Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ГодСмерти 1917 Дела odk.800 => odk.800 Фотографии
2 Фотоальбом Фотоальбом oea-10.jpg
Дела oea.10
    ( * ) Василий (Богдашевский Дмитрий Иванович) 
    Фамилия Богдашевский 
    Год рождения 1861 
    День рождения 19 
    Месяц рождения 10 
    Место рождения Волынская губ., Владимир-Волынский у., Порицкая вол. (Украина, Волынская о., Иваничевскиий р.), с.Завидов 
    архиепископ 
    Специальность доктор богословия, профессор 
    Родился в семье священника с.Завидов Волынской губ. Дмитрия Ивановича Богдашевского
    и его жены Варвары Иосифовны. У Василия был брат Апеллий (учился в Волынской
    Духовной Семинарии, умер от туберкулеза в 1879г.)
    Фотографии[1] [2] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1910г.] [1910-1913гг.] [1913-1914гг.] [1914-1924гг.] [1924-1925гг.] [1925-1933гг.]
      Образование
        Мелецкое духовное училище
        Год окончания 1876 
        Волынская Духовная Семинария
        Год окончания 1882 
        В 1882г. окончил 2-е отделение Волынской Духовной Семинарии с аттестатом I разряда
        Киевская Духовная Академия, богословское отделение
        Год окончания 1886 
        кандидат богословия 
        В 1886г. окончил богословское отделение Киевской Духовной Академии со степенью
        кандидата богословия с правом получить степень магистра чрез напечатание сочинения
        и удовлетворительное защищение его в присутствии Совета.
        Оставлен в КДА для приготовления к профессорскому званию.
        В 1885–1887гг. в Волынских епархиальных ведомостях опубликовал первые научные
        работы: "Учение о пастырстве в поучениях и посланиях русских митрополитов и
        епископов XII-XIV вв.", "Разбор древних и новейших мнений, противных учению о Промысле
        Божием"
      Служение
        Киевская Духовная Академия 
        Должность и.д. доцента, доцент (с 17.11.1890г.), экстраординарный профессор (с 1902г.), сверхштатный ординарный профессор (с 1905г.), штатный ординарный профессор (с 1907г.), инспектор КДА (с 1909г.) 
        Год начала 1887 
        Год окончания 1910 
        В 1887г. назначен и.о. доцента по кафедре истории древней и новой философии КДА,
        За представленную 17 августа 1889г. диссертацию на тему
        "Лжеучения, обличаемые в первом послании св.Апостола Иоанна" 17 ноября 1890г.
        утвержден Указом Св.Синода в степени магистра богословия.
        Вскоре назначен доцентом КДА.
        В 1897г. по собственному прошению переведен с кафедры истории философии на кафедру
        Священного Писания Нового Завета.
        С 1902г. — экстраординарный профессор КДА.
        В 1904г. удостоен степени доктора богословия за сочинение "Послание апостола Павла
        к Ефесянам. Исагогико-экзегетическое исследование" (Киев, 1904г.).
        С 1905г. занимал должность сверштатного ординарного профессора КДА, с 1907г. —
        штатного ординарного профессора КДА на кафедре истории Нового Завета
        В 1909г. овдовел.
        С 1910г. являлся главным редактором "Трудов Киевской Духовной Академии"
      Награды
        орден св.Станислава 3-й степени 
        Год награждения 1894 
        День 15 
        Месяц 5 
        медаль в память царствования императора Александра III 
        Год награждения 1896 
        День 26 
        Месяц 2 
        орден св.Анны 3-й степени 
        Год награждения 1897 
        День 6 
        Месяц 5 
        орден св.Станислава 2-й степени 
        Год награждения 1902 
        День 6 
        Месяц 5 
        орден св.Анны 2-й степени 
        Год награждения 1906 
        День 6 
        Месяц 5 
      Рукоположение
        диакон 
        1910 
        День 4 
        Месяц 9 
        иерей 
        1910 
        День 5 
        Месяц 9 
        Кто рукоположил епископ Чигиринский Павел (Преображенский), викарий Киевской епархии 
        протоиерей 
        1910 
        День 26 
        Месяц 9 
      Служение
        Киевская Духовная Академия 
        диакон, иерей, протоиерей 
        Должность штатный ординарный профессор КДА на кафедре истории Нового Завета, заслуженный ординарный профессор (с 1912г.) 
        Год начала 1910 
        Год окончания 1913 
        В 1912г. в связи с 25-летим научной деятельности удостоен звания заслуженного
        ординарного профессора
      Награды
        орден св.Владимира 4-й степени 
        Год награждения 1910 
        День 6 
        Месяц 5 
        камилавка 
        Год награждения 1910 
        День 26 
        Месяц 9 
        нагрудный знак и медаль "В память 300-летия Дома Романовых" 
        Год награждения 1913 
        День 21 
        Месяц 2 
        орден св.Владимира 3 степени за службу по епархиальному ведомству 
        Год награждения 1913 
        День 6 
        Месяц 5 
      Рукоположение
        иеромонах 
        Василий 
        1913 
        День 24 
        Месяц 9 
        Место Киев, Антониева пещера Киево-Печерской Лавры 
        Кто рукоположил митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий) 
        архимандрит 
        1913 
        День 5 
        Месяц 10 
        Место Киев, Софийский кафедральный собор 
        Кто рукоположил митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий) 
      Служение
        Киев, Киевская Духовная Академия 
        архимандрит 
        Должность заслуженный штатный ординарный профессор, ректор КДА (с 29.07.1914г.) 
        Год начала 1913 
        День начала 24 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1914 
        День окончания 6 
        Месяц окончания 8 
        29 июля 1914г. назначен ректором Киевской Духовной Академии и настоятелем Киевского
        Братского Богоявленского монастыря.
        Состоял членом комиссии по научному изданию славянской Библии
        Киев, Братский Богоявленский монастырь 
        архимандрит 
        Год начала 1914 
        День начала 29 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1914 
        День окончания 6 
        Месяц окончания 8 
      Награды
        орден св.Владимира 4-й степени 
        Год награждения 1910 
        орден св.Владимира 3-й степени 
        Год награждения 1913 
      Рукоположение
        епископ 
        1914 
        День 6 
        Месяц 8 
        Место Киев, Софийский собор 
      Служение
        Киевская епархия 
        епископ 
        Должность епископ Каневский, викарий Киевской епархии, ректор КДА 
        Год начала 1914 
        День начала 6 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1920 
        В 1914г. избран почетным членом Московской Духовной Академии.
        В 1915г. избран почетным членом Петроградской и Казанской Духовных Академий.
        С 1914г. являлся товарищем председателя Киевского религиозно-просветительского
        общества.
        С приходом февральской революции в 1917г. епископ Василий направил от лица
        профессоров и преподавателей КДА на имя главы Временного
        правительства кн. Г.Е.Львова поздравительную телеграмму и от себя лично —
        приветствие новому обер-прокурору Синода В.Н.Львову.
        Несмотря на изменения, происходившие в Академии (разрешение преподавания ряда
        предметов и написания диссертаций на украинском языке, обсуждение проекта открытия
        богословских курсов для женщин), возглавляемая епископом Василием академия
        ориентировалась в своей деятельности на политику Временного правительства России и
        демонстрировала неприятие украинизаторских проектов Центральной Рады и сепаратистского
        курса.
        Из-за тяжелого материального положения было прекращено издание "Трудов КДА".
        В сентябре 1917г. вышел последний выпуск, где были опубликованы статьи епископа
        Василия "Неповрежденность четвертого Евангелия" и его перевод с латыни творения
        блж.Августина "Две книги Евангельских вопросов".
        После октябрьской революции 1917г. КДА была вынуждена искать компромисса с
        Центральной Радой. Епископ Василий обратился в Генеральный секретариат Украины
        с просьбой о финансировании академии.
        В это время был принят ряд мер по украинизации КДА.
        Епископ Василий просил Синод РПЦ дать благословение на открытие трех новых кафедр:
        истории Украины, украинского языка и украинской литературы, планировалось также
        открыть кафедру западного права.
        14 января 1918г. проект нового устава КДА был представлен Совету.
        В этом проекте содержался пункт о разработке и последующем использовании в
        учебном процессе украинской богословской терминологии.
        Ряд профессоров, несогласных с курсом на украинизацию духовных школ, вышли из
        преподавательской корпорации КДА.
        Во время ожесточенных военных действий в районе Киева в январе 1918г. занятия
        в академии не проводились.
        Занятия возобновились после установления на Украине режима гетмана П.П.Скоропадского
        В 1918г. епископ Василий болел, но продолжал руководить академией.
        Епископ Василий отказался от предложения националистически настроенной т.н.
        Всеукраинской православной церковной Рады возглавить Киевскую митрополию вместо
        законного митрополита Киевского и Галицкого сщмч. Владимира (Богоявленского).
        Епископ Василий не участвовал в работе Поместного Собора Православной Российской
        Церкви 1917–1918гг., но принял участие во Всеукраинском церковном Соборе,
        открывшемся в январе 1918г. в Киеве, возглавив сформированную Собором Учебную
        Комиссию.
        Ввиду наступления большевиков Собор вскоре после открытия был вынужден прекратить
        заседания.
        29 января 1918г. епископ Василий участвовал в отпевании в Софийском соборе г.Киева
        убиенного митрополита Владимира.
        22 февраля 1918г. Патриарх Московский и всея Руси свт.Тихон принял решение о
        назначении епископа Василия управляющим делами Киевской митрополии, но тот
        отказался принять назначение.
        В мае 1918г. вместе с другими архиереями епископ Василий не поддержал предложение
        министра исповеданий гетманского правительства В.В.Зеньковского отложить выборы
        Киевского митрополита до Всеукраинского церковного Собора.
        19 мая 1918г. на Киевскую кафедру был избран митрополит Харьковский
        Антоний (Храповицкий).
        2–3 июня 1918г. епископ Василий принял участие в совещании епископов, проведенном
        по инициативе Зеньковского, на котором высказался против созыва новой сессии
        Всеукраинского Собора. Однако по настоянию гетмана Скоропадского летом 1918г.
        Собор продолжил свою деятельность, Епископ Василий принял участие в его работе.
        Министерство исповеданий Украины представило на Соборе свой проект реформы
        системы религиозного образования, вызвавший резкое неприятие большинства
        участников заседания. Учебная комиссия во главе с епископом Василием пыталась
        занять компромиссную позицию и переработать проект Министерства исповеданий.
        В частности, комиссия предложила предоставить женским епархиальным училищам
        права средних духовных школ по образцу светских женских гимназий, переименовать
        их в епархиальные женские гимназии, а также изъять церковноприходские школы
        вместе с имуществом из ведения Министерства просвещения в совместное ведение
        Церкви и Министерства исповеданий.
        На 14-м пленарном заседании 2-й сессии Собора 10 июля 1918г. Учебная комиссия
        представила два доклада о реформе духовных школ, направленных на повышение
        их общеобразовательного уровня до уровня государственных средних школ,
        на сохранение специфики церковных учебных заведений: объема преподаваемых
        богословских дисциплин и религиозного характера воспитания учащихся.
        Однако эти предложения не встретили поддержки митрополита Антония и большинства
        членов Собора, настаивавших на сохранении прежнего характера духовного образования.
        Епископ Василий высказывал опасение, что если реформа не будет принята,
        то духовные школы Украины лишатся поддержки властей, и это пагубно отразится
        на их дальнейшей деятельности.
        Проблема финансирования деятельности КДА и других духовных школ заставляла
        епископа Василия ориентироваться на Министерство исповеданий, что послужило
        причиной осложнения отношений епископа Василия с митрополитом Антонием.
        По предложению митрополита Антония Собор большинством голосов высказался
        за сохранение старой структуры духовных школ и принял решение отложить
        обсуждение проекта реформы до следующей сессии, определив, что реформа должна
        идти не в светском направлении, а в сторону усиления церковно-пастырского
        характера.
        Собор обратился с ходатайством к гетманскому правительству о материальной
        поддержке преподавателей духовных школ и выравнивании оплаты их труда
        в соответствии с оплатой служащих Министерства образования.
        16 августа 1918г., несмотря на протесты митрополита Антония, гетман Скоропадский
        подписал новый т.н. Временный устав КДА, который предусматривал ее автономию
        (свободные выборы ректора, профессоров и преподавателей), а также адм.
        зависимость от Министерства исповеданий.
        По новому уставу в КДА были введены обязательные курсы украинского языка,
        украинской литературы, права, истории Украины и Украинской Церкви.
        Предполагалось открытие новых кафедр, однако из-за отсутствия средств эти
        нововведения не были осуществлены полностью.
        Также Министерство исповеданий предложило КДА разработать программу теологических
        факультетов, которая была утверждена на Совете КДА 13 июля 1918г.
        Однако на 3-й сессии Всеукраинского Собора митрополит Антоний в резкой форме
        выступил против нового устава КДА и других инициатив Министерства исповеданий,
        в частности против открытия богословских факультетов при университетах
        Украины.
        В 1918г. по решению Всеукраинского Собора епископ Василий был назначен
        председателем переводческого комитета при Киевской митрополии, организованного
        для работы над переводом Священного Писания и богослужебных текстов
        на украинский язык.
        Работа епископа Василия в этой области не удовлетворила националистов,
        о чем свидетельствуют многочисленные упреки участников "самосвятского"
        лжесобора 1921г., адресованные архиерею — епископу Василию и возглавляемому им
        комитету.
        На 3-й сессии Всеукраинского Собора Учебная комиссия во главе с епископом Василием
        выступила с предложениями реформировать образование в семинариях.
        Первые 4 класса Духовных семинарий должны были быть преобразованы в отдельные
        мужские школы с преподаванием общеобразовательных дисциплин.
        После их окончания выпускники получали право продолжить обучение в светских
        учебных заведениях.
        5-е и 6-е классы Духовных семинарий должны были стать пастырско-богословскими
        школами с более сложной, чем в семинарии, программой, включающей в себя
        специальные богословские дисциплины.
        Однако большинство разработанных Учебной комиссией материалов делегаты Собора
        не успели рассмотреть, заседания были прерваны государственным переворотом и
        приходом к власти Директории, которую вскоре возглавил С.В.Петлюра.
        После ареста и высылки в Галицию митрополита Антония и архиепископа
        Евлогия (Георгиевского) 20–21 декабря 1918г. в Киеве по инициативе Херсонского
        и Одесского митрополита Платона (Рождественского) был собран Собор
        украинских православных архиереев, на котором постановили образовать Контору
        Священного Собора епископов Украины для решения церковных дел между сессиями
        Собора.
        Контору возглавил Дионисий (Валединский), епископ Кременецкий, викарий
        Волынской епархии. Ее членами были избраны Киевские викарии — епископ Василий
        и епископ Уманский Димитрий (Вербицкий).
        Однако реальным органом высшей церковной власти Контора так и не смогла стать,
        поскольку 1 января 1919г. Директория своим декретом объявила об автокефалии
        Украинской Церкви, в связи с чем из приверженцев автокефалии во главе с
        Екатеринославским архиепископом Агапитом (Вишневским) была сформирована
        т.н. Украинская высшая освященная церковная Рада.
        В период развития на Украине раскольнических движений, закончившийся образованием
        в 1921г. самосвятской Украинской автокефальной православной церкви,
        епископ Василий твердо придерживался принципа канонической верности
        украинских епархий св.Патриарху Тихону.
        14 июля 1921г. вместе с другими православными архиереями епископ Василий
        подписал Обращение Собора епископов Украины с призывом не признавать решений
        автокефалистского Украинского церковного собора Киевщины.
        18 августа 1921г. вместе со всем епископатом Украинской Церкви во главе с
        управляющим Киевской епархией Гродненским и Брестским архиепископом
        Михаилом (Ермаковым) епископ Василий подписал Обращение Собора епископов
        Украины, направленное против самосвятского лжесобора и автокефалистского раскола,
        возглавляемого В.Липковским.
        Епископ Василий был готов к диалогу с раскольниками, его целью было убедить их
        прекратить антицерковную деятельность.
        Так, 26 февраля 1920г. он присутствовал на литургии в трапезном храме
        Софийского собора (Малой Софии), совершаемой на украинском языке приверженцами
        Липковского, затем отслужил панихиду по Т.Г.Шевченко.
        На лжесоборе 1921г. также сообщалось, что в том году на Пасху приверженцы
        Липковского приходили к епископу Василию, и он принял их, христосовался с ними
        со слезами на глазах, однако негативного отношения к автокефалистскому движению
        не изменил
      Награды
        орден св.Анны I степени 
        Год награждения 1916 
        День 6 
        Месяц 5 
      Аресты
        Киев 
        Год ареста 1923 
        День ареста 4 
        Месяц ареста 4 
        Накануне ареста ему был прислан указ Всеукраинского Высшего Церковного Управления
        (ВУВЦУ) — высшего руководящего органа обновленческого движения от 3 апреля 1923г.:
             "Согласно постановлению Президиума ВУВЦУ от 15 января 1923г. Вы, за
              непризнание ВУВЦУ, противодействие церковно-обновленческому движению и
              церковную контрреволюцию, уволены на покой. При этом ВУВЦУ предупреждает
              Вас, что оно снимает перед гражданской властью всякую ответственность за
              дальнейшую Вашу деятельность.
                     Председатель ВУВЦУ митрополит Тихомир".
        В ночь со среды на четверг на Страстной седмице 1923г. как архиерей,
        не признавший ни самосвятской Украинской церкви, ни обновленческого ВЦУ,
        епископ Василий был арестован вместе с архиепископом Михаилом (Ермаковым) и
        епископом Димитрием (Вербицким). Перевезен в Москву в Бутырскую тюрьму
      Осуждения
        комиссия НКВД РСФСР по административным высылкам 
        16/05/1923 
        Приговор высылка в Зырянский край сроком на 2 года 
        Епископу Василию было инкриминировано, что он "агитировал против Советской власти
        путем проповедей".
        Епископ Василий виновным себя не признал, в своих показаниях указывал:
           "В своих проповедях никогда не касался политических тем, никогда не был
            контрреволюционером".
        Епископ Василий был приговорен к ссылке в Коми АО
      Места заключения
        Москва, Бутырская тюрьма 
        Год начала 1923 
        Месяц начала 4 
        Год окончания 1923 
        Месяц окончания 5 
        Коми (Зырян) АО, с.Ижма 
        Год начала 1923 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1924 
        Месяц окончания 8 
        12 апреля 1924г. Св.Патриарх Тихон безрезультатно ходатайствовал о его освобождении.
        С мая 1923 по август 1924г. епископ Василий находился в с.Ижма Коми (Зырян) АО.
        И хотя постановление НКВД о ссылке уже через три месяца было отменено,
        в Ижме ему пришлось провести в общей сложности больше года.
        Из письма от 27 марта 1924г. архиепископа Василия свои друзьям Ольге Павловне и
        Екатерине Ивановне Поваровым [13]:
                "Богу благодарение, я освобожден из ссылки. Освобождение мне дано еще
                 11 августа (ст.ст.) прошлого года, но бумага об этом получена в Ижме
                 только 4 января с.г. (ст.ст.), т.е. через 5 месяцев, зимою, в лютые
                 морозы, выехать не могу, да и средств на выезд требуют, (чтобы я ехал
                 за свой счет) у меня нет. Долго я думал и, наконец, посоветовавшись
                 с киевлянами, решил оставаться в Ижме до открытия пароходства, когда
                 путешествие будет легче, да и повезут на казенный счет... Тяжело, конечно,
                 быть изгнанником. Тяжело уже почти год не служить, да и теперь мне,
                 даже освобожденному, служить не разрешают. Но что же делать: нужно терпеть
                 и за все благодарить Бога, все устрояющего к нашему благу" .
        Архиепископ Василий уехал из Ижмы в августе 1924г.
      Служение
        Киевская епархия 
        епископ 
        Должность епископ Прилукский, викарий Киевской епархии 
        Год начала 1924 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1925 
        По окончании ссылки архиепископ вернулся в Киев, был назначен епископом Прилукским
      Рукоположение
        архиепископ 
        1925 
        В 1925г. возведен в сан архиепископа и награжден правом ношения креста на клобуке.
      Служение
        Киевская епархия 
        архиепископ 
        Должность архиепископ Прилукский, викарий Киевской епархии 
        Год начала 1925 
        Год окончания 1925 
        Киевская епархия 
        архиепископ 
        Должность архиепископ Каневский, викарий Киевской епархии 
        Год начала 1926 
        Год окончания 1933 
        День окончания 10 
        Месяц окончания 3 
        В конце 1925 — начале 1926г. вновь назначен на Каневскую кафедру.
        В марте 1926г. шесть епископов Украинской Православной Церкви подписали общее
        сообщение Экзарху Украины митрополиту Михаилу (Ермакову) против Григорианского
        раскола в РПЦ. Вскоре после этого, 12 марта 1926г. было принято обращение украинских
        православных иерархов к Заместителю Патриаршего местоблюстителя митрополиту
        Сергию (Страгородскому) с осуждением организаторов нового церковного раскола ВВЦУ.
        Среди подписавших оба эти документа был и архиепископ Каневский Василий (Богдашевский)
      Награды
        право ношения креста на клобуке 
        Год награждения 1925 
    Кончина
      1933 
      День 10 
      Месяц 3 
      Место Киев 
      Место захоронения Киев, Лукьяновское кладбище, 17-ый участок 
      Скончался 10 марта 1933г., по некоторым сведениям, от голода.
      Архиепископ Василий был похоронен в церкви Киево-Братского монастыря в Киеве.
      После разрушения монастыря его останки перенесли на Лукьяновское кладбище в Киеве.
      Сведения о последнем годе жизни архиепископ Василия содержатся в воспоминаниях
      В.П.Рыбинского. Он сообщает о бедственном материальном положении владыки, его
      подорванном здоровье, но наряду с этим свидетельствует:
          "Методичность свою он сохранил до старости. И в последние годы жизни он гулял
           в свои определенные часы. Но, конечно, ученой работы уже вести не мог...
           Кончина его была трогательна и такая, которая, по мнению верующих людей
           посылается только праведникам: будучи тяжело больным, несмотря на запрещение
           врача, он все-таки пошел служить всенощную, сказав, по воспоминаниям:
           "Хочу умереть в церкви". И действительно, по дороге в церковь, около Успенского
           собора упал и моментально скончался. Сейчас же его перенесли в Братский
           монастырь, облачили, и всенощную, которую он так хотел служить, ему пришлось
           слушать уже во гробе" [13]
      О твердости архиепископа Василия в православной вере, о его стойкости в гонениях
      и смирении перед волей Божией свидетельствуют его слова:
          "Вера не дает человеку впадать в отчаяние, всегда его ободряет и утешает.
           Люди, мало верующие,глядя на то, что мы переживаем, колеблются, а люди, глубоко
           верующие знают, что все переживаемое нами только клонится к славе Церкви,
           к ее величию. Если переживем, то ясно увидим, как премудры Божии планы,
           как Церковь, управляемая Христом, несокрушима" [13]
        3 апреля 2019г. решением Священного Синода Украинской Православной Церкви
      архиепископ Василий был прославлен в лике святителей и исповедников как местночтимый
      святой Киевской епархии с внесением его имени в Собор святых Киевской Духовной
      Академии
    Труды ->
      1."Послание святого Апостола Павла к Ефесянам". 1904
    Публикации ->
    Документы ->
      1.ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Л.76.

(*Биографический справочник "За Христа пострадавшие", ПСТГУ, М. 1997г., 698с.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ