. Батюшке пришлось самому устраивать и сам храм.
        За год служения о.Иоанн добился ощутимых результатов: люди стали более богобоязненными,
        привыкли ходить в храм. Более ста человек из старообрядцев присоединились к
        Православной Церкви.
        О.Иоанн на собственные средства открыл церковно-приходскую школу.
        Им же было основано в селе Общество трезвости.
        За те 14 месяцев, что о.Иван служил в с.Кирпильское, он проявил в своем
        служении жертвенность, ревность в трудах и особое призвание к учительству.
        12 мая 1890г. решением Епархиального Училищного Совета о.Иоанн был поставлен
        наблюдателем всех церковно-приходских школ 12-го благочиннического округа
        Кубанской епархии.
        15 сентября 1890г. он был назначен законоучителем Ставропольской мужской гимназии
        Ставрополь, Ставропольская мужская гимназия 
        иерей 
        Должность законоучитель (с 15.09.1890г.), настоятель гимназической церкви (с 21.08.1891г.) 
        Год начала 1890 
        День начала 15 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1894 
        День окончания 29 
        Месяц окончания 9 
        С 21 августа 1891г. о.Иоанн стал настоятелем гимназической церкви.
        6 декабря 1891г. епископ Ставропольский и Екатеринодарский Евгений (Шерешило)
        наградил о.Иоанна набедренником.
        Как разъяснено в Указе Консистории, награжден
           "за ревностное исполнение обязанностей, за проповедование Слова Божия, усердное
            преподавание Закона Божия, открытые им собеседования с пансионерами гимназии"
        24 августа 1893г. на Епархиальном съезде духовенства Ставропольской епархии
        о.Иоанн был избран членом правления Ставропольского Епархиального женского
        училища на 3 года.
        Со 2 октября 1893г. — член Правления Ставропольской Духовной Семинарии.
        С согласия архиепископа Владимира (Богоявленского), Экзарха Грузии, попечителя
        Кавказского учебного округа, телеграммой от 29 сентября 1894г. был назначен
        законоучителем гимназии в г.Елисаветполе
        Кавказ, г.Елисаветполь (Азербайджанская ССР, г.Кировобад, ныне Азербайджан, г.Гянджа) 
        иерей 
        Должность законоучитель мужской гимназии, член Елисаветпольского отделения Грузинского Епархиального Училищного Совета (с 07.09.1895г.), секретарь Педагогического совета гимназии (с 11.08.1896г.) 
        Год начала 1894 
        День начала 29 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1897 
        Наряду с богослужением, воспитанием и обучением гимназистов, о.Иоанн вел
        в Елисаветполе разнообразную общественно-административную деятельность.
        7 сентября 1895г. он был назначен членом Елисаветпольского отделения Грузинского
        Епархиального Училищного Совета.
        11 августа 1896г. избран на 3 года секретарем Педагогического Совета гимназии
        Тифлис, Тифлисская 1-я женская гимназия 
        иерей 
        Должность законоучитель, настоятель домовой гимназической Ольгинской церкви 
        Год начала 1897 
        День начала 17 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1898 
        День окончания 20 
        Месяц окончания 8 
        С 1897г. о.Иоанн жил и служил в Тифлисе.
        С 17 июля 1897г. о.Иоанн — законоучитель Тифлисской 1-й женской гимназии
        во имя св. равноап. княгини Ольги.
        Архиепископ Владимир (Богоявленский) утвердил его в должности настоятеля домовой
        гимназической церкви во имя святой равноапостольной княгини Ольги
        Тифлис, 1-я Тифлисская мужская классическая гимназия 
        иерей 
        Должность законоучитель, настоятель домовой гимназической церкви, заведующий тифлисскими церковно-приходскими школами 
        Год начала 1898 
        День начала 20 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1900 
        День окончания 22 
        Месяц окончания 12 
        В августе 1898г. о.Николаю поручили преподавание Закона Божия в 1-й мужской
        классической гимназии.
        В 1900г., благодаря деятельности Тифлисского миссионерского
        Братства, в одном из самых неблагоустроенных районов Тифлиса, населенного
        сектантами, открылись три церковно-приходские школы, в которых училось до
        300 человек. Вскоре число школ возросло до восьми.
        Заведующим школами был поставлен отец Иоанн.
        Он не только руководил занятиями, но и совершал богослужения (сначала в
        классах, а затем в устроенной его усилиями домовой церкви), а также
        проводил беседы о воспоминаемых Церковью лицах и событиях, о поведении
        в храме, в школе и дома.
        Число учащихся через несколько месяцев достигло 500 человек, 20 процентов из
        них составляли дети сектантов. О.Иоанн писал:
             "Пусть они сближаются с Православной Церковью, пусть видят любовь к ним
              и заботливость о них. Не может быть, чтобы потом на любовь они не
              ответили любовью".
        В декабре 1900г. Святейший Синод утвердил решение о назначении о.Иоанна на
        должность Наблюдателя церковно-приходских школ и школ грамоты Грузинской епархии
        с возведением в сан протоиерея
      Награды
        право ношения набедренника 
        Год награждения 1891 
        День 6 
        Месяц 12 
        Кем награжден епископ Ставропольский и Екатеринодарский Евгений (Шерешило) 
        наперсный крест 
        Год награждения 1900 
        День 21 
        Месяц 5 
      Рукоположение
        протоиерей 
        1901 
        День 6 
        Месяц 1 
        Кто рукоположил архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии Флавиан (Городецкий) 
        6 января 1901г. он был возведен в сан протоиерея и назначен окружным наблюдателем
        школ Грузинской епархии
      Служение
        Грузинский Экзархат 
        протоиерей 
        Должность окружной наблюдатель церковно-приходских школ и школ грамоты Грузинской епархии 
        Год начала 1901 
        День начала 6 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1906 
        День окончания 25 
        Месяц окончания 1 
        О.Иоанн стал руководителем всего церковно-школьного дела в Грузинском Экзархате.
        За 3 года служения о.Иоанна Восторгова в должности епархиального наблюдателя
        церковно-приходских школ число их в епархии удвоилось.
        О.Иоанн находил силы и время участвовать в жизни общественных организаций.
        13 февраля 1901г. он был назначен редактором журнала "Духовный вестник
        Грузинского Экзархата".
        18 декабря 1903г. был избран членом Кавказского отдела Императорского
        Русского Географического Общества.
        В том же году утвержден секретарем Тифлисского отдела Православного
        Императорского Палестинского Общества.
        Священнические труды отца Иоанна были отмечены наградами.
        6 мая 1904г. Святейший Синод наградил его палицей.
        25 января 1905г. Кавказское окружное управление Красного Креста
        присвоило ему звание пожизненного члена Общества Красного Креста и избрало
        членом Комитета Кавказского окружного Управления Красного Креста.
        В Тифлисе состоялось знакомство о.Иоанна с владыкой Владимиром (Богоявленским),
        бывшим тогда экзархом Грузии. Встреча эта оказала большое влияние на
        дальнейшую судьбу о.Иоанна как священника-миссионера.
        О.Иоанн, зарекомендовавший себя как яркий и талантливый проповедник,
        неутомимый труженик на ниве Христовой, был назначен епархиальным миссионером
        Грузинского экзархата.
        Он выучил язык персидских сиро-халдеев несториан, т.к. в этот период
        к православию происходило присоединение персидских сиро-халдеев, исповедовавших
        несторианство.
        21 августа 1901г. обер-прокурор Святейшего Синода послал о.Иоанна как
        епархиального миссионера в командировку в Урмию (в Персии) для обозрения дел
        Российской Православной Духовной Миссии и ревизии состоящих при Миссии школ.
        О.Иоанн находился в этой командировке до 9 октября 1901г.
        Плодами деятельности Миссии явилось присоединение к Православной Церкви
        трех несторианских епископов: Илии, Иоанна и Мариана.
        16 декабря 1904г. о.Иоанн был послан на Северный Кавказ (в Ставропольскую и
        Владикавказскую епархии) для обозрения инородческих церковно-приходских школ и
        для ознакомления с делами местных Епархиальных Училищных советов.
        6 июля 1905г. о.Иоанн был послан для выявления нужд и положения Ардонской
        Духовной семинарии.
        Протоиерей Иоанн безупречно выполнял все порученные ему дела.
        По особому представлению Святейшего Синода от 27 августа 1905г.
           "Всемилостивейше сопричислен за отлично-усердную и полезную службу к
            ордену Святой Анны 2-й степени".
        За два дня до этого указа о награждении обер-прокурор Святейшего Синода
        направил его в продолжительную и крайне трудную поездку для ознакомления с
        нуждами духовно-учебных заведений Иркутской, Забайкальской и Приамурской
        епархий.
        В 1906г. митрополит Владимир (Богоявленский), переведенный на Московскую кафедру,
        пригласил с собой в Москву и о.Иоанна
        Московская епархия 
        протоиерей 
        Должность проповедник-миссионер с правами противосектантского епархиального миссионера 
        Год начала 1906 
        День начала 25 
        Месяц начала 1 
        25 января 1906г. Указом Святейшего Синода о.Иоанн был назначен в Московскую
        епархию на должность проповедника-миссионера с правами противосектанского
        епархиального миссионера.
        Тогда же, 25 января 1906г. был назначен членом Совета Миссионерского Братства
        св.Петра Митрополита.
        Начался Московский период жизни о.Иоанна.
        Все свои силы он отдавал служению Церкви. Он писал:
             "В Церкви наше спасение. В Церкви — мир, радость, счастье и жизнь;
              без нее не стоит работать, не к чему стремиться, без нее — скажем
              дерзновенно — не стоит жить, ибо бессмысленно жить. Итак, будем в
              послушании Церкви. Пусть послужит нам в этом руководством прекрасное
              слово древнего библейского мудреца:
                    "Подставь послушанию плечо твое и, неся его, не тяготись узами его.
                     Путы его будут тебе крепкою защитою, и цепи его — славным одеянием".
        О.Иоанн оказался в Москве в самый разгар революционных беспорядков 1905–1906гг.
        О.Иоанн активно включился в противореволюционное черносотенное движение.
        Он вступил в основанную В.А.Грингмутом Русскую Монархическую Партию.
        Стал членом московского отдела "Союза Русского Народа" (РСН).
        Он предпринимал многочисленные поездки по делам этой организации.
        Приступил к изданию газет "Церковность", "Русская земля", журнала "Верность".
        В этих изданиях он разъяснял суть происходившего тогда в России.
        О.Иоанн посвящал свое время общественно-монархической деятельности, видя
        в патриотических союзах средство к внешней защите Церкви и святого Православия:
               "Народ русский есть народ православно-христианский, составляющий царство
                христианское, имеющее мировое призвание, указанное Промыслом, — призвание
                сохранить и распространять Святую Истину православия; народ наш входит
                в Церковь, гибель его есть потрясение Церкви, — следовательно, — потрясение
                мира и человечества, есть умаление Истины.
                Служить в этом смысле народу — значит служить Богу, Христу, Церкви, Истине,
                Православию.
                Патриотизм и национализм тогда — не цель, а средство для высшей цели, для
                служения вечной Истине".
        С 6 по 12 апреля 1906г. в Москве проходил Второй Всероссийский Съезд Русских
        людей. О.Иоанн выступил на этом съезде с докладом о Русском Деле на Кавказе.
        25 августа 1906г. митрополит Московский Владимир (Богоявленский), как Председатель
        Всероссийского Миссионерского Общества, ввел о.Иоанна в состав Совета Общества.
        С 1 июня 1906г. о.Иоанн — член Предсоборного Присутствия при Святейшем Синоде
        по второму отделу.
        В сентябре 1906г. он посетил Самарскую и Симбирскую епархии для знакомства
        с состоянием там церковных школ.
        С 1 по 7 октября 1906г. в Киеве проходил Третий Всероссийский Съезд Русских
        Людей, и о.Иоанн был одним из самых активных его участников.
        В ходе этого съезда 5 октября 1906г. он произнес знаменательную проповедь.
        Обратившись к подвигу митрополита Московского Алексия, размышлял о роли духовенства
        в истории Отечества:
             "Нет в мире более народного духовенства, как в России. Таким его сделала
              история. Этому особенно учит пример Святителей Московских. А посему,
              все, что не народно и не патриотично, должно оставить ряду служителей
              Церкви, уйти из ее священной дружины, чтобы не смущать боголюбивого и
              царелюбивого народа Русского".
        На Киевском Съезде о.Иоанн был членом комиссии по выработке постановления об
        объединении монархических партий.
        По итогам Съезда, о.Иоанн был избран одним из трех членов руководящего органа
        Черной Сотни — Главной Управы Объединенного Русского Народа (вместе с князем
        М.Л.Шаховским и А.И.Дубровиным).
        6 декабря 1906г. о.Иоанн был награжден митрой.
        22 августа 1907г. обер-прокурор Святейшего Синода послал его в командировку
        для изучения состояния миссионерского дела в 24-х епархиальных городах:
        Твери, Рязани, Тамбове, Воронеже, Ярославле, Вологде, Калуге, Казани, Ставрополе,
        Харькове, Туле, Орле и др.
        В конце сентября 1907г. скоропостижно скончался вождь московских монархистов
        В.А.Грингмут. Преемником его стал о.Иоанн.
        О.Иоанн возглавил Русскую Монархическую Партию, вскоре переименованную в
        Русский Монархический Союз, стал председателем Русского Монархического
        Собрания — интеллектуального штаба монархистов Москвы.
        Помимо деятельности организатора патриотического движения, о.Иоанн неустанно
        проповедовал, выступал с различными обращениями и воззваниями.
        К этим годам относится сближение его и дружеское общение со святым праведным
        Иоанном Кронштадтским. В день памяти святителя Николая — 6 декабря 1907г.
        о.Иоанн Восторгов в Кронштадтском Андреевском соборе произнес проникновенное
        слово об о.Иоанне Кронштадтском:
            "Здесь, в этом святом храме, полвека трепетал самый воздух его от гласа
             молитв и воздыханий всероссийского пастыря и молитвенника... Он зажег
             священный огонь в тысячах душ; он спас от отчаяния тысячи опустошенных
             сердец; он возвратил Богу и в ограду Церкви тысячи погибших чад; он увлек
             на служение пастырское столько выдающихся людей, которые именно в личности
             отца Иоанна успели увидеть, оценить и полюбить до самозабвения красоту
             священства..."
        Святой праведный Иоанн Кронштадтский высоко ценил о.Иоанна Восторгова.
        Известен отзыв его о нем, записанный в дневнике духовной дочери Иоанна
        Кронштадтского:
            "Похвалил священника Восторгова, сказав, что это дивный человек, обладающий
             необыкновенным красноречием, что это Златоуст, что он может великую
             пользу принести России".
        В 1908г. о.Иоанн Восторгов явился одним из организаторов и участником
        IV Всероссийского Миссионерского Съезда в Киеве, проходившего
        с 12 по 26 июля 1908г.
        Общим собранием Съезда он был избран Председателем Отдела по организации мер
        борьбы с социализмом, атеизмом и противоцерковной литературой.
        О.Иоанн сделал доклад съезду о нарастающей опасности сектантства.
        Все 15 предложенных им тезисов были приняты общим собранием участников съезда.
        Другой его доклад: "Проповедь социализма и успех ее среди учащейся молодежи и,
        главным образом, среди рабочих" раскрывал богоборческую природу социализма и
        коммунизма:
            "Обманные, пагубные речи и тайно и явно раздаются теперь всюду в России.
             Они заманивают в свои сети людей часто искренних и хороших, но не
             понимающих того, как ими пользуются враги веры, Церкви и России.
             Таковы простые люди — крестьяне, рабочие, которым ложные учители ложно
             обещают всякие блага; таковы часто люди молодые, неопытные, увлекающиеся,
             из образованных и полуобразованных, думающие, что они самоотверженно
             жертвуют собою для общего блага, а на самом деле служащие только общей
             смуте, беспорядку, гибели родины...
             Социализм пытается приобрести все внешние черты религии и стать на место
             христианства... Раз социализм отрицает Бога, душу, бессмертие, свободу
             духовную в человеке, постоянные правила нравственности, то он должен
             обратиться к единственному средству воздействия на человека — к насилию".
        Главной причиной участия о.Иоанна в патриотических движениях было его умение
        видеть во всех проявлениях "освободительного движения" их богоборческую природу
        и разрушительные цели, часто прикрытые словами об общем благе.
        О.Иоанн Восторгов был убежден, что все, кто видел в монархическом государстве
        защитника и охранителя православия, должны объединиться.
        Он понимал, что с падением царской власти жесткие удары будут направлены против
        Православной Церкви:
             "Патриотические русские союзы, ставя Православие во главу угла своего
              политического исповедания, делают это не по "тактическим соображениям",
              а по глубокому убеждению в истине, спасительности и исключительной
              духовно-культурной силе религии".
        После подавления революции 1905г. в России началось грандиозное переселенческое
        движение на Восток.
        Указом от 16 февраля 1908г. о.Иоанн Восторгов был назначен членом Особого Совещания
        при Святейшем Синоде о миссионерском деле для разработки мер к наилучшему устроению
        внутренней и внешней миссий и к оживлению их деятельности.
        В 1908г. о.Иоанн совершил поездку по Дальнему Востоку для организации духовного
        окормления русских переселенцев. По возвращении в ноябре 1908г. он был принят
        императором Николаем II. Император поддержал его замысел учредить
        "Братство Воскресения Христова" для удовлетворения религиозных нужд русского
        населения на окраинах
        Москва, Братство Воскресения Христова 
        протоиерей 
        Должность Товарищ Председателя Братства 
        Год начала 1909 
        День начала 4 
        Месяц начала 1 
        4 января 1909г. митрополит Московский Владимир (Богоявленский) утвердил о.Иоанна
        в звании Товарища Председателя Братства (наряду с епископом Серпуховским Анастасием (Грибановским)).
        Братство было официально открыто 8 января 1909г. в Москве. Молебствие совершил
        митрополит Владимир (Богоявленский), он же был избран почетным председателем
        Братства.
        Действующим председателем стал епископ Можайский Василий (Преображенский).
        Членами Правления Братства состояли видные деятели патриотического движения —
        архимандрит (позже епископ) Макарий (Гневушев), миссионер и богослов Иван Айвазов,
        начальник Московской Синодальной конторы Филипп Степанов и др.
        Главной проблемой в духовной жизни переселенцев являлась нехватка священников.
        К ее решению Братство приступило в первую очередь.
        В течение первого года существования силами Братства было создано
        25 проповеднических и 3 миссионерских кружка.
        С 1908г. в русском патриотическом движении начались расколы.
        Против о.Иоанна с целой серией разоблачительных статей и брошюр известный
        консервативный публицист Н.Дурново, обвиняя о.Иоанна во всех мыслимых и немыслимых
        грехах и преступлениях.
        Деятельность о.Иоанна Восторгова поддерживали о.Иоанн Кронштадтский, митрополит
        Владимир (Богоявленский), выдающийся государственный деятель
        Константин Победоносцев.
        Однако у о.Иоанна не сложились отношения с лидером "Союза Русского Народа"
        Александром Дубровиным.
        В июне 1908г. из-за разногласий и внутренней борьбы о.Иоанн и
        архимандрит Макарий (Гневушев) были вынуждены оставить руководящие должности в
        Московском Губернском Совете "Союза Русского Народа".
        Весной 1909г. Дубровин добился исключения протоиерея Иоанна Восторгова из "Союза",
        обвинив его в интригах против себя и своих сподвижников.
        Напротив, наиболее близкие по духу отношения были у о.Иоанна с главным противником
        Дубровина — Владимиром Пуришкевичем. (Впоследствии, в 1918г., наоборот,
        о.Иоанн и Дубровин окажутся за решеткой и примут мученическую кончину, а
        Пуришкевич станет соучастником свержения монархии).
        С 1908г. о.Иоанн стал членом Главной Палаты "Русского Народного Союза имени
        Михаила Архангела" (РНСМА), созданного Пуришкевичем.
        О.Иоанн совершал многочисленные миссионерские поездки по Сибири, Дальнему Востоку
        и Туркестану и открывал там отделы РНСМА, а не СРН. Этим он вызывал еще большее
        неудовольствие Дубровина.
        27 сентября — 4 октября 1909г. в Москве, для определения тактики действий
        Черной Сотни в послесмутное время, для примирения враждующих и объединения сил
        о.Иоанн Восторгов и близкие ему деятели Черной Сотни при противодействии СРН
        созвали Монархический Форум (Съезд монархистов). Было получено приветствие
        Государя Императора.
        В заседаниях съезда принимал участие митрополит Владимир (Богоявленский).
        Почетным Председателем Съезда был епископ Серафим (Чичагов), активное участие
        в Съезде принимали три будущих архиерея: архимандрит Макарий (Гневушев),
        иеромонах Нестор (Анисимов) и протоиерей Епифаний Кузнецов (будущиий епископ
        Селенгинский Ефрем) и большое число представителей духовенства, депутаты
        Городской Думы и другие видные монархисты.
        Однако представителей от СРН на Съезде не было. Попытка объединения не состоялась
        Политическими неурядицами воспользовались и противники черносотенцев в среде
        священноначалия. Под лозунгом "Церковь вне политики" была предпринята попытка
        запретить духовенству участие в деятельности политических партий, чем наносился
        удар именно по монархическому движению, т.к. клирики и монашествующие были,
        в основном, членами Черной Сотни.
        Однако в январе 1909г. о.Иоанну удалось отстоять в св.Синоде мысль о необходимости
        участия духовенства в правых партиях и союзах.
        Большую роль сыграло то, что о.Иоанну выразил доверие Государь, пожаловав
        орден св.Владимира 3-й степени и подарив монархическим союзам свой портрет.
        О.Иоанн продолжал свою неустанную миссионерскую и организационную деятельность.
        13 марта 1910г. состоялся Высочайший прием депутации московских монархистов
        во главе с протоиереем Иоанном Восторговым, что явилось признанием полезности
        деятельности о.Иоанна.
        В конце 1909г. Государь Николай Александрович поручил о.Иоанну совершить поездку
        по восьми переселенческим епархиям (включая Владивостокскую) для определения
        порядка открытия в них новых приходов и школ, построения церквей и школьных зданий.
        Святейший Синод поручил о.Иоанну в этой поездке дополнительные поручения:
            1). Обозрение состояния и дел Пекинской Духовной Миссии в Китае.
            2). Рассмотрение на месте вопроса о епархиальном управлении церквами Северной
                Манчжурии в связи с возникшими разногласиями между Пекинским и Владивостокским
                епархиальными начальствами.
            3). Обозрение Духовных Семинарий, духовных мужских и женских епархиальных
                училищ в восьми епархиях Зауралья.
        Кроме того, Совет Православного Миссионерского Общества поручил о.Иоанну ознакомиться
        с состоянием миссионерского дела в Японии и в Корее с обозрением местных миссионерских
        учреждений.
        О.Иоанн в течение многих месяцев совершал путешествие по обширным просторам
        Сибири, Китая, Кореи, Манчжурии и Японии.
        О.Иоанн проявил в этой поездке высокое чувство долга и самоотверженности ради
        блага Церкви и своего отечества. Из дневниковых записей о.Иоанна:
              "Проехал Китай и Японию, посетил Сеул, Чемульно, а оттуда прорезал всю
               Корею к северу с большими неудобствами и лишениями через реку Ялу и горы
               Манчжурии, мимо знаменитого Тюринчена. Посетил всюду могилы русских воинов,
               совершил везде панихиды"
        Москва, пастырско-миссионерские курсы 
        протоиерей 
        Должность заведующий 
        Год начала 1909 
        День начала 12 
        Месяц начала 8 
        Понаблюдав за жизнью переселенцев в Сибири и на Дальнем Востоке, и очень хорошо
        поняв их духовные нужды, о.Иоанн пришел к мысли организовать в Москве
        пастырско-миссионерские курсы по подготовке священников и учителей для создаваемых
        в переселенческих районах приходов и школ.
        Он издал пособие "Народно-Миссионерские и Катехизаторские курсы" с подробными
        программами занятий, с указанием учебников и руководящими статьями по этому
        вопросу
        Москва, Князе-Владимирская церковь при Московском епархиальном доме 
        протоиерей 
        Должность настоятель 
        Год начала 1909 
        День начала 9 
        Месяц начала 9 
        6 октября 1909г. о.Иоанн был избран почетным членом Казанской Духовной Академии.
        О.Иоанн организовал Миссионерские курсы, проходившие в Москве с 15 октября 1909г.
        по 15 февраля 1910г.
        Слушатели 4 раза в неделю посещали богослужения, произносили проповеди, вели
        в различных местах Москвы миссионерские беседы с сектантами и раскольниками,
        проводили совместные собрания с церковнопросветительскими обществами — Миссионерским
        обществом, Православным Палестинским Обществом, Братством Петра-митрополита и др.
        Слушатели совершали паломнические поездки в Троице-Сергиеву Лавру, в Ново-Иерусалимский
             монастырь и др.
             Работа курсов оказалась успешной: 105 слушателей было рукоположено для
             переселенческих приходов в Сибири и на Дальнем Востоке.
             Протопресвитер Михаил Польский писал об о.Иоанне:
                  "Этот человек незаурядного ума и огромной энергии отлично справился с этой
                   трудной задачей, избирая в священники способных псаломщиков и сельских
                   учителей и подготовляя их на специальных курсах. Особенно поразительны
                   были результаты обучению проповедничеству. За год по его методе ученики
                   совершенно овладевали церковным ораторским искусством. Коллективно
                   разработанные его учениками проповеди печатались и раздавались после
                   произнесения их по церквам".
             Сам о.Иоанн писал:
                  "Я могу сказать собратьям-пастырям одно: попробуйте только раз завести
                   народно-катехизические или народно-миссионерские курсы,... и Вы увидите
                   преданных прихожан, отличных и осведомленных сотрудников по Миссии, воистину
                   чад духовных, любовью преданных Церкви и пастырю...
                   Надо собирать чад Церкви, скреплять их, единить пасомых, вооружать духовным
                   оружием, и тогда мы будем пастырями, а не требоисполнителями, не формальными
                   лекторами-проповедниками с церковной кафедры, а будем стоять в центре
                   живого дела, окруженные живыми людьми, близкими нам, верующими и ревностными, —
                   и тогда посрамится всякое сектантство. Тогда будет успешна борьба с тем,
                   что, может быть, опаснее открытого сектантства: с сектантствующим настроением,
                   с сомнениями и недоумениями, которые часто живут среди членов Церкви,
                   постепенно охлаждая их преданность Православию".
         О.Иоанн широко создавал народно-миссионерские курсы на уровне приходов.Он писал:
                  "Такие курсы теперь ведутся во многих местах Москвы... и имеют до 8 тысяч
                   слушателей, которые объединяются в "Братстве Воскресения",
                   имеют свою газету "Церковность".
        В 1910г. о.Иоанн предпринял еще одну поездку для изучения духовных нужд переселенцев.
        Он объехал Туркестан от персидской границы до северных пределов Сырдарьинской обл.,
        посетил Семиреченскую и Семипалатинскую области.
        В том же году — с 24 июля по 5 августа 1910г. о.Иоанн участвовал в работе
        Общесибирского Миссионерского Съезда в Иркутске, на котором был избран Товарищем
        Председателя.
        8 августа 1910г., сразу после окончания Миссионерского Съезда, под руководством
        о.Иоанна состоялось Совещание представителей сибирских монархических организаций.
        В работе Совещания приняли участие руководители черносотенных союзов
        Владивостока, Никольска-Уссурийского, Читы, Крсноярска, Томска, Иркутстка и
        других городов. На этом Совещании о.Иоанн выступил с речью о задачах монархистов
        на далеких окраинах России
        Москва, Высшие богословские женские курсы 
        протоиерей 
        Должность заведующий курсами 
        Год начала 1910 
        День начала 5 
        Месяц начала 10 
        По возвращении в Москву о.Иоанн принял участие в организации Высших Богословских
        женских курсов (в 1913г. преобразованных в Женский миссионерский институт).
        С 5 октября 1910г. митрополит Владимир (Богоявленский) назначил его
        руководителем курсов.
        Через два дня, 7 октября 1910г. митрополит Владимир назначил о.Иоанна
        еще на одну должность — Председателя Совета по управлению Московским
        Епархиальным Домом.
        С 15 ноября по 15 декабря 1910г. о.Иоанн руководил Первыми Московскими
        Епархиальными Миссионерскими кусами.
        4–30 января 1911г. по благословению Святейшего Синода, о.Иоанн был командирован
        в Рим и г.Бари (в Италии), где приобрел земельный участок для устроения храма
        и странноприимного дома для паломников из России, прибывающих в Бари
        на поклонение мощам свт.Николая Чудотворца. В августе 1911г. о.Иоанн стал
        членом комитета по строительству в городе Бари храма и странноприимного дома
        Москва, псаломщические курсы 
        протоиерей 
        Должность заведующий 
        Год начала 1911 
        День начала 12 
        Месяц начала 5 
        С 12 мая 1911г. о.Иоанн — заведующий псаломщическими курсами для
        приготовления псаломщиков в епархии Сибири и Дальнего Востока
        Москва, церковь в честь Семи Вселенских Соборов при Святейшем Синоде 
        протоиерей 
        Год начала 1911 
        День начала 25 
        Месяц начала 8 
        В сентябре 1911г. определением Святейшего Синода о.Иоанн был направлен
        в Белгород для произнесения проповедей в дни праздничных торжеств в связи с
        открытием святых мощей свт.Иоасафа Белгородского.
        Москва, IV пастырские курсы 
        протоиерей 
        Должность заведующий 
        Год начала 1912 
        День начала 1 
        Месяц начала 2 
        В 1912г. о.Иоанн организовал для Сибири и Дальнего Востока выездные
        Пастырско-Миссионерские курсы: в июле в Тобольске и в августе в Хабаровске, на
        курсах о.Иоанн приготовил 500 священников и 100 псаломщиков для церквей Сибири.
        На пастырских курсах о.Иоанн приготовил около 500 священников и 100 псаломщиков
        для церквей Сибири. В августе 1912г., принимая в дар по завершении курсов,
        Албазинскую икону Божией Матери, он сказал:
             "Святыня эта будет знаком духовного с вами общения. Ведомо вам и то, что
              мне приходится идти часто над зияющей бездной ненависти человеческой...
              Ваш святой дар... будет мне говорить о том, что на пути моем я встречал
              не одних врагов, но встречал и друзей, не одну ненависть, но и любовь"
        Москва, Покровский собор на Рву (собор Василия Блаженного) 
        протоиерей 
        Должность настоятель, председатель Московского Столичного Совета благочинных 
        Год начала 1913 
        День начала 31 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1918 
        День окончания 30 
        Месяц окончания 5 
        После кончины митрополита Антония (Вадковского) на Санкт-Петербургскую кафедру
        был назначен митрополит Владимир (Богоявленский).
        В связи с этим в начале 1913г. появились слухи о готовящемся назначении протоиерея
        Иоанна Восторгова настоятелем Казанского собора в Петербурге. Недруги о.Иоанна
        активизировались. 15 марта 1913г. один из лидеров русских националистов
        А.Гарязин, редактор еженедельника "Дым Отечества" опубликовал даже "открытое
        письмо" к митрополиту Владимиру по поводу этих слухов, в котором призывал
        Владыку не назначать "этого человеконенавистника, который гонится за славой и
        деньгами" (ходячие формулировки противников протоиерея Иоанна). Как бы то ни
        было, назначение не состоялось.
        Митрополитом Московским стал Высокопреосвященный Макарий (Невский).
        Он, как и его предшественник по кафедре, высоко оценил деятельность о.Иоанна
        и опирался на него, как на одного из ближайших своих помощников, прежде всего,
        в делах миссионерских.
        31 мая 1913г. митрополит Макарий назначил о.Иоанна настоятелем
        Покровского собора на Рву (храма Василия Блаженного).
        В 1913–1918гг. издавал газету "Церковность" в Москве
        Горячая ревность о.Иоанна о благе Церкви, мужественная защита Православия
        от клеветы, искренняя любовь к царю и активное участие в патриотических
        организациях навлекали на него нападки тех, кто, напитавшись "прогрессивными"
        идеями, испытывал явную или скрытую вражду к Православию и вековым отечественным
        традициям. О.Иоанн пророчески писал:
             "Тяжкая тревога закрадывается в сердце при виде этой зияющей бездны
              ненависти, окружающей Церковь и истинно церковных людей. Мы видим
              опасность: все эти рассуждения, таящие ненависть к Церкви, однако
              прикрытые и замаскированные общелиберальными и прогрессивными фразами то
              о свободе, гуманности и прочих приманках современности, то о свободе и силе
              самой Церкви, делают свое пагубное дело".
        О.Иоанн все свои силы отдававший церковному делу, почти не участвовал в полемике
        и на выпады против себя старался не отвечать. Лишь однажды, когда Н.Н.Дурново
        выпустил брошюру с клеветническими обвинениями о.Иоанна в
        "блуде и присваивании церковных денег", он выступил с опровержением.
        Ложные печатные обвинения, несмотря на их фантастичность, подхватывали
        недоброжелатели и распространяли повсюду.
        Из проповеди о.Иоанна, которую он произнес 24 августа 1913г. на своей родине,
        в станице Ново-Александровской:
             "Вы знаете, что по рассказам ваших смутьянов.. я будто бы за что-то сослан
              в Сибирь, совершал преступления, убил жену [жена была в то время жива],
              бежал даже в Америку Все это клевещут за то одно, что я остался верен
              долгу и присяге, Богу, Царю и отечеству и, как ныне перед вами, не сослан,
              не обвинен и не был никогда и никем обвиняем в преступлениях".
        К сожалению, и среди людей, находившихся в церковной ограде, в том числе
        священников, были те, кто, поддавшись настроениям социально-общественного
        обновления или будучи теплохладными в вере, питали к о.Иоанну неприязнь.
        О.Иоанн глубоко печалился от этого, но утешался тем,что люди, которые его
        знали и были едины в общем деле служения Церкви, его горячо любили.
        Известно, что протоиерея Иоанна высоко ценила Великая Княгиня Елизавета Федоровна.
        В 1913г. Св.Синод принял все-таки решение, запрещающее лицам духовного звания
        руководить деятельностью политических партий и движений.
        Протоиерей Иоанн Восторгов вынужден был оставить руководящие посты в
        черносотенном движении, как и другие представители активной части духовенства.
        В сентябре 1913г., выполняя решение Св.Синода, протоиерей Иоанн Восторгов и
        архимандрит Макарий сложили с себя обязанности руководителей
        Русского Монархического Союза (РМС).
        До середины 1915г. о.Иоанн формально оставался членом Главной Палаты Русского
        Народного Союза имени Михаила Архангел (РНСМА).
        О.Иоанн вполне здраво расценивал себя как политика, сказав однажды:
              "Я не политик, а человек Церкви, и если бы мне пришлось выбирать между
               Россией и Церковью, я, конечно, выбрал бы последнюю".
        Освободившись от организационных обязанностей, о.Иоанн смог больше внимания
        уделять литературно-издательской деятельности.
        При его непосредственном участии — как редактора, издателя и автора — выходил
        ряд православно-монархических изданий в Москве: газета Церковность","Московские
        Церковные ведомости", ежедневная монархическая газета РМС и Русского
        Монархического Собрания "Патриот", газета "Русская Земля", журналы "Верность" и
        "Потешный".
        В 1913г. вышел в свет первый том "Полного собрания сочинений протоиерея Иоанна
        Восторгова". До 1916г. ему удалось издать пять томов своих сочинений.
        В годы Первой Мировой войны главным делом о.Иоанна стала забота о нуждах
        больных и раненых воинов.
        О.Иоанн не перестал заниматься духовным просвещением паствы.
        В 1915г. он издал сборник речей и поучений под названием
        "Вопросы религии и православия в современной великой войне".
        Издавал сборник "Во дни войны. Голос пастыря-патриота" (Последний, четвертый
        выпуск этого сборника ему удалось выпустить даже в 1917г.).
        В его проповедях и статьях дан здравый и строго православный взгляд на многие
        явления окружающего мира.
        В начале 1915г. умерла жена о.Иоанна — Елена Евпловна. Из письма о.Иоанна
        к митрополиту Макарию:
             "Возлюбленный и незабвенный Владыко, отец мой и архипастырь! От всей души
              благодарю Вас за слово участия и соболезнования моему горю. Тяжело оно,
              несказанно тяжело, но да будет и совершится Воля Божия. Теперь уже нет
              у меня ничего на земле, в смысле земных плотских привязанностей: пусть
              безраздельная любовь к Святой Церкви и служение ей совершенно заполнят
              мою жизнь".
        Закрытым голосованием о.Иоанн был избран председателем
        "Московского столичного Совета благочинных".
        Митрополит Макарий, ценивший протоиерея Иоанна Восторгова как выдающегося
        церковного деятеля, специальным представлением от 22 апреля 1916г. предложил
        Св.Синоду возвести о.Иоанна по принятии монашества, в сан епископа, викария
        Московской епархии с целью объединения в митрополии всего миссионерского дела.
        Предложение это вызвало новую волну клеветнических выступлений против о.Иоанна.
        В связи с промедлением Св.Синода в решении вопроса о епископстве о.Иоанна
        владыка Макарий 23 мая направил дополнительное Представление:
             "Заметки и статьи... повторяют старые клеветы на протоиерея Восторгова,
              давно и документально опровергнутые... пишутся его недоброжелателями,...
              охотно печатаются на страницах противоправительственных и противоцерковных
              газет, очевидно, потому, что в протоиерее Иоанне Восторгове они справедливо
              опасаются найти сильного и опасного для них борца за Святую Церковь и за
              государственный порядок, чем он доселе и отличается...
              В соборе св.Василия Блаженного, где настоятельствует о.Иоанн Восторгов
              и где прежде не было богомольцев, в настоящее время благодаря его
              служению и постоянной миссионерской проповеди, такое множество богомольцев
              и такое религиозное усердие, что собор сей по количеству продаваемых свечей
              занял... одно из первых мест в епархии — 615 пудов в год...
              Как председатель Московского Столичного Совета благочинных, он постоянно
              получает приглашения служить и проповедовать в самые многолюдные церкви
              столицы и епархии, причем его служения всегда привлекают особый прилив
              богомольцев...
              Все это говорит за то, что в сане епископа деятельность его будет еще
              плодотворнее".
        О.Иоанн, лидер московских монархистов, с тяжелым сердцем принял известие о
        февральском перевороте в Петрограде в феврале 1917г.
        Утром 28 февраля, когда еще не вполне было ясно, что происходит, он призывал
        одного из своих молодых единомышленников:
             "Защищаться надо... Надо защищать Порядок, Государство, Русский народ...".
        Но уже поздней ночью 28 февраля он понял, что катастрофу не остановить:
             "Сердце вещее чует смертную тоску... Неужели "времена исполнились"?
              Чудилось мне, что Москва не спит, а чует день расплаты за грехи свои и
              грехи отцов... Что камень уже сорвался с горы, и только Творец Один может
              сдержать падение его на виновные и невиновные головы...".
        События февраля 1917г. стали тяжелым испытанием для о.Иоанна Восторгова, как и
        для всех монархистов-черносотенцев.
        Среди духовенства нашлись люди, которые требовали от властей репрессий в
        отношении о.Иоанна, "известного черносотенца, тайного и убежденного вдохновителя
        старого строя".
        7 марта 1917г. под председательством о.Иоанна Восторгова прошло Совещание
        представителей духовенства Москвы, на котором было принято решение
        "во имя пастырского и патриотического долга подчиниться Временному правительству.
        Миссионерский Совет при Святейшем Синоде 
        протоиерей 
        Должность секретарь 
        Год начала 1917 
        Год окончания 1918 
        В 1917г. о.Иоанн состоял секретарем Миссионерского Совета при Святейшем Синоде.
        После февральской революции Церковь жила подготовкой к Поместному Собору.
        Священный Собор Российской Православной Церкви 1917–1918гг. 
        протоиерей 
        Должность член Священного Собора 
        Год начала 1917 
        Год окончания 1918 
        О.Иоанн был участником Поместного собора 1917–1918гг.
        На Соборе он выступал с речью.
        В самый разгар соборных деяний власть захватили большевики.
        Первой акцией большевиков в Москве был расстрел Кремля.
        Протоиерей Иоанн сразу заявил себя противником большевистской власти.
        Он выступил с идеей объединения народа вокруг Православной Церкви.
        В феврале 1918г. в газете "Церковность" он писал:
             "Ибо одна Церковь остается у нас вне партий. Наше правительство, если оно
              есть, представляет собой не народ, не страну, а только власть класса, да
              и то не целого а только одной части его; наши газеты представляют каждая
              только свою партию; только одна Церковь представляет весь верующий русский
              народ и способна сказать здравое и смелое слово".
        С захватом власти откровенными богоненавистниками о.Иоанн, блестящий проповедник,
        обращался с амвона к народу с вразумлениями и увещеваниями.
        Кроме того, он каждое воскресенье служил молебны на Красной площади, где в
        своих вдохновенных проповедях неустрашимо обличал богоборческую власть
        под самыми стенами захваченного большевиками Кремля, с высоты Лобного места
        Когда до Москвы дошла весть об убиении в Киеве митрополита Владимира,
        о.Иоанн произнес на Поместном Соборе трогательную речь, после которой к нему
        с благодарностью подошел Святейший Патриарх Тихон. Батюшка сказал:
             "Народ наш совершил грех, а грех требует искупления и покаяния, а для
              искупления прегрешений народа и побуждения его к покаянию всегда требуется
              жертва а в жертву всегда избираются лучшие, а не худшие. Вот где тайна
              мученичества старца-митрополита. Чистый и честный, церковно настроенный,
              правдивый, смиренный митрополит Владимир мученическим подвигом сразу вырос
              в глазах верующих, и смерть его такая, как и вся жизнь, без позы и фразы, не
              может пройти бесследно. Она будет искупляющим страданием и призывом и
              возбуждением к покаянию...".
        О.Иоанн горячо призывал православных немедленно объединяться в "дружины пасомых"
        для защиты Церкви Христовой через приходские собрания, религиозные союзы и тому
        подобные братства. Мирянам он говорил:
             "Вы, пасомые, должны составить около пастырей дружину, которая обязана в
              единстве всецерковном бороться за веру и Церковь".
        А пастырей он призывал:
             Есть область — область веры и Церкви, где мы, пастыри, должны быть готовы
             на муки и страдания, должны гореть желанием исповедничества и мученичества...".
        Протоиерей Иоанн Восторгов — талантливый и неутомимый миссионер, "златоуст"
        Русской Православной Церкви. Провидя неминуемую катастрофу для России
        в отступлении от Богом данного идеала православного христианского царства,
        он с апостольским горением духа нес благую весть о Христе в самые отдаленные
        уголки Российской империи и на чужбину. Словом и делом укрепляя тысячелетние
        христианские устои народной жизни в период наступления и активизации
        антицерковных, антинациональных и антирусских сил, о.Иоанн непоколебимо,
        "даже до смерти", верил в высокое мессианское призвание русского народа.
        Он совершенно бесстрашно обличал большевиков и объяснял народу гибельность
        пути на который они толкали Россию. Его пламенные проповеди печатались
        уже после революции, и было ясно, какая расправа ждет о.Иоанна. Он стал
        одним из первых, кто принял мученическую кончину в сентябре 1918г.
      Места проживания
        Москва, ул.Пятницкая, 18 
        Год окончания 1918 
      Награды
        палица 
        Год награждения 1904 
        День 6 
        Месяц 5 
        Кем награжден Святейший Синод 
        орден Святой Анны 2-й степени 
        Год награждения 1905 
        День 27 
        Месяц 8 
        Кем награжден Святейший Синод 
        право ношения митры за богослужением 
        Год награждения 1906 
        День 6 
        Месяц 12 
        орден св.Владимира 3 степени 
        Год награждения 1909 
        Кем награжден Император Николай Александрович 
      Аресты
        Москва 
        Год ареста 1918 
        День ареста 31 
        Месяц ареста 5 
        30 мая 1918г. о.Иоанн был арестован на своей квартире вместе с епископом
        Селенгинским Ефремом (Кузнецовым), его давним знакомым, который участвовал
        в Поместном Соборе и с началом революционной смуты уже не смог вернуться
        в свою Иркутскую епархию.
        Одновременно были арестованы священник о.Д.Корнеев и староста Успенского
        собора Кремля Н.Н.Ремизов.
        Им было предъявлено абсурдное обвинение в том, что они дали согласие на продажу
        Епархиального дома, который к тому времени уже был отобран большевиками у
        законного собственника — Московской епархии.
        8 июня 1918г. в газете "Известия" появилась гнусная статья "Коммерческая сделка
        Патриарха Тихона, протоиерея Восторгова и Ко".
        О.Иоанн был заключен в тюрьму на Лубянке
      Места заключения
        Москва, Внутренняя тюрьма ВЧК на Лубянке 
        Год начала 1918 
        День начала 31 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1918 
        Месяц окончания 6 
        Сначала о.Иоанна содержали на Лубянке, затем перевели в Бутырскую тюрьму
        Москва, Бутырская тюрьма 
        Год начала 1918 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1918 
        День окончания 5 
        Месяц окончания 9 
        На следствии о.Иоанн убедительно доказал, что возводимые на него обвинения
        не только клевета, но и заранее спланированная провокация самой ЧК.
        В начале июня 1918г. о.Иоанн обратился к начальнику Бутырской тюрьмы с просьбой
        разрешить ему совершить богослужение в тюремной церкви, тогда еще не закрытой.
        Богослужение состоялось. По воспоминаниям очевидцев, верующие москвичи приходили
        в эту тюремную церковь для совместной молитвы со своим батюшкой.
        17/30 августа 1918г. в Петрограде эсерами был убит один из большевистских лидеров
        Моисей Урицкий. В Москве был тяжело ранен Ленин. Через 6 дней новая власть
        объявила "красный террор".
        4 сентября 1918г. Следственная Комиссия Революционного Трибунала постановила
        "ликвидировать дело отца Иоанна во внесудебном порядке"
    Кончина
      1918 
      День 5 
      Месяц 9 
      расстрел 
      Место Москва, Братское кладбище (снесено в конце 1920-х гг.) 
      Место захоронения Москва, Братское кладбище (снесено в конце 1920-х гг.) 
      23 августа/5 сентября 1918г. недалеко от Московского Братского кладбища,
      основанного Великой Княгиней Елизаветой Федоровной, были казнены:
      о.Иоанн Восторгов, епископ Ефрем (Кузнецов) и видные государственные деятели
      царской России, арестованные еще Временным Правительством, — сенатор С.П.Белецкий,
      министры внутренних дел Н.А.Маклаков и А.Н.Хвостов, председатель Гос.совета
      И.Г.Щегловитов.
      Перед расстрелом о.Иоанна перевели обратно на Лубянку, где он исповедовал своих
      товарищей по несчастью, до конца оставаясь верным своему пастырскому долгу.
      Перед расстрелом по просьбе о.Иоанна палачи разрешили всем помолиться и
      попрощаться друг с другом. Все встали на колени и помолились.
      После этого все подходили под благоcловение Преосвященного Ефрема и
      протоиерея Иоанна, а затем все простились друг с другом.
      О.Иоанн напутствовал и ободрял других расстреливаемых, приглашая их с верою в
      милосердие Божие и скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную
      жертву. Он запретил завязывать себе глаза.
      Все были убиты выстрелом в затылок и сброшены в канаву, которую затем
      присыпали землей.
      Братское кладбище, основанное великой княгиней Елизаветой Федоровной,
      было учреждено в 1915г. для захоронения воинов, умерших от ран в московских
      госпиталях и находилось на землях старинного усадебного парка села
      с.Всехсвятское (теперь район м.Сокол). Центром его был пятиглавый храм Преображения
      Господня. При Советской власти при массовой застройке Песчаных улиц Братское
      кладбище было уничтожено, Преображенский храм разрушен и на его месте построен
      кинотеатр Ленинград
    Канонизация
      Священномученик протоиерей Иоанн Восторгов 
      Дата 20/08/2000 
      Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. 
      Кто представил Московская епархия 
      Дни памяти
        1
          Собор новомучеников и исповедников Российских 
          Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
        2
          Старый стиль 23.08 
          Новый стиль 05.09 
          день мученической кончины (1918г.) 
          ТРОПАРЬ, глас1
          Любовию к Богу распаляем, жизнь свою мученически за Христа и ближних положил еси,
          сего ради за Него приял еси, моля всеблагаго Бога, священномучениче Иоанне,
          Церковь святую сохранити в мире и спасити души наша
    Реабилитация
      Дата 20/10/1992 
      Кем реабилитирован Генеральная Прокуратура РФ 
      По году репрессий 1918 
      Справка о реабилитации от 25.05.2014 N 12/13–4749–92
    Труды
      1 Речи о.И.Восторгова и кн.А.Г.Щербатова на Всероссийском съезде русских людей 6-го апреля 1906 г. в Москве. Москва. 
      1906г. 
      2 Полное собрание сочинений Т.1–5. М., 1913–1916; Репринтное издание СПб. 
      1995г. 
      3 Во дни войны. Голос пастыря-патриота. Выпуск 1–4. М.,1914–1917. 
      4 Вопросы религии и Православия в современной великой войне. (Сборник речей и поучений). М. 
      1915г. 
    Публикации 
      1 Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. 
      2 Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949–1957гг. (Джорданвилль). Ч.1. 
      С.187–192. 
      3 Современники о Святейшем Патриархе Тихоне/ Сост. М.Е.Губонин. Рукопись. 
      4 Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000г. 
      5 Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Июнь-Август. Тверь:"Булат", 2003. 
      С.152–172. 
      6 http://drevo-info.ru/articles/3191.html (Древо. Открытая Православная энциклопедия. Восторгов Иван Иванович). 
      7 http://ru.wikipedia.org/wiki/ (Википедия. Свободная энциклопедия. Восторгов Иван Иванович). 
    Заявители 
      Кондратович Игорь Вячеславович 
      Прислал справку о реабилитации
    Документы 
      ЦИАМ. Ф.1694. Оп.1. Д.1. 

(*Биографический справочник "За Христа пострадавшие", ПСТГУ, М. 1997г., 698с.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ