Ковригина Пелагия Васильевна ФамилияКовригина Год рождения1898 День рождения5 Месяц рождения10 Место рожденияПермская губ. (Пермская о., Куединский р.), д.Верх-Дойная монахиня ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1]
Пермская губ., г.Чердынь, Иоанно-Богословский женский монастырь монахиня Год начала1913 Год окончания1919
Игуменией и основательницей монастыря была матушка Руфина (Кокорева Ольга
Андреевна.
Из материалов следственного дела 1933г.: "В 1919г. из г.Чердыни при отступлении белых эмигрировала в Сибирь, а потом в Китай [Харбин игумения монастыря Руфина (Кокорева)...]. С Руфиной эмигрировали благочинная того же монастыря Петухова Аполлинария Михайловна и монашка Мичурина Августа Александровна... В Харбине Руфина основала общину из монашек, где видным лицом и ближайшим помощником Руфины стала некто Терехина Антонина Федоровна, служащая английской конторы...".
После закрытия и разграбления обители многие бывшие его насельницы, в том числе
монахиня Пелагия Ковригина, остались в Чердыни
Пермская о., г.Чердынь Год окончания1929
Из материалов следственного дела 1933г.: "Игумения Руфина завела письменную связь с Чердынью с оставшимися там монашками Ковригиной Пелагией и Щапковой Надеждой...".
Игумения, матушка Руфина приглашала Пелагию Ковригину и других монахинь
приехать к ней в Харбин, присылала монахиням деньги.
Из письма игумении Руфины к Пелагии Ковригиной: "...Молимся о всех вас... Когда получу твое письмо, пошлю тебе денег. Приезжайте с монахиней Надеждой [Щапковой], займите денег, а по приезде вашем вышлем все деньги... Полинька, родная, дорогая, приезжай! Если никто не поедет, ты одна, моя хорошая, очень нужна... Вам здесь много легче и спасительнее будет... Кланяйся всем, посылаю всем благословение... Храни тебя и всех моих сестер Господь. Ваша мама".
Из показаний монахини Пелагии на следствии 1933г.: "... В письмах ко мне Руфина, Терехина и Петухова называли меня и других монахинь в Чердыни страдалицы..., видимо, потому, что мы остались без монастыря и одни, и жили уже не в монастыре...Одновременно с письмами они помогали нам материально... Посылая на деньги, они обещались выслать еще большие суммы, если мы поедем к ним. Указывали, что надо ехать до Владивостока, а там обратиться к монашкам, живущим на морском кладбище, которые помогут перебраться в Харбин... Но мы, несмотря на эти приглашения, все же не уехали к ним, связанные в Чердыни воспоминаниями и близостью монастыря, а также наличием знакомых... Последнее мое письмо от конца 1928г. по предъявлении признаю, писано мной...".
В Чердыни монахиня Пелагия сначала была прихожанкой собора, после занятия его
обновленцами перешла в Успенскую церковь.
Из письма Пелагии Ковригиной из Чердыни игумении Руфине в г.Харбин от 13.06.1928г.: "Милая, незабвенная родная мамочка! 4 мая собор взяли обновленцы... Соборный притч со всем приходом перешел в Успенскую церковь. Как хорошо направилась церковная жизнь в Чердыни, совместно служили пассии и акафисты. Приехали хорошие священники о.Владимир Кожевников, о.Аркадия сын, вместо Скворцова [обновленца] и в Преображенскую церковь о.Алексей Горшков и Кольчуга. Теперь его [Скворцова], если кто встретит, называют Иудой-предателем. В собор к нему никто не ходит. Также Богоявленская церковь скоро перейдет на обновление. Затем наш отец Димитрий уехал к себе на родину в Рязань в гости. Вместо него у нас о.Аркадий [Кожевников]..."
В 1930г. монахиня Пелагия Ковригина переехала в Соликамск Пермская о., г.Соликамск Год начала1930 Год окончания1933 День окончания14 Месяц окончания4
Переехав в Соликамск, обосновалась впоследствии в одном доме с монахинями,
бывшими насельницами Соликамского монастыря.
Работала уборщицей, курьером. С 1931г. копировщица в организации
"Союзкалий".
В октябре 1932г. возобновилась переписка монахини Пелагии с игуменией Руфиной и ее
помощницей Антониной Терехиной, прерванная в 1928г.
Из показаний монахини Пелагии Ковригиной на следствии в 1933г.: "...В начале января сего [1933 ] года я получила письмо от Терехиной. Она просила сообщить, не желает ли кто отсюда из СССР переехать к ним в Харбин... Обсуждение наше о поездке в Харбин вылилось в желание покинуть страну, которую мы считали страной насилия м притеснения... Я лично не разделяла полностью мнения своих товарок, но некоторые стороны текущей жизни мне также не нравились, и я, если б представилась такая возможность, также поехала бы к Руфине...".
В начале 1933г. власти решили закрыть церковь.
Верующие, в том числе монахиня Пелагия Ковригина, защищали церковь,
установили дневное и ночное дежурство прихожан, писали ходатайства во ВЦИК
Пермская о., г.Соликамск Год ареста1933 День ареста14 Месяц ареста4
Монахиня Пелагия Ковригина была арестована и заключена в тюрьму вместе с группой
монахинь и священников г.Соликамска, и на них было заведено следственное дело
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР 29/10/1933 Обвинение"а/с агитация, член к/р группировки, к/р деятельность, распространение провокационных слухов, сопротивление закрытию церкви, связь с зарубежной монашествующей эмиграцией" Приговордело прекратить, из-под стражи освободить Групповое дело"Дело к/р монархической группировки монахинь и духовенства. Пермская о., г.Соликамк, 1933г."
Дело 879811 ГАДПР Пермской обл.
Из обвинительного заключения по следственному делу на "группировку": "В дореволюционное время на территории бывшего Верхне-Камского края главным церковно-монастырским центром являлся гор.Соликамск. На 4 тыс. жителей имелось 16 церквей и 2 монастыря. Благодаря проводимой культурно-массовой работе к 1931г. из 16 церквей осталось открытыми 2, церкви-монастыри были прикрыты в первые годы революции. Видя неустанное развитие промышленности [калийное], повышение культурного уровня населения, а на основе этого отход от религии значительного числа рабочих и служащих, группа монашек, проживающих в городе после ликвидации бывшего женского монастыря, и местное духовенство при посредстве а/с элемента из числа бывших собственников приступила к организации к/р деятельности... Как в городе, так и в деревне, группировка вела свою подрывную работу путем использования беглого и местного кулачества, ссыльных и монашек... Начиная с зимы 1932/1933г года, группировка в своей а/с агитации шла явно на ускорение восстания крестьянства, указывая, что перемена власти будет на Святую Пасху... Агитация была настолько сильно развита, что к апрелю месяцу в ряде деревень района, прилегающих к Соликамску, а также соседнего Камско-Березовского района создалось нервозное настроение среди крестьян... В 1932г., в момент закрытия одной из Соликамских церквей, группировка оказала активное сопротивление закрытию церкви путем организации дневной и ночной охраны церкви верующими из числа ссыльных и монашек и составления подложных ходатайств во ВЦИК с подписями ссыльных не членов религиозной общины... Игумения бывшего монастыря Руфина завела письменную связь с Чердынью с оставшимися там монашками Ковригиной Пелагией и Щапковой Надеждой... Переехав в 1930г. на жительство в г.Соликамск и обосновавшись впоследствии в одном доме с монашками Соликамского монастыря..., Ковригина в октябре 1932г. возобновила прерванную переписку с Руфиной... Следствием выявлено наличие связи с зарубежной монархической монашествующей эмиграцией и попытка к коллективному переходу госграницы частью членов группировки..."
Пермская о., г.Соликамск, тюрьма Год начала1933 День начала14 Месяц начала4 Год окончания1933 Пермская о., г.Березники, тюрьма ОГПУ Год начала1933 Год окончания1933 Месяц окончания10
После решения ОСО от 29.10.1933г. Пелагия Ковригина из-под стражи была освобождена.
Дальнейшая ее судьба неизвестна
1.Душу не погублю. Исповедники и осведомители в документах и... о методах агентурной работы/ Сост., предисловие В.А.Королева. М.: Содружество Православный Паломник, 2001. 240с., ил. С.1723,26,31,32.