Федотов Дмитрий Афанасьевич 
    Фамилия Федотов 
    Год рождения 1885 
    День рождения 4 
    Месяц рождения 2 
    Место рождения Смоленская губ., Вяземский у., Новосельская вол., д.Комягино 
    священник 
    Родился в семье крестьян Афанасия Федотовича и Параскевы Агаповны Федотовых. Был
    крещен священником Иосифом Гаврииловичем Ильенковым 5 февраля 1885г.
    Окончил церковно-приходскую школу в селе Новое, где законоучителем был священник
    Нил Иоаннович Зазыбин, а учителем диакон Георгий Апполонович Кудрявцев.
    По окончании школы Дмитрий решил продолжить духовное образование в училище
    Фотографии[1] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до середины 1930-х гг.] [до 1938г.] [1938г.]
      Образование
        Гжатская церковно-учительская семинария
        Держал экзамен и поступил в церковно-учительскую семинарию
        духовное училище
        Год окончания 1904 
        В 1904г. окончил духовное уездное училище и в последующем по результатам экзаменов
        был зачислен в Казанскую Духовную академию на миссионерские курсы
        миссионерские Богословские курсы при Казанской Духовной Академии
        Год окончания 1907 
        Окончил Богословские курсы в 1907г.
        27 июня 1907г. венчался с Параскевой Андрониковой из православной
        крестьянской семьи в Сретенской церкви г.Вязьмы. Впоследствии у них родилось
        9 детей. Был рукоположен в сан иерея
      Рукоположение
        священник 
        1907 
        День 7 
        Месяц 10 
        Место Смоленская епархия 
        Кто рукоположил епископ Смоленский и Дорогобужский Петр (Другов) 
        Определен на священническое место к церкви Пресвятой Богородицы села Пушкино
        Дорогобужского уезда Смоленской губернии
      Служение
        Смоленская губ., Дорогобужский у., с.Пушкино, храм Пресвятой Богородицы 
        священник 
        Год начала 1907 
        День начала 7 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1909 
        Месяц окончания 12 
        Благодаря доброму нраву, уважительному отношению к верующим, а также пунктуальностью,
        принципиальностью в исполнении дела служения Богу и ближнему, о.Дмитрий Федотов
        заслужил уважение не только своих прихожан и жителей окрестных деревень, но и жителей
        уездного города Дорогобужа. Будучи человеком открытым, общительным,
        инициативным, кроме своей служебной деятельности, он заявил о себе еще и особой
        формой просветительства, направленной на борьбу за здоровый образ жизни паствы,
        против пьянства, издавна охватившего крестьянские семьи.
        В декабре 1909г. епископом Смоленским и Дорогобужским преосвященнейшим Феодосием
        (Феодосиевым) был назначен на священническое место к Никольской церкви села
        Яковлевичи
        Смоленская губ., Ельнинский у., с.Яковлевичи, Никольская церковь 
        священник 
        Год начала 1909 
        Месяц начала 12 
        На новом месте о.Димитрий быстро познакомился с прихожанами, узнал их быт, кто
        и как живет, чем занимается, каков семейный промысел, не привержены ли хозяева
        к вину, кто одинок, кто хвор или немощен. Поговорив с каждым, приглашал на богослужения,
        убеждал подготовится и придти в церковь исповедаться и причаститься св.Таин.
        На протяжении всего своего пастырского служения он следовал следующему правилу:
         "Полюби тех, кому хочешь рассказать о Христе, затем сделай так, чтобы они тебя
        полюбили, а потом говори им о Христе". Крестьяне приняли нового священника.
        К этому времени набирала силу революционная пропаганда, подрывавшая основы государства.
        Агитаторы из Петербурга и других крупных городов призывали крестьян к неповиновению,
        к бунтам. Крестьяне стали отказываться платить налоги, участвовали в противоправительственных
        митингах, организуемых приезжими активистами, эсерами и большевиками. Видя то, как
        социальные и политические изменения начинают раздирать чувства и умонастроения
        жителей волости, о.Димитрий в своих проповедях вне храма стремился вести
        разъяснительную работу с тем, чтобы избежать смуты и вражды среди прихожан,
        призывая их к благоразумию, взвешенному отношению к призывам людей, далеких от
        земли, не знающих быта, устоев и традиций русских сел и деревень.
        Как и на предыдущем месте своего иерейского служения, в с.Пушкино, о.Димитрий
        был активным борцом за трезвый образ жизни прихожан. Он поддерживал стремление
        правящего архиерея Смоленской епархии организовать Смоленское Общество борьбы
        с алкоголизмом. Вел самостоятельно большую просветительскую работу, организовывал
        диспуты и проводил беседы не только с прихожанами своего храма, но выступал
        и на волостных и уездных собраниях. Это положительным образом сказывалось на нравственном
        состоянии Яковлевичского прихода. Ровно десять лет после революции о.Димитрий
        окормлял свою паству и жителей других сел и деревень, по разным обстоятельствам
        не имевших своего сельского священника. В своих проповедях он пояснял, что христианская
        жизнь заключается в ежедневной молитве, регулярном посещением богослужений с частой
        исповедью и причащением. Он призывал во всем следовать Христовым заповедям и даже
        самым трудным из них, таким, как — любить тех, кто ополчается против тебя, любить
        врагов своих.
        Получив в свое время благословение епископа Феодосия, отец Дмитрий молился над
        одержимыми людьми. Представители безбожной власти обвинили священника в контрреволюционном
        воздействии на прихожан.
        Несмотря на запреты, угрозы и предупреждения священник Димитрий Федотов совершал
        таинства и проводил все обряды, согласно канонам Православной Церкви. Совершал
        молебны на полях, призывал крестьян не забывать Бога и Царя, не верить антихристу.
        О.Дмитрий отзывался на любое личное обращение, просьбу о помощи. В любую погоду
        шел туда, где ждали от него поддержки и помощи. Он исповедовал пришедших паломников,
        когда бы они не пришли, даже ночью, в домашней церкви, устроенной в одной из комнат.
        Это не укрылось от соответствующих органов новой власти. Дмитрий Афанасьевич дважды,
        в 1925 и в июне 1926 года, состоял под следствием. Сначала — в связи с изъятием
        переписки со священнослужителями, а затем — из-за проведения молебнов и крестных
        ходов. И в 1925 и в 1926 годах дела завершались административными взысканиями.
        Но 20 июня 1927г. уполномоченный Смолгуботдела ОГПУ по Ельнинскому уезду, Норко,
        руководствуясь ст.145 УПК постановил произвести обыск "в квартире и других помещениях",
        принадлежащих гр.Федотову. 22 июня о.Дмитрий был арестован
      Аресты
        Смоленская губ., Ельнинский у., с.Яковлевичи 
        Год ареста 1927 
        День ареста 22 
        Месяц ареста 6 
        Дело, возбужденное по ст.58–10 ч.2 по невыясненным причинам было закрыто 07.07.1927г.,
        изъятое при обыске было возвращено, но на свободу о.Дмитрий отпущен не был. Спустя
        два месяца после ареста, 1 сентября 1927г. дело в отношении священника было вновь
        возбуждено, и оба дела, июньское и вновь открытое, были объединены в одно
      Осуждения
        Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 
        23/09/1927 
        Обвинение "антисоветская агитация, распространение к/р воззваний Патриарха Тихона, подрыв доверия у населения к советской власти и ВКП/б" 
        Статья ст.58–10 УК РСФСР 
        Приговор 3 года высылки в Зырянский край (Коми) 
        Проходил по делу N 13167-С.
        О.Димитрию, как сказано в обвинительном заключении, "непримиримому противнику
        советской власти", инкриминировали распространение контрреволюционных воззваний
        Патриарха Тихона, игнорирование советских гражданских законов и противодействие
        их выполнению населением, а также отказы крестьян под влиянием проповедей участвовать
        в кампаниях ударного характера, проводимых советской властью и партией.
        Кроме того, ему инкриминировали подрыв дела Народного образования, а также дела
        пионерской и комсомольской организации. И, наконец, его обвинили в подрыве доверия
        у населения к советской власти и ВКПб, свидетельствуя о том, что Коммунистическая
        партия ведет все крестьянство к гибели. Также ему ставилось в вину выполнение
        религиозных обрядов и проведение служб
      Места заключения
        Смоленская о., г.Ельня, Домзак 
        Год начала 1927 
        День начала 22 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1927 
        Проститься матушке Прасковье с мужем не позволили. Имея на руках пятерых несовершеннолетних
        детей, матушка обрабатывала имевшуюся у них землю до 1929г., которую в тот год
        реквизировали, за хлеб помогала по хозяйству приютившей ее семье. В справке,
        выданной 2 августа 1930г. Новояковлевическим крестьянским Глинковским
        РИКом Смоленского округа Западной области гражданке Федотовой, жительнице села
        Яковлевичи, для предоставления в Смоленский окружной Избирком, было указано, что
        "вышеуказанная гражданка совершенно не имеет средств к существованию", и она
        "действительно не имеет связи со своим мужем". Жили тем, что двое старших детей,
        Михаил 15 лет, и Петр 13 лет, работали по найму в деревне
        Коми АССР (Зырянский край) 
        Год начала 1927 
        Год окончания 1930 
        По окончании срока дело о.Дмитрия Федотова было пересмотрено. согласно Протоколу
        Особого Совещания при Коллегии ОГПУ от 8 сентября 1930г. о.Дмитрий был лишен
        права проживания в 9 областях с прикреплением его к определенному месту жительства.
        Место проживания Д.А.Федотов избрал г.Сыктывкар
        Коми АССР, г.Сыктывкар 
        Год начала 1930 
        День начала 8 
        Месяц начала 9 
        Полностью отбыв ссылку, о.Дмитрий вернулся домой.
        По пути заехал в Смоленск, где встретился со своими давними знакомыми, священниками
        Николаем Конокотиным, Иоанном Зверевым, и был представлен архиепископу Серафиму
        (Остроумову), который определил о.Дмитрия на служение в церковь Рождества Пресвятой
        Богородицы села Рождество, что в 14 км. от села Яковлевичи
      Служение
        Смоленская о., Ельнинский р., с.Рождество, храм Рождества Пресвятой Богородицы 
        священник 
        Год окончания 1936 
        Продолжая служение в сельском храме, о.Дмитрий по-прежнему не оставался в стороне
        от жизни Церкви. В частности, он принимал активное участие в движении по возвращению
        верующим Смоленска Петропавловской церкви, закрытой властями в апреле 1936г. Он
        помогал верующим составлять петиции, заявления и жалобы. Так, летом 1936г. он
        помогал составить письмо на имя М.И.Калинина
      Аресты
        Смоленская о., Ельнинский р., с.Рождество 
        Год ареста 1936 
        День ареста 22 
        Месяц ареста 8 
        По доносу одной из жительниц села Рождество,
        о.Дмитрий был арестован в ночь с 21 на 22 августа 1936г. Вместе с ним
        в качестве обвиняемых были привлечены также граждане: Карп Данилов, кулак-лишенец,
        дважды судимый за к/р деятельность; Иван Овечкин, дьячок, ранее судимый; Михаил
        Ходин, церковный староста, кулак-лишенец. Все они содержались в тюрьме г.Спас-Деменск
      Осуждения
        Особое Совещание при НКВД СССР 
        27/03/1937 
        Обвинение "контрреволюционная агитация" 
        Статья ст.58–10 УК РСФСР 
        Приговор 5 лет ИТЛ 
        Групповое дело "Дело священника Димитрия Федотова и других, Смоленская о., 1937г." -> 
        Проходил по делу N 287-С.
        Из обвинительного заключения:
           "К августу 1936г. Управлению НКВД по Западной области стало известно, что на
          территории Рождественского, Гурьевского, Озерищенского сельских советов Ильинского и
          Дорогобужского районов группа руководящих церковников Рождественской церкви в
          лице Данилова, священника Федотова, а также дьячка Овечкина и церковного старосты
          Ходина, проводит среди населения систематическую антисоветскую агитацию.
          Священник Федотов, как у себя на дому, так и в церкви, в разговорах не советовал
          единоличникам вступать в колхозы, уверяя, что скоро будет перемена советской
          власти, и крестьяне освободятся от крепостного права в колхозах".
        Виновным себя о.Дмитрий не признал.
        Жители села Рождество не оставили в беде матушку с детьми, помогали, кто чем может,
        и дети продолжали учебу. В середине 1937г. старший сын Дмитрий, став ассистентом
        кафедры психиатрии Кубанского мединститута и, одновременно, заместителем главного
        врача Краснодарской областной больницы, собрал всю семью вместе и всех перевез
        на новое место жительства в Краснодар
      Места заключения
        Смоленская о., г.Спас-Деменск, тюрьма 
        Год начала 1936 
        День начала 22 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1937 
        Месяц окончания 3 
        Вместе с Карпом Исаковичем Даниловым о.Дмитрий был направлен во Владивосток "первым
        отходящим этапом в распоряжение начальника перевалочного пункта Севвостлага НКВД
        для направления на Колыму". Иван Овечкин и Михаил Ходин вину признали и были
        отправлены в ссылку в Казахстан.
        Как следует из архивной карточки ИЦ УВД по Магаданской области, в лагерь на
        Колыму о.Дмитрий не был принят по акту от 22 мая 1937г., как инвалид. Срок он отбывал
        в Юхтинской трудовой колонии инвалидов Свободненского района Амурской области,
        где работал рабочим по плетению корзин в Корзиночном цехе трудколонии
        Амурская о., Свободненский р., Юхтинская ТК инвалидов 
        Год начала 1937 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1938 
        В окрестных лагерях пребывало немало священнослужителей. Так, неподалеку, в
        Средне-Бельском совхозе, отбывали срок епископ Антоний (Панкеев), приговоренный
        в 1935г. по ст.58–10–11 УК РСФСР к 10 годам лагерей, архиепископ Онуфрий (Гагалюк)
        и другие православные священники
      Аресты
        Амурская о., Свободненский р., Юхтинская ТК инвалидов 
        Год ареста 1938 
        День ареста 29 
        Месяц ареста 3 
        В феврале 1938г. против епископа Антония было начато новое дело. Он был перевезен
        в Благовещенскую тюрьму. Спустя месяц, 29 марта, о.Дмитрий был также арестован
        "за антисоветскую агитацию" и в дальнейшем также содержался в Благовещенской тюрьме
      Осуждения
        тройка при УНКВД по Дальневосточному краю 
        29/04/1938 
        Обвинение "проведение антисоветской агитации против советской власти" 
        Статья ст. 58–10 УК РСФСР 
        Приговор высшая мера наказания — расстрел 
        Проходил по делу N П-65755.
        Из протокола допроса от 30 марта 1938г.:
            "Меня, как бывшего попа, некоторые религиозные заключенные встречали и просили
           разъяснения по религиозным вопросам, на которые я отвечал, как поп. Исповедания
           заключенных я не проводил и контрреволюционной работой не занимался"
      Места заключения
        Благовещенск, тюрьма 
        Год начала 1938 
        День начала 29 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1938 
        День окончания 2 
        Месяц окончания 6 
        Приговор был приведен в исполнение в ночь с 2 на 3 июня 1938г.
    Кончина
      1938 
      День 2 
      Месяц 6 
      расстрел 
      Место Благовещенск 
      Место захоронения неизвестно.
      На месте храма Свт.Николая в Яковлевичах жителями поселка Глинка Ельнинского района
      Смоленской области предпринимателем Дегтяревым А.П. и его женой Натальей Васильевной
      на собственные средства была построена часовня в честь Казанской иконы Божией
      Матери (освящена 17.09.2003г.)
      В 4-х километрах от часовни, в пос.Глинка заново отстроен храм во имя святителя
      Николая, и 13 июля 2007г. при освящении храма Св.Николая деревню посетил митрополит
      Смоленский и Вяземский Кирилл, ныне святейший Патриарх Московский и всея Руси.
      Он назвал место, где стоит часовня, благодатным и намоленным, и посоветовал найти
      потомков последнего священника церкви в Яковлевичах — о.Димитрия Федотова.
      В 2010г. с благословения Преосвященнейшего Феофилакта, епископа Смоленского и
      Вяземского в ограде часовни установлен Поклонный крест, а на самой часовне укреплены
      памятные доски с историей церкви св.Николая и историей служения о.Димитрия (Федотова).
      С благословения Преосвященнейшего Феофилакта, епископа Смоленского, Поклонный крест
      установлен также и у въезда в деревню Рождество, возле места, где стояла церковь
      Рождества Пресвятой Богородицы
    Реабилитация
      1
        Дата 21/07/1989 
        Кем реабилитирован Прокуратура Смоленской обл. 
        По году репрессий 1927 
      2
        Дата 26/10/1988 
        Кем реабилитирован Президиум Смоленского облсуда 
        По году репрессий 1937 
      3
        Дата 07/01/1957 
        Кем реабилитирован Амурский облсуд 
        По году репрессий 1938 
    Публикации ->
      1.Федотов Д.Д., Рафаил (Ивочкин), иеромонах. Дорогой правды. Жизнеописание священника Димитрия Афанасьевича Федотова (1885–1938). Смоленск, 2011. 96с., ил.
    Заявители ->
      1.Внук Федотов Дмитрий Дмитриевич

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ