Образование
      Томское духовное училище
      Томская Духовная Семинария
      Год окончания 1902 
      В 1902г. окончил Томскую Духовную Семинарию по I разряду
      Казанская Духовная Академия
      Год окончания 1906 
      кандидат богословия 
      При поступлении сдал экзамены в числе первых десяти человек, получивших
      наивысшие баллы.
      Обучался на казенном счету.
      В донесении врача академической больницы Д.Виноградова Несмеянов был отмечен
      как "страдающий сердцебиением от органического порока сердца".
      В 1906г. окончил КАЗДА со степенью кандидата богословия с правом преподавания
      в духовной семинарии.
      Кандидатское сочинение его было по Священному Писанию Нового Завета:
      "Сын Человеческий по изображению Евангельских речей Господа Иисуса
      Христа", написанное под руководством известного богослова М.И.Богословского
      и проф.П.В.Юнгерова
    Служение
      Самара, домовая церковь Самарского среднего сельскохозяйственного училища 
      Должность законоучитель, преподаватель истории 
      Год начала 1906 
      День начала 18 
      Месяц начала 10 
      Год окончания 1907 
      Месяц окончания 9 
      По прошению 18 октября 1906 г., по окончании академии, Дмитрий Несмеянов
      был определен законоучителем и преподавателем истории в Самарском сельскохозяйственном
      училище
      Омск 
      Должность епархиальный миссионер 
      Год начала 1907 
      Месяц начала 9 
      Год окончания 1911 
      В 1907–1911гг. по прошению был переведен в Омскую епархию на должность
      епархиального миссионера по борьбе с сектантством.
      Кроме того, епископом Омским Гавриилом Дмитрий Несмеянов был назначен членом
      Епархиального училищного совета.
      Преосвященный епископ Омский и Семипалатинский Гавриил (Голосов) отмечал:
         
      "С самого начала прохождения службы Несмеянов ревностно принялся за изучение
          сектантства, частые беседы его с сектантскими начетчиками укрепляли
          сознание православных в истинности православия".

      Из доклада игумена Иосифа (Еременко) на конференции "Из истории противосектантской
      деятельности Русской Православной Церкви" в Павлодарском государственном
      университете 27–29 сентября 2005г.:
         "В первой половине февраля 1910г. Павлодарский уезд посетил епархиальный
          миссионер Д.А.Несмеянов. Миссионер объехал почти все поселки уезда, где
          компактно проживали сектанты,.. где провел около 20 бесед с сектантами и
          православными. Две беседы были проведены в г.Павлодаре: 7 февраля —
          "Об иконопочитании" и 8 февраля — "О водном крещении". Обе беседы проходили
          в Народном Доме, и на каждой присутствовали не менее тысячи человек...
          На этих беседах, кроме православных, были молокане, баптисты и немцы-лютеране.
          Во время архипастырских посещений приходов Павлодарского уезда
          епископом Омским и Семипалатинским Гавриилом... его сопровождал епархиальный
          миссионер Д.А. Несмеянов, который...в каждом посещаемом приходе проводил
          противосектантские беседы...
          Так, 19 августа 1910г. епископ Гавриил прибыл в г.Павлодар для закладки
          каменного трехпрестольного храма на месте сгоревшей в 1901г. Флоро-Лаврской
          казачьей церкви. В поездке епископа Гавриила сопровождал епархиальный
          миссионер Д.А. Несмеянов. Во второй половине дня 22 августа епископ
          Гавриил присутствовал в Народном Доме на беседе миссионера Д.А.Несмеянова
          с молоканским начетчиком Ф.Е.Сычевым...
          Поселок Ивановский Павлодарского уезда со всех сторон был окружен сектантами...
          В 1911г. ... Д.А.Несмеянов беседовал в Верном с молоканами о водном Крещении.
          В Ивановке миссионер в присутствии православных, баптистов и молокан
          провел с местным баптистским начетчиком А.Жабиным беседу, посвященную
          почитанию православными святых икон".

      25–27 марта 1908г. в с.Макушино Д.А.Несмеянов провел беседы с сектантами на темы: учение
      о спасении, об иконах, о крещении младенцев, доказав всю несостоятельность
      учения баптистов.
      По неизвестным причинам священный сан Дмитрий Архипович не принял.
      Сохранился его рапорт епископу Омскому Гавриилу, где он просил отложить
      рукоположение на будущее время ввиду серьезной болезни его жены
      Оренбург, Вознесенская церковь 
      Должность псаломщик, противосектантский миссионер, член Епархиального училищного совета (с 3.05.1912г.) 
      Год начала 1911 
      Летом 1911г. Дмитрий Архипович по собственному прошению был переведен на должность
      епархиального противосектантского миссионера Оренбургской епархии.
      С женой Марией Ивановной и трехлетней дочерью Галиной он поселился в Оренбурге.
      В храме Вознесения Господня он исполнял обязанности псаломщика и, как
      обладающий музыкальными дарованиями, пел на клиросе.
      3 мая 1912г. Дмитрий Архипович был назначен членом Епархиального училищного
      совета.
      Впоследствии он был назначен также членом Оренбургской Епархиальной экзаменационной
      комиссии [6 (ОЕВ. 1915. N 8. С.73.)], [6 (ОЕВ. 1915. N 21–22. С.311.)].
      [7 (ОЦОВ. 1918. 28 янв. С.3.)].
      Поприщем, принесшим Д.А.Несмеянову известность и авторитет богослова
      в Оренбуржье, была должность епархиального миссионера по борьбе с сектантством,
      его успешная деятельность в обличении старообрядческого раскола.
      В 1910г. Д.А.Несмеянов был секретарем и докладчиком на миссионерских съездах
      в Иркутске и Казани, за что был награжден Библией от Священного Синода
      [ГАОО. Ф.173. Оп.4. Д.6339. Л.11 об.].
      Д.А.Несмеянов регулярно проводил беседы о вреде сектантов и раскольников
      [6 (ОЕВ. 1912. N 17. С.191)], организовывал и вел миссионерские курсы
      [6 (ОЕВ. 1914. N 42–43. С.30)], писал полемические статьи, выступал с докладами
      перед священноначалием о мерах борьбы с сектами [6 (ОЕВ. 1912. N 44. С.459–464.)].
        "...В июне 1914г. миссионерскими противосектантскими курсами руководил
         епархиальный миссионер Д.А.Несмеянов. На курсах было до 60 человек, в числе
         их были окружные миссионеры, священники, учителя и простые миряне.
         Во время утренних заседаний г.Несмеянов раскрывал положительное учение
         святой Церкви систематически по каждому предмету, разбирал отрицательное
         учение сектантов, знакомил с новейшими способами борьбы, словом, со всеми
         миссионерскими приемами.
         Миссионер Несмеянов, достойнейший руководитель курсов, за свое образцовое
         ведение дела был награжден поднесением ему образа, адреса, золотых часов,
         что является явным свидетельством того, насколько горячо отнеслись
         собравшиеся на курсы к благому делу миссии" [6 (ОЕВ. 1914. N 42–43. С.30.)].
      В Оренбургской епархии Д.А.Несмеянов стал добрым помощником епархиальным архиереям
      в их поездках по епархии. Во время таких поездок ему поручалось произносить
      проповеди во время Божественной литургии [6 (ОЕВ. 1913. N 2. С.57)].
      В 1914г. были опубликованы "Воспоминания о последней поездке Феодосия,
      епископа Оренбургского и Тургайского, по епархии", в которых, кроме всего прочего,
      были описаны посещения переселенческих поселков Тургайской области и службы
      в них Д.А.Несмеянова.
      За плодотворную деятельность по устройству и организации противосектантской
      миссии владыка Мефодий (Герасимов) ходатайствовал перед Священным Синодом
      о награждении Дмитрия Несмеянова орденом св.Анны III степени (документов о том,
      получил ли миссионер эту награду, не сохранилось) [ГАОО. Ф.305. Оп.1. Д.15. Л.2.].
      С началом Первой мировой войны в Оренбурге Несмеянов Д.А. стал активным членом
      епархиального комитета Красного Креста для помощи больным и раненым воинам
      [6 (ОЕВ. 1915. N 5. С.41.)].
      Он также состоял членом совета Оренбургского Епархиального Михаило-Архангельского
      Братства [6 (ОЕВ. 1915. N 12. С.125.)] и Епархиального комитета Православного
      Миссионерского общества [Адрес-календарь Оренбургской губернии 1917г. С.35.].
      В послужном списке Дмитрия Несмеянова сохранилась благодарность от совета
      Михаило-Архангельского Братства за понесенные труды по ревизии и операциям
      с имуществом братского магазина [ГАОО. Ф.173. Оп.4. Д.6339. Л.6 об.-7.].
      Во время Первой мировой войны Д.А.Несмеянов был удостоен награды
      "Во внимание к усердным трудам в связи с обстоятельствами текущей войны и
      в воздаяние особо выдающейся заботливости о наших воинах, их семействах и
      беженцах, поселившихся на территории Оренбургской епархии".

      В 1915г. Д.А.Несмеянов был назначен епархиальным наблюдателем церковно-приходских
      школ Оренбургской губернии.
      В мае 1917г. Д.Несмеянов активно участвовал на проходившем в Оренбурге
      Первом Свободном съезде духовенства и мирян Оренбургской епархии.
      Несколько заседаний им было проведено в качестве председателя.
      В восьмой день съезда, на вечернем заседании обсуждалось положение миссионеров
      епархии и меры по улучшению их работы. Дмитрий Архипович горячо отстаивал
      улучшение условий содержания миссионеров [7 (ОЦОВ. 1917. N 21. С.1.)].
      После Февральской революции на обсуждениях он говорил:
          "Со свободой наше сектантство подняло голову и теперь готовится использовать
           открывшиеся пути и средства к широкой пропаганде своего зловредного учения.
           Хороший миссионер — это особое призвание, и стать им может человек,
           искренне желающий посвятить себя этому делу...
           И здесь хорошим подспорьем являлись пастырские школы (были закрыты в 1917 г.),
           где священники с отдаленных приходов уже непосредственно обучались миссионерскому
           делу...". [7 (ОЦОВ. 1917. Май.)].
      Д.А.Несмеянов был участником и регулярных собраний духовенства, где, несмотря
      на отсутствие священного сана, имел авторитетный голос.
      Из документов 9-го общего собрания градо-Оренбургского духовенства):
          "...Довольно оживленные прения возникли по поводу предложения комиссии
           о внесении на обсуждение предстоящего Поместного Собора вопроса о замене
           церковнославянского богослужебного языка русским. Некоторые члены собрания
           (Д.А.Несмеянов, И.С.Иллюминарский) горячо восставали против этого
           предложения, заявляя, что эта реформа может повлечь за собой новый
           раскол в Русской Церкви" [7 (ОЦОВ. 1917. 18 Мая. С.24.)].
      2 марта 1917г. в Оренбурге был избран Временный Гражданский комитет,
      сосредоточивший в своих руках власть в городе. Среди членов от духовенства
      большинством голосов был также избран и епархиальный миссионер Д.А.Несмеянов.
      В 1917г. Д.А.Несмеянов горячо отстаивал интересы Церкви, говорил о предстоящих
      бедствиях, организовывал самые решительные меры по борьбе с распоясавшимися
      сектантами и наступающим атеизмом на фоне провозглашенной всеобщей свободы.
      Из его доклада I окружному съезду клира и мирян Челябинского викариатства:
        "Время наступило ответственное и упускать его нельзя, если мы не хотим
         причинить непоправимый вред и себе лично, и Церкви" [7 (ОЦОВ. N 10. 11 Мая. С.2–3.)].
      В 1917г. на епархиальном Д.Несмеянов был избран делегатом от клира епархии
      на Священный Поместный Собор Православной Российской Церкви
      Священный Собор Российской Православной Церкви 1917–1918гг. 
      Должность член Священного Собора 
      Год начала 1917 
      Год окончания 1918 
      По избранию на Собор — клирик от Оренбургской епархии.
      На Соборе Д.А.Несмеянов лично познакомился со Святейшим Патриархом Тихоном и
      поддерживал его позицию
      Оренбург 
      Должность миссионер 
      Год окончания 1923 
      День окончания 24 
      Месяц окончания 9 
      По возвращении из Москвы в Оренбург, на заседании, посвященном итогам
      Поместного Собора, Дмитрий Архипович красноречиво донес до своих земляков о
      решениях этого эпохального события и "пережитых невзгодах в
      корниловские дни и во время большевистского выступления".

      Д.А.Несмеянов безбоязненно выступил в поддержку критики Патриархом Тихоном
      советского декрета об отделении Церкви от государства.
      Из материалов следственного дела Д.А.Несмеянова 1931г. (показания свидетеля):
          "...Несмеянов, ярый сторонник монархизма, Патриарха Тихона.
           Во время активного к/р выступления Тихона против конституции
           сов. власти об отделении Церкви от государства, Несмеянов в г.Оренбурге
           широко агитировал за поддержку к/р действий Тихона и сколотил порядочную
           группу церковников — из числа сторонников Патриарха Тихона.
           Он тогда при всех случаях во всех разговорах выступал в роли активного
           поборника церковной политики Тихона и говорил, что церковь не может быть
           аполитичной, ибо она исторически подготавливала себя к политическому
           вмешательству. На этой почве он говорил:
               "Конституция сов. власти об отделении церкви от государства — начало
                насилия шайки разбойников..., захватывающих власть в России"" [Д1]
      И всегда впоследствии Дмитрий Несмеянов неизменно был сторонником Патриарха
      Тихона, призывая всех, духовенство и мирян, быть верными своему первосвятителю.
      В безбожные годы Д.А.Несмеянов ревностно и открыто встал на защиту попираемой
      большевиками Христовой веры: участвовал в диспутах с атеистами; выступал
      с разоблачениями марксизма; умел подкрепить слабеющих духом верующих против
      пропаганды безбожия.
      Из сообщения в "Церковно-общественном Вестнике":
         "В среду, 11 сентября 1918г., членом Священного Собора Д.А.Несмеяновым,
          в зале Городской Думы была предложена лекция на тему:
          "Гонения на Православную Церковь".
          В красивой речи лектор в течение 2 часов изобразил скорбный путь жизни
          Христовой Церкви с ее основания и до наших дней. Особенно подробно
          остановился лектор на положении Церкви в России при большевистском
          комиссародержавии.
          Разбором "знаменитого" декрета об отделении Церкви от государства,
          а также рядом фактов насилий над верующими, ограблений храмов Божиих,
          убийств и расстрелов пастырей и архипастырей Церкви Русской г.Несмеянов
          нарисовал мрачную картину явного гонения на православие со стороны
          действующих Божиим попущением большевистских властей и разнузданных банд
          Красной Армии.
          Свою лекцию г.Несмеянов закончил призывом к слушателям сплотиться вокруг
          православной церкви, ибо только в союзе с Церковью возможно спасение России
          от окончательной гибели. На лекции присутствовали многие депутаты
          Епархиального собрания и масса слушателей из городских жителей.
          По окончании лекции... была пропета "вечная память" всем, за веру и
          Церковь убиенным в тяжелые дни большевистского засилия.
          Лектору была принесена благодарность от имени слушателей" [7 (ОЦОВ. 1918. 15 сент. С.3.)].
      Советская газета "Оренбургский рабочий" статью о Несмеянове так и назвала:
      "Божий адвокат":
         "С нынешней весны по деревням в районе Орской дороги начал разъезжать
          бывший синодский миссионер Несмеянов. Он открыл борьбу с атеизмом...
          Весной он устроил, между прочим, диспут в Кувандыке, где своими
          демагогическими выходками настроил темную массу против безбожников...
          Необходимо отметить, что миссионер Несмеянов ставит темой своего выступления
          бытие Бога... [Оренбургский Рабочий. 1923. 24 июля].
      Антирелигиозная газета "Смычка" сообщала:
         "Диспуты в Орске и Кувандыке были для нас отрицательны, т.к. выступали
          неравные силы. Упомянем выступавшего с их стороны миссионера Несмеянова,
          с 20-летней практикой, обладающего знанием крестьянской психологии...,
          имеющего навык оратора... В Кувандыке Несмеянов своим выступлением создал
          прямо погромное настроение... Миссионер Несмеянов снабдил многих попов
          своими шпаргалками, где указаны все необходимые ссылки и выпады против
          безбожников. Такую шпаргалку мы видели у орского попа Фетисова, который
          старался использовать ее вовсю" [Смычка. 1925. N 19.]
    Места проживания
      Оренбург, Воскресенская, 53 
      Год окончания 1923 
      День окончания 24 
      Месяц окончания 9 
    Аресты
      Оренбург 
      Год ареста 1923 
      День ареста 24 
      Месяц ареста 9 
      Дмитрий Несмеянов арестовывался трижды.
      Первый арест был 24 сентября 1923г.
    Места заключения
      Оренбург 
      Год начала 1923 
      День начала 24 
      Месяц начала 9 
      Год окончания 1923 
      День окончания 6 
      Месяц окончания 10 
      6 октября 1923г. его освободили из-под следствия

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ