Рукоположение
      архимандрит 
      1912 
      День 28 
      Месяц 6 
    Служение
      Московская губ., г.Сергиев Посад, Вифанская Духовная Семинария 
      архимандрит 
      Должность ректор 
      Год начала 1912 
      День начала 28 
      Месяц начала 6 
      Год окончания 1918 
      Месяц окончания 9 
      28 июня 1912г. о.Герман, с возведением в сан архимандрита, был назначен
      ректором Вифанской семинарии, в то время как архимандрит Филипп стал ректором
      Московской семинарии (находившейся в то время в Москве).
      Прежде всего на новом посту о.Герман затеял ремонт семинарии.
      Он придавал этому, казалось бы, сугубо хозяйственному предприятию особое
      значение. В 1917г. в ответном письме выпускникам-семинаристам, он писал:
          
      "В чувстве красоты или эстетизма заключается основной тон моих настроений
           Это не нажитое, не искусственно культивированное чувство красоты,
           а данное мне самой природой сильнее других руководило мной и в большой,
           сложной работе по переустройству семинарии. Вместо прежней, мрачной
           мне хотелось создать что-либо светлое, изящное, красивое...
           Я знал, что внешняя изящная простота непосредственно влияет на душу...
           и пролагает в ней путь к влиянию или, по крайней мере, помогает влиянию
           другой, более совершенной красоты — красоты духовной. Поэтому я глубоко
           страдал, не как хозяин, а как художник и педагог, когда все это чистое и
           изящное стало очень и очень скоро ломаться, заплевываться, грязниться и
           разрушаться. То или иное отношение к красоте говорит об известной глубине
           души... об ее чуткости к более сложным явлениям высшего порядка.
           Душа, зачарованная красотой, всегда чутка, гибка и нравственно подвижна.
           Обратное явление говорит об ее холодности, рассудочности, замкнутости и
           черствости. Теперь вам станет понятно, почему я так странно болезненно
           реагировал на всякую небрежность или неряшливость в одежде воспитанника,
           в обращении его с казенными вещами и помещениями и т.п.
           Человек не может жить без красоты, но он, сознательно или бессознательно
           раболепствуя самодержцу-рассудку, притупляет и уничтожает в себе начало
           вселенскости, всечеловеческой соборности, начало синтеза всех своих
           психических и нравственных сил... то, что я называю чувством красоты...
           Посмотрите, сколько волнующей душу красоты в природе, которую еще
           не успел исказить человек, и как мало ее в его личной жизни.
           Мы не воспитываем в себе этого чувства. Отсюда мы мало и плохо чувствуем
           безобразие греха и порока и еще меньше чувствуем красоту добра и совсем
           почти не понимаем высшего средоточия этой красоты, всей ее поэзии,
           беспредельности и глубины — красоты веры и молитвы...
           Для меня богослужение — высшая поэзия, совершенная, "неизреченная"
           музыка, преображающая душу красота".

      В отремонтированной семинарии особенно нарядным выглядело праздничное
      убранство в день храмового праздника апостола Иоанна Богослова.
      К этому дню семинария была украшена трудами воспитанников зеленью,
      которая гирляндами расположена была по иконостасу храма.
      В том же году широко отмечался важный для Вифанской семинарии юбилей —
      столетие со дня кончины митрополита Платона. Накануне, 10 ноября,
      состоялось празднество в Спасо-Вифанском монастыре.
      11 ноября Вифанская семинария торжественно отмечала у
      себя юбилейную дату. Литургию, вместе с епископом Феодором и
      архимандритом Германом, служили архимандрит Товия, ректор Московской
      семинарии архимандрит Филипп, инспектор Казанской Академии архимандрит
      Гурий и другие, был приглашен знаменитый протодиакон Константин Розов.
      Семинария, как и Спасо-Вифанская обитель, отмечали "Московские церковные ведомости",
      вновь украсилась гирляндами зелени и цветов.
      Вообще семинарское хозяйство требовало многих забот.
      Семинария насчитывала около 350-ти воспитанников, которые не только учились,
      но и жили в ней. Квартиры большинства преподавателей находились при ней же.
      В феврале 1914г. был начат капитальный ремонт, о котором правление семинарии
      вело переписку с Синодом с 1910г. Производилась также реконструкция некоторых
      помещений, устраивалась современная канализация, сооружался новый колодец с
      водонапорной башней и проч. Основная часть работ была завершена в следующем
      году, но и после кое-что продолжало доделываться.
      В августе 1916 года по железной дороге прибыл заказанный у Оловянишниковых
      колокол весом 1.25 пуда и 3 фунта...
      Помимо административной работы в семинарии, отец Герман не оставлял и
      преподавания Священного Писания.
      Труды архимандрита Германа на посту ректора были оценены священноначалием:
      24 мая 1916г. он был награжден орденом святого равноапостольного
      князя Владимира четвертой степени.
      Живя в Сергиевом Посаде, о.Герман посещал процветавшую в то время
      Смоленскую Зосимову пустынь, где подвизались два знаменитых старца —
      схиигумен Герман и иеросхимонах Алексий, и сблизился там с некоторыми монахами,
      особенно часто посещал Гефсиманский скит, с настоятелем которого игуменом
      Израилем его связывали особенно тесные дружеские отношения.
      Часто посещал Свято-Троицкую Сергиеву Лавру — среди ее насельников он нашел
      близких себе по духу.
      Ко времени жизни в Сергиевом Посаде относится также знакомство о.Германа
      с семейством Верховцевых, Верой Тимофеевной и ее дочерью Натальей Александровной,
      поселившихся там в 1916г. Вера Тимофеевна была духовной дочерью о.Иоанна
      Кронштадтского и оставила воспоминания о нем.
      Отношение о.Германа к Вере Тимофеевне было глубоко почтительным, хотя он и
      не всегда соглашался с ее суждениями.
      Благодаря Вере Тимофеевне о.Герман сблизился и с митрополитом Макарием.
      С Н.А.Верховцевой о.Германа соединяли глубокие дружеские чувства — они были
      родные по духу.
      Переписка с Верховцевыми продолжалась до самого последнего ареста
      епископа Германа. Письма Владыки были сохранены Натальей Александровной.
      Отец Герман бывал также в семье своего брата Леонида Степановича,
      находил время и для занятий со своими маленькими племянницами.
      Племянница Галина Леонидовна вспоминала:
          "Когда епископ Герман жил в Вифании, он брал нас с сестрой с собой
           на прогулку в Платоновскую рощу. Считалось, что митрополит Платон любил
           в ней гулять...
           Наша семья была музыкальная, и в доме часто звучало фортепиано.
           Мне навек запомнилось выражение лица Владыки во время исполнения Бетховена.
           Он сосредоточенно слушал, с каким-то самоуглубленным вниманием.
           Казалось, он отрешен от людей, от окружающей обстановки.
           Ни у кого я не видела больше такого выражения лица...
           Помню кабинет Владыки в Вифании. Большая комната, два окна.
           Большой письменный стол, стоящий торцом к окну... Много книжных шкафов...
           Фисгармония — на другой стороне, у стены...
           Играл Владыка не учась, по слуху. У него был хороший голос, и он пел
           за церковными службами.
           Еще осталась в памяти молельня. Это небольшая комната, вся увешанная иконами,
           среди которых были старинные, несколько икон современного художника,
           который расписывал академическую церковь в Сергиевом Посаде.
           В молельне стоял аналой, пахло ладаном и горели лампады, было уютно и
           строго, как в церкви".

      В июле-августе 1915г., во время семинарских каникул, по распоряжению
      св.Синода, архимандрит Герман служил священником в Могилевской военно-местной церкви.
      Весной и летом 1917 года, с 1 апреля по 10 августа, отец Герман, уже
      не по предложению Синода, а по своему личному побуждению, отправился
      как священник в действующую армию. Там он получил письмо выпускников,
      наставником которых, инспектором и ректором, он был в течение шести лет и
      прочитал слова, которые явились для него великой наградой за его
      самоотверженное служение в семинарии:
          "Наше искреннее слово к Вам, окидывая взором протекшие шесть лет,
           в то же время может и Вами считаться как итог Вашей жизни в Вифании.
           ...Мы Вам единодушно говорим: дух святителя Платона, небесного покровителя
           и управителя (ректора) нашей семинарии, невидимо руководил Вашей
           деятельностью, благодаря тому, что Вы благоговели перед его личностью
           и жили теми заветами любви, которые оставил семинарии ее устроитель.
           Любовь к юношеству и забота о нем диктовалась Вам этими заветами, а
           также и Вашим юношески искренним и добрым характером.
           Только теперь, простившись с Вами, как это всегда бывает, мы во всей
           полноте, и притом все до единого, искренне поверили в Вашу любовь,
           не жалеющую себя. Поверьте же, наш отец Ректор, и в искренность нашей
           постоянной благодарной любви. В наших глазах Вы выросли много выше других
           наставников: поэтому в своем дальнейшем возрастании мы постоянно будем
           просить Ваших советов, Ваших молитв. Некоторые из нас никогда не
           забудут того светлого настроения, которое мы выносили в великие
           праздники из храма нашего Апостола Покровителя.
           Именно Вы сообщали службе церковной светлую праздничность, ту торжественность,
           которая поднимает молитвенное настроение".

      Вернувшись с фронта, о.Герман продолжил свое прежнее служение.
      Над семинарией, в которую им было вложено столько любви и молодых сил, нависала
      угроза закрытия.
      17.01.1918г. о.Герман был определен епископом Вольским, викарием Саратовской епархии,
      но хиротония по каким-то причинам не состоялась.
      Вифанская семинария была закрыта в сентябре 1918г. и до последних
      дней ее существования архимандрит Герман оставался ее ректором
      Москва, Данилов монастырь 
      архимандрит 
      Год начала 1918 
      Месяц начала 9 
      Год окончания 1919 
      День окончания 13 
      Месяц окончания 9 
      После закрытия Вифанской Духовной Семинарии о.Герман уехал в Москву и поселился
      в Даниловом монастыре, настоятелем которого с мая 1917г. был издавна знакомый
      ему и уважаемый епископ (позже архиепископ) Феодор (Поздеевский),
      один из самых стойких противников компромиссов с Советской властью.
      В Даниловском монастыре тогда собралась группа епископов, разделявших такие
      взгляды.
      К 1918г. относится его участие, совместно с епископом Феодором (Поздеевским)
      в работе над одним из лучших акафистов, появившихся в XX веке, — акафистом
      преп.Даниилу, Великому князю Московскому.
      Первые семь кондаков и икосов были ранее написаны неизвестным автором.
      По-видимому, о.Германом составлена заключительная часть, начиная с восьмого
      кондака.
      Епископу Феодору, по его собственному свидетельству, принадлежит редакторская
      правка, главным образом с целью сокращения.
      К этому же времени или немного раньше относится начало окормления
      Владыки у о.Алексия Мечева, о чем имеется свидетельство близкой к о.Алексию
      Марии Тимофеевой (впоследствии монахини Марии), помнила епископа Германа
      в маросейском храме и другая духовная дочь о.Алексея, Павла Федоровна Хватова
    Награды
      орден св.кн.Владимира IV степени 
      Год награждения 1916 
      День 24 
      Месяц 5 
      Кем награжден Государь Император Николай II 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ