Рукоположение
священник
1893
День 8
Месяц 9
Место Симбирск, Кафедральный собор
Кто рукоположил епископ Симбирский и Сызранский Варсонофий
8 сентября 1893г. он был рукоположен во священника и направлен на служение в
свой первый приход в с.Мариополь Карсунского уезда
Служение
Симбирская губ., Карсунский у., с.Мариополь
священник
Год начала 1893
День начала 8
Месяц начала 9
Год окончания 1897
День окончания 4
Месяц окончания 10
В этом селе о.Александр был также утвержден законоучителем и учителем в местной
школе грамоты, где обучал детишек Закону Божию, чтению и письму. В это время в семье
Телемаковых родился первенец, которого о.Александр назвал в честь Николая Чудотворца.
В начале октября 1897г. епископ Симбирский Никодим назначил о.Александра настоятелем
в храм села Коржевка
Симбирская губ., Карсунский у., с.Коржевка, храм Рождества Пресвятой Богородицы
священник
Год начала 1897
День начала 4
Месяц начала 10
Год окончания 1908
День окончания 26
Месяц окончания 8
Коржевка была старинным селом, основанным в 17 веке. В год приезда в Коржевку
о.Александра в селе было 469 дворов и около 2,5 тысяч жителей. В этот год село
отмечало 20-летие освящения построенного усердием прихожан храма в честь Рождества
Пресвятой Богородицы. При храме с 1891г. действовала церковноприходская школа,
заведующим которой и стал сразу по приезде в село отец Александр. В этой же школе
о.Александр преподавал Закон Божий. Одновременно стал законоучителем в местной
земской школе.
В Коржевке семья батюшки вновь пополнилась в 1897г. родился сын Федор, в 1899г.
Александр, а в 1902г. на свет появилась первая дочь Анна. Затем Господь послал
семейству еще детишек в 1904г. Екатерину, а в 1906г. сына Алексея. В 1908г.,
в год перевода о.Александра в соседнее с Коржевкой село Чумакино, матушка Анна
родила дочь Наталью
Симбирская губ., Карсунский у., с.Чумакино, Никольский храм
священник
Должность благочинный 6-го округа
Год начала 1908
День начала 26
Месяц начала 8
Год окончания 1932
День окончания 7
Месяц окончания 4
До 1908г. о.Александр избирался членом Совета по 6-му Карсунскому благочинному
округу, а в феврале 1908г. благочинным этого округа. В Никольском храме
с.Чумакино батюшка прослужил 25 лет, и все эти четверть века был ревностным
пастырем, которого любили и почитали прихожане. Как и прежде, много времени и сил
уделял образованию крестьян. Вплоть до октябрьского переворота 1917г. он был учителем
Закона Божия в местной земской школе, научая детей Слову Божию, прививая им нравственную
потребность следовать Заповедям Господним, открывая ученикам мир безграничной любви
Христовой.
В Чумакино семья о.Александра вновь пополнилась. В 1910г. родился сын Сергей, а
в святочные дни 1912г. Господь даровал ему и девятого ребенка дочь Нину. Дети
росли верующими, почитающими родителей, помогали друг другу, заботясь о каждом
члене семейства. Старшие дети уже вели самостоятельную жизнь Николай и Федор
стали офицерами, один на флоте, другой в пехотных войсках. Дочь Анна стала учительницей.
Младшие учились в школе, а самые маленькие наполняли дом священника смехом и
беззаботным весельем. Жизнь священника проходила в трудах. В хозяйстве Телемаковых
были и лошадь, и корова, собственный деревянный дом с 15 десятинами земли жили
небогато, но и не бедствовали.
Однако спокойному течению жизни в семье о.Александра, как и вообще жизни российского
государства, положил конец приход к власти безбожников-большевиков, которые
поставили Церковь вне закона, духовенство объявили врагами народа и начали на них
гонения. Будучи аполитичным человеком, о.Александр старался и при новой, враждебной
власти с честью и усердием выполнять свое самое важное служение у престола Божия.
Для него главным стало сохранить паству от бесовской безбожной заразы, которая,
как плесень, стала покрывать души человеческие.
Власти покоя священнику не давали. сначала, в 1925г., он был лишен избирательных
прав как "служитель культа". Потом у батюшки отобрали землю, оставив многодетной
семье всего две десятины, за которые сельсовет наложил на о.Александра непомерно
высокий налог. За неуплату этого налога в 1928г. священника "раскулачили", отобрав
у него и землю, и собственный дом со всеми надворными постройками, и лошадь,
и корову. Семья священника осталась без средств к существованию (доходы от служения
в церкви были мизерные ведь и у прихожан храма отбирали землю, зерно, скотину,
обрекая их на полуголодную жизнь) и переселилась в церковную сторожку.
Искусственно созданный в начале 1930-х годов голод в Поволжье унес матушку Анну,
с которой священник прожил 40 лет. Дети стали покидать родной дом и уезжать в города
Награды
набедренник
Год награждения 1897
Месяц 10
Кем награжден епископ Симбирский Никандр
наперсный крест
Год награждения 1914
Кем награжден Святейший Синод
медаль в честь юбилея организации приходских школ
медаль в память 300-летия Дома Романовых
Год награждения 1913
В начале 1930-х годов начались повальные аресты православного духовенства. В 1932г.
Сызранское ОГПУ "вскрыло" сеть к/р группировок. Были проведены аресты. По одному
из таких дел были привлечены к ответственности 22 человека, в том числе и 4 священника,
среди которых и священник Александр Телемаков
Аресты
Ульяновская о., Инзенский р., с.Чумакино
Год ареста 1932
День ареста 25
Месяц ареста 2
Осуждения
тройка при ПП ОГПУ по СВК
07/04/1932
Обвинение "участник к/р группировки церковников"
Статья ст. 5810, 5811 УК РСФСР
Приговор 5 лет ИТЛ
Согласно обвинительному заключению, "в целях борьбы с советской властью... создали
в селах Инзенского и Чамзинского районов к/р группировки из среды местных религиозных
фанатиков,... проводили нелегальные сборища для читки поучений черносотенного
характера, книги Сергея Нилуса, а также церковно-монархических книг Библия,
жития святых, Иоанна Златоуста и т.д.), используя для этой цели предрассудки
крестьянских масс, и проработки прочитанного в духе его преломления к настоящему
времени". О.Александру Телемакову в вину поставили и ведение личной переписки
с Сергеем Нилусом. Для власти, состоящей из лиц еврейской национальности,
"Протоколы сионских мудрецов" были страшным оружием.
В дневнике осужденного в 1933г. священника Багрянского есть такие строчки об отце
Александре и его мнении о Протоколах:
"Во время наших бесед о.Александр говорил, что евреи народ умный, что, может быть,
они и составят свое царство в Палестине, но когда это будет, или не будет,
нам неизвестно. Что же касается воцарения израильского царя, то России это не
коснется".
Исходя из таких "фактов", и судили отца Александра. На допросе о.Александр отвечал
на вопрос следователя о проводимой им к/р агитации, он отвечал:
"Я лично, кроме работы по укреплению христианской веры и защиты Церкви, никогда
никакой работы не вел"
Места заключения
Сызрань, Домзак
Год начала 1932
День начала 25
Месяц начала 2
Год окончания 1932
Архангельская о., Белбалтлаг
Год начала 1932
Год окончания 1934
Отбывая наказание на строительстве Беломоро-Балтийского канала, батюшка претерпевал
страшные лишения, холод и голод, издевательства и беззакония, тяжкий рабский труд,
но 64-летний священник выжил.
В конце 1934г. о.Александр был досрочно освобожден из заключения по болезни, как
сказано в документах