Служение
Московская губ., г.Сергиев (Сергиев Посад), церковь Вознесения Господня
протоиерей
Год начала 1928
Месяц начала 6
Год окончания 1937
День окончания 21
Месяц окончания 9
"По отбытии срока был отпущен на свободу в год 1928 в июне, когда в Посаде было
выслано около 150 человек. По приезде я утвердился на прежнем месте, не смотря
на то, что только накануне моего приезда было постановлено приходским советом
о лишении меня содержания от прихода и выбран священником некто
о.Преображенский. Сменившееся в городе Г.П.У. познакомившись со мной чрез
неоднократные допросы и дознав мою благонадежность, оставило меня в покое.
Когда мне явилась необходимость продать дом [после смерти жены в
1929г. и отъезда взрослых детей, которых было четверо, из Сергиева
Посада], несмотря на препятствия со стороны финорганов Господь к моему
утешению дал мне возможность устроить все в мою пользу и дал мне
возможность устроиться в маленькой, но удобной комнатке дома, где,
молю Господа, дать мне возможность безболезненно окончить дни мои.
Если Господь сподобит меня и этой своей милости последней в моей
земной жизни это будет знаком особого Божия промышления о
недостойном служителе Господа прот.Николае, как Он промышляет и о
всяком человеке.
Как особые знаки внимания милости Божией, расскажу три случая особого
Божия откровения: 2 во сне и 1 наяву. Я всегда чтил икону Богоматери Иверской
и, когда бывал в Москве, обязательно заезжал на поклонение к ней, но тропарей
ей не знал: и вот однажды: не помня дня, когда это было, я проснулся с пением
этого прежде мне незнакомого тропаря и с тех пор я знаю его на память.
Второй случай. 10-го июня ст.ст. 1930 г. во сне я отлично слышал
стройное хоровое пение"Свете тихий" и далее эту песнь, но с особым
следующим окончанием: "Сыне Божий вознесыйся на небо, воспойте людие,
пойте благоутробно".
В третий раз: это было наяву. в 1934г. я сидел за письменным столом
погруженный в думы. До моего слуха неожиданно стало доноситься пение стройного
хора. Я долго прислушивался и никак не мог понять, где и что поют. Но
вслушавшись внимательнее, я едва уловил умилительное пение хвалы Творцу:
"Аллилуйя, Аллилуйя..." По близости нигде не могло быть этого пения. Оно
достигло моего слуха, верю, из иного мира. О если бы Господь сподобил бы меня
быть участником этого пения хора, подумал я тогда же.
Со времени моего возвращения из Соловков, не прекращаются слухи о
закрытии нашего храма. Когда эти слухи доходят до моего уха, я прошу у всех
одного, это молитвы о сохранении наших храмов в руках православных. Были
поразительные явления. В 1932 году когда Пасха приходилась на 18 апреля 1-е
мая по нов. ст. незадолго до нее было постановление проведенное т.Ефремовым
заведующего школами в собрании 500 учащихся о закрытии нашего храма; это
постановление было представлено городскому совету, который сделал распоряжение
начальника милиции, но последний узнав, что постановление сделано
несовершеннолетними, отклонил постановление. В другой раз в 1933 пожарные и
электрическ.(?) [так в тексте] общество решили для своих целей использовать
храм Вознесения и для своих надобностей врыли столбы около храма. Но между
ними произошло какое-то несогласие и дело с храмом ликвидировано. В 1934 г.
перед праздником Пасхи служащие почти постановили просить о закрытии
Вознесенского храма, так как он своим звоном мешает занятиям, и просили
местные заводы и фабрики подержать их требование, что последние и сделали. Но
городской совет, находя, что звон беспокоит служащих и рабочих не одного
Вознесенского храма, а и всех загорских храмов, нашел за лучшее воспретить
звон во всех храмах и этим ограничиться. При хождении по приходу в Пасху
некоторые говорили, что нашему храму назначено существовать только до среды
Пасхи. Но волею Божиею храм существует и до настоящего времени. Господи!
сохрани его во веки в руках православных! Господь хранит и кладбищенский
посвященный Его имени до настоящего дня. 1934 г. 13 сентября храм на кладбище
Всемилостливого Спаса закрыт. Да будет на все воля Божия!
1936г. После окончания учения в мае месяце директор школы, бывшей
мужской гимназии поставил пред родительским собранием вопрос закрытии
храма Вознесения, что собрание подтвердило. Но Божие милосердие хранит
и до ныне 11(24)/Х [1936г.] дня.
В октябре начале этого [1936г.] года было собрание в РИКе лиц посторонних,
которые предложили закрыть Вознесенский храм, Представители РИКа заметили, что
за этим храмом они не менее следили, чем и многие трудящиеся. Но храм теперь
может быть закрыть община [так в тексте] верующих: если между ними начнутся
непорядки, если они не будут уплачивать налоги, не будут совершать-исполнять
ремонт: но приход Вознесения стоит на высоте своего положения. Пока нет
возможности приступить к их храму.
Вскоре после этого в школе рядом с бывшей гимназией, бывшей думе.
происходил педагогический совет, на котором были представители РИКа.
Педагогический совет заявил им, что соседство храма мешает им в педагогической
деятельности: дети часто забегают в храм и не всегда возможно их удержать.
Необходимо закрыть храм. Председатель РИКа заявил: какие же они педагоги, что
не могут оказывать свое влияние на детей? Если их больше тянет в храм, чем
школа: нужно поставить школу на такую высоту, привлечь к ней детей, чтобы
постоянно тянула к себе школа и интересовал педагогический персонал".
И последняя дословная запись: "15/I 1937г. По молитвам Иконы Божией
Матери Неопалимой Купины Господь сохранил [сына] Гришу от неминуемого
пожара в конторе и сохранил все документы и бумаги по бухгалтерии"