Служение
      Тверь, Желтиков Успенский мужской монастырь 
      епископ 
      Должность  епископ Старицкий, викарий Тверской епархии 
      Год начала 1922 
      Месяц начала 1 
      Год окончания 1922 
      День окончания 24 
      Месяц окончания 11 
      Владыка поселился в Желтиковом Успенском монастыре, где прежде был настоятелем.
      Тверичи встретили его с радостью. Он сразу же принялся за благоустроение церковной
      службы, ввел уставное богослужение и обычай паломничества к местным святыням.
      Иногда и сам отправлялся со своими духовными детьми в Торжок, за 60 км. Шли
      пешком, дорогой владыка читал акафист преподобному Евфимию.
      Когда в Твери узнали о голодающих Нижнего Поволжья, владыка решил оказать
      посильную помощь. "Мы не остались, — писал он впоследствии, — чуждыми и
      равнодушными к страданиям голодающих и по призыву Святейшего отца нашего
      Патриарха немедленно готовы были идти со своей помощью... "
      23 февраля 1922г., когда вышел декрет об "изъятии церковных ценностей", правящего
      архиерея не было в городе, и епископ Петр фактически управлял епархией. На
      созванном им совещании было решено немедленно приступить к сбору пожертвований,
      устроить цикл разъяснительных лекций и разослать настоятельницам монастырей
      призыв приютить детей голодающих. Владыка обратился к тверской пастве с
      посланием, в котором, вслед за Патриархом Тихоном, призывал "жертвовать из
      церковного достояния на святое дело все то, что не является существенно
      необходимым для совершения богослужения. Что же касается предметов
      необходимых для совершения святейшего таинства Евхаристии, в случае требований
      об изъятии, мы благословляем верующим выражать свои письменные протесты, входить
      в переговоры с представителями власти и ходатайствовать о замене священных
      предметов". Владыка сам отдал в пользу голодающих все сколько-нибудь ценные
      вещи из храма. Некоторые его упрекали за это, но он говорил: "У нас они стоят так.
      Они лишние. Они не нужны. У нас, значит, они будут стоять, а там люди умирают с
      голода?"
      Служил он ежедневно, утром и вечером. Начинал в 9 часов утра, а заканчивал в
      четвертом часу дня. В проповедях постоянно говорил о помощи голодающим.
      Бывало, прихожане, слушая епископа, плакали и отдавали последнее.
      Особенно же призывал владыка к покаянию: "Делая добро по заповеди Господней,
      мы должны посмотреть на самих себя и на свою жизнь, усилить наш пост и молитву,
      чтобы покаянием и направлением своей жизни умилостивить Бога".
      В трудное время епископ Петр и сам терпел нужду. Бывало, кто-нибудь из прихожан
      отрывал от своего скудного пайка в сто граммов половину хлеба и подавал ему.
      Владыка не отказывался: поблагодарит, улыбнется и возьмет кусочек — зачастую
      это была вся его еда на весь день.
      Все деньги епархиального управления шли в пользу голодающих, и к середине лета
      1922г. служащие епархиального управления оказались практически без средств к
      существованию. Тогда владыка обратился к благочинным епархии с просьбой о помощи.
      Когда летом 1922г. начался обновленческий раскол, епископ Петр немедленно
      запретил в служении тех священников Тверской епархии, которые присоединились
      к расколу, предав факт запрещения широкой огласке, чтобы предупредить мирян
      об опасности обновленчества.
      Летом 1922г. владыка Петр написал обращение к пастве:
      "У этих живоцерковников-обновленцев — ничего нет религиозного; они
      религией лишь прикрываются, они деятели политические, хотя многие и не понимают
      сего. Мы политикой не должны заниматься, не наше это дело. Мы должны признавать
      советскую власть, подчиняться ей по христианской совести и держаться строго
      декрета об отделении Церкви от государства. Нужно обновление не Церкви, а нас
      самих. Мы не умеем, мы разучились усваивать и понимать благодатный дух церковных
      установлений, оттого и кажется нам многое лишним, ненужным, устарелым. Как ни
      прискорбно явление раздора и смуты в Церкви — мы должны благодарить Бога за
      него, ибо в это время отделится пшеница от плевел и каждый оглянется на себя и
      выявит, насколько он христианин православный. Молю Бога, чтобы Он сохранил в
      истинной Церкви побольше людей, хотя и по Писанию знаю, и из наблюдений над
      окружающими вижу, что мало останется истинно верующих".
      Цензура ГПУ отказала епископу в публикации воззвания: "Ввиду того, что обращение
      натравливает одну часть духовенства и верующих на другую, что возбраняется
      декретом об отделении Церкви от государства, который предоставляет право каждому
      гражданину и обществу верить, во что он хочет, и молиться кому и как хочет, в
      печатании данного обращения отказать, а епископа Петра привлечь к ответственности
      за неподчинение соввласти, за применение во время письма дореволюционной
      орфографии".
      Тучков из секретного отдела ГПУ потребовал доказательств, что епископ Петр это
      воззвание распространял. У близкого к епископу протоиерея о.Василия Куприянова
      безуспешно пытались вырвать показания для ареста епископа. Арестовать епископа
      и вести дело в Твери местное ГПУ побоялось и сообщило Тучкову: "Епископ Петр
      предварительным следствием уличен в распространении не разрешенного цензурой
      обращения и на днях будет арестован со всей кучкой тихоновцев. Просим вашего
      разрешения препроводить епископа Петра с его компанией и со всем материалом
      сразу же после ареста к вам во избежание возбуждения фанатиков". Секретный отдел
      ответил согласием, и в ноябре владыку арестовали
    Аресты
      Тверь, Желтиков Успенский мужской монастырь 
      Год ареста 1922 
      День ареста 24 
      Месяц ареста 11 
      Вместе с епископом Петром были арестованы протоиереи Василий Куприянов и
      Алексий Бенеманский, казначей Новоторжского Борисо-Глебского монастыря
      иеромонах (в будущем епископ) Вениамин (Троицкий), секретарь епископа Петра
      Александр Преображенский и Алексей Иванович Соколов.
      В конце ноября 1922г. они были отправлены в Москву. Вместе с ними был отправлен
      епископ Новоторжский Феофил (Богоявленский)
    Осуждения
      Комиссия НКВД по административным ссылкам 
      26 /02 /1923 
      Обвинение "распространение воззвания епископа Тверского Петра, направленного явно против всякого обновленческого движения в Церкви и в поддержку контрреволюционной политики Тихона" 
      Приговор  2 года ссылки в Туркестан 
      Групповое дело "дело епископа Петра (Зверева) и др., 1923г." 
      Из протокола допроса: "Ваше отношение к обновленческому движению?" — "Обновление
      считаю необходимым в Церкви, но в рамках неприкосновенности догматов, ВЦУ
      считаю канонически незаконным и самозванным учреждением" — "Причина вашей
      активной борьбы, т.е. словом и делом, со сторонниками ВЦУ?" — "Их еретическое
      учение, т.е. отрицание ада и рая и т.п; кроме того, они являются, по моему
      мнению, политическими деятелями" — "Ваш взгляд и отношение к Патриарху Тихону?" —
      "Признаю его главою Русской Церкви в церковных делах"
    Места заключения
      Москва, Бутырская тюрьма 
      Год начала 1922 
      Месяц начала 11 
      Год окончания 1923 
      Епископ Петр пробыл в Бутырской тюрьме всю зиму 1922–1923гг.
      Москва, Таганская тюрьма 
      Год начала 1923 
      Месяц начала 2 
      Год окончания 1923 
      Все арестованные по этому делу были приговорены к ссылке в Туркестан.
      В день стояния Марии Египетской (четверг пятой седмицы Великого Поста) они
      были отправлены этапом в Ташкент. Духовным детям удалось повидать епископа Петра
      перед отправкой. Из воспоминаний его духовной дочери:
      "Пробравшись на платформу, одна духовная дочь епископа первая увидела
      за двумя решетками владыку и глазами нам показала.
      Когда я увидела худое, покрытое особой тюремной бледностью лицо
      владыки, громко зарыдала. Владыка улыбнулся, и ко мне донеслись его слова, хотя
      говорил он почти шепотом из-за конвоя: "Как я рад вас видеть. Но почему Вы
      плачете? Меня не надо жалеть, надо за меня радоваться". В это время у него от
      недоедания начался авитаминоз, и вся голова была забинтована"
      Узбекистан, г.Ташкент 
      Год начала 1923 
      Год окончания 1923 
      Перед отправкой на место ссылки заключенных выпустили из тюрьмы.
      Прихожане городского собора приготовили им обед, принесли множество куличей
      (был четверг Светлой Седмицы), чаю, сахара, подарили каждому по рубашке.
      Вечером уезжал о.Алексий Бенеманский, стали прощаться. Волнение владыки было
      так велико, что он заплакал и поспешил уйти в приготовленую для него комнату
      Владыка Петр далее был направлен в пос.Перовск (Кзыл-Орду)
      Средняя Азия, пос.Перовск (ныне г.Кызыл-Орда) 
      Год начала 1923 
      Год окончания 1924 
      Пробыл в ссылке в Перовске более года. Жил в очень тяжелых условиях, болел
      цингой, в результате чего лишился зубов. Ему удалось наладить (не сразу) переписку
      с остальными ссыльными. Иногда письма передавались через машиниста поезда:
      келейник епископа подходил к поезду, машинист открывал дверцу и бросал пачку
      писем на снег. Получив корреспонденцию, владыка сразу же принимался за чтение,
      а прочитанные письма келейник бросал в печь. Только через год ссыльные стали
      регулярно переписываться через монахиню Олимпиаду (Пороховицкую).
      В письмах обсуждали насущные церковные проблемы (обновленчество, арест
      Патриарха Тихона и т.д.) и ставили вопрос: как поступать, не жертвуя интересами
      Церкви и в то же время избегая прямого столкновения с властью.
      В 1923г. освободили из заключения Патриарха Тихона, и он подал властям список
      архиереев, без которых не мог управлять Церковью; в их число входил
      и епископ Петр. В конце 1924г. он был освобожден и вернулся в Москву

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ